Конспект урока с презентацией для 3 класса по школе 2100 Сложные слова.Знакомство.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
В учебнике для 3 класса ( УМК "Школа-2100", авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, 1 часть) тема "Знакомство с понятием "Сложные слова" находится в разделе №7 " Сложные слова и их правописание". Данный урок является вводным уроком в этот раздел. Дети знакомы с понятием "корень", "однокоренные слова", умеют выделять морфемы в словах. На уроке идёт знакомство с понятием " сложные слова", образованием сложных слов и применением их в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3_klass.rar | 576.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сторожевская средняя общеобразовательная школа»
Корткеросский район Республика Коми
Урок русского языка. 3 класс.
Знакомство с понятием «Сложные слова».
Урок «открытия» нового знания.
Автор: Савина Ольга Дмитриевна, учитель начальных классов высшей категории МОУ «СОШ» с.Сторожевск, педагогический стаж-28 лет.
Аннотация урока.
В учебнике для 3 класса (УМК «Школа-2100»,авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, 1 часть) тема»Знакомство с понятием «Сложные слова» находится в разделе №7 «Сложные слова и их правописание».Данный урок является вводным уроком в данный раздел. Дети знакомы с понятиями «корень», «однокоренные слова», умеют выделять морфемы в словах. На уроке идёт знакомство с понятием «сложные слова», образованием сложных слов и применением их в речи.
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и групповую работу.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
А) регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- Совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы;
Б) познавательные УУД:
- Добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах;
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания;
В) коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- Договариваться с ребятами: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Учебные задач, направленные на достижение предметных результатов обучения: создать условия для открытия и осмысления учащимися нового понятия «сложные слова»
Форма работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в группах (четвёрках)
Образовательные технологии: технология деятельностного подхода, проблемно-диалогическая,информационно-коммуникативная,здоровьесберегающая технология.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточка-схема сложного слова, карточки-задания для групп со словами и изображениями птиц, карточка со словом «мухоловка», рисунок солнышка, лучики.
Ожидаемый результат: осмысление значения сложных слов в речи и их правописание.
Структура и ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | Формируемые УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности | Прозвенел звонок весёлый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. -Девочки и мальчики, садитесь, пожалуйста. -Какой урок у нас сейчас? -Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? -Ребята, как думаете, все ли орфограммы русского языка вы уже знаете? В стране родного языка Не всё известно нам пока. Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём. | Дети настраиваются на урок. Урок русского языка. Хорошее. Наверное, нет | Личностные: самоопределение Регулятивные: Уметь организовывать свою деятельность |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. | -Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше удивительное путешествие в царство русского языка. В словесном царстве, в грамматическом государстве жили-были орфограммы. Они очень любили играть в прятки с ребятами. Вот и сейчас они решили пошутить с нами и спрятали свои полные названия. Вот, что от них осталось. (Слайд №1 и 2) Гласные, парные, непроизносимые. -Вспомните полные названия орфограмм. -В какой части слова мы встречаем эти орфограммы? -Что такое корень слова? -Какие слова называются однокоренными? | Дети называют знакомые орфограммы: безударные гласные в корне слова, парные согласные в корне слова, непроизносимые согласные в корне слова. Все эти орфограммы встречаются в корне слова. Корень слова -это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одним и тем же корнем и близкие по смыслу называются однокоренными словами. | Личностные: что я знаю, что я могу Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное) |
3.Выявление места и причины затруднения. | -Ребята, для выполнения следующей работы, вам нужно разбиться на группы по четыре. -Вспомним правила дружной работы в группе. (Слайд№3) -Даны слова: стриж, грачи, ворона, дрозд, сова, буревестник, вертишейка. -Назовите данную группу слов одним словом. -Кто такие птицы? -Сегодня на уроке русского языка мы узнаем, как некоторые птицы получили свои названия и сделаем новое открытие в грамматике. -Ребята, обсудите и распределите слова на группы в зависимости от орфограмм. Найдите в каждом слове корень. -Давайте, проверим, как вы выполнили задание. -Сравним, как выделили корень в словах ребята каждой группы. -Где возникло затруднение? (Слайд№4) -Мы видим, что ваши мнения разделились в обозначении корня в словах – вертишейка и буревестник. -Какой вопрос возникает? -Давайте вместе попытаемся узнать и ответить на наш вопрос. | Дети называют правила дружной работы: 1.Работать сообща. 2.Уметь выслушивать друг друга. 3.Слушать других не перебивая, внимательно. 4.Уметь распределять обязанности между собой, чётко знать долю работы каждого . 5.Уметь договариваться, помогать друг другу. Это птицы. Птицы – это животные, покрытые пухом и перьями, с крыльями и двумя конечностями, клювом. Представитель каждой группы показывает свою работу на доске. Дети видят расхождения в выделении корня в словах: вертишейка и буревестник. Сколько корней в этих словах? | Коммуникативные: организовать учебное взаимодействие группе. Личностные: уметь выслушивать высказывания других, уважать иное мнение. Регулятивное: совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы. |
4.Построение проекта выхода из затруднения. | (Слайд №6 и 7) (Работа со словом ВЕРТИШЕЙКА. На слайде изображение птицы) -Как вы думаете, ребята, почему птицу так назвали? Сообщение «Вертишейка вьёт гнездо в дупле. А если кто-нибудь захочет полакомиться её маленькими птенчиками, птичка сумеет защитить своё потомство. Она так мастерски изображает змею -вытягивает шею, шипит и поворачивает голову, что у неприятеля пропадает всякая охота нападать. Никому не хочется познакомиться с разъярённой змеёй. -Почему птица получила такое название? -Какие слова помогли образовать название этой птицы? (Появляется запись –ВЕРТЕТЬ, ШЕЯ) -Какой корень в слове ВЕРТЕТЬ? Подберите однокоренные слова. -Какой корень в слове ШЕЯ? Подберите однокоренные слова. -Есть ли эти корни в слове ВЕРТИШЕЙКА? -Так сколько корней в этом слове? -А знаете ли вы, ребята, слова состоящие из двух корней? -Какое название вы бы дали таким словам? -А кто попробует сформулировать правило? -Где можно проверить правильность ваших предположений? -Откройте учебник на странице 89. Прочитайте правило. -Правы ли вы в своих догадках. -Какая тема нашего сегодняшнего урока? -Почему их так назвали : сложные? -Какую цель мы поставим перед собой по новой для нас теме? | Предположения детей. Дети слушают информацию учителя. Сравнивают свои высказанные предположения с новой информацией. Птицу назвали так из-за своего поведения. Дети говорят, что птица умеет защитить своё потомство и делает это она мастерски. Она изображает змею. Вытягивает шею, шипит и поворачивает голову. Дети подбирают однокоренные слова: вертит, вертушка, вертлявый; Шея, шейка, шейный. Есть. Два корня в этом слове. Дети по возможности приводят слова состоящие из двух корней. Предположения детей. Дети сами пробуют сформулировать правило о сложных словах. В учебнике. Да. Сложные слова. Сложили два корня. Поближе познакомиться со сложными словами, научиться находить и выделять корни в сложных словах и самим попробовать образовывать сложные слова, включать их в свою речь. | Личностные: уметь применять полученные знания. Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знания, знакомство с новым термином. |
5.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | (Слайд №8) (Работа со словом БУРЕВЕСТНИК) Изображение птицы на слайде. Ребята, на слайде вы видите птицу БУРЕВЕСТНИК. -Как думаете, почему птица получила такое название? Послушаем информацию об этой птице, которую подготовил нам Саша Ш.(Рассказ о птице подготовленного ученика) «Буревестники большую часть жизни проводят не на суше, а в море. Из-за того, что море и океаны могут часто штормить, этой птице пришлось привыкнуть к любой погоде и переживать её. Обычно люди говорят, что появление буревестника- к буре. Собственно поэтому эту птицу и прозвали буревестником» 1)Работа в четвёрках. -А теперь поработайте в группах и определите, сколько корней в этом слове? Докажите свою точку зрения. 2)(Сайды № 9 и 10 ) -Теперь, ребята, вам самим нужно составить сложное слово- название птицы из этих двух слов- муха и ловить. Обсудите в группах. -Проверьте работу по эталону. Так ли у вас.(Выставляется карточка со словом «мухоловка») -Почему птицу так назвали? (Дополнительный материал появляется на слайде: «Мухоловка питается мухами и не просто склёвывает их на земле, а ловит их в воздухе. Мухоловка -ловит мух.») -Ребята, как с помощью схемы можно изобразить сложное слово? (Карточка со схемой сложного слова) | Птица получила своё название также из-за своего поведения. Дети подбирают однокоренные слова: Буря весть Бурный весточка В слове два корня: бур- и вест-. Значит слово сложное. Дети в группах составляют слово- мухоловка. Выделяют два корня в слове. Предположения детей. Сравнивают их с появившейся информацией на слайде. Птицу так назвали за способ питания. Дети показывают схему сложных слов на доске. | Личностные: уметь применять полученные знания. Регулятивные: Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные: Уметь структурировать знания. |
Физминутка | |||
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | -А теперь предстоит вам небольшая самостоятельная работа. Найдите стихотворение Е. Ильина из упражнения 123. Задание: списать стихотворение, найти в нём сложное слово, выделить корни. (Слайд № 11) -Ребята, какое сложное слово вы нашли из этого стихотворения? -Почему именно это слово вы выделили? -Как поэт объясняет, почему птичка горихвостка получила такое название? -С чем он сравнивает хвост птицы? -Почему поэт сравнивает хвост птицы со спичкой. Найдите ответ на этот вопрос в самом стихотворении. -Как вы можете объяснить слова автора «хвост горит». -За что получила птица своё название? -Проверьте, так ли вы выделили корни в этом слове. -Ребята, оцените свою работу. Кто не допустил ошибок, поставьте на полях тетради знак «+», кто немного сомневался «?», кто допустил ошибки, ему нужно ещё потренироваться, поставьте знак «-». -Ребята, достаточно ли выполнить одно упражнение, чтобы усвоить новый материал? -Что нужно сделать, чтобы хорошо усвоить новую тему? | Дети списывают текст стихотворения. Дети находят сложное слово- горихвостка. В этом слове два корня. Дети рассматривают на слайде птицу горихвостку и отвечают на вопросы. Птица получила своё название за свой внешний вид. Дети сверяют выделенные корни в слове с эталоном. Дети на полях тетради ставят соответствующий знак , оценивают свою работу. Нет. Это мало. Нужно ещё выполнить упражнения, потренироваться в нахождении и образовании сложных слов и в выделении корней этих слов. | Регулятивное: контроль, оценка, коррекция своих знаний. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Личностные: уметь высказывать своё мнение и отстаивать его. |
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение. | -Ребята, как думаете, есть ещё названия птиц – сложные слова? Хотите их узнать? -Я предлагаю снова поработать в своих группах. Обсудите и найдите названия птиц, которые являются сложными словами и выделите корни в этих словах. 1 группа-зимородок, синица, трясогузка; 2 группа- ласточка, молотоглав, широконоска; 3 группа- шилоклювка, снегирь, медонос; -О какой птице вам захотелось узнать побольше и рассказать нам? | Каждая группа получает карточку с тремя названиями птиц и их фотографии. | Личностные: уметь высказывать своё мнение и отстаивать его. Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. |
8.Рефлексия учебной деятельности и домашнее задание. | -О каких словах, ребята, вы узнали на уроке? -Какие слова называются сложными? Выберите правильный ответ на слайде. (Слайд №12) -Какую цель вы поставили в начале урока? -Достигли вы цели? -Как думаете, мы всё смогли узнать о сложных словах? -Какую задачу мы поставим с вами перед собой на следующий урок? -Домашнее задание будет связано с нашей новой темой. Оно будет на выбор6 1.упражнение из учебника 85; 2.сочинить сказку о сложных словах; 3.найти названия птиц- сложные слова. -Удалось ли вам сохранить хорошее настроение? -Оцените свою работу на уроке. Я хочу узнать, на сколько мудрыми вы стали. Об этом мне расскажет ваш лучик, который появится на нашем солнышке. Самый длинный лучик- «Я уверен в своих знаниях. Я счастлив!» Средний лучик –«У меня многое получалось, но я сомневаюсь в своих знаниях» Самый короткий лучик-«Мне очень трудно. Стоит подучить». -Давайте приклеим лучики к солнышку. Покажите каждый своё солнышко. Какие вы молодцы! Я разделяю с вами вашу радость. Надеюсь, что интерес к знаниям не иссякнет. -Наш урок закончен. До новых встреч. | О сложных. Наверное, нет. Продолжим знакомство и работу со сложными словами на следующем уроке. Ребята оценивают свой уровень усвоения материала. | Личностные: саморефлексия. Коммуникативные: уметь точно выражать свои мысли. Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в 1 классе. Программа "Школа 2100"
Тема: Числа от 1 - 7. Прибавление и вычитание числа 4 разными способами. (Способы самооценки)...
Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи; -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...
Конспект урока по математике, 1 класс, ОС "Школа 2100" по теме "Уравнение"
Конспект урока по математике для 1-го класса по учебнику Демидовой Т.Е., Козловой С.А., Тонких А.П. Второй урок по теме "Уравнение". Цели: 1. Закрепить умение решать и оформлять...
Конспект урока окружающего мира 1 класс, УМК "Школа 2100"
Урок окружающего мира в 1 классе, УМК "Школа 2100", по теме "Осень: природа готовится к зиме". Конспект урока скачан http://www.school2100.ru/. Презентация подготовлена мною....
Конспект урока. Окружающий мир 2 класс ОС "Школа 2100".
Урок Окружающий мир 2 класс ОС «Школа 2100» .Тип урока: урок «открытия новых знаний».Цель: ученики получат возможность познакомиться с природными зонами холодного пояса, с яркими пред...
Конспект урока русского языка, 3 класс, УМК "Школа 2100".
Урок открытия новых знаний, тема урока "Изменение имен существительных по числам. Урок разработан с применением технологии развития критического мышления....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКИ 1 КЛАСС ОС ШКОЛА 2100 Т.Е. ДЕМИДОВА, С.А. КОЗЛОВА ПО ТЕМЕ "РЕШЕНИЕ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ" УРОК № 83
ДАННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС. ТИП УРОКА - УРОК РЕФЛЕКСИИ. НА УРОКЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РАЗНОООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ, ПАРНАЯ, ГРУППОВАЯ, ФРОНТАЛЬНАЯ....