Правописание ь знака после шипящих на конце имен существительных. Роль ь знака в словах.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Соломатина Галина Владимировна

 

   Предметные  результаты:  получить  представление  о  правописании  ь  после  

               шипящих  на  конце  существительных;   различать  роль  ь  в  словах.

   Универсальные учебные действия.      

           Личностные:  формировать  активную позицию положительного отношения

           к занятиям русским языком; вызвать интерес к предметно-исследовательской

           деятельности; добиваться понимания причин успеха в учебе;

           Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать учителем

            выделенные ориентиры действия в учебном материале; в сотрудничестве с

            учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

            осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

            адекватно  воспринимать  оценку  своей  работы  учителем и  товарищами.

           Познавательные: находить в учебнике ответы на заданные вопросы; анализи-

            ровать изучаемые языковые факты с выделением существенных и несущест-

            венных признаков в коллективной организации деятельности;  осуществлять

            синтез как составление целого из  частей;  строить  монологический  ответ  в

            устной форме; проводить сравнение, обобщение и классификацию изученных

            фактов  языка  по  самостоятельно  выделенным  основаниям;  устанавливать

            причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщать, подво-

            дить  анализируемые  объекты  под  понятия  в  соответствии  с  заданием.

            Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учи-

            телем и одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формиро-

            вать  собственное  мнение  и  позицию;  учить  договариваться  и  приходить к

            общему решению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_znak.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                           гимназия №2 города Зарайска Московской области

                       

                          Конспект открытого урока русского языка во 2 «А» классе

                   

             Правописание ь знака после шипящих на конце имен      

                       существительных.  Роль ь знака в словах.

                                                                       Урок подготовила и провела

                                                                                 Соломатина Г.В.

                                                                                        04.12.12.

 

Тема урока:   Правописание ь после шипящих на конце имен существительных.

                          Роль ь в слове.

   Предметные  результаты:  получить  представление  о  правописании  ь  после           шипящих  на  конце  существительных;   различать  роль  ь  в  словах.

   Универсальные учебные действия.      

           Личностные:  формировать  активную позицию положительного отношения

           к занятиям русским языком; вызвать интерес к предметно-исследовательской

           деятельности; добиваться понимания причин успеха в учебе;

           Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать учителем

            выделенные ориентиры действия в учебном материале; в сотрудничестве с

            учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

            осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

            адекватно  воспринимать  оценку  своей  работы  учителем и  товарищами.

           Познавательные: находить в учебнике ответы на заданные вопросы; анализи-

            ровать изучаемые языковые факты с выделением существенных и несущест-

            венных признаков в коллективной организации деятельности;  осуществлять

            синтез как составление целого из  частей;  строить  монологический  ответ  в

            устной форме; проводить сравнение, обобщение и классификацию изученных

            фактов  языка  по  самостоятельно  выделенным  основаниям;  устанавливать

            причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщать, подво-

            дить  анализируемые  объекты  под  понятия  в  соответствии  с  заданием.

            Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учи-

            телем и одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формиро-

            вать  собственное  мнение  и  позицию;  учить  договариваться  и  приходить к

            общему решению.

                                                              Ход урока.

  1. Организационный момент. Учитель проверяет готовность класса к уроку. Слово

     учителя. «Ребята, урок трудный, но интересный. Вам предстоит сегодня познать

     новые факты родного языка по самостоятельно выделенным основаниям. Успеш-

     ный  человек – грамотный  человек. На  столе  у  каждого  лежит  материал  урока.

     Каков девиз нашего урока?

                 - Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи!

     Объясните, пожалуйста, что значит: ум и сердце в работу вложи?»

    2. Грамматическая зарядка. Повторение пройденного. Прочитайте задание упр.№1

     - Вставь пропущенные орфограммы. Объясни их написание. Комментирование.

       Дар_я,   к_л_цо,   в_рен_е,   голу_ _,   зд_ров_е,   п_с_мо,   б_л_е,   см_л_ч_к,

       ш_лун_я,  сн_гир_.

     - Прочитайте слова.  Что общего в этих словах?   (Имена существительные)

     - Почему вы так думаете?  (Обозначают предметы, отвечают на вопрос кто? что?)

     - Дайте определение имени существительного.

     - По какому признаку еще можно объединить эти слова?  (Стоят в нач. форме.)

     - Докажите.  ( Кто?  Дарья – существительное, стоит в ед. числе – нач. форма…)

     - Чем еще схожи эти слова?  (Есть ь знак во всех словах.)

     - Чем эти слова отличаются друг от друга? (Количеством слогов, местом ударения,

        нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные, с ь – показатель

        мягкости и с ь – разделительным.)

     3. Самостоятельно запишите слова в два столбика. Сгруппируйте слова по общему

        признаку употребления ь знака.

        Физминутка.

 4.    Проверка. Учитель открывает после проверки доску. Обобщение.

                кольцо                               Дарья

                голубь                                варенье

                письмо                               здоровье

                смельчак                            белье

                снегирь                               шалунья

    - Какова роль ь знака в словах первого столбика? (Показатель мягкости согласного)

    - Какова роль ь знака в словах второго столбика? (Разделяет согласный и гласный)

    - Что вы можете сказать про соотношение звуков и букв в словах первого столбика?

    - Каково соотношение звуков и букв в словах второго столбика?

    - Итак, сделайте вывод: какова роль ь знака в словах?

    - Оказывается, ребята, у ь знака есть еще одно назначение. А какое, мы узнаем сейчас

   5.    Работа с учебником. Упражнение №186 на странице 96.

    - Прочитайте задание. Что нужно выполнить?

    - «Шипящие» … Это кто? Или что? Назовите шипящие звуки. Шипящие буквы?

    - Чем они похожи? (Согласные, шипящие)

    - Чем отличаются друг от друга? (Парные, непарные; звонкие, глухие; твердые,

        мягкие.)

    - Дайте характеристику шипящим звукам.

    - Какие правила о написании шипящих вы знаете?

    - Самостоятельно выполните задание упр. №186.

                      М.р. (он, мой)                      Ж.р. (она, моя)

                              луч                                        мышь

                             багаж                                       речь

                             плащ                                        рожь

                             ковш                                        ночь

                             малыш                                     помощь

     - К какой части речи относятся слова?    (Имена существительные.)

     - В какой форме они стоят?  (В начальной.)

     - На какие согласные звуки заканчиваются имена существительные? (На шипящие.)

     - Как вы думаете, что нового мы должны сегодня узнать?

        Физминутка.

                   Просит знаний настоящих мягкий знак после шипящих!

     - Какова же роль ь знака в словах второго столбика?

   6.  Работа над правилом учебника на стр. 97.

   7.  Чтение правила и заучивание в стихотворной форме.

         Чтобы знать, как писать,                           Если род мужской -

          Надо род определять.                                Нет там знака никакого!

          Если женский род, то надо                       И тогда пиши: калач,

          Мягкий знак употреблять.                        Врач, малыш, гараж и грач!

    8.  Составление алгоритма действий при написании существительных с шипящей

         на конце.    

                              1. Читаю или произношу слово

                              2. Определяю часть речи.

                              3. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.

                              4. Если существительное мужского рода, то ь не пишу.

                              5. Если существительное женского рода, то ь пишу.

        Физминутка.

   9.  Упражнение в написании существительных с шипящими на конце. Учитель

        читает загадки, дети записывают отгадки в тетрадь, пользуясь памяткой.

        Проверка с комментированием.

    10.  Тест.   Самостоятельная работа.

      1. Мягкий знак может выполнять:                                      а) 3 работы     б) 2 работы     в) 1 работу

       2. На конце существительных ж.р. после шипящих:        а) всегда пишется ь        б) не пишется ь

       3. На конце существительных м.р. после шипящих:        а) не пишется ь               б) пишется ь

       4. ь после шипящих на конце существительных указывает:  а) на род                    б) на число

     

    11. Подведение итогов.   Рефлексия.  Обозначьте  цветом квадрата, комфортно ли

        вам было на уроке.  

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 3-м классе по теме"Правописание ь знака после шипящих на конце имен существительных женского рода х

Данный урок был опубликован в материалах Фестиваля педагогических идей " Открытый урок" в 2004-2005 учебном году ( на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов).Урок разработан в соответс...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

урок по теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода. 3 класс "Школа России"...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Урок русского языка для 3 класса по программе "Школа России"  с применением ТРКМЧП....

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тип урока:  урок закрепления  предметных умений с использованием ЭОР  при ведущей роли учителя....

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Правописание мягкого знака после шипящихна конце имен существительных женского рода. 3 класс...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Данный урок входит в раздел «Морфология» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного.Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим план...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных...