Тема урока: Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Трофимова Светлана Викторовна

Цель  урока: организация деятельности учащихся по обобщению знаний о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Дать ориентир на познавательный интерес и творческую активность.

Задачи:
образовательные: формировать орфографические ЗУН на основе развития орфографической зоркости; систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих; формировать умения осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями жи-ши, ча-ща,чу-щу;
развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе, познавательный интерес; речь учащихся через обогащение словарного запаса; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, актуализация в памяти учащихся ранее усвоенных знаний умений; эффективное использование межпредметных связей для достижения глубины знаний;
воспитательные: воспитывать культуру общения; ответственность, критическое отношение к своим результатам и результатам одноклассников

Тип урока: обобщение и закрепление знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, карточки сигнальные, тест, клей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukvosochetaniya_zhi-shi_cha-shcha_chu-shchu.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Цель  урока: организация деятельности учащихся по обобщению знаний о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Дать ориентир на познавательный интерес и творческую активность.

Задачи:
образовательные: формировать орфографические ЗУН на основе развития орфографической зоркости; систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих; формировать умения осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями жи-ши, ча-ща,чу-щу;
развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе, познавательный интерес; речь учащихся через обогащение словарного запаса; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, актуализация в памяти учащихся ранее усвоенных знаний умений; эффективное использование межпредметных связей для достижения глубины знаний;
воспитательные: воспитывать культуру общения; ответственность, критическое отношение к своим результатам и результатам одноклассников

Тип урока: обобщение и закрепление знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, карточки сигнальные, тест, клей.

. Тема урока определяется в совместной деятельности учителя с учащимися. Закрепление изученного материала строится в логической последовательности сюжета урока. Форма проведения урока побуждает детей более активно участвовать в уроке, показывать свои знания в устном и письменном виде.  Все вопросы и задания требуют активной мыслительной деятельности. 

Использовала  ТСО для эмоционального настроя.

     Рационально было распределено отведённое время на каждый этап урока. Логически выстроены "связки" между этапами урока. Отбор дидактического материала осуществлялся для фронтальных и групповых форм работы - демонстрационные и раздаточные карточки.

На этапах был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков:

проверка отчёта работы каждой группы осуществлялся деятельностным и наглядным методами;

.Уровень самостоятельного мышления школьников, их активность оцениваю как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.

Качественную оценку школьников я делала по ходу урока.

Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. 

Результат урока:

     Урок цели достиг, что показал этап рефлексии

  1. Организационный момент.

Придумано кем-то

 Просто и мудро.

 При встрече здороваться:

 Доброе утро, девочки!

Доброе утро, мальчики!

Поздороваемся с нашими гостями

Дети: Доброе утро!

Учитель: Мы рады приветствовать вас на нашем уроке.

.

II. Чистописание.

Слово учителя.

. Сегодня на уроке русского языка мы с вами будем исследователями, открывателями, а для этого требуется выполнение определенных инструкций.. Слушаем очень внимательно и выполняем  то, о чем я буду говорить.

Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На “отлично” напишу.

Актуализация знаний.

Кто внимательно слушал, тот попробует ответить на вопрос: Группа каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других?”.

Ученики:– шипящих.

- А какие  шипящие согласные звуки  вы знаете? щ ч,ж,ш

Ученики: [ч‘] [щ‘] [ш] [ж] (карточки вывешиваются на доску).

Учитель: Охарактеризуйте эти звуки. (Учащиеся дают характеристику звуков и называют буквы, которыми они обозначаются).

        Сядьте ровно, ноги опустите, спинка прямая. Вы сегодня самые  умные, внимательные и сообразительные. Я желаю вам добиться успехов в достижении  цели.

- ы – и – а – я – у – ю

- Что общего у записанных букв? (Они гласные.)

Какие из этих гласных не пишутся с шипящими согласными?

- Предположите, какова тема урока? (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу)

На доску вывешиваются карточки с образцами написания этих букв.

. Сообщение темы урока.

На сегодняшнем уроке мы с вами продолжим работу над правописанием сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. И начнем с «Зачетной минутки». К нам на урок заглянуло солнышко, но его лучики закрыли тучки. Давайте поможем освободиться солнышку от тучек. Ваша помощь заключается в следующем: на каждой тучке есть вопросы о правописании сочетаний. Тучки уйдут в том случае, если вы покажите свои знания правил о написании этих сочетаний

1 облачко- расскажите о написании сочетаний жи – ши

2 облачко -  расскажите о написании сочетаний ча – ща

3 облачко - расскажите о написании сочетаний чу – щу

Молодцы, ребята! / открываю солнышко / Смотрите, солнышко засияло улыбкой и оно вам дарит свои лучики. Пусть они вам помогут сохранить хорошее настроение до конца урока и на весь день.

        3.  Минутка чистописания.

Сядьте прямо, не кривитесь,

За работу все возьмитесь.

Запишите все число,

Классная работа.

. На чистописании мы с вами запишем сочетания букв, но не обычно. С КАКИМИ ГЛАСНЫМИ ДРУЖАТ шипящие согласные звуки.

  1. жИ шИ чА щА чУ щУ
  2. Умей дружбой дорожить.
  3. Записать пословицу, красиво, каллиграфически. Разъяснить смысл пословицы. Дружба – это прекрасное чувство. Не оставляй друга в беде. Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе. (Дети объясняют смысл пословицы, объясняют орфограммы и записывают в тетради).

Хорошо на свете ЖИТЬ!

И с ребятами ДРУЖИТЬ.

Дружба в ЖИЗНИ помогает,

Много счастья доставляет.

Послушайте сказку, как подружилась и с буквами ж и ш

“Жили-были согласные ж и ш – твердые по характеру. Стоял жаркий летний день. Согласные буквы ж и ш решили искупаться. Вдруг набежала большая туча, грянул гром, подул ветер, по реке побежали волны. Они накрыли ж и ш. Бедные буквы кричат, зовут на помощь, а на берегу сидела важная буква ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающихся ж и ш и спокойно укрылась под грибком. Но, к счастью, их крики услышала буква и – мягкая по характеру. Она смело кинулась на помощь, подплыла к буквам и вытащила их на берег. С тех пор, согласные буквы ж и ш дружат только с гласной буквой и.

                         Помните об этом, ребята!!!

 ФИЗ.МИНУТКА

- Давайте, ребята, немного отдохнем.

Ши-ши-ши – ты руками помаши,

Жи-жи-жи – право-лево покажи,

Ча-ча-ча – тяни руки до плеча,

Ща-ща-ща – головою повращай,

Чу-чу-чу – ты присядь, я промолчу,

Щу-щу-щу – всех глазами поищу.

Работа (в парах)   

ТЕСТ___________________________________________________-

        В каком слове слог

      жи ударный

  1. Живот
  2. Жираф
  3. Ужи             
  4. Ужин  
  1. Какое слово лишнее
  1. Шило                      
  2. Уши                        
  3. Шишка          
  4. Чашка    

      3.После какой буквы не

   пишется буква ы

  1. т                
  2. ж                   
  3. п                    
  4. н                    

      4.. Найти слово с ошибкой

  1. Шына            

2    Малыши      

3   Лужица

4    Машина      

.Учитель: Какое из слов  может создать угрозу нашему здоровью. (Лужица.. Надо одеваться и обуваться по погоде)

  1. Закрепление  (Работа у доски)
  2. Слайд. Составить словосочетания

На доске картинки яблоко, заяц, самолёт.--- Живой, душистое, чужой,

- Прочитайте их, составьте словосочетания.

Живой заяц, душистое яблоко, чужой самолёт.

  1. - Запишите словосочетания в тетрадь через запятую, подчеркнув изученные орфограммы.

Учитель. Когда мы много читаем или пишем, устают глазки. Дадим им отдых. Разогрейте ладошки, приложите их к глазкам, почувствуете тепло

Работа по учебнику.        С.              Упр.

 — Можете ли вы изложить этот текст по памяти, если книга будет закрыта? Текс на экране, а учащиеся проговаривают каждое слово, обращая внимание на орфограммы. Учащиеся закрывают текст изложения (линейкой, закладкой) и, пользуясь вопросами, опорными словами на доске, самостоятельно пишут. Учитель оказывает индивидуальную помощь.

ФИЗ.МИНУТКА

Представьте, что вы – деревья в лесу. В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимая руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя бодрость, свежесть и радость жизни.

- А вы почувствовали?  Я думаю, это пригодится нам при выполнении следующей работы.

8. Работа в группах.

У каждого на столе лежит кружок определенного цвета. Возьмите его и подойдите к конверту того же цвета. Из слов в конвертах нужно составить предложение и с помощью клея приклеить на лист. найти слова с шипящими и вставить гласную используя правила которые мы сегодня повторили.

На берегу реки растут высокие камыши.

Солнце освещало вершины елей.

Ёжик, испек в, , печке, коржики.

- Сколько слов в предложении?

- Подчеркните грамматическую основу.

Отчёт групп о проделанной работе.

- Молодцы. Вы хорошо потрудились и вашим Д/З будем стихотворение на изученные нами орфограммы

Скажите. Как вода служит нашему здоровью? (Гигиена тела, чистота одежды, жилья, питания)

В нашей местности нет моря, но зато есть прекрасные реки. Знаете как они называются? (Медведица, Аткара) Здесь и случилась следующая история.

          Ерши.

Над реч..шкою в тиш…

Шелестят камыш..,

А в воде у камышей, -

Шесть задиристых ершей.

Не ерш…тесь вы ерш…,

Лучше спрячьтесь в камыш….

Вас ершей – малышей,

Щ…ка ждёт у камышей.

 

Вставить пропущенные буквы

 Учитель: Правильное питание – залог здоровья. Как вы думаете, рыба полезный продукт? Поднимите руки, кто любит рыбу. Рыба очень полезна и взрослым и детям.

Рефлексия.

Давайте подведём итоги урока.

Ребята выбирают любое высказывание и продолжают его. (слайд 13)

-Сегодня я узнал… (для чего нужны правила, что правила появляются там, где есть что-то необычное)

-У меня получилось… ( написать тест без ошибок… ит.д)

-Было трудно…

-Было интересно…(составлять словосочетания)

-Теперь я умею… (писать сочетания ши, жи, ча, ща, чу, щу)

Скоро весна и на деревьях распустятся почки и появятся первые молодые листочки. Давайте и мы оденем наше дерево в листву.. Если вы довольны своей работай и вам понравился урок возьмите зелёный листочек. А если испытывали затруднения возьмите желтый листочек.

(Дети подходят и прикрепляют к дереву листики)

- Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке.   Всем спасибо за понимание и активность. Попрощаетесь с нашими гостями. На этом наш урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе. Тема урока. Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Данный урок построен в форме игры путешествия на остров Доброты. В занимательной форме дети закрепляют правописание "жи-ши, ча-ща, чу-щу"...

Разработка урока "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Технологическая капта урока по изучению буквосочетаний жи-ши....

Конспект урока "Правописание буквосочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ".

Конспект урока "Правописание буквосочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ"....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ»

Цель  урока:                  Формирование умения  писать слова  с сочетаниями  жи-ши, ча-ща, ч...

Урок "Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ"

Урок Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ...

Конспект урока "Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу." 2 класс

Предмет: русский языкКласс: 2-ГУчитель: Трегубова Диана СергеевнаДата: 22.12.2020 г.Тема урока: Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.Тип урока: урок обобщения и...