Его Величество Имя Прилагательное. (ФГОС)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Захарченко Ольга Анатольевна

Основная цель урока -  систематизировать и обобщить знания по теме "Имя прилагательное".  На данном уроке развиваются такие познавательные компетентности как умение анализировать, систематизировать, делать выводы, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_russkomu_yazyku.rar57.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Его Величество Имя Прилагательное

Цели:

Образовательные:

  1. Систематизировать и обобщить знания по теме «Имя прилагательное».
  2. Зафиксировать неразрешённые на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности.

Развивающие:

  1. Развивать познавательные компетентности: умение анализировать, систематизировать,  делать выводы, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Воспитательные:

  1. Прививать интерес к русскому языку через показ выразительных возможностей прилагательных.
  2. Воспитывать умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Цель: создать положительный эмоциональный настрой.

У: На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё…

Д: Видят!

У: Уши внимательно слушают и всё…

Д: Слышат!

У: Голова ясно и хорошо…

Д: Думает!

      У: Посмотрите на сегодняшнюю дату. Что вы можете о ней сказать?

Д: Сегодня 1 марта, первый день весны.

У: Верно, а знаете ли вы, что март-слово нерусское. Оно пришло к нам из Византии. Наши древние предки называли этот месяц протальник, капельник. Как вы думаете, почему? ( Ответы детей, запись числа, классной работы)

Минутка чистописания

Цель: осуществлять анализ объектов с выделением существенных  признаков.

У: Букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, вы определите, если установите закономерность подбора букв в данных группах:

а            в                       ж             и                                л               н

      б                                        з                                                ?

 

У: Верно, букву м. Дайте характеристику звуку. (Ответы детей)

На доске записано предложение:

  Март зиму к…нчает, в…сну  начинает.

Задания:

1 уровень:

Списать пословицу, вставить пропущенные буквы. Поставить ударение.

2 уровень:

Списать пословицу, вставить пропущенные буквы. Определить род и число имён существительных.

  1. Актуализация знаний учащихся, целеполагание

Цель: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

     У: А сейчас послушайте стихотворение:
    У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить,

Им веселее будет жить!

У: О какой части речи говорится  в этом стихотворении?

     Какая тема нашего урока?

Д: Имя прилагательное.

У: Запишите тему урока.

У: Девизом нашего урока будут слова: «День сегодняшний - ученик вчерашнего» (Девиз прикреплён на доску). Как вы их понимаете?

У: Мы заканчиваем изучение большой и интересной темы «Имя прилагательное». Сегодня - обобщающий урок. Сформулируйте цели нашего урока.

Д: Повторим всё, что знаем об имени прилагательном, обобщим наши знания.

У: Что мы знаем об имени прилагательном?

В результате ответов детей на доске появляется запись:

Знаем

  1. Как изменяются имена прилагательные
  2. Как написать безударные падежные окончания
  3. Роль прилагательных в речи

У: Перед вами «Лесенка успешности». Отметьте значком, на какой ступеньке вы находитесь.

У: Сегодня на уроке мы проверим, как вы сможете применить ваши знания на практике. Кроме того, на каждом этапе работы вы будете самостоятельно оценивать свои умения с помощью «Таблицы результатов».

№ задания

Выполнил без ошибок

Допустил

1-2- ошибки

Допустил

3 и более ошибок

Мне необходимо поработать над… (перечислить темы для доработки)

1

А)

Б)

2

А)

Б)

3



Физкультминутка

  1. Систематизация и обобщение знаний учащихся.

Цель: развивать умение  делать выводы в результате совместной деятельности

  1. Работа по учебнику

Цель: закрепить умение согласовывать  имена прилагательные  с именами существительными в роде, числе и падеже

Упражнение 3, с.51, работа по рядам:

1 ряд - словосочетание «русская сказка»

2 ряд – словосочетание  «нижняя полка»

3 ряд -  словосочетание «трудное дело»

3.2. Выборочное списывание (работа с применением интерактивной доски).

Цель: проверить умение находить в тексте словосочетание сущ.+ прил., использовать мультимедийные  ресурсы для систематизации информации

На интерактивной доске записано стихотворение:

         Черёмуха

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

И кисточки атласные

Под жемчугом росы

Горят, как серьги ясные

У девицы-красы.

А рядом, у проталинки,

В траве между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

У: Выпишите из стихотворения словосочетания сущ.+прил. Укажите род, число.

После выполнения задания учащиеся цепочкой выходят к доске и электронным маркером подчёркивают прилагательные, указывают род, число.

У: Какое словарное слово встретилось в стихотворении?

Д: Серебряный

У: Какие орфограммы в этом слове нужно запомнить? (Ответы детей)

У: Мы выполнили задания. Давайте подведём итог и заполним «Таблицу результатов».

(Заполнение таблицы)

У: Сделаем вывод по работе с 1 группой заданий. Как связаны между собой в речи имена существительные и имена прилагательные? (Ответы детей)

У: А теперь мы проверим, насколько хорошо вы умеете писать безударные падежные окончания имён прилагательных.

  1. Работа в парах. (Задание на листках)

Цель: обогащать словарный запас и кругозор уч-ся на примере учебного материала, развивать коммуникативные навыки

 У: Прочитайте.  Впишите окончания. Соедините между собой равнозначные понятия.

Равносторонн… прямоугольник                        жираф

Самое больш… животное в мире                      нефть

Последн… день недели                                       Луна  

Самое глубок… озеро                                          воскресенье

Самое высок… животное на земле                     квадрат

Чёрн.. золото                                                         голуб… кит    

Естественн… спутник Земли                               Байкал

У: А знаете ли вы, что… (Интересные сведения о голубом ките и озере Байкал)                    

3.4. Самостоятельная работа.

Цель: уметь самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность

1 группа – самостоятельная работа по сборникам на оценку. Вставить безударные падежные окончания имён прилагательных.

2 группа – вставить безударные падежные окончания имен прилагательных. Проверка на интерактивной доске.

(Группы формируются по желанию учащихся, в зависимости от уровня подготовки).

У: Пришло время заполнить «Таблицу результативности».

У: Сделаем вывод по работе со 2 группой заданий. Как вы думаете, почему в учебнике сначала изучается имя существительное, а потом имя прилагательное? (Ответы детей)

  1. Творческая работа (работа по развитию речи).

Цель: развивать письменную и устную речь учащихся, воображение

У: Чтобы проверить, насколько хорошо вы умеете использовать прилагательные в речи, я предлагаю выполнить следующие задания:

1 группа (Олеся, Элина, Влада)- составить и написать небольшой текст-описание цветка (любого, на выбор), используя прилагательные из упражнения 8, с.50

2 группа (остальные дети класса) – дифференцированное задание двух уровней сложности. Уровень сложности дети выбирают сами.

1 уровень: Списать текст, вставляя имена прилагательные. Поставить буквы на месте пропусков.

2 уровень: Списать текст, вставляя имена прилагательные. Поставить буквы на месте пропусков. Дописать 2-3 предложения.

Пришла__________весна. Ярко светит____________со…це. Быстро тает _________сне… . Журчат _______руч…и.  З…л…неет ________ тра…ка на полях.  Л…тят с юга ___________птицы.

(После выполнения задания заслушать группу 1 и несколько детей из группы 2)

У: Какую смысловую нагрузку несут имена прилагательные в речи? (Ответы детей)

У: Заполним «Таблицу результатов»

Домашнее задание

  1. Итог урока.

Цель: развивать умение объективно оценивать свои возможности и результат деятельности. Зафиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности

У: А теперь снова вернитесь к «Лесенке успешности». Проанализируйте «Таблицу результатов» и  отметьте  значком, на какую ступеньку умений   вы себя поставите?

У: - У кого значки знаний и умений совпали?

     - А если не совпали, что нужно делать?

     -  Какой была ваша цель на уроке?

     -  Цель урока достигнута?

     - Придумайте ситуации из жизни, в разрешении которых поможет тема «Имя прилагательное».

Рефлексия

Цель: отследить эмоциональное состояние учащихся

У: Сегодня первый день весны, день пробуждения природы. Пусть нас и наших гостей порадуют первые весенние цветы. Разнесите картинки с цветами под таблички на доске:

Я работал на уроке с желанием, был уверен в себе. Мне было интересно.

Я работал без желания, боялся отвечать и выполнять работу.

        


Я работал на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался

Вывод учителя по результатам урока

У: Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по новому ФГОС по теме "Имя прилагательное"

Урок, на котором сравниваются прилагательные--антонимы, синонимы (деятельностный метод)....

конспект урока по русскому языку 2 класс ФГОС "Что такое имя прилагательное?"

Данный конспект открытого урока поможет  провести урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое имя прилагательное?" в соответствии с ФГОС...

урок русского языка в 3 классе по ФГОС "Имя прилагательное - мы с тобой дружны"

Тип урока:   Повторение и закрепление изученного  (прилагательное).Цели:обобщение знаний  учащихся о прилагательном; развитие   сообразительности, логического мышления; обогащение ...

Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку "Все работы хороши". Повторение по теме "Профессии людей", "Имя прилагательное" 2 класс. ФГОС.УМК "Планета знаний"

Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку по темам :  "Профессии людей. Имя прилагательное" для учащихся 2 класса. УМК "Планета знаний"....

Урок русского языка по программе "Начальная школа 21 век" в рамках ФГОС. Внеурочная деятельность. 3 класс.Тема: "Разряды прилагательных".

Внеурочное занятие получения , применения  предметных и метапредметных знаний. На занятии формируются умения: действовать в соответствии с заданными критериями,соотносить полученный результа...

Конспект урока "Имя прилагательное" 2 класс ФГОС

Конспект урока "Имя прилагательное" 2 класс ФГОС.Формировать представления учащихся об имени прилагательном как  части речи и умение отличать от других частей речи....

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по теме "Род имени прилагательного" по ФГОС

Технологическая карта урока  по ФГОС в 3 классе по русскому языку.Тема: Род имени прилагательного...