Интегрированный урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Дубрасова Наталия Анатольевна

Интегрированный урок русского языка и информатики в 3 классе по программе "Школа 2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Интегрированный урок русского языка и информатики в 3 классе

по программе «Школа 2100».

Изменение глаголов по числам.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: интегрированный

Цели:

- закрепление умений работать по алгоритму;

- закрепление умений изменять глаголы по числам;

- развитие навыков устной и письменной речи.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать навыки исполнения алгоритма грамотного письма, умения использовать алгоритм при определении числа глаголов;

- формирование навыков правописания окончаний глаголов в форме единственного и множественного числа;

- формирование умений изменять глаголы по числам.

Развивающие:

- формировать представление о числе;

- развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи в ходе учебного процесса;

- развитие информационной компетентности младших школьников.

Воспитывающие:

- формировать коммуникативную культуру;

- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

- формирование  умения работать в паре.

Оборудование:

- презентация;

- учебник;

- карточки.

Формы организации на уроке:

- фронтальная, индивидуальная, парная.

Ход урока:

Записать число заранее.

  1. Орг. момент.

 На дворе тёплый весенний денёк,

 начинаем занимательный, интересный урок.

Урок необычный, т.к. он покажет сочетание русского языка и информатики. На материале русского языка повторим и обобщим действия с множествами, порядок работы с правилом, выполнение действий по алгоритму.

  1. АОЗ.
  1. Словарная работа.

На доске слова:

М чта, р сунок, завтр к, чу ство, пут шествие,  бед, ш л.

- Прочитайте слова. Что можете сказать про них? ( слова с непроверяемой орфограммой)

- Какую работу можно провести?

- Запишите данные слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограмму. ( Один у доски выполняет эту работу)

- Проверим слова, которые вы записали. Слайд. 

- Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы.

2. Повторение изученного.

- Найдите лишнее слово? Почему оно будет лишним? Докажите.

- Кто вспомнит, что такое множество? Слайд.

- На какие два подмножества можно разбить данное множество слов?

- Кто увидел другие варианты?

- Для работы на уроке нам пригодится вот такой  вариант разбиения на множества. Слайд. 

- Как вы думаете, почему?

- Над какой большой темой мы работаем? Слайд

- Что вы уже знаете о глаголах? (глаголы изменяются по временам)

- Назовите времена.  Можно ли сказать, что глаголы настоящего, прошедшего и будущего времен являются подмножеством множества глаголов? Слайд.

- Вернёмся к  множеству имён существительных. Слайд.

- Подумайте, можно ли из данных слов образовать глаголы? Кто уже может предложить свои варианты? Молодцы.

  1. Постановка проблемного вопроса.

- Есть у меня заветная, лохматая  мечта

Простая и конкретная от носа до хвоста.

Когда б одним счастливым днём сбылась моя мечта,

То я бы больше ни о чём и не мечтала бы тогда…

- Как вы думаете, о чём я мечтаю?

- А о чём мечтаете вы? ( Составление предложений.) Слайд.

На слайде: Я мечтаю …

- Итак. Слайд. Мы все мечтаем о…….

На слайде: Я мечтаю …

                   Мы мечтаем …

Сравните глаголы. - Чем различаются данные глаголы? (ед. и мн. числом, окончанием).

Вывод: мечтаю – ед.ч.

             мечтаем – мн.ч.

  1. Сообщение темы и целей урока.

- Мы подошли к нашей теме.

- Кто сможет сформулировать тему урока? ( Изменение глаголов по числам)

Слайд.

- Чему научимся на уроке? (изменять глаголы по числам, выделять окончания глаголов) Слайд.

- Для чего нам нужно изменять глаголы по числам? (составлять предложения, согласовывать слова) Слайд.

А о чём вы мечтали, когда были маленькими? Слайд. (Я мечтал… клик

 Мы мечтали…)

А когда вырастете, изменятся ли ваши мечты? О чём будете мечтать? Слайд. (Я буду мечтать… клик  Мы будем мечтать…)

- Какой можем сделать вывод? Слайд.

Вывод: Глаголы наст., прош. и буд. времени изменяются по числам.

- Проверим по учебнику, правильный ли мы сделали вывод?

- Прочитайте 1 часть правила на стр.98 в учебнике. Слайд.

ФИЗМИНУТКА с музыкой.

- Какие глаголы встретились в физминутке? Определите число этих глаголов. Проверка по слайду.

V.  Первичное закрепление.

  1. Изменение глаголов по числам.

Для того чтобы научиться согласовывать слова, выполним следующее  задание  Слайд Назовём объект и  действие которое он совершает, предмет и действие. Слайд

- Назовите объекты, нарисованные на верхней строчке..

- Чем различаются? (разное число)

- Девочка что делает? Кому сложно определить действие, воспользуйтесь словами для справок. Клик

На следующей картинке? Девочки что делают? Клик

По ходу ответов на слайде (по щелчку) появляются глаголы.

девочка                                       девочки

костёр                                         костры

самолёт                                       самолёты

цветок                                         цветы

Слова для справок: бежит, горит, летит, цветёт.

- Запишите в тетради пары глаголов в два столбика, как на слайде.

Запись в тетради.

бежит                                   бегут

горит                                    горят

летит                                     летят

цветёт                                 цветут

Вывод: Чему учились, выполняя это задание? (изменять глаголы по числам)

  1. Работа по правилу с текстом. Дифференцированная работа по карточкам. (по степени сложности)

А сейчас выполним работу по правилу, которую не раз выполняли на уроках информатики. Но перед этим вспомним порядок действий такой работы. Слайд

-прочитать правило

- прочитать текст

- работать с текстом

Слайд. (текст с пропущенными глаголами)

- Прочитайте (1 вслух).

- Это текст?

- Что заметили необычного? (не хватает глаголов).

- Какое задание можете выполнить с данными неполными предложениями? (вставить глаголы, озаглавить текст)

- Кто может подобрать подходящие по смыслу глаголы?

 - Достаньте из конвертов розовую карточку. Вставьте глаголы, обозначьте число, озаглавьте текст.

- Остальные ребята возьмите из конверта голубую карточку, прочитайте правило и восстановите текст, используя глаголы для справок. Слайд

- Проверим ребят, которые работали по голубым карточкам и подбирали предложенные глаголы. Чтение 1 текста. Другой ученик читает только глаголы и указывает число.  Слайд.

Наступила весна. На земле растаял последний снег. Ласковое солнце согревает всё вокруг. По небу плывут лёгкие облака. Пахучие почки уже набухли. В вершинах деревьев шумит весенний* ветер.

- Кто работал по розовым карточкам?

- Прочитайте получившийся текст. (1 ученик)

- Ребята, а кто подобрал другой глагол?

- Определите число своего глагола. (наступила – ед.ч., пришла – ед. ч., …)

- Почему получились разные тексты? (вставили глаголы-синонимы).

  1. Работа по алгоритму в парах.

- Для того чтобы правильно выполнить следующее задание, нам надо вспомнить, что такое алгоритм и как по нему работать.

-Что такое алгоритм? Слайд

- Прочитайте алгоритм на слайде. ( разобрать 1 шаг)

- Достаньте из конвертов белые листочки и возьмите со стола листы с алгоритмами.

- Записывать слова в тетради в два столбика согласно заданию в алгоритме.

Бабушка, едят, вкусный, думает, пироги, хвалят, горячий, пригласит, замесила, говорят, печь.

 - Сколько глаголов увидели? (6-7)

- Прочитайте глаголы, которые записали в 1 столбик, во 2 столбик.

-Как же так получилось?

- Какой глагол не записали? (печь)

- Почему?

- Что обозначает слово печь?  Слайд. На какой вопрос отвечает? Клик. Какой частью речи являются?

- Такие слова, которые одинаково пишутся только в определённой форме так и называются – омоформы.

- Давайте договоримся, что слово печь записанное на листочке – это глагол. В какой столбик его запишем?

- Почему не смогли определить число и время?

- О таких глаголах неопределённой формы мы поговорим на следующих уроках.

Игра

У меня в руках мяч, что с ним можно сделать?

Давайте поиграем. Я называю имя существительное, а вы действие которое они могут совершить.

Семена, кустарник, кукла, рюкзак, листья,

VII. Итог урока.

  • - Какой итог можем подвести? Что вы узнали нового о глаголах? Слайд
  • - Пригодятся ли вам в повседневной жизни те знания, которые вы приобрели сегодня на уроке?
  • - Можно ли их использовать на других уроках?
  • О чём из услышанного на уроке хотелось бы ещё поразмышлять?
  • Я был удивлён…

Домашнее задание. Слайд.

  1. Составить рассказ со словами по карточке, у глаголов определить время и число.
  2. Творческое. Воспользуйтесь словарями или интернет – источниками и найдите омоформы, оформите страничку в текстовом редакторе, можно добавить иллюстрации, и мы составим свой словарь интересных слов русского языка и будем его пополнять.

Рефлексия.

- Мы сегодня много писали, думали, говорили, а теперь я вам предлагаю оценить свою работу необычным способом, созданием картины «Весна».

Слайд.

Если у тебя все получилось, то приклей к дереву зеленый листочек.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то приклей к солнышку желтый лучик.

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то приклей к ручейку голубую льдинку.

Вывод по рефлексии.

- Посмотрите, какая весенняя картина у нас получилась. На дереве распустились зелёные листочки, ярко светит солнышко. Будем надеяться, что очень скоро такую картину мы сможем увидеть и в окошко.

- Спасибо всем за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент интегрированного урока «Русского языка» с уроками «Литературного чтения» и «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 2 класс Тема урока: «Скоро весна!»

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Интегрированный урок русского языка и основ православной культуры по теме : Решаем главные орфографические задачи письма. Знакомимся с традициями русского народа.

Православие является неотъемлимой частью истории русского народа, духовнонравственным ядром русской культуры....

интегрированный урок русский язык + английский язык 4 класс

Интегрированный урок русский язык + английский язык 4 класс в рамках проекта "Наш выход". Здесь представлен фрагмент урока....

Интегрированный урок: русский язык+английский язык (4 кл)

Компетентностно-ориентированные задания изменяют традиционные подходы к уроку. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют применения накопленных знаний в практической деятельности, так как назнач...