Конспект урока с презентацией для 3 класса по школе 2100 Сложные слова.Знакомство.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ольга Дмитриевна Савина

В учебнике для 3 класса ( УМК "Школа-2100", авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,  О.В. Пронина, 1 часть) тема "Знакомство с понятием "Сложные слова" находится в разделе №7 " Сложные слова и их правописание". Данный урок является вводным уроком в этот раздел. Дети знакомы с понятием "корень", "однокоренные слова", умеют выделять морфемы в словах. На уроке идёт знакомство с понятием        " сложные слова", образованием сложных слов и применением их в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3_klass.rar576.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сторожевская средняя общеобразовательная школа»

Корткеросский район Республика Коми

Урок русского языка. 3 класс.

Знакомство с понятием «Сложные слова».

Урок «открытия»  нового знания.

Автор: Савина Ольга Дмитриевна, учитель начальных классов высшей категории МОУ «СОШ» с.Сторожевск, педагогический стаж-28 лет.

Аннотация урока.

В учебнике для 3 класса (УМК «Школа-2100»,авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, 1 часть) тема»Знакомство с понятием «Сложные слова» находится в разделе №7 «Сложные слова и их правописание».Данный урок является вводным уроком в данный раздел. Дети знакомы с понятиями «корень», «однокоренные слова», умеют выделять морфемы в словах. На уроке идёт знакомство с понятием «сложные слова», образованием сложных слов и применением их в речи.

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и групповую работу.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

А) регулятивные УУД:

  1. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
  2. Совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы;

Б) познавательные УУД:

  1. Добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах;
  2. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания;

В) коммуникативные УУД:

  1. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  2. Договариваться с ребятами: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
  3. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Учебные задач, направленные на достижение предметных результатов обучения: создать условия для открытия и осмысления учащимися нового понятия «сложные слова»

Форма работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в группах (четвёрках)

Образовательные технологии: технология деятельностного подхода, проблемно-диалогическая,информационно-коммуникативная,здоровьесберегающая технология.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточка-схема сложного слова, карточки-задания для групп со словами и изображениями птиц, карточка со словом «мухоловка», рисунок солнышка, лучики.

Ожидаемый результат: осмысление значения сложных слов в речи и их правописание.

Структура и ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.


-Девочки и мальчики, садитесь, пожалуйста.

-Какой урок у нас сейчас?

-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

-Ребята, как думаете, все ли орфограммы русского языка вы уже знаете?


В стране родного языка

Не всё известно нам пока.

Но путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

Дети настраиваются на урок.







Урок русского языка.

Хорошее.


Наверное, нет

Личностные: самоопределение

Регулятивные:

Уметь организовывать свою деятельность

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

-Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше удивительное путешествие в царство русского языка. В словесном царстве, в грамматическом государстве жили-были орфограммы. Они очень любили играть в прятки с ребятами. Вот и сейчас они решили пошутить с нами и спрятали свои полные названия. Вот, что от них осталось.

(Слайд №1 и 2)

Гласные, парные, непроизносимые.

-Вспомните полные названия орфограмм.

-В какой части слова мы встречаем эти орфограммы?

-Что такое корень слова?

-Какие слова называются однокоренными?











Дети называют знакомые орфограммы: безударные гласные в корне слова, парные согласные в корне слова, непроизносимые согласные в корне слова. Все эти орфограммы встречаются в корне слова. Корень слова -это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одним и тем же корнем и близкие по смыслу называются однокоренными словами.

Личностные: что я знаю, что я могу

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное)

3.Выявление места и причины затруднения.

-Ребята, для выполнения следующей работы, вам нужно разбиться на группы по четыре.

-Вспомним правила дружной работы в группе.









(Слайд№3)

-Даны слова: стриж, грачи, ворона, дрозд, сова, буревестник, вертишейка.

-Назовите данную группу слов одним словом.

-Кто такие птицы?

-Сегодня на уроке русского языка мы узнаем, как некоторые птицы получили свои названия и сделаем новое открытие в грамматике.

-Ребята, обсудите и распределите слова на группы в зависимости от орфограмм. Найдите в каждом слове корень.

-Давайте, проверим, как вы выполнили задание.

-Сравним, как выделили корень в словах ребята каждой группы.

-Где возникло затруднение?

(Слайд№4)

-Мы видим, что ваши мнения разделились в обозначении корня в словах – вертишейка и буревестник.

-Какой вопрос возникает?

-Давайте вместе попытаемся узнать и ответить на наш вопрос.

Дети называют правила дружной работы:

1.Работать сообща.

2.Уметь выслушивать друг друга.

3.Слушать других не перебивая, внимательно.

4.Уметь распределять обязанности между собой, чётко знать долю работы каждого .

5.Уметь договариваться, помогать друг другу.




Это птицы.


Птицы – это животные, покрытые пухом и перьями, с крыльями и двумя конечностями, клювом.





Представитель  каждой группы показывает свою работу на доске.


Дети видят расхождения в выделении корня в словах: вертишейка и буревестник.



Сколько корней в этих словах?

Коммуникативные: организовать учебное взаимодействие группе.

Личностные: уметь выслушивать высказывания других, уважать иное мнение.

Регулятивное: совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

(Слайд №6 и 7)

(Работа со словом ВЕРТИШЕЙКА. На слайде изображение птицы)

-Как вы думаете, ребята, почему птицу так назвали?

Сообщение «Вертишейка вьёт гнездо в дупле. А если кто-нибудь захочет полакомиться её маленькими птенчиками, птичка сумеет защитить своё потомство. Она так мастерски изображает змею -вытягивает шею, шипит и поворачивает голову, что у неприятеля пропадает всякая охота нападать. Никому не хочется познакомиться с разъярённой змеёй.

-Почему птица получила такое название?






-Какие слова помогли образовать название этой птицы?

(Появляется запись –ВЕРТЕТЬ, ШЕЯ)

-Какой корень в слове ВЕРТЕТЬ? Подберите однокоренные слова.

-Какой корень в слове ШЕЯ? Подберите однокоренные слова.

-Есть ли эти корни в слове ВЕРТИШЕЙКА?

-Так сколько корней в этом слове?

-А знаете ли вы, ребята, слова состоящие из двух корней?

-Какое название вы бы дали таким словам?

-А кто попробует сформулировать правило?

-Где можно проверить правильность ваших предположений?

-Откройте учебник на странице 89. Прочитайте правило.

-Правы ли вы в своих догадках.

-Какая тема нашего сегодняшнего урока?

-Почему их так назвали : сложные?

-Какую цель мы поставим перед собой по новой для нас теме?




Предположения детей.


Дети слушают информацию учителя. Сравнивают свои высказанные предположения с новой информацией.






Птицу назвали так из-за своего поведения. Дети говорят, что птица умеет защитить своё потомство и делает это она мастерски. Она изображает змею. Вытягивает шею, шипит и поворачивает голову.


Дети подбирают однокоренные слова: вертит, вертушка, вертлявый;

Шея, шейка, шейный.

Есть.


Два корня в этом слове.

Дети по возможности приводят слова состоящие из двух корней.

Предположения детей.

Дети сами пробуют сформулировать правило о сложных словах.

В учебнике.



Да.

Сложные слова.


Сложили два корня.

Поближе познакомиться со сложными словами, научиться находить и выделять корни в сложных словах и самим попробовать образовывать сложные слова, включать их в свою речь.

Личностные: уметь применять полученные знания.

Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знания, знакомство с новым термином.

5.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

(Слайд №8)

(Работа со словом БУРЕВЕСТНИК)

Изображение птицы на слайде.

Ребята, на слайде вы видите птицу БУРЕВЕСТНИК.

-Как думаете, почему птица получила такое название?

Послушаем информацию об этой птице, которую подготовил нам Саша Ш.(Рассказ о птице подготовленного ученика)

«Буревестники большую часть жизни проводят не на суше, а в море. Из-за того, что море и океаны могут часто штормить, этой птице пришлось привыкнуть к любой погоде и переживать её. Обычно люди говорят, что появление буревестника- к буре. Собственно поэтому эту птицу и прозвали буревестником»

1)Работа в четвёрках.

-А теперь поработайте в группах и определите, сколько корней в этом  слове?

Докажите свою точку зрения.

2)(Сайды № 9 и 10 )

-Теперь, ребята, вам самим нужно составить сложное слово- название птицы из этих двух слов- муха и ловить. Обсудите в группах.

-Проверьте работу по эталону. Так ли у вас.(Выставляется карточка со словом «мухоловка»)

-Почему птицу так назвали?

(Дополнительный материал появляется на слайде: «Мухоловка питается мухами и не просто склёвывает их на земле, а ловит их в воздухе. Мухоловка -ловит  мух.»)

-Ребята, как с помощью схемы можно изобразить сложное слово?

(Карточка со схемой сложного слова)






Птица получила своё название также из-за своего поведения.













Дети подбирают однокоренные слова:

Буря                 весть

Бурный           весточка

В слове два корня: бур-  и  вест-. Значит слово сложное.



Дети в группах составляют слово- мухоловка. Выделяют два корня в слове.

Предположения детей.

Сравнивают их с появившейся информацией на слайде. Птицу так назвали за способ питания.



Дети показывают схему сложных слов на доске.

Личностные: уметь применять полученные знания.

Регулятивные:

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные:

Уметь структурировать знания.

Физминутка

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-А теперь предстоит вам небольшая самостоятельная работа. Найдите стихотворение Е. Ильина из упражнения 123. Задание: списать стихотворение, найти в нём сложное слово, выделить корни.

(Слайд № 11)

-Ребята, какое сложное слово вы нашли из этого стихотворения?

-Почему именно это слово вы выделили?

-Как поэт объясняет, почему птичка горихвостка получила такое название?

-С чем он сравнивает хвост птицы?

-Почему поэт сравнивает хвост птицы со спичкой. Найдите ответ на этот вопрос в самом стихотворении.

-Как вы можете объяснить слова автора «хвост горит».

-За что получила птица своё название?

-Проверьте, так ли вы выделили корни в этом слове.



-Ребята, оцените свою работу. Кто не допустил ошибок, поставьте на полях тетради знак «+», кто немного сомневался «?», кто допустил ошибки, ему нужно ещё потренироваться, поставьте знак «-».

-Ребята, достаточно ли выполнить одно упражнение, чтобы усвоить новый материал?

-Что нужно сделать, чтобы хорошо усвоить новую тему?

Дети списывают текст стихотворения.






Дети находят сложное слово- горихвостка.

В этом слове два корня.


Дети рассматривают на слайде птицу горихвостку и отвечают на вопросы.






Птица получила своё название за свой внешний вид.

Дети сверяют выделенные корни в слове с эталоном.


Дети на полях тетради ставят соответствующий знак , оценивают свою работу.


Нет. Это мало.



Нужно ещё выполнить упражнения, потренироваться в нахождении и образовании сложных слов и в выделении корней этих слов.

Регулятивное: контроль, оценка, коррекция своих знаний.

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Личностные: уметь высказывать своё мнение и отстаивать его.

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

-Ребята, как думаете, есть ещё названия птиц – сложные слова?

Хотите их узнать?

-Я предлагаю снова поработать в своих группах. Обсудите и найдите названия птиц, которые являются сложными словами и выделите корни в этих словах.

1 группа-зимородок, синица, трясогузка;

2 группа- ласточка, молотоглав, широконоска;

3 группа- шилоклювка, снегирь, медонос;

-О какой птице вам захотелось узнать побольше и рассказать нам?





Каждая группа получает карточку с тремя названиями птиц и их фотографии.

Личностные: уметь высказывать своё мнение и отстаивать его.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

8.Рефлексия учебной деятельности и домашнее задание.

-О каких словах, ребята, вы узнали на уроке?

-Какие слова называются сложными? Выберите правильный ответ на слайде.

(Слайд №12)

-Какую цель вы поставили в начале урока?

-Достигли вы цели?

-Как думаете, мы всё смогли узнать о сложных словах?

-Какую задачу мы поставим с вами перед собой на следующий урок?

-Домашнее задание будет связано с нашей новой темой. Оно будет на выбор6

1.упражнение из учебника 85;

2.сочинить сказку о сложных словах;

3.найти названия птиц- сложные слова.

-Удалось ли вам сохранить хорошее настроение?

-Оцените свою работу на уроке. Я хочу узнать, на сколько мудрыми вы стали.

Об этом мне расскажет ваш лучик, который появится на нашем солнышке.

Самый длинный лучик- «Я уверен в своих знаниях. Я счастлив!»

Средний лучик –«У меня многое получалось, но я сомневаюсь в своих знаниях»

Самый короткий лучик-«Мне очень трудно. Стоит подучить».

-Давайте приклеим лучики к солнышку. Покажите каждый своё солнышко. Какие вы молодцы! Я разделяю с вами вашу радость. Надеюсь, что интерес к знаниям не иссякнет.

-Наш урок закончен. До новых встреч.

О сложных.








Наверное, нет.


Продолжим знакомство и работу со сложными словами на следующем уроке.







Ребята оценивают свой уровень усвоения материала.

Личностные: саморефлексия.

Коммуникативные: уметь точно выражать свои мысли.

Регулятивные:  соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 1 классе. Программа "Школа 2100"

Тема: Числа от 1 - 7. Прибавление и вычитание числа 4 разными способами.  (Способы самооценки)...

Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи;           -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...

Конспект урока по математике, 1 класс, ОС "Школа 2100" по теме "Уравнение"

Конспект урока по математике для 1-го класса по учебнику Демидовой Т.Е., Козловой С.А., Тонких А.П. Второй урок по теме "Уравнение".  Цели:   1. Закрепить умение решать и оформлять...

Конспект урока окружающего мира 1 класс, УМК "Школа 2100"

Урок окружающего мира в 1 классе, УМК "Школа 2100", по теме "Осень: природа готовится к зиме".  Конспект урока скачан http://www.school2100.ru/. Презентация подготовлена мною....

Конспект урока. Окружающий мир 2 класс ОС "Школа 2100".

Урок Окружающий мир 2 класс ОС «Школа 2100» .Тип урока:  урок «открытия новых знаний».Цель: ученики получат возможность познакомиться с природными зонами холодного пояса, с яркими пред...

Конспект урока русского языка, 3 класс, УМК "Школа 2100".

Урок открытия новых знаний,  тема урока "Изменение имен существительных по числам. Урок разработан с применением технологии развития критического мышления....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКИ 1 КЛАСС ОС ШКОЛА 2100 Т.Е. ДЕМИДОВА, С.А. КОЗЛОВА ПО ТЕМЕ "РЕШЕНИЕ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ" УРОК № 83

ДАННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС. ТИП УРОКА - УРОК РЕФЛЕКСИИ. НА УРОКЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РАЗНОООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ, ПАРНАЯ, ГРУППОВАЯ, ФРОНТАЛЬНАЯ....