Русский язык "Знаки препинания в конце предложения"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (1 класс) по теме

Гриднева Наталья Александровна

 

Тема урока: «Знаки препинания в конце предложения»

Тип урока: комбинированный

Этап обучения по данной теме основной. Учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы, через вопросы поискового характера, через сравнение, анализ. Приоритетная цель реализуется на уроке, это: отработка умений, решение практических задач. Поставленная цель соответствует индивидуальному уровню развития ребенка. Особое внимание уделяется развитию внимания, мышления, самооценки, речи. На уроке решаются воспитательные задачи на деятельном и мотивационном уровне.

Соотношение репродуктивной и поисковой деятельности – примерно 3 (прочитай, повтори, вспомни).

Использованы задания поискового характера: докажи, сравни, объясни (4).

На уроке учитель использует метод: наблюдение, сравнение, чтение, поиск информации (найди в учебнике).

На уроке используются ИКТ записи выводов, практическая работа. Используется наглядный материал: схемы, иллюстрации в учебнике для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач.

Наглядный материал уместен.

Учебную деятельность на уроке организует учитель и сами учащиеся. Были продемонстрированы следующие результаты в виде УУД:

- регулятивные: определяли цель, действовали по плану, оценивали результат.

- познавательные: перерабатывали информацию (сравнивали, классифицировали – чем похожи? В чем отличие и т.д.)

Эмоциональное состояние школьников соответствовало эмоциональному состоянию учителя.

Стиль общения учителя с учащимися демократический.

Урок составлен по учебнику Н.А. Чураковой

УМК «Перспективная начальная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

Русский язык 1 класс.

Тема: «Знаки препинания в конце предложения»

Цели урока:

- продолжать формирование представлений о знаках препинания в конце предложения;

- вырабатывать умение правильно определять интонацию предложения и в зависимости от этого ставить (.,?,!);

- развивать речь учащихся;

- расширять словарный запас;

- формировать умение отыскивать «опасные места», развивать орфографическую зоркость.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Внимание! Проверь дружок!

Готов ли ты начать урок!

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадки!

Есть у нас девиз такой,

Все, что надо, под рукой.

 

- Запись учащимися даты в тетради.

II. Чистописание.

Сегодня мы закрепим правильное написание одной буквы.

 А что это за буква? Догадайтесь сами, воспользуйтесь столбиком алфавита в учебнике с. 12.

На доске: б в г д ж з й …

Назовите следующую букву.

Докажите.

(следующая буква «к» так как даны буквы согласных звуков по алфавиту).

Её и будем писать.

На доске: кн    ко    кп

- По какой закономерности написаны вторые буквы? (суждения учащихся по алфавиту: н, о, п).

- Запишите эти буквосочетания, чередуя до конца строки.

На доске: акартинабморковькармангокнодкислый.

- Найдите слова с буквой «к».

- Выпишите их на следующую строку самостоятельно (картина, морковь, карман, окно, кислый).

 

III. Актуализация опорных знаний.

- С какими словами из словаря вы познакомились на прошлом уроке?

- Запишите их (Телевизор, телефон).

- Чем похожи слова?

(называют предмет)

- Что еще могут называть слова?

(действие                                     ,

 

 

На доске таблица:                                            - предмет

                                                                              

                                                                            - действие предмета

                                                                            - признак предмета

IV. Сообщение темы урока, постановка целей.

На доске: Тема: «Знаки препинания в конце предложения»

- Прочитать тему.

- Что знаем по этой теме?

Суждения учащихся:

- Что такое предложение – это часть нашей речи.

- Предложение выражает мысли и чувства.

- Состоит из слов, выполняющих разную работу: называют: 

                                                                                 

 

- Что еще знаем? (предложение используем в устной и письменной речи).

- Как в устной речи мы показываем конец предложения? (делаем паузу).

- А в письменной? (с помощью знаков !, ?, .).

- Так вы всё знаете по теме?

Суждения учащихся: нет, затрудняюсь, когда какой ставить знак.

- Отнеситесь к суждению Пети.

- Кто сможет ответить на вопрос Пети?

- Значит, сегодня на уроке будем учиться как в письменной речи одно предложение отделяется от другого. (ИКТ – запись).

- Работа по теме урока.

Работа по учебнику: с 22-24.

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Что на ней изображено? (чаепитие в гостях у

- Прочитайте предложения с. 24

Ты съел пирог?

Ты съел пирог.

Ты съел пирог!

- Сравните.

Суждения учащихся: (одинаковые слова, их 3; порядок слов одинаковый; выделено одно и то же слово: съел с орфогр.)

- Чем же отличаются? (предложения разные)

- Вы можете устно при чтении показать, что эти предложения разные? (чтение предложений)

- Почему прочитал по-разному?

- Как меняется голос, когда читаете?

- Когда он повышается?

- Когда понижается?

- В каком предложении цель - спросить? Что-то сообщить?

- Какое предложение не просто сообщает, но громко утверждает, выражает чувство?

- Как обозначено на письме то, что эти предложения – разные по цели высказывания?

Вывод: (суждения учащихся).

Вывод: (по учебнику прочитать с. 24; письменно разницу предложений по цели высказывания можно передать с помощью знаков препинания: ? ! .

 

 Практическая работа с. 25

Выглянув в окно и увидев, что пошел дождь, Анишит Йокоповна спросила:

                                                         ? (Пошел дождь?)

Говорящий ворон подтвердил:

                                                         . (Пошел дождь.)

Дождь пошел!                                                           ! – радостно воскликнула Асырк, которая любила сырость.

Задание: Расшифруйте этот разговор.

- То что сказал Ворон, является вопросом или сообщением?

- Чье высказывание содержит вопрос?

- Какое высказывание про дождь выражает чувство, переживание?

Вывод: с. 25.

- читаем самостоятельно

- хором.

Записать предложения.

Пошел дождь.

Дождь пошел!

Пошел дождь?

- подчеркнуть орфограммы (большая буква, парные согласные. Как проверим? – дожди).

Итог урока:

На доске: схема

 

Предложение

Сообщение

Вопрос

Просьба, приказ, восклицание

Ты съел пирог.

Ты съел пирог?

Ты съел пирог!

.

?

!

 

- О чем рассказывает таблица? (суждения учащихся)

- Вернемся к теме урока.

Прочитать.

«Знаки препинания в конце предложения»

Какую ставим задачу перед собой?

- прочитайте: (как на письме одно предложение отделить от другого).

На листе бумаги нарисуйте впечатление от урока в виде личика

                    Если все                                                Если не до конца

                    понял                                                     разобрался в данном вопросе

 

Спасибо за урок!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkiy_1_klass.docx145.26 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 1 класс.

Урок-путешествие.

Тема: Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения.

Цели урока: Продолжать формирование представлений о знаках препинания в конце предложения; вырабатывать умение правильно определять интонацию предложения и в зависимости от этого ставить (., ?, !); продолжать учить на слух определять звуки и давать характеристику; формировать умения отыскивать «опасные места»; развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, мелкую моторику; воспитывать любовь к родному языку; работать над развитием связной и грамотной речи.

Ход урока.

I Организационный момент.

Проверка готовности.

II Постановка учебной задачи.

-Урок у нас сегодня необычный. Мы отправимся в путешествие. Вы любите путешествовать?

-Путешествие будет необычное. Мы отправимся в страну Грамматики.

Паровозик – речь поехал к нам в гости и растерял все свои вагончики. Давайте вместе правильно составим поезд. DSC03014

-На уроке нас ждут интересные задания, мы узнаем много нового и интересного о предложении, о знаках препинания в конце предложения.

III Актуализация знаний.

  1. Постановка учебной задачи.

Давайте попробуем поставить вагончики в нужном порядке и узнать, как они называются.

2 Беседа.

-Когда мы общаемся друг с другом, что мы используем? (речь)

-Какая бывает речь? (устная и письменная)

-Чем отличается устная речь от письменной? (Устную речь мы говорим и слышим: письменную используем при чтении и письме)

-Молодцы. Это 1 вагончик. (ставим табличку)

-Из чего  состоит наша речь? (Из предложений)

-Что выражается в каждом предложении? (Выражает законченную мысль или чувство)

-Это 2 вагончик.

- Из чего состоят предложения? (Из слов)

- Молодцы. Следующий вагончик.

-Из чего состоят слова? (Из слогов)

- Из чего состоят слоги в устной речи? (Из звуков)

-С помощью каких графических знаков в письменной речи записываются слова? (С помощью букв)

3 Итог.

В какой последовательности находятся вагоны в паровозике «Речь»?

(Речь – предложение – слово – слог – звук - буква)

IV Чистописание.

-Отгадайте, в каком вагоне отправимся в страну Грамматики вместе с зайкой-знайкой.

Загадка.

Тридцать три сестрички

Ростом невелички.

Если знаешь их секрет,

То на всё найдёшь ответ!

(буква)

-Правильно, вагончик называется «Буква»

(В кармашек вагончика вставляется слово «Буква»)

А о какой букве сейчас пойдёт речь, вы узнаете, если вспомните алфавит. Эта буква в алфавите стоит между буквами Л и Н.  Кто догадался, что это за буква?

1 Работа в тетради.

- Проверьте свой ответ. Откройте тетради. Молодцы! .Сегодня мы вспомним, как правильно пишется буква М. Из каких элементов состоит буква?

-Дайте характеристику звукам, которые обозначает буква (буква М на письме обозначает два звука [м] - твёрдый и [м ] -мягкий – эти звуки согласные, звонкие.)

-Запишите сочетания с данной буквой, используя буквы из вагончика.

(а, о, и, е)

(Дети записывают мА, мо, ми, ме)

Итог: Молодцы! Очень красиво написали.

V Звуковой анализ слов. Выделение звуков.

- В каком вагоне мы поедем вместе с Зайкой, вы узнаете, разгадав зашифрованную записку.

(На доске : роза, ров, рука)

 - Чтобы расшифровать слово, необходимо зачеркнуть буквы, которые повторяются два и более раз.

(Дети зачёркивают буквы)

- Какое слово получилось? (Звук)

(Вставляем в другой вагончик слово «Звук»)

1 Работа с фонетическими карточками.

Приготовьте карточки. Покажите первый звук, отгадав загадки.

1 Они бывают разные –

Зелёные и красные.

Они по рельсам вдоль бегут,

Везде встречают их и ждут

(вагоны)

3 Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу.

(петух)

Что за чудо – синий дом

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(автобус)

2 Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.

(лиса)

4 Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

(собака)

Всех на свете обшивает,

А сама не надевает.

(Иголка)

2 Итог.

Молодцы. Как хорошо вы слышите звуки и характеризуете их.

VI Работа с учебником.

- Для того, чтобы отправиться дальше, нам необходимо выполнить задание из учебника. Откройте с 20, упражнение № 28 (Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохолова «Русский язык» 1 класс)

- Посмотрите на иллюстрацию, давайте попробуем спрогнозировать. О чём будет текст? (О том, как мама укладывала ребёнка)

-Как называется песня, которую мама поёт перед сном малышу? (колыбельная)

_С какой интонацией её надо читать?

(ласково, нежно, тихо)

-Кто сможет прочитать этот текст? (читают) Замечательно! А теперь закройте глаза и послушайте, как звучит эта песня. (Слушают) Где вы могли её слышать? (Передача «Спокойной ночи малыши»)

-Найдите предложение в тексте про мышку.

(Мышка за печкою спит)

-Разделите каждое слово на слоги, обозначьте ударение)

-Как мы назовём следующий вагон? (Слог)

(В вагончик вставляем слово «слог»0

_Какое правило деления на слоги вы знаете?

(Сколько в слове гласных, столько и слогов)

VII Введение нового словарного слова.

-А в следующем вагоне Зайка спрятал новое слово

.

 Отгадайте, какое?

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой

(медведь)

А что вы знаете о медведе?

(В толковом словаре даётся понятие. Это крупное животное с большим грузным, покрытым шерстью телом и короткими ногами) Давайте проверим, правы ли вы?

(показывается картинка с медведем)

Решил мишка с вами немного поиграть.

VIII Физкультминутка.

Топай, мишка, хлопай, мишка.

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперёд и вниз.

Улыбайся и садись.

Интересно, а как пишется слово «медведь»?

(На доске слово «м…дведь»)

 -Как вы думаете? А почему вы так считаете?

(выслушиваются предположения детей)

Посмотрите на сценку и проверьте, так это или нет.

(К доске выходят девочка и мальчик)

-Эй, медведь, на вопрос ответь.

-Какой вопрос, стрекотуха?

-Почему тебя медведем зовут?

-Медведь, значит, мёд ведать. Знаю, где мёд в лесу спрятан.

-Какие два слова спрятаны в слове «медведь»?

(мёд, ведать)

-Какая буква пропущена в этом слове ( 9буква е)

(ставится карточка в слове медведь)

-Прочитайте слово по слогам. Запишите в тетрадь, разделите на слоги, обозначьте ударение)

-Закройте глазки, скажите слово правильно по слогам.

Ну что ж, отправляемся мы дальше с нашим медвежонком и зайчонком на волшебном поезде.

IX Работа над предложением. Восклицательные, невосклицательные, вопросительные предложения.

1 Беседа

Быстренько отвечайте на мои вопросы.

Что такое предложение? (Это часть нашей речи).

-Что выражает предложение? (мысль или чувства)

Как в устной речи мы показываем конец предложения?(Делаем паузу)

С помощью каких знаков препинания в письменной речи мы отделяем одно предложение от другого?(точка, восклицательный , вопросительный знаки)

Какой знак ставится в конце предложения с невосклицательной интонацией? (точку)

-Как назовём этот вагон? (предложение)

(ставится карточка «предложение»)

2 Работа со схемой предложения. Орфографическая подготовка.

(На доске схема)

-Составьте предложение о том, что любит медведь (Медведь любит мёд)

-Давайте проведём орфографическую работу, чтобы не допускать ошибок при письме.

3 Обучающий диктант.

Сколько слов в предложении?

-Подчеркните правила оформления предложения.(У доски)

(Дети отмечают место заглавной буквы, пробелы, точку)

Продиктуйте каждое слово и запишите слоговыми дугами.

-Обозначьте ударный слог в каждом слове.

-Отметьте «опасные места» в каждом слове. Поставьте «маячки».

-Сейчас я прочитаю предложение орфографически правильно, а вы поставьте нужные буквы в «опасных местах»

4 Работа в тетради.

Запишите это предложение в тетради, разделите на слоги, обозначьте ударение.

Проверка. Сравните ещё раз «опасные места». Поднимите руки, кто написал правильно.

Итог. Молодцы. Вы справились с этим трудным заданием.

А теперь давайте отдохнём!

Физкультминутка для глаз.

5 Работа с восклицательными и вопросительными предложениями.

А) Постановка задачи.

-Наш Зайка уверен, что в конце предложения всегда ставится точка. Вы с ним согласны?

Что может содержать в себе предложение? (сообщение о ком-нибудь или о чём-нибудь, вопрос, просьбу, приказ. ) Составьте предложение о медведе, которое содержит в себе вопрос.

(Медведь любит мёд?)

С какой интонацией произносится это предложение?

А с какой знак препинания кроме точки и вопросительного знака может ставиться в предложении? Составьте мне такое предложение, чтобы при написании мы использовали восклицательный знак? (Медведь любит мёд!) С какой интонацией произносится это предложение?

Посмотрите, к нам в гости пришли наши знаки!

(Выходят дети, читают стихи)

У последней точки

На последней строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

Не знаешь ответа? Раздумье мучительно?

Спроси у соседа

Я знак …(вопросительный)

Притащился кривоногий

Вопросительный знак.

Задаёт он всем вопросы

Кто? Кого? Откуда? Как?

Ликует природа!

Денёк замечательный!

В конце предложения

Я знак …(восклицательный)

Прибежал чудак – восклицательный знак.

Никогда он не молчит.

Оглушительно кричит.

-А теперь ответьте мне, какую роль играет знак в конце предложения? Что подсказывает? Давайте прочитаем хором эти предложения ещё раз с правильной интонацией.

Медведь любит мёд.

Медведь любит мёд?

Медведь любит мёд!

X Итог урока

-Вот и закончилось наше путешествие в страну Грамматики. Какие вы молодцы!. Мы ведь не только на уроке путешествовали, но и выполняли трудные задания, узнавали новое и интересное. Смогли доказать Зайке, что в конце предложения может ставиться не только точка. Давайте обобщим все знания и скажем, в какой последовательности находятся вагончики и как они называются? (Речь, предложение, слово, слог, звук, буква)

.

А теперь нарисуйте впечатление от этого урока на листе бумаги в виде кружков или линий, используя цвета, которые отражают ваше настроение.

(1 минута)

-Мальчики, выходите к доске и покажите нам свои рисунки. (выходят)

А теперь девочки! (показывают)

Не только вам понравился наш урок, медвежонок тоже остался доволен и хочет подарит вам призы за отличную работу на уроке)

Раздаются подарки.

На этом наш урок окончен!

Литература:

П.С. Жедек «Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения правописанию»

Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С. Поурочные методические рекомендации к букварю и прописям. _ Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007

Бетенькова Н.М., Фомин Д.С. Конкурс грамотеев. – М.: Просвещение, 1995.

Проанализируйте  подготовленный Вами проект урока с точки зрения требований ФГОС. Перечислите требования к организации урочной деятельности и оценке образовательных достижений младших школьников, которым соответствует Ваш проект.

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

 Цель посещения:  

Класс, учитель:  1,  Пархатская О.А

Количество учащихся в классе: 14

Присутствовали на уроке: 14

 

Тема урока: Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце. предложения.

Тип урока: комбинированный

Дидактическая задача урока:

Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):

Продолжать формирование представлений о знаках препинания в конце предложения; вырабатывать умение правильно определять интонацию предложения и в зависимости от этого ставить (., ?, !); продолжать учить на слух определять звуки и давать характеристику; формировать умения отыскивать «опасные места»; развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, мелкую моторику; воспитывать любовь к родному языку; работать над развитием связной и грамотной речи.

 

Этап обучения по данной теме (подчеркните):  начальный, основной, завершающий.

1. Обеспечивает ли учитель мотивацию изучения данной темы (учебного материала)? Какие приемы использует для этого? ___________________________________________________________

2. Какая приоритетная цель реализуется на уроке? Подчеркните:

формирование знаний-умений; применение полученных знаний; отработка умений; решение творческих задач.

Соответствует ли поставленная цель этапу обучения? Индивидуальному уровню развития школьников?

4. Обеспечивает ли урок реализацию развивающей функции обучения? Развитию каких качеств уделяется особое внимание? Подчеркните:

восприятие; внимание; воображение; мышление; память; речь; самоконтроль; самооценка.

5. Решаются  ли  воспитательные  задачи?  На  каком  уровне?  Подчеркните:

знаниевый; деятельностный; мотивационный.

6. Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравните их соотношение:

примерное число заданий репродуктивного характера (прочитай, перескажи, повтори, вспомни)_____4___________;

примерное число заданий поискового характера (докажи, объясни, оцени, сравни, найди ошибку)____3_________.

7. Какие из перечисленных методов познания использует учитель? Подчеркните:

наблюдение; опыт, поиск информации; сравнение; чтение; другое (дополнить)________________________________.

8. Используются ли современные технологии (проектная, исследовательская, ИКТ и др.)

Перечислите:проектная,ИКТ

9. Используется ли наглядный материал? С какой целью? Подчеркните:

в качестве иллюстрации; для эмоциональной поддержки; для решения обучающих задач.

Наглядный материал: избыточен; достаточен; уместен; недостаточен.

10. Кто организует деятельность на уроке? Подчеркните:

только учитель; сами учащиеся; в зависимости от ситуации.

11. Какие результаты продемонстрированы в виде универсальных учебных действий (подчеркнуть группу и конкретные виды действий):

Регулятивные: определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать результат

Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать ее ( анализ , сравнение, классификация…), представлять в разных формах

Коммуникативные: доносить свою позицию, понимать других (в т.ч. вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде - подтекст, концепт), сотрудничать

Личностные: оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей

11. Какие типы взаимодействия в учебном коллективе использует учитель? Подчеркните:

парное; групповое; коллективное.

Какова их целесообразность?

13. Каково эмоциональное состояние школьников во время урока? Соответствует ли оно эмоциональному состоянию учителя? (Да, нет.)

14. Стиль общения учителя с учащимися. Подчеркните:

авторитарный, демократический, анархический.

  1. Подготовьте проект рабочей программы для 1 класса по математике, или проект рабочей программы по внеурочной образовательной деятельности, или проект рабочей программы по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников. Проанализируйте подготовленный Вами проект с точки зрения требований ФГОС. Перечислите требования к разработке рабочей программы, которым соответствует Ваш проект.

                                           

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе по теме: "Предложение. Знаки препинания в конце предложения"

Урок русского языка по теме: "Предложение. Знаки препинания в конце предложения" проводился в 1 классе. Цель урока: закреплять представление о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль...

Урок русского языка в 1 классе (Программа "Школа России") Тема: Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения.

Урок русского языка в 1 классе. Урок №6.Программа "Школа России"Тема "Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения"Цели:Систематизировать знания учащихся о грамматических признаках пре...

Технологическая карта урока по русскому языку 1 класс Тема «Что выражает предложение? Знаки препинания в конце предложения»

Методическая разработка урока по ФГОС на тему "Что выражает предложение? Знаки препинания в конце предложения" с презентацией. Данный урок является первым уроком в теме «Предложения» и первым уроком п...

План-конспект урока в 1 классе по русскому языку на тему «Что выражает предложение? Знаки препинания в конце предложения»

План-конспект урока в 1 классе по русскому языку на тему «Что выражает предложение? Знаки препинания в конце предложения» с самоанализом этого же урока....

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Слово, предложение и текст в речевом общении. Знаки препинания в конце предложения»

Предмет: Русский языкКатегория: 2 класс.Тема: «Знаки препинания в конце предложения»Оборудование: АРМ учителя, интернет, презентация, смайлы для поощрения детей, учебник автор «Климанова Л.Ф. Русский ...