Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по теме "Род имени прилагательного" по ФГОС
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Надежда Егоровна Кравцова

Технологическая карта урока  по ФГОС в 3 классе по русскому языку.Тема: Род имени прилагательного

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Кравцова Надежда Егоровна

Класс, учебник: 3 класс « Русский язык» В. П. Канакина    В.Г.Горецкий

Тема:   Род имён прилагательных

Тип урока: открытие новых знаний 

Оборудование: учебник, тетради, компьютер, проектор, рисунок солнышка с лучами

Планируемые результаты:

 Предметные: познакомить с изменением имён прилагательных по родам; развивать умение определять род имён прилагательных, понимать, что в словосочетании имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и имя существительное

Метапредметные:  использовать алгоритм для решения учебной задачи, обосновывать выбор способа действия.

Личностные: развивать умения употреблять прилагательные в речи и умение определять их род

   Технологическая карта урока

(в скобках обозначены группы универсальных учебных действий – УУД:      Л – личностные, К – коммуникативные, Р – регулятивные,           П – познавательные)

№п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия(УУД)

Средства обучения

1

Организацион-ный момент Мотивацион -ный настрой. Цель: создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

– Проверь, дружок, 
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

 Организация рабочего места, настрой на работу

 организация учебного места (Р)

внутренняя позиция школьника (Л)

- планирование совместного сотрудничества (К)

Учебник, тетрадь,ручка, карандаш

проектор,экран

2

Самоопределение к деятельности. Цель:

включение в учебную деятельность

Найди лишнее слово:

Зелёный, ветер, вкусная, голубое.

-Какую часть речи продолжим изучать?

.

Ответы учеников: Ветер лишнее слово, так как это часть речи- имя сущ., а все остальные слова- имена прилагательн-ые.

-Имя прилагательное

                                                                 

                                       1 слай

                               

                               

Компьютер: 1 слайд

2 слайд

3

 Актуализация знаний. Цель: организация подготовки обучающихся к открытию нового знания,  выполнение пробного учебного действия и фиксация индивидуально- го затруднения  

-Догадайтесь, о чём идёт речь. Запишите слова, распределив их в три столбика.

-Последний месяц осени.                           (Ноябрь)

-Плод яблони  (Яблоко)

-Часть суток от восхода до захода.       (Ночь)

- Родник.    ( Ключ)

- Это рисует художник.

                   ( Картина)

-Рама со стеклом.                                                    (Окно)

- По какому признаку записали в три столбика?

- Как узнать род имени существительного?

Повторить изученные орфограммы в записанных словах.

_ 

Ответы детей: по родам существительного

1)-По словам: она-ж. р;  он-м .р; оно- ср.р

Объясняют орфограммы

                                     

4

Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности

Цель: выявление и фиксация причины затруднения – конкретные знания, умения и способности, которые недостаёт для решения проблемы

-Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных.

Зелён…    лист,

Зелён….    трава,

Зелён….    платье

-Что вы заметили?

-Почему окончания имён прилагательных разные?

-Какой грамматический признак повлиял на изменение окончания прилагательного?

-Какой род у имени прилагательного в первом словосочетании?( во 2-м?, в 3-м ?)

-Мы сейчас определяли….

 -У какой части речи?

-Сформулируйте тему урока.

-От чего зависит род имени прилагательного?

 

Списывают, вставляют окончания.

Ответ: окончания разные.

Ответ: Окончания имён прилагательных разные, потому что стоящие рядом имена существительные разного рода.

-Ответ: Род имени существительного

Ответ:в 1-м - м.р

           во 2-м—ж.р

          в 3-м-    ср.р

Ответ: Род

Ответ: У имени прилагательного

Ответ: Род имён  прилагательных.

-Ответ: Род имени прилагательного зависит от стоящего рядом существительного

   

- мотивационная основа учебой деятельности (Л)

-извлечение необходимой информации (П)

- формулирование и аргументация, выражение своих мыслей, учёт разных мнений (К)

- волевая саморегуляция (Р)

- учебно-познавательный интерес (Л)

- контроль и оценка своей деятельности (Р)

-постановка и формулирование проблемы (П)

- высказывать и обосновывать свою точку зрения (К)

2 слайд

Рабочие тетради

4

Построение проекта выхода из затруднения

Цель: обдумывание проекта будущих учебных действий  

 

Прочитайте словосочетания. Если вы увидите, что то-то необходимо изменить в имени прилагательном, то измените и запишите новый вариант .Изменять имена существительные нельзя. После этого посоветуйтесь и если нужно, укажите своему товарищу на ошибку.

Верная  друг

Лесное  озеро

Голубой   небо

Хороший   книга

-Что повлияло на то, чтобы имя прилагательное изменилось?

-Во всех словосочетаниях надо менять окончание? Почему?

-Определите род имени существительного в 1-м словосочетании.(во 2-м, в 3-м, 4-м)

_ Какой род у имени прилагательного в 1-м словосочетании?( во 2-м, в 3-м. в 4-м)

-От чего  зависит род имени прилагательного?

-Выделите окончания у прилагательных.

-Продолжи фразу:

 На уроке я узнаю…..

 

Выполняют задание

Стоящее рядом имя существительное.

Ответ: Во 2-м словосочетании не надо менять. Там окончание верно указано.

- Мужской род

(ср.род

Ср.род.

Ж.род)

-Мужской род

(ср.род

Ср.род.

Ж.род)

-От стоящего рядом существительного.

Выделяют окончания

Ответы детей:(как изменяются имена прилагательные;

-от чего зависит род имени прилагательного;

какие бывают окончания у имён прилагательных в м.роде, ж.роде, ср.роде)

-

самоопределение (Л)

- постановка познавательной цели (П)

- планирование, прогнозирование (Р)

- планирование учебного сотрудничества (К)

3 слайд;

Тетради

тетрадь;

карандаш

5

Первичное закрепление с проговариванием Цель: решение типовых заданий на новый способ действия

Физминутка

 Цель: восстановление физических и духовных сил 

Работа по теме урока.

Работа по учебнику.

Упр.124(с.72)             («Цепочкой»)

-Назовите имена прилагательные.

-Назовите окончания имён прилагательных. Что вы заметили?

- От чего зависит окончание имени прилагательного?

-Назовите окончания имён прилагательных мужского, женского, среднего рода.

-Прочитайте сведения о языке.

-Как изменяются имена прилагательные в единственном числе?

-Как определить род имени прилагательного?

Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

Поднимайте плечики

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко. (Надо оттолкнуться одной ногой и приземлиться на другую.)

  (Называют имена прилагательные)

Ответ: Окончания имён прилагательных разные.

Ответ: Окончание имени прилагательного зависит от существительного, с  которым оно связано по смыслу.

   

(Называют окончания.)

(Читают правило)

-Ответ: По родам

Ответ: По роду имени сущ-ого, с которым оно связано.

(Первичное закрепление новых знаний с проговариванием)

(взаимопроверка усвоенного правила)

Выполняют соответствующие движения.

- контроль (Р)

- учёт установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П)

Учебник

Упр.124          ( с.72)

Учебник с 72

6

.Самостоятель

ная  работа с самопроверкой по эталону Цель:  самостоятельное выполнение заданий нового типа

Работа по учебнику.

Упр.127(с.74)

- Запишите по памяти загадки. Подчеркните имена прилагательные, укажите их род и выделите окончания.

- Проверьте выполненную работу.

-Прочитайте имена прилагательные. Назовите их род и окончания.

-Как определить род имени прилагательного?

-

Дети самостоятельно выполняют упражнение.

(Письмо по памяти)

Самопроверка

Ответ: Род имени прилагательного нужно определять по роду имени существительного, стоящего рядом

 волевая саморегуляция (Р)

- использование общих приёмов (П)

адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)

Учебник

Упр.124          ( с.72)

тетради

 7. Включение в систему знаний и повторение Цель: автоматизация умственных действий по изученным нормам и подготовка к введению новых норм

 К нам сегодня пришло в гости солнышко. Выберете каждый свой лучик и выполните задание, тогда наше солнышко вам улыбнётся.

(На  лучиках записаны оценки и соответствующие к ним задания.)

На 3:

Списать, вставить пропущенные буквы, определить род имен существительных.

Д…ждливая погода, жареный к…ртофель, белый лебедь, вкусное какао, молодое дерево,  летуч… мыш…, горяч… в…да.

На 4:

Списать, вставить пропущенные буквы, определить род имен существительных, выдели окончания имён прилагательных

Детск… комната, золот… кольцо, весен… утро, смел… поступок, весенн… погода, смел… решение, добр… утро, дальн… поле.)

На 5:

Составь словосочетания из групп слов. Запиши полученные словосочетания. Определи род имён прилагательных

Золот..,,  высок., горяч..

 любим…, син…, молод…, жарен…

Кольцо, лента, дерево

сказка, море

шоколад, картофель, вода,  утро.

Дети выбирают задания по своему уровню.

 использование общих приёмов, знаково-символических средств (П)

- планирование учебного сотрудничества (К)

- оценивание усваиваемого содержания (Л)

Рисунок солнышка с лучами;

тетради

.8. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: соотнесение цели учебной деятельности и результата

Подведение итогов урока.

Домашнее задание

  -Составьте словосочетания:

Вкусн….  ( конфета,

                  яблоко,

                  пирог)

- В каком роде стоит имя прилагательное в  1-м словосочетании ?( во 2-м,в 3-м?)

-От чего зависит род имени прилагательного?

-Какое окончание  у имени  прилагательного в ж.р,  (м.р. ср.р?)

                               

              -Что нового узнали на уроке?

                                 

    - Как определить род имени прилагательного?

-Ребята, преодолели ли вы затруднения?

- Какой вид работы вам понравился?

-Какие трудности возникли?

   Продолжи фразу:

- На уроке я узнал…

- На этом уроке я похвалил себя за…

-Сегодня я сумел…

Оцените свою работу на уроке.

Выставление оценок за работу на уроке.

Упр.126(с.73),правило знать

- Урок окончен! Спасибо за работу на уроке!

( Составляют словосочетания)

Ответ: в 1-м  -ж.р

          во 2-м   -ср.р

         в 3-м   -м.р

Ответ: Род имени прилагательного зависит от стоящего рядом имени существительного.

Называют окончания.

( Ответы детей: -узнали, что имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам;

-По роду имени существительного.

(Ответы детей)

На шкале успеха ставят себе отметку

1-я ступенька- «Я не понял»

2-я ступенька –« Я понял, но не всё»

3-я ступенька- «Мне всё понятно»

( Записывают задание в дневник)

- внутренняя позиция и самооценка (Л)

- контроль и оценка результатов (П)

- формулирование и аргументация своего мнения (К)

5 слайд

тетради

Рисунок

шкалы успеха

«Лесенка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "морфологический разбор имени прилагательное "

Предмет: Русский зыкТема урока: морфологический разбор имени прилагательное Цели урока: развитие умения определять и называть  грамматические признаки имен прилагательных (производить морфоло...

Технологическая карта урока по Русскому языку "Дательный и творительный паеджи имен прилагательных мн.числа"4 класс ШР

Конспект урока русского языкаТема: «Дательный и творительный падежи имен прилагательных мн.числа»...

Технологическая карта урока по русскому языку. 4 класс. Тема "Третье склонение имен существительных"

Данная методическая разработка урока позволит познакомить учащихся со склонением имен существительных, признаками существительных 3-го склонения, а также закрепить знания о падежах русского языка....

Технологическая карта урока по Русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных"

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных" в 4 классе...