Рабочая программа по русскому языку для 1 класса УМК "Перспективная начальная школа"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) по теме

Семенова Алена Сергеевна

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russk_yaz_1_kl.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Примерных программ начального образования ФГОС второго поколения , авторской программы по русскому языку Н.А. Чураковой, Е.Р. Гольфман УМК «Перспективная начальная школа»

В 1 классе на курс «Русский язык» отведено 165 часов. В первом полугодии предмет изучается в курсе «Обучение грамоте» (5 часов в неделю) и обеспечивается учебником «Азбука»,  (авторы Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков), тетради по письму (3шт.) (авторы Агаркова, Ю.А. Агарков). Во втором полугодии – учебником «Русский язык» (авторы Н.А. Чуракова, Е.Р. Гольфман). Обучение по учебнику «Русский язык» начинается после окончания знакомства с буквами в курсе «Обучение грамоте» («Азбука»).

Программа курса «Русский язык» реализует основные положения Концепции лингвистического образования младших школьников.

Целями обучения русскому языку являются:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

- формирование умений грамотного и безошибочного письма;

- развитие устной и письменной речи учащихся;

- развитие языковой эрудиции школьников, его интереса к языку и речевому творчеству.

Знакомя учащихся с основными  положениями лингвистики, формируем у детей научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем  логическое мышление, представляем родной язык как часть окружающего мира.

Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели – нахождение, вычленение и характеристика языковой  единицы изучаемого уровня (звук, часть слова, слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только  сохранение лингвистической  логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.

Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма и развивая письменную и устную  речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.

Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:

- грамотное письмо должно формироваться с учётом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;

- навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (тренинге)

- разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль.

Работа по развитию речи  учащихся строится с учётом того, что речь – это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи – это научить правильному отбору языковых средств, исходя из условий речевой ситуации. Поэтому, программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировка различных текстов.

В силу возрастных и психологических особенностей у младших школьников не сформировано умение комплексного решения учебной задачи по русскому языку, включающего анализ речевой ситуации, выбор языковых средств для адекватной передачи мысли, контроль за безошибочным письмом, выделение и характеристику языковой единицы того или иного уровня, так как каждая из поставленных задач требует определённого вида деятельности. В связи с этим в программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи». При этом в рамках урока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяет ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определённого учебного действия. Однако на скрытом уровне работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи», только не в виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде списывания текстов; работа с текстами на уроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык». Уроки каждого блока перемежают друг друга и  объединяются изучаемой языковой единицей.

Такое структурирование текста позволяет:

- успешно реализовать  цели развития логического и абстрактного мышления;

- решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;

- сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознаёт, что и с какой целью он выполняет;

- избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.

Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие понятия и законы не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Русский язык» к концу первого года обучения.

Учащиеся должны знать/понимать:

  1.  названия букв алфавита, их последовательность и их основные звуковые значения;
  2.  правила переноса слов по слогам;
  3.  способ обозначения твёрдых согласных с помощью гласных первого ряда (а,о,у,э,ы) и способы обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я,е,ю,ё,и) и мягкого знака;
  4. способ обозначения звука (й) в начале слова (с помощью букв е,ё,ю,я).

Уметь:

  1.  быстро найти букву в алфавитном столбике;
  2.  определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);
  3.  писать прописную букву в именах собственных;
  4.  делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;
  5.  понимать различие между звуком и буквой;
  6.  различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твёрдые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твёрдые и только мягкие согласные;
  7.  писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;
  8.  писать словарные слова, определённые программой;
  9.  списывать небольшой текст по правилам списывания;
  10.  определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применении терминологии);
  11. читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1.  Адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников; детских теле-и радиопередач, аудиозаписей);
  2.  Соблюдения орфоэпических норм речи;

 Устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.

Универсальные учебные действия

Личностные

  1. Нравственная оценка поступков героев. («Подходит ли заглавие к тексту? Почему? Докажи»; «Прочитай текст. Озаглавь. Запиши заглавие»).
  2. Обучение умению доказывать свою позицию («Прочитай текст. С какими утверждениями автора ты согласен?»).
  3. Работа над развитием и совершенствованием  собственной речи (система речевых упражнений: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ и редактирование).
  4. Беседы о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основном средстве человеческого общения.

Регулятивные

  1. Открытие нового знания с использованием проблемно-диалогической технологии (создание проблемных ситуаций, формулирование учебной проблемы (темы) урока).    
  2. Наблюдение за ролью частей речи. («Прочитай тексты. … Одинаковые ли эти картины? Сравни тексты. Чем они отличаются? …  Какие слова «оживили» картину? Почему? Чем похожи эти слова?»).
  3. Актуализация знаний о частях речи (Обращение к опыту детей. «Подбери и запиши к каждому существительному как можно больше слов со значением действия»).
  4. Нахождение и исправление допущенных ошибок.
  5. Списывание слов, предложений в соответствии с заданным алгоритмом.
  6. Контролирование уместности использования слов в предложениях, нахождение случаев неудачного выбора слова, корректировка обнаруженных ошибок, подбирая наиболее точный синоним.
  7. Составление  плана текста (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно

Познавательные

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

2.Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять сложный план текста.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

Коммуникативные

  1. подготовка связного рассказа на заданную тему по плану.
  2. Составление  предложений с прямой речью (предложения-просьбы, с которыми обращаются друг к другу сказочные герои, работа  в парах

     (составление задания партнёру). 

Программу обеспечивают:

      Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. Учебник по обучению грамоте и письму. 1 класс. М.: Академкнига/ учебник.

     Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. Тетрадь  по письму (1.2.3 ч.) - М.: Академкнига/ учебник.

     Лаврова Н.М. Азбука. Пишу и проверяю себя. Тетрадь (1.2 ч) - М.: Академкнига/ учебник.

      Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс. Учебник, - М.: Академкнига/ учебник.

      Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс.- М.: Академкнига/ учебник.

      Чуракова Н.А, Гольфман Е.Р. Русский язык. 1 класс. Методическое пособие.- М.: Академкнига/ учебник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС

Рабочая программы составлена с учетом требований ФГОС НОО и рассматривает планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, материально-тех...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс (УМК "Начальная школа XXI века")

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Русский язык" 3 класс ( УМК "Начальная школа XXI века"). Программа расчитана на 170 часов....

Рабочая программа по русскому языку, 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа учебного курса по русскому яэыку составлена на основе ФГОС второго поколения и программы "Русский язык", автор Иванов С.В. к УМК "Начальная школа 21 века" под редакцей Виноградовой Н...

Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. УМК "Начальная школа XXI в."

Рабочая программа составлена в соответствии с расчасовкой уроков русского языка учебно-методического комплекта (авт. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецов, Ф.Ю. Романова) реализует модель ...

Рабочая программа по русскому языку. 2 класс. Перспективная начальная школа

Рабочая программа разработана с учетом изменений ФГОС 2015 г. (4 часа в неделю)...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" с учетом ФГОС

Программа по русскому языку составлена с учетом современных требований в соответствии с ФГОС НОО...

рабочая программа по русскому языку 1 класс УМК "Начальная школа ХХI века"

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных  стандартов второго поколения и  программы УМК  «Начальная  ...