Главные вкладки

    Конспект урока русского языка в 1 классе
    план-конспект урока по русскому языку по теме

    Гасанова Мая Фируддин кызы

    Тема урока: Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

    Этот конспект также я составляла для дочери! 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

    Цель   урока:  Отрабатывать умение учащихся дифференцировать функции букв Е, Ё, Ю, Я в разных позициях в слове;

    развивать память, внимание, логику мышления, устную речь на каждом этапе урока; воспитывать у детей интерес и любовь к русскому языку.

    Задачи:

     -добиться усвоения темы «Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове»

    -развивать речь, аналитическое и образное мышление, умение выделять главное, обобщать, развивать фантазию

    -воспитывать ответственность, добросовестное отношение к выполняемой работе

    -активизировать творческие способности учащихся.

    Оборудование  к  уроку: карточки с буквами,  опорные  таблицы по  теме.

    № п\п

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1

    Организационный  момент.  Эмоциональный  настрой учащихся.





    - Добрый день! - тебе сказали.

    - Добрый день! - ответил ты,

    Нас две ниточки связали.

    Теплоты и доброты.

    Здравствуйте дети, я Сабина Шахиновна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей. Откройте тетради, 2 строчки вниз пропускаем , по - середине запишите число и месяц  ,классная работа.





    Приветствие учителя и гостей.

    Открывают тетради и записывают.


    28 марта, Классная работа.


    2

    Введение в тему.

    Мотивация учебной деятельности учащихся.

    Актуализация  знаний. Постановка проблемы.

    1.Минутка чистописания.
    Какие буквы вы прошли на прошлом уроке?(вспоминаем)

    - внимание , глаза на доску (пишу буквы Е Ё Ю Я на доске в строчку, соединёно)
    -что дальше будем делать? Как вы думаете?
    -а почему это словарные слова?
    (пишу на доске слово Словарь:)
    - а какие словарные слова вы знаете?
    вызываю ребёнка к доске и он пишет одно словарное слово на доске, ставит ударение (хорошо)
    -какие ещё слова? ( ученик ) (ребёнок выходит к доске и записывает это слово)
    -какое ещё слово знаем? (ученица)

    -с каким словом вы ещё знакомы? (учитель)

    -итак, открываем учебник, с 61.
    -что первое бросилось в глаза, какое слово?
    -давайте запишем ещё одно новое словарное слово у себя в тетрадках, и поставим ударение, на какой слог падает ударение в этом слове?

    -и что же нужно поставить в конце предложения?
    -это новое слово вам нужно знать и выучить.

    -а давайте составим предложение с этим словом, кто может составить?

    -сколько вы уже знаете словарных слов? Посчитайте.

    -скажите, сколько букв в алфавите?
    -сколько букв обозначают гласные звуки?
    -сколько букв обозначают согласные звуки?
    -какие буквы не обозначают звука?
                                     


    Настраиваются на урок.

    Е, Ё, Ю, Я



    Писать словарные слова.

    -Потому, что их нельзя проверить.

    Дети записывают в тетради слово Словарь:

    -Хорошо, ученик, ученица, учитель.

    -Ударение падает на 3 слог, мы видим сочетание Оро.

    - ударение падает на 3 слог.

    -ударение падает на 3 слог.

    -ударение падает на 2 слог.


    Деревня (Слайд )


    -ударение падает на 2 слог


    -точку



    Дети придумывают предложение и записывают в тетрадке.

    16 словарных слов
    33

    10

    21

    Ъ, Ь

    3

    Работа  по  теме  урока





















    Сегодня мы повторим то, что знаем о гласных звуках и буквах. Вместе постараемся определить признаки гласных звуков, узнаем о функциях букв Ее, Ёё, Юю, Яя.

    Гласные тянутся в песенке звонкой,

    Могут заплакать и закричать,

    В темном лесу звать и баюкать,

    Но не желают шипеть и молчать.


    Гласный звук состоит только из голоса.

    При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград.


    Гласный звук образует слог: у|че|ник.
    -Назовите гласные звуки.

    -Назовите буквы для обозначения гласных звуков.

    Скажи, чего больше: гласных звуков или букв, которые их обозначают.

    -Сегодня на уроке мы познакомимся с буквами - «именинницами», которые имеют три секрета.
    Хотите  узнать  эти  секреты? Тогда  будьте  очень  внимательны.


    1)Первый  секрет вы  сможете  открыть  прямо  сейчас. Вам  нужно  только  назвать эти  буквы по  именам.

     -О каких же знакомых буквах идет речь?

    Я буду показывать их,  а  вы  хором  называть (показываю  только  строчные  буквы е, ё, ю, я)

    -Сколько  звуков  услышали  в  имени  каждой  буквы?

    -Вот  это  и  есть  первый  секрет. В названиях  букв е. ё, ю, я слышится по  два звука. 

    -Какой первый звук прячется в названиях букв е, ё, ю, я?



    2)Открыть второй секрет нам поможет игра «Превращение слов» .

     Вы должны читать хором слова, появляющиеся на доске. На доске пишу сначала слово пел. Стираю букву п, а вместо неё пишу м. Дети читают слова мел, стираю букву м, и пишу букву с. Читаем хором слово сел. Прочитав слово, учащиеся определяют сколько звуков обозначает буква е. Стираю букву с, и дети читают слова ел.                                                         

     - Что обозначает слово ел?                                                              

     - Какой звук обозначает буква е в слове ел?

     

    - Итак, открываем второй секрет: не только в названии буквы е 2 звука , но и …..



    -Посмотрите как пишутся заглавные буквы Е, Е, Ю, Я. Постарайтесь их запомнить.

     -А для чего нам нужны эти заглавные буквы?

     -Давайте вспомним нашу рифмовку

     «Имена, фамилии, клички, города.

     Все с заглавной буквы

     Пишутся всегда»

     


    3)Третий секрет этих букв  я, е, ё, ю заключается в том, что они смягчают предыдущий согласный звук:

    Сяду [с’а́ду], сел [с’э́л], осёл [ос’о́л], сюда [с’уда́];
    - сейчас поиграем в игру, я вам бросаю мяч, а вы мне называете слово, в которой буква Е, Ё , Ю, Я обозначает 2 звука.


    Физкультминутка

    От зеленого причала

     Наша яхта отплыла.

     Она назад пошла сначала,

     А потом вперед пошла.

     Друг на друга посмотрите,

     Руки в стороны держите.

     Даже качки не боимся,

     На свои места садимся.


    Упражнение 7, стр.60. Рассмотри записи.

    Когда буквы е, ё, ю, я обозначают в слове слияние двух звуков? А когда один звук? Приведи примеры таких слов.


    1.Тренировка в чтении.  

    Упражнение 8, стр.60. Прочитайте слова.

    Скажите, какую работу в словах выполняют выделенные буквы.


     2. Ёжик и ёлка похожи? Чем?


    3. Работа по карточками.

    Раздаю работы на листочках.
    -пишем фамилию, имя с большой буквы и класс.

    Выполняем задание на листочках.


    .













    А, о, и, ы, у, э

    А, о, и, ы, у, э, е, ё, ю, я

    Букв больше, чем звуков.










    Е (й, э), Ё (й, о), Ю (й, у), я (й, а)


    два



    Й







    (в словах пел, мел, сел – слышим звук Э)




    Действие

    ( Действие)

     ( В этом слове буква е обозначает не один звук, а два звука [ й’ э ]

    (в словах эта буква может обозначать 2 звука).




    ( для записи имен, фамилий, кличек и т.д)





    Называют слова.









    Выполняют движения в соответствии с текстом.










    Дети говорят слова.







    Звук Ё в начале слова стоит и обозначает два звука. И они оба имеют «иглы».


    Дети  подписывают свои листочки.

    4

    Итог урока




    Итог урока подводится с опорой на ключевые слова:




    – Давайте еще раз вспомним, в чем секреты букв е, ё, ю, я.


     Приведите примеры.

    А когда эти буквы обозначают два звука?


    Приведите примеры.

     

     

    Молодцы! Всем спасибо за старание!

    Я узнал …  

    Я понял…..

    Мне интересно …

     Я хочу узнать ….

    Если буквы е, ё, ю, я стоят после согласного, то они обозначают мягкость этого звука и гласный звук.

    Лег, печка, мясо, люстра и т.д.

    Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласной.

    Маяк, каюта, юла.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

    Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

    План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

    " 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

    Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

    Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

    Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

    Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

    Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

    Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

    Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

    Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....


     

    Комментарии

    Слободян Елена Анатольевна

    Хорошие конспекты уроков. Ясно прослеживаются все этапы урока, логично, четко. Только один вопрос: почему не представили вместе с конспектом урока и презентации? Было бы здорово.

    Гасанова Мая Фируддин кызы

    Спасибо за хороший отзыв! К сожалению, я не могу их загрузить(( Пишут,что весит больше чем положено! Вроде сжимала материал, но все-равно не загружается.

    Елена Николаевна Каменева

    Поддерживаю Елену Анатольевну! конспект очень хорош! будем ждать презентацию.;)

    Гасанова Мая Фируддин кызы

    спасибо, надо порыться в компе, если доочь не удалила( Все,что уже сдала, она безжалостно удаляет! А конспекты у меня в папке были, потому и сохранились!