Звуки [б]-[б’]. Буквы Б, б
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме

Урок обучения грамоте в 1 классе  (Образовательная программа «Перспектива»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока104.45 КБ
Файл prewerpoint.pptx2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Кужновский филиал МБОУ «Оборонинская СОШ»

Урок обучения грамоте в 1 классе
Тема: «Звуки [б]-[б’]. Буквы Б, б»

                  Образовательная программа «Перспектива»

 

 

Подготовила учитель начальных классов Соболева Надежда Николаевна

Цель урока:    Знакомство  с буквами Бб, звуками [б]-[б’] овладение умением давать                       характеристику звукам.

Задачи урока:

Образовательные:

- сформировать у учащихся знания об особенностях звуков [б]-[б’],  буквах Бб;

- учить читать слоги, слова,  предложения с новой буквой;

- продолжать работу по словообразованию.

Развивающие:

- развивать фонематический  слух,  наблюдательность, умение оценивать свою работу и работу коллектива;

- развивать монологическую речь учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать культуру общения, любознательность,   положительное отношение к чтению.

Результаты деятельности

Личностные УУД:  умение высказывать собственное суждение, анализировать задание, делать выводы по аналогии, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Коммуникативные УУД:   умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД:   умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 Регулятивные УУД:   умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение.

Предметные:    совершенствовать навык  чтения, умение оформлять свои мысли в  монологическое речевое высказывание, умение работать со словом.

     

Оборудование:

  1. компьютер, мультимедийный проектор, экран;
  2. компьютерная презентация«Звуки [б]-[б’]. Буквы Б, б» (подготовлена в Power Point);
  3. учебник «Азбука» 1 класс
  4. карточки с заданиями для работы в парах и индивидуально;
  5. разрезная азбука;
  6. лента букв;
  7. экран для самооценки «Салют».

     Литература:  

  1. Климанова Л. Ф., Матвеева С. Г., Азбука. – Москва: Просвещение,  2012.

2.  Рудняцкая Е. И. Интегрированные уроки по общеобразовательным    дисциплинам в начальных классах. – Волгоград: Учитель, 2009.

3. Савинова С. В., Гугучкина Е.Е.Нестандартные уроки в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2007.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Орг.момент

За наукой мы вместе сегодня пойдём,

Смекалку, фантазию нашу  возьмём.

Дорогой с пути никуда не свернём.

Но, чтобы нам цели заветной добиться,

Вам нужно старательно очень трудиться.

Прочитайте предложение на доске:

«Грамоте учиться – всегда пригодиться».

Что это за предложение? (Это пословица, в пословицах заключается народная мудрость)

Объясните смысл этой пословицы.

Подготовка к учебной деятельности

Анализ пословицы

Высказыва-

ния детей

Л

(самоопре

деление)

П

(сравнение)

Целеполагание и мотивация

Что надо знать и уметь, чтобы стать грамотным? (Нужно знать звуки, буквы, уметь  читать, писать)

Сегодня нам новый звук принесла загадка:

У отца был мальчик странный, Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт он длинный,

 Кто же это? (Буратино).

Какой будет тема урока? Какие задачи поставим себе на урок?

(-узнать, какой буквой обозначается звук Б;

- дать характеристику звуку Б;

- учиться читать слова, предложения и  тексты с буквой Б.)

Слушание загадки.

Высказывания по поводу целей учебной деятельности.

Построение рассказа-умозаключения с использованием сложноподчинённых предложений

Л

(смыслообразование, учебно-познавательная мотивация)

К

(планирование

учебного сотрудничества)

Р

(постановка учебной задачи)

Актуализация знаний

В алфавит ты посмотри:

русских букв там 33.

Бывают буквы разные:

Гласные, согласные.

(Работа по ленте букв)

Как вы думаете, в какой строке будет жить буква Б?

Выполнение заданий на повторение. 

Выделение су-щественных признаков пре-дмета.

П

(анализ, сравнение)

Р

(волевая саморегуляция)

«Открытие» нового знания детьми

В руках у меня – книга, она называется «Приключения Буратино или Золотой ключик». Автор книги – А. К. Толстой. Знаете ли вы, кто является главным героем сказки? Как он появился на свет? Слайд

Сегодня мы сможем стать участниками некоторых приключений Буратино. Но вначале расскажем все о звуке Б , узнаем , какой буквой он обозначается. Для этого мы разделимся на три исследовательские группы.

1-ая группа выяснит, какой это звук: гласный или согласный.

2- ая группа определит, какой этот звук по твердости – мягкости.

3 – тья группа определит, какой это звук: звонкий или глухой.

(Отчёт учащихся по группам).  Вывод: звук  - согласный, звонкий, парный по твёрдости – мягкости.

Звук Б обозначается буквами Б,б.

Почему для обозначения звука нужны две буквы: Б,б?

Подберите слова, начинающиеся с   буквы б.

Разгадайте ребусы, предложенные на слайде.

Работа с учебником: чтение слогов с новой буквой, дополнение  данных до слов.

Высказыва-

ния детей

Работа в группах

Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.

Подбор слов

Разгадывание ребусов, чтение слогов, дополнение их до слов.

Л

К

(совместная деятельность учащихся

П

(сравнение, анализ, постановка и формулирование проблемы)

Р

(познавательная инициатива)

П

(преобразование модели слова)

Гимнастика для глаз

Посмотрите на золотой ключик Буратино.

«Обведём»  его, двигаясь глазками по его очертаниям слева направо. Закроем глазки.

Теперь откроем и быстро помигаем. Снова закроем, отдохнём. А сейчас приготовимся продолжить работу.

Выполнение

гимнастических движений

К

(совместная деятельность учащихся

Рефлексия

Игра «Узнай звук»

Игра «Узнай звук». Хлопайте в ладоши, если в слове есть звук Б: белка, дупло, балалайка, бобры, кедр, зубр, шубка, ручка, стрелка, зебра, собака, барабан.

В каком месте в слове стоит звук Б?

Звуковой анализ слов

П

(анализ)

Первичное закрепление

Буратино поможет нам отправиться в театр. А что нужно, чтобы попасть в театр?(билет)

У каждого из вас на парте есть билет. Он будет вашим, если вы сможете составить схему-модель слова «билет».

(Для хорошо подготовленных детей на доску вывешиваются дополнительно две картинки: бабочка, букет. Работа с ними ведётся аналогично). Чем отличаются первые звуки в словах: билет и бабочка? Почему?

Итак, мы отправляемся в театр. Именно

здесь Буратино встретил своих друзей. Слайд.

Чтение текста в учебнике.

Какими словами встретили Буратино

куклы – участники представления? Как

произошла встреча Буратино с

 Карабасом – Барабасом? О каких ещё

героях сказки узнали из текста? Кто из

 них был другом Буратино? Кто был врагом?

Приготовимся к выразительному чтению.

(Работа над выразительностью речи)

Преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные признаки объекта.

Смысловое чтение, выражение своих мыслей.

Выразительное чтение.

П

(анализ,моделирование,

 сравнение)

П

(извлечение информации из текста)

Л(смыслообразование,

нравственно – этическая ориентация.

Физкультминутка

Отправимся на сказочную полянку и потанцуем вместе с Буратино.

Слайд с фонограммой песни «Буратино».

Выполнение танцевальных движений под музыку песни

«Буратино»

К

(совместная деятельность учащихся

Самостоятельная работа с самопроверкой

Много трудностей выпало на долю Буратино.

И вот однажды он встретил старую и мудрую черепаху Тортиллу.Чтобы узнать , где она жила, обратимся за помощью к учебнику : прочитаем предложение – подпись к рисунку. Черепаха подарила Буратино золотой ключик, и хотела открыть ему тайну, но перепутала все слова. Попробуйте в них разобраться: соедините  части слов слева и справа.

Работа в парах. Самопроверка с последующей  взаимоповеркой.

Работа в парах. (Составление слов из данных слогов).

К

(учебное сотрудничество

Включение в систему знаний и повторений

Рассмотрите рисунки в учебнике. Кто еще побывал в театре? (Таня и Ваня) Что у них в руках? Какую сказку они будут показывать? Почему вы так считаете?

Много приключений и трудностей выпало на долю Буратино и его друзей. Их преследовали Карабас – Барабас и Дуремар, хитрые кот Базилио и лиса Алиса.Но  им удалось преодолеть все трудности и открыть заветную дверцу.

Теперь все артисты заживут свободно и счастливо.

Как вы думаете, почему Буратино и его друзья смогли победить? (Им помогли дружба и доброта.)

Прочитайте пословицы:

«Один за всех и все за одного»

«Крепкую дружбу и топором не разрубишь».

Объясните их значение .В каких словах встречается звук Б? Какой он по твёрдости – мягкости? Почему?

 

Рассматривание

рисунков, чтение текста.

Анализ пословицы

Высказыва-

ния детей

П

(извлечение информации

из текста)

П

(смысловое чтение, анализ).

Подведение итогов

Где смогли побывать сегодня?

Составление предложения из букв разрезной азбуки: «Мы были в театре».

Что узнали нового? Что узнали о звуке Б? О буквах Бб?

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке.

Л

(смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?)

Рефлексия

Сказка закончилась счастливо. И в честь этого мы устроим праздничный салют. Если на уроке вам было легко, вы смогли выполнить все задания верно, то выберите себе зелёный огонёк, если были трудности – выберите жёлтый.

Молодцы! У вас получился замечательный салют. В будущем нужно быть чуть внимательнее, чтобы у всех были только зелёные огоньки.

На этом наш урок окончен.Спасибо!

Осознание качества и уровня усвоенного.

Р

(самооценка) осознание качества и уровня усвоенного.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форми

рование УУД

1.Орг. момент

Ну-ка покажи, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ли весело глядят?
Слушайте внимательно.
Работайте старательно

Подготовка к учебной деятельности

Л

(самоопре

деление)

2.Моти

вация к

учебной

деятель

ности

Какой сейчас месяц? Правильно, по календарю идет месяц-март. У каждого месяца свой голос, своё звучание. Послушайте. (Слайд 2)

 Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна!

 (П.И. Чайковский «Времена года. Март»).

На что похожа эта музыка?

По календарю уже давно наступила весна. А какое время года в природе? А вы хотели бы, чтобы поскорее наступила весна? Тогда я приглашаю вас в сказку.   (Слайд 3)

В дремучем лесу жили-поживали трудолюбивые гномы. Зимой они трудились и помогали другим обитателям леса. Гномам очень нравилась зима. Но в марте он стали скучать по теплым денькам. Поэтому они собрались вместе, чтобы позвать  Весну. Но злая зима заколдовала её, заковала морозами, засыпала снегами. Поможем гномам её расколдовать, спасём Весну. Для этого нам нужно быть дружными, смелыми, ловкими и хорошо знать математику. Итак, в путь! Впереди у нас много испытаний.

 Чему хотели бы вы научиться сегодня?

Первое испытание Зимы- устные задания. Они очень мешают весеннему солнышку. Поможем гномам справиться с ними. (Слайд 4). 

Молодцы! Разозлилась зима сильнее прежнего. Не хочется ей Весну выпускать. И придумала она для вас новое испытание – задачи  в картинках. Надо составить задачи и решить их.

 Посмотрите, кто на нашем пути, птичка- невеличка. Да не простая. Разгадаем, из каких геометрических фигур её составили. Вы прекрасно справились! Молодцы! Смотрите, какое у нас яркое солнышко!

А теперь поработаем в парах. Составим птичку из данных вам фигур).

Ответы на вопросы учителя

Слушание  классической музыки.

Ответы на вопросы.

Слушание сказки.

Высказывания по поводу целей учебной деятельности.

Выполнение заданий на повторение.

.

6+10, 10+5,  17-10, 18-8,  16-4, 12+3, 18+0, 14-0

 

Установление причинно –следственных связей, поиск решения задач.

Анализ фигуры птички, выделение известных геометрических фигур.

Работа в парах. (Составление птички из данных фигур).

К

(планирование

учебного сотрудничества)

Л

(учебно – познавательная мотивация)

П

(анализ, синтез)

Р

(постановка учебной задачи)

П

(построение логической цепи рассуждений)

П

(анализ)

К

(учебное сотрудничество)

Конспект урока


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок обучения грамоте. Тема : «Звуки [ б ] - [ б ’ ] . Буквы Бб.» Подготовила учитель начальных классов Соболева Надежда Николаевна.

Слайд 2

Бб

Слайд 5

Бб Бб

Слайд 6

Ребусы БА РЫ ’’

Слайд 9

ьбдиошщ7 ртолргш

Слайд 10

ьблорлд олролг

Слайд 11

иоьирол роьпроп

Слайд 13

олборл ьлбдлод

Слайд 14

лодрлд рлдрдрд

Слайд 15

Пословицы Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Один за всех, все за одного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .

Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....