Главные вкладки

    Звонкие и глухие парные согласные на конце слова. 2 класс
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Кожемяко Ольга Владимировна

    Технологическая карта урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zvonkie_i_gluhie_soglasnye_na_konce_slova.docx40.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Учебный предмет:русский язык

    Класс: 2

    ТУ: открытие новых знаний

    Тема урока

    Знакомство с новой орфограммой. Звонкие и глухие согласные на конце слова

    Задачи урока

    1. М: развитие умения анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность (выводить правило), делать выводы;
    2. воспитание чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах;
    3. Л: воспитание бережного отношения  к животным;
    4. воспитание аккуратности при работе.
    5. П: уметь находить орфограмму – букву согласного в конце слова, графически обозначать ее и писать слова с данной орфограммой;
    6. актуализация  и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных;
    7. формирование знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце;
    8. формирование умения применять полученные знания на практике;
    9. совершенствование умения распознавать слова с парными согласными на конце;
    10. развитие слуховой и оперативной памяти;
    11. развитие устной и письменной речи учащихся;
    12. развитие орфографической зоркости учащихся;
    13. формирование познавательной мотивации.

    Основные понятия

    Орфограмма, звонкие и глухие согласные.

    Ресурсы

    1. Учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева Русский язык.
    2. Презентация к уроку «Звонкие и глухие согласные на конце слова».
    3. Карточки для  работы в парах.
    4. Дидактический материал. Л. Ю. Комиссарова.

    Этапы урока

    Формируемые

    УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность учащегося

    1. Орг. момент

    Регулятивные:

    формирование способности к организации своей деятельности

    Громко прозвенел звонок –

    Начинается урок.

    Наши ушки на макушке,

    Глазки хорошо открыты.

    Слушаем, запоминаем,

    Ни минутки не теряем.

    -Были ли вы в зоопарке?

    - Вам понравилось?

    -Какое животное понравилось больше всего? Почему?

    Настраивается на активную работу на уроке.

    1. Словарная работа с элементами проверки Д/з.

    Регулятивные :

    формирование способности к организации своей деятельности

    Игра «Назови животное»

    -Назовите названия животных с непроверяемой орфограммой – буквой гласного в корне.

    - Какие слова – названия животных  вы выписали  из упр.237 (в домашнем задании)?

    - Какое слово мы не записали?

    Почему?

    Называют и записывают – собака, лисица, заяц,

    кенгуру.

    Морж.

    II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Постановка учебной проблемы.

    Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели.

    - Ребята, вспомните своё первое впечатление, когда вы пришли в зоопарк.

    Вот пришли мы в зоопарк.

    Как же этому я рад!

    Вот верблю[т], ено[т], удо[т],

    Леопар[т], медве[т`] и кро [т].

    Что же делать? Помоги!

    Пропуск букв восстанови.

    - Какие звуки слышатся в конце слов? ( звуки [т] и [т`]).

    - А какие буквы напишем на конце слов?

    - Ваши мнения разделились?

    - Сформулируйте учебную проблему.

    Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

    Как быть, если мы не знаем, какую букву писать?

    III. Поиск решения. Открытие нового знания.

    Работа в парах.

    Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

    - Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо написать, то перед нами ОРФОГРАММА.

    - А что такое орфограмма?

    - Мы уже знаем, что перед нами орфограмма. Осталось сформулировать правило.

    - Поработаем в парах и выясним какую букву следует писать на конце слова.

    - Ребята, вспомним правила работы в группе.

    - Ребята, название каких перечисленных животных вам не знакомы и мы не видели их в зоопарке?

    - Воспользуемся словарём.

    - Для того, чтобы понять правильно ли мы нашли  ответ на этот вопрос мы познакомимся ещё с одним обитателем зоопарка. Выполним упражнение 237 в учебнике  на стр.137.

    - Запишите число классная работа.

    - Прочитайте стихотворение Б. Заходера «Морж».

    - Что вы заметили в слове МОРЖ?

    - Почему?

    - Какой вывод сделаем?

    - Выпишите из этого упражнения проверяемое и проверочное слова.

    - Правильны ли были ваши мнения?

    - Прочитайте правило на стр. 138.

    - Правильно сделали мы вывод?

    - Вернёмся к нашему стихотворению.

    - Можем мы теперь выбрать нужную букву?

    - Запишем слова с пропущенными буквами вместе с проверочными словами. Проверочные слова запишем на первом месте.

    - Что мы делаем с орфограммой? - А ещё что подчеркнём?

    Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы

    Орфограмма – это написание по правилу.

    Правила работы в парах:

    •Работай дружно, по плану.

    •Умей выслушать другого.

    •Уважай мнение другого.

    • Не согласен с мнением другого – доказывай свою точку зрения.

    - Удод.

    Ученик читает понятие из словаря.

    - В конце слова произносим звук

    [ш], а пишется буква ж.

    -В этом же упражнении есть проверочное слово МОРЖУ. В нём отчетливо слышится звук  [ж].

    - Чтобы правильно написать букву согласного в конце слова, нужно подобрать проверочное слово, где после согласного звука есть гласный.

    - Да. Мы знаем правило…

    - Ещё в проверочном слове подчеркнём гласную букву, т. к. она наша помощница.

    IV. Физкультминутка.

          (подвижная)

    Личностные:

    умение применять правила охраны своего здоровья

    V. Первичное применение знаний. Работа в парах

    Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

    Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

    Регулятивные: планирование своих действий.

    - Ребята, мы здорово отдохнули с жителями зоопарка.

    -  Продолжим нашу работу. Нас ждёт работа в парах по карточкам.

    - В первом столбике записаны проверочные слова, во втором проверяемые. Соедините пары слов, вставьте буквы.

    муравьеды

    жира_

    дикобразы

    муравье_

    жирафы

    у_

    львёнок

    ле_

    котёнок

    ё_

    ежик

    ено_

    нет енота

    дикобра_

    нет ужа

    носоро_

    нет носорога

    ко_

    - Названия каких перечисленных животных вам не знакомы?

    - А кто такой муравьед нам расскажет …  .

    - Что вы можете сказать про проверочные слова?

    - Какой вывод можем сделать?

    Работают в парах по составлению пары слов. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию  и имеющиеся знания

    .

    - Муравьед.

    1) Можно подобрать слово, которое называет не один предмет, а много. Например: муравьед – муравьеды, дикобраз – дикобразы, жираф – жирафы.

    2) Можно подобрать однокоренное слово. Например: лев – львёнок, ёж – ёжик, кот – котёнок.

    3) Можно подставить слово НЕТ.

    Например: енот – нет енота, уж – нет ужа, носорог – нет носорога.

    - Оцените свою работу.  Выставите оценки в оценочных листах.

    VI.Физкультминутка. (для глаз)

    Личностные:

    умение применять правила охраны своего здоровья

    VII. Закрепление и совершенствование умений. Дифференцированная  работа.

    Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

    Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

    Регулятивные :

    планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.

    - Какое животное появилось на слайде? (верблюд)

    - Что вы знаете об этом животном?

    Работа с текстом.

    Верблют – выносливое животное.

    Ещё верблюды помогают

    людям перевозить грус.

    Он помогает верблюду

    переносить жару и голот.

    У него есть горп.

    Верблюд.

    Верблюд – выносливое животное.

    У него есть горб.

    Он помогает верблюду

    переносить жару и голод.

    Ещё верблюды помогают

    людям перевозить груз.

    1 группа – исправить ошибки в предложениях. Списать предложения.

    2 группа – исправить ошибки в предложениях, восстановить деформированный текст. Списать текст.

    3 группа – исправить ошибки, восстановить деформированный текст  и озаглавить текст. Списать текст.

    Формирование умения находить ошибки в тексте, восстанавливать деформированный текст, озаглавливать текст.

    VIII. Выведение  алгоритма правильного написания согласной буквы на конце слова.

    Познавательные: анализ информации, создание алгоритма деятельности.

    Личностные:

    осознание необходимости новых знаний для ученика.

    - Ребята, как надо действовать, чтобы правильно написать согласную букву на конце слова?

    Высказывания обучающихся.

    Выводят  алгоритм правильного написания согласной буквы на конце слова.

    IХ. Подведение итога урока.  Рефлексия.

    Личностные:

    самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

    Регулятивные:

    совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

    Коммуникативные:

    строить монологическое высказывание.

    - Ребята, перед вами яблоня, только на ней пока ничего нет.

    - Если вы считаете, что урок прошёл полезно, плодотворно, то прикрепите яблоко.

    - Если вы считаете, что урок прошёл плодотворно, но вы испытываете некоторые  затруднения по этой теме, то прикрепите цветок.

    - А если вы считаете, что у вас остались огромные пробелы по этой теме, то прикрепите листик.

    По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.

    - Я вижу, что на нашей яблоньке созрели чудесные яблоки, а это значит, что урок прошёл плодотворно, с пользой.

    - Ребята, говорю вам большое спасибо. Вы сегодня потрудились на славу.

    Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.  

    X. Информация о домашнем задании.

    Творческая работа

    Познавательные: построение самостоятельного процесса поиска.

    - Подберите 5 названий зверей с парной согласной на конце и 5 названий птиц с парной согласной на конце слова. Про одного из животных подготовьте доклад или презентацию. Выберите себе задание по душе, но не забывайте слова Николая Алексеевича Заболоцкого:

    Не позволяй душе лениться!

    Чтоб в ступе воду не толочь,

    Душа обязана трудиться

    И день и ночь, и день и ночь!

    Умение самостоятельно добывать информацию и применять полученные знания на практике.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка по теме: «Правописание парных согласных на конце слов» 2 класс (1-4) система Л.В.Занкова

    Цели: 1.      Создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании слов с парными согласными на конце. Формирование умений и навыков в написании таких слов и подбор ...

    Конспект открытого урока в четвертом классе по русскому языку с использованием игровой технологии обучения на тему: «Звонкие и глухие парные согласные на конце слова».

    Открытый урок по русскому языку в четвертом классе коррекционной школы VIII вида с использованием игровой технологии обучения на тему: «Звонкие и глухие парные согласные на к...

    Парные согласные на конце слова 2 класс

    Урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски...

    урок русского языка "Правописание парных согласных на конце слова" 2 класс

    Тема урока: "Правописание парных согласных на конце слова". УМК "Россия"...

    Конспект урока "Парные согласные на конце слова" 2 класс. + презентация.

    урок русского языка по программе Перспектива.2 класс. урок с презентацией. План составлен в ТДМ...

    Конспект урока письма и развития речи в 3 классе школы для детей с ОВЗ на тему: "Звонкие и глухие парные согласные на конце слова."

    Звонкие и глухие парные согласные на конце слова.Цель: формировать умение проверять написание парных согласных на конце слова.Задачи: -Образовательные:- учить распознавать парные звонкие и глухие согл...