УМК "Планета знаний" Тематическое планирование по русскому языку. 4 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) по теме

Рыбакина Наталия Львовна

УМК "Планета знаний" Тематическое планирование по русскому языку. 4 класс. 136 часов - 4 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_4_kl_templan_26.08.doc409 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика контингента учащихся 4 класса

18 человек.  К 4 классу учащиеся по предмету «Русский язык»  подошли со следующими результатами:

«5» - 16 % уч – ся  

«4» - 52 % уч – ся

«3» - 32 % уч – ся

Средний показатель качества по русскому языку в  классе составляет – 68%, успеваемость – 100%

Количество часов в год  -  136;

Количество часов в неделю – 4

Количество часов в        I четверти - 36.

Количество часов во        2 четверти - 30.

Количество часов в        3 четверти - 36.

Количество часов в        4 четверти -  34. 

Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями

Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. Русский язык 4 класс. Учебник в 2х ч. – М., АСТ, Астрель, 2012.

Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. Русский язык 4 класс. Рабочие тетради № 1,2.  – М., АСТ, Астрель, 2012.

И.В. Щеглова. Русский язык, итоговая аттестация за курс начальной школы. – М., Изд – во «Экзамен»,2013.


Примерное календарно -  тематическое планирование

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

4 класс

136 ч (4 ч в неделю)

№ урока

кол•во часов)

Дата

Тема урока,

страницы учебника

Тип урока

Цели и задачи урока

Формы

контроля

Характеристика деятельности учащихся


Примечание

1-я четверть

ОБЩАЕМСЯ УСТНО И ПИСЬМЕННО… (вспоминаем, повторяем) (23 ч)

Особенности  устной речи (2 ч)

1

1 неделя       (02.09. –  06.09.2013)

Произносим внятно, читаем выразительно

Часть 1

С. 6-7

комбин

Мотивировать потребность в хорошей речи при общении в разных формах — устной и письменной, в проведении упражнений для развития артикуляционных, интонационных, каллиграфических и правописных умений, в выражении собственных мыслей по поводу первого сентябрьского дня.

Актуализировать знания о теме, основной мысли текста, об использовании приёма звукописи для достижения авторских задач.

Упражнять в выразительном чтении текстов, в произнесении скороговорок,  в звукобуквенном анализе слов, в безошибочном списывании текста (повторить правила списывания) и проверке собственных записей

Фронтальный


Осознавать задачи изучения предмета в целях общения.


Наблюдать особенности устной народной речи: мелодичность, ритмичность, темп.


Выразительно читать вслух литературные произведения разных жанров.


Осознавать задачи изучения предмета в целях общения.


Наблюдать особенности устной народной речи: мелодичность, ритмичность, темп.


Выразительно читать вслух литературные произведения разных жанров.

Связно высказываться о событиях (лето,

1 сентября)

2

Наблюдение над  свойствами русского ударения

С. 8-9

комбин

Актуализировать знания о правилах речевого этикета, об использовании разумного уровня громкости, о соблюдении произносительных норм, особенно акцентологических, при устном общении и чтении текстов вслух, о частях речи и предложении.

Обобщить сведения о свойствах русского ударения: разноместности, подвижности (материалы «Ключика»), его смыслоразличительной роли.

Упражнять в правильном, выразительном чтении, основанном на понимании  мелодики, ритма, образности, «таинственности» языка текстов (стихов, загадок).

Стимулировать творческую деятельность учащихся в передаче своих летних наблюдений  с помощью загадок

Фронтальный

Работа в парах

Соблюдаем произносительные нормы и правила письма (8 ч)

3









4

О нормах произношения и правописания гласных в словах

С. 10-13




Р/Р

Сочинение о впечатлениях и событиях летних каникул

Комбинированный






творческий

Актуализировать известные детям сведения о нормах произношения и правописания гласных в словах, правила уместного использования при устном общении жестов и мимики.

Стимулировать школьников к обогащению собственной речи прилагательными, называющими разные оттенки цвета осени (желтого, красного), к исследованию исторического родства слов колено и поколение, к решению орфографических задач, к поиску ответов в словарях при необходимости производить записи слов, текста

Фронтальный

Словарная работа






Сочинение


Оценивать правильность звучащей речи (собственной, собеседников) с позиций соблюдения произносительных норм.


Классифицировать типы орфограмм в словах.


Решать орфографические задачи при записи слов.


Обогащать свою речь синонимической лексикой (оттенки красного цвета).




Замечать речевые недочёты и вносить  коррективы в  устные и письменные высказывания.


Выражать эмоции с помощью словесных и несловесных средств

5-6

2 неделя       (09.09. – 13.09.2013 )

О нормах произношения и правописания согласных в словах

С. 14—17

комбин

Актуализировать известные детям сведения о нормах произношения и правописания согласных в словах (тся [ца], чн [шн], [чн], дц [ц]), сч [щ], твёрдых и мягких согласных перед  е. 

Упражнять в сопоставлении произношения и написания слов, в  обнаружении орфограмм: парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, употребления на письме мягкого и твёрдого знаков (развитии орфографической зоркости), в письме по памяти текста с его озаглавливанием, с графическим обоснованием орфограмм в словах.

Стимулировать школьников к обогащению собственной речи прилагательными-синонимами, выражающими оценочные отношения, черты характера

Фронтальный

Работа в парах

7-8

Упражнения в написании слов с разными типами согласных и гласных орфограмм

С. 18-21

комбин

Дополнить систему тренинговых упражнений словами на повторение написаний с удвоенными согласными (№ 36, 37), с разными типами орфограмм, с полногласными и неполногласными буквосочетаниями оро/ра, оло/ла, ере/ре.

Дать сведения о происхождении слова «стадион».

Учить замечать и корректировать речевые недочёты в чужой и собственной речи

Фронтальный

Словарная работа

9

3 неделя

Проверочная работа

С. 38 № 1-3

Контроль

знаний

Материал можно взять из рубрик «Проверочные работы» и «Школа Грамотея»

Проверочная работа

10

Входной контрольный диктант

Контроль

знаний

Проверить знания по повторению орфограмм изученных   в  3 классе и умения писать под диктовку предложения и слова с изученными орфограммами

Контрольный диктант

В устной речи интонация, а в письменной… пунктуация (13 ч)

11

12

    (16.09. – 20.09.2013 )

Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение

С. 22—25

комбин

Актуализировать сведения об интонационных средствах и их роли в устной речи, углубить представления о взаимосвязи интонации и знаков препинания при  выделении предложений и их частей.

Упражнять в выделении предложений из потока речи, в дифференциации предложений по цели высказывания, по  выражению в них разных чувств с помощью интонационных средств и знаков препинания при чтении, проигрывании и записи текстов-диалогов, делении «сплошного» текста на предложения.

Формировать умения «читать» знаки препинания в предложениях и впоследствии самостоятельно  выбирать пунктуационные знаки (. ? !) при оформлении на письме повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений.

Организовать наблюдение над особенностями выделения в речи слов-обращений (звательная интонация, пунктуация)

Работа в парах

Словарная работа

Выявлять значение интонации, знаков препинания, их взаимосвязь.

Преобразовывать интонационную мелодику предложений в использование на письме соответствующих знаков препинания.

Анализировать предложения и тексты с позиций языковых средств, используемых для выражения смысла (смысло-интонационно-пунктуационный разбор).

Вникать в смысл и воспроизводить содержание речи, воспринятой на слух.


Осознанно выбирать слова с логическим ударением при произнесении пословиц.



Кратко воспроизводить содержание небольших частей текста.


Правильно  использовать этикетные словесные средства в ситуации поздравления с днём рождения 



Выявлять значение интонации, знаков препинания, их взаимосвязь.


13

4 неделя                    (23.09. – 27.09.2013)

Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение

С. 26-27

комбин

Практическая работа

14-15

Уточняем смысл высказывания

С. 28-31

комбин

Познакомить с интонационными средствами (логическим ударением, смысловой паузой) выделения в предложении слов для подчёркивания их смысловой значимости.

Упражнять в выделении важных по смыслу слов с помощью логического ударения, при письме с помощью его графического обозначения.

Продолжить работу по выявлению информации из текста по ориентировочной основе — заголовку (№ 57,58), из толкового словаря.

Организовать наблюдение над средствами выделения важных по смыслу слов в письменной речи (курсивом, подчеркиванием, порядком слов — инверсией или употреблением слов в конце предложения, противопоставлением, тире) и устной речи.

Подготовить детей к обобщению: почему учёные называют интонацию и пунктуацию «сёстрами, дочерьми одного отца — смысла»

Фронтальный

16

Выделяем  этикетные слова и фразы

С. 32—33

комбин

Организовать наблюдение над выделением этикетных фраз на письме с помощью восклицательного знака, выделением обращений запятой, над употреблением многоточия.

Упражнять в употреблении и оформлении на письме этикетных фраз в ситуации приветствия, прощания, благодарности, извинения. Обратить внимание на правило речевого этикета: приветствовать всех присутствующих, узнавать мнение каждого собеседника.

Стимулировать составление собственного словарика этикетных слов и фраз, употребляемых в ситуациях прощания, выражения благодарности, просьбы

Фронтальный

Словарная работа

17-18

5 неделя     (30.09. – 04.10.2013)

Употребляем

знаки  препинания

С. 34—37

комбин

Обобщить сведения о функциях знаков препинания в конце предложения. Упражнять: 1) в правильном «чтении» знаков препинания, 2) в расстановке знаков препинания при восприятии текста на слух (диктовке) с предварительной подготовкой.

Стимулировать поиск значения и истории появления в русском языке поговорки «Его и калачом не заманишь» и слова картофель

Фронтальный

Тест

19

Проверочный диктант

и его анализ

с.39 № 4

Контроль знаний

Можно использовать текст «Берёзовая роща» из рубрики «Проверочные работы» (№ 5).

Диктант

20

Работа над ошибками

комбин

При анализе рекомендовать упражнения в зависимости от допущенных ошибок из раздела «Школа Грамотея»

Работа в парах


Преобразовывать интонационную мелодику предложений в использование на письме соответствующих знаков препинания.


Анализировать предложения и тексты с позиций языковых средств, используемых для выражения смысла (смысло-интонационно-пунктуационный разбор).

21

6 неделя               (07.10 – 11.10.2013 )

Р/Р Изложение

 «Деревья в осеннем лесу» Мастерская слова  

С. 39, № 5

Контроль знаний

Письменный пересказ текста. Определение количества смысловых частей в тексте; определение темы текста; учиться озаглавливать текст, объяснять слова автора.

Письменное изложение

22

Работа над ошибками. Мастерская слова.

Творческая работа

с текстом

Составляем текст поздравления с днём рождения

С. 44, № 1

комбин

Работа над соблюдением последовательности (логики) изложения мыслей в высказывании (частей в тексте) на базе текста № 1 в рубрике «Мастерская слова»

Беседа о традициях поздравлять с днем рождения, об отличии «дня рождения» и «дня именин», нередком их совпадении в сроках.

Работа по культуре речи — о правильном употреблении словосочетания день рождения в разных падежных формах (редактирование предложений, №3).

Сопоставление содержания разных текстов поздравлений, их оценка.

Проба пера: составление собственных текстов поздравлений сверстников, родных

Творческая работа

23

Школа грамотея. Учимся решать орфографические задачи.

комбин

Вспомнить таблицу на форзацах в учебниках для 3 и 4 классов, обратиться к памяткам в Справочном бюро 4 класса.

Презентация поздравлений (по желанию детей)

Фронтальный индивидуальн. Тест по теме «Общаемся устно и письменно »

АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (13 ч)

Выражаем мысли и чувства… Предложение (1 ч)

24

Главные и второстепенные  члены предложения

С. 48-49

комбин

Актуализировать знания о термине синтаксис (названии раздела русского языка), о распространённых и нераспространённых предложениях, роли главных членов предложения, их названиях, о словосочетаниях как строительном материале предложений.

Упражнять в анализе словосочетаний (акцент наблюдения на общем значении зависимого слова, так как это значение сохранится, когда это слово станет второстепенным членом предложения) и предложений  с опорой на памятку (с. 49).

Организовать наблюдение над предложениями, в которых сказуемое обозначает состояние действующего лица (подлежащего); используются при глаголе частицы не, же, ли

Фронтальный

Словарная работа с взаимо -

проверкой


Обобщать изученные языковые факты и ставить новые задачи по их углублению.


Наблюдать над строением предложений.

Части речи и члены предложения (1 ч)

25

7  неделя                 (07.10 -

Части речи и члены предложения

С. 50—51

комбин

Углубить представление о функциях частей речи в словосочетании и предложении.

Организовать наблюдение над назначением, «работой» частей речи в предложениях, над связью второстепенных членов предложения с главными (группа подлежащего, группа сказуемого), над вариантами выражения подлежащего и сказуемого словосочетаниями.

Упражнять в построении предложений по схемам, опорным словам

Фронтальный

Самостоятельня работа



Устанавливать соподчинённость объектов (частей речи и членов предложений).


Синтезировать: составлять предложения.

Формы глаголов и их «работа» в роли сказуемого (11)

26

   – 11.10.2013 )

Неопределённая форма глаголов

С. 52—53

комбин


Повторить признаки и свойства глагола как части речи.

Углубить первичные представления о неопределенной форме глаголов (в составе будущего сложного отвечают на вопросы что делать?, что сделать?, оканчиваются на -ть, -ти, -чь) как начальной формы в сфере (парадигме) изменения этой части речи.

Упражнять в образовании начальной формы глаголов совершенного и несовершенного видов, в выборе нужной формы в словосочетаниях.

Организовать наблюдение над употреблением неопределённой формы глаголов с прямыми и переносными значениями в составе фразеологизмов, над омонимичными формами (течь — течь)

Фронтальный Работа в парах


Обобщать изученные признаки важнейшей части речи в языке — глагола.


Устанавливать новые свойства объекта (глагольных форм) с помощью таблицы.


Устанавливать  зависимость общего значения высказывания (предложения) от выбора временных форм глагола.



Участвовать в составлении алгоритма (плана действий) решения новой орфографической задачи и использовать его при записи окончаний глаголов.


Анализировать и систематизировать признаки частей речи и предложения, действуя по памятке.

Анализировать  содержание и контролировать правильность записей.

27

Формы времени глаголов. Глаголы  прошедшего времени.

С.54- 55

комбин


Актуализировать сведения о формах времени глаголов, о признаках глаголов в прошедшем времени.

Упражнять в образовании форм прошедшего времени от неопределенной формы глагола, изменении по родам и числам при согласовании с названием лица, предмета, в выборе нужной формы глагола в составе предложений.

Ознакомление с орфограммой — написание перед -л такой же гласной, что и перед —ть (первичные представления о ней были в 3 классе)

Фронтальный

Самостоятель-

ная работа

 (с. 88 упр. 1; 2)

28

Формы глаголов

в настоящем

и будущем времени

С. 56-57

комбин

Актуализировать сведения о признаках этих форм глаголов с помощью таблицы (№ 113). Обратить внимание на зависимость образования форм времени от вида глагола.

Упражнять в образовании форм настоящего и будущего времени от неопределенной формы глагола, изменении по лицам при согласовании с названием лица, предмета, выбор нужной формы глагола в составе предложений.

Организовать наблюдение  над использованием глагольных форм в текстах-инструкциях. Стимулировать работу по составлению собственной инструкции изготовления какого-либо подарка.

Фронтальный

Словарная работа



Работать в парах при решении орфографических задач: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседников


29

Спряжение глаголов.

С. 58-59

комбин

Дать понятие о категории глагола — спряжении как изменении глаголов по лицам и числам.

Организовать наблюдение над признаками двух типов спряжения: наличием разных гласных (е или и) в личных окончаниях глагола.

Упражнять в дифференциации по спряжениям глаголов настоящего времени (1 урок) и будущего (2 урок) времени с данными окончаниями, в употреблении глаголов в определенном времени, лице и числе, в разных видах письма.

Обратить внимание на одинаковые окончания глаголов обоих спряжений в 1 лице, на правильность употребления в речи глаголов. Содействовать воспитанию культуры речи: правильному употреблению глаголов класть и положить, существительного Величество как обращения (дать историческую справку)

Фронтальный Работа в парах

Овладение способами определения спряжения глаголов

30

8 неделя       (21.10. – 25.10.2013)

Спряжение глаголов.

С. 60-61

комбин

Практическая работа


Практическое овладение способами определения спряжения глаголов

31

32

Правописание глаголов. Употребление мягкого знака после щипящих и на конце глаголов.

С. 62-63

С. 64-65

комбин


Познакомить с новой орфограммой, с её условиями (в глаголах) и признаками (оканчиваются на шипящие) - всегда пиши мягкий знак.


Упражнять в узнавании орфограммы, в написании глаголов во 2 лице единственного


числа (режешь), в повелительных формах (режь), в неопределённой  форме (стричь).

Сопоставление употребления ь после шипящих в глаголах и именах существительных


Проверка знаний словарных слов.

Фронтальный

Работа в парах

Определять формы глаголов, объяснять смысл пословиц, указывать время т тип спряжения, выполнять звукобуквенный разбор и разбор слов по составу,  образовывать формы настоящего и будущего времени во 2 лице единственного числа. Выписывать из текста словосочетания, объяснять изученные орфограммы, производить синтаксический разбор предложений, находить чередования согласных при образовании разных форм глаголов.

33

9 неделя       (28.10. – 01.11.2013)

Правописание глаголов. Употребление мягкого знака после щипящих и на конце глаголов.

С. 66-67


Словарный диктант

Комбин









контроль

Фронтальный









диктант

34

Контрольный диктант за 1 четверть

Контроль знаний

Проверка знаний, умений.

диктант

Умение записывать текст под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания.

35

Работа над ошибками. Повторение, изученного по теме «Употребление мягкого знака после щипящих и на конце глаголов»

комбин

Сопоставление употребления ь после шипящих в глаголах и именах существительных. Показывать графическую связь членов предложения, указывать падеж имен  существительных, лицо и спряжение глаголов.

Проверочная работа

(стр.86, упр.1)


Выписывать из текста словосочетания, объяснять изученные орфограммы, производить синтаксический разбор предложений, находить чередования согласных при образовании разных форм глаголов.

36

Урок – повторение

комбин

Организовать наблюдение над нетипичными случаями спряжения глаголов.

Фронтальный

Тест

2-я четверть

АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  (продолжение) (14 ч)

Формы глаголов и их «работа» в роли сказуемого (7 ч)

37

10  неделя       (11.11. –15.11.2013)

Правописание безударных личных окончаний глагола

С. 68-69

комбин


Познакомить с условиями проявления и признаками орфограммы: безударные личные окончания глаголов, выбор гласных еи в зависимости от соотнесенности глагола с определенным спряжением.


Упражнять в выборе гласных еи, меняя условия: 1) известно спряжение глагола, 2) спряжение узнается по неопределенной форме, 3) даются глаголы разных видов типа решать, решить, 4) даются глаголы с приставкой  вы- (выстоишь), 5) выбор гласных я/ю в глаголах 3 лица множественного числа кол..т, бор..тся.


Спряжение глаголов с непроверяемыми орфограммами в корне


Записывать слова из словаря в алфавитном порядке, подбирать однокоренные глаголы,

указывать спряжение глаголов, составлять предложения и словосочетания с глаголами, спрягать глагол путешествовать  и подбирать проверочные слова.  


Уметь определять спряжение глаголов, выделять приставки в глаголах, дописывать предложения, спрягать глаголы гнать, видеть, выделять личные окончания, выполнять словообразовательный разбор слов.

Фронтальный

Работа в парах


Уметь записывать безударные окончания глаголов; определять спряжения глаголов.  


Подбирать пропущенные в тексте глаголы, выделять личные окончания глаголов.


Решать орфографическую задачу  в правописании личных окончаний глаголов.


Образовывать от глаголов неопределенной формы 2-е лицо единственное число настоящего и будущего времени.

38

Правописание безударных личных окончаний глагола

С.70-71

комбин

Фронтальный

Работа в парах

39

Правописание безударных личных окончаний глагола

С.72-73

комбин

Фронтальный

Практическая работа

40

Правописание безударных личных окончаний глагола

С.74-75

комбин

Фронтальный

Словарная работа

Работа в парах

41

11 неделя

Правописание безударных личных окончаний глагола

С.76-77

комбин

Фронтальный

Работа в парах

42

Правописание безударных личных окончаний глагола

С.78-79

комбин

Фронтальный

Самостоятельная работа


Писать под диктовку пословицы и объяснять их смысл.


Производить орфографический анализ слов; выполнять синтаксический разбор предложения.

43

Правописание безударных личных окончаний глагола

С.80-81

комбин

Фронтальный

Взаимо –

контроль

Выражение сказуемого разными формами времени глагола (1 ч)

Уметь изменять глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени; составлять нераспространенные предложения; указывать род имен существительных;

Выделять родовые окончания  глаголов прошедшего времени.


Определять предложения по цели

высказывания;  выделять главные члены предложения; вставлять в текст глаголы, подходящие по смыслу.



Уметь списывать текст; выписывать из текста глаголы, указывать род, число, спряжение.

Производить синтаксический разбор предложений; сравнивать предложения.


Умение записывать текст под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания.

44

(18.11. – 22.11.2013)

Выражение сказуемого

разными формами времени глагола

С. 82-83

комбин

Повторить условия выбора безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения (орфографическая разминка, письмо под диктовку, оставшиеся упражнения с других страниц, из «Школы Грамотея»).

Упражнять в анализе предложений со стороны структуры их главных членов, в выборе гласных в безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

Организовать наблюдение  над чередованием согласных при спряжении ряда глаголов, над спрягаемыми формами глагола хотеть

фронтальный

Выражение сказуемого «повелительными» формами глаголов  в побудительных предложениях (1 ч)

45

12   неделя         (25.11. – 29.11.2013)


Выражение сказуемого

«повелительными» формами глаголов

в побудительных предложениях

 С. 84-85

комбин

Упражнять в анализе предложений со стороны структуры их главных членов, в выборе гласных в безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

Организовать наблюдение  над чередованием согласных при спряжении ряда глаголов, над спрягаемыми формами глагола хотеть

Фронтальный

46

Обобщение по теме «Анализируем и строим предложения» (5 ч)

Обобщение по теме «Анализируем и строим предложения»

Обобщение знаний

Организовать наблюдение над выражением сказуемых «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях, глаголами прошедшего времени с частицей бы в условных предложениях.

Обратить внимание на наличие структурных частей   побудительных предложений: наличием подлежащего ты, вы, частым отсутствием подлежащего, наличием слов-обращений и слов вежливости, которые членами предложений не являются

Практическая работа

С.90 упр2,3

Тест

47

Диктант по теме «Анализируем и строим предложения»

Контроль знаний

Проверка знаний и умений

(можно взять текст из «Проверочные работы» с.87 упр.4)

Диктант

48

Работа над ошибками. Школа грамотея. Учимся правильно употреблять и писать глаголы.

комбин

Уметь выполнять работу над ошибками. Находить главные члены предложения,  морфологические средства их выражения. Употребление в нужном для контекста значении существительного квартал

Проверочная

работа.

49

13   неделя         (02.12. –

Р/Р   Изложение (с элементами сочинения)

С. 90, №1

Контроль знаний

По материалам рубрики «Мастерская  слова» (с. 90 № 1)

Изложение (с элементами сочинения)

Письменно пересказывать текст; строить предложения из данных слов; составлять из предложений текст, озаглавливать.

50

Работа над ошибками. Повторение, изученного по теме «Анализируем и строим предложения»

комбин

По материалам рубрики «Мастерская слова» (№ 3):

— восстановить последовательность  частей текста,

— употребить глаголы из скобок в нужных формах.

Вариатив: свободное письмо на основе личных наблюдений о загадках природы

Фронтальный

Анализировать и редактировать изложение; исправлять речевфые и орфографические ошибки.

РАЗВЁРТЫВАЕМ,  РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛИ… (16 ч)

Используем второстепенные члены предложения (4ч)

51

– 06.12.2013)

Используем второстепенные члены предложения

С.94-95

комбин


Организовать сопоставление нераспространенных и распространенных предложений с одинаковой лексикой в роли разных членов предложения.

Фронтальный Работа в парах


Ставить новые задачи по изучению известной единицы языка — предложения.

Выявлять новые особенности, признаки  простых предложений.

52


53

54

14   неделя  (09.12. –

Падежные формы склоняемых частей речи

С.96-101



комбин



Работа с текстом-рассуждением: основная мысль, поиски аргументов, дополнение доказательств.

Фронтальный

Словарная работа

Предложения с однородными членами (8ч)

55

56


57

– 13.12.2013)

Однородные подлежащие

и сказуемые

С. 102-107

комбин

Сформировать представление об однородных членах предложения, познакомить с их признаками: отнесенность к одним членам предложения, наличие перечислительной интонации, бессоюзное и союзное соединение.  

Организовать наблюдение: 1) над строением главных членов предложений, в которых есть однородные подлежащие, однородные сказуемые; 2) над нераспространенными предложениями с однородными главными членами предложения; 3) над случаями выражения однородных членов словосочетанием; 4) над вариантами соединения однородных членов бессоюзным и союзным способом; 5) над постановкой знаков препинания; 6) над употреблением предложений с однородными членами в пословицах, художественных текстах.

Упражнять в анализе предложений, в составлении схем однородных членов с указанием запятых, в употреблении предложений с однородными главными членами предложения в собственной речи

Фронтальный

Работа в парах

Практическая работа

Ставить новые задачи по изучению известной единицы языка — предложения.

Выявлять новые особенности, признаки  простых предложений, осложненных однородными членами.

Ориентироваться в условиях (чувствовать) постановки запятой при однородных членах предложения.

Соотносить варианты интонирования и варианты пунктуации в предложениях с однородными членами.

58

59

15   неделя  (16.12. –– 20.12.2013)

Однородные  второстепенные члены предложения

С. 108—111




Словарный диктант

Комбин








контроль

Организовать сопоставление нераспространенных и распространенных предложений с одинаковой лексикой в роли разных однородных членов предложения.

Обобщить условия определения однородных членов: 1) относятся к одному и тому же слову, 2) отвечают на один и тот же вопрос, 3) связываются  особой перечислительной (иногда противительной) интонацией или союзами, 4) разделяются запятыми, кроме одиночного союза и.

Упражнять в анализе структуры предложений, нахождении однородных членов, установлении стрелками их связи с главным словом, составлении схем, объяснении причин появления в предложениях запятых.

Организовать наблюдение над структурой предложений, в которых: 1) однородные второстепенные члены относятся  к второстепенному члену; 2) при однородных членах  имеются зависимые слова (установление границ постановки запятой)


Фронтальный







Диктант


Действовать по алгоритму при решении пунктуационной задачи.


Анализировать новый тип предложений, моделировать их с помощью схем, преобразовывать модели в словесные высказывания.


Синтезировать: составлять предложения с однородными членами

60

Знаки препинания при однородных членах предложения

С. 112-113






Списывание

Комбин











контроль

Продолжить наблюдение о взаимосвязи перечислительной интонации и пунктуации при однородных членах предложения.

Упражнять в постановке знаков препинания при списывании, письме по памяти, свободном письме с опорой на схемы.

Организовать наблюдение над использованием предложений с однородными членами в текстах-описаниях, реже в текстах- повествованиях и рассуждениях.

Работа с текстом-рассуждением: основная мысль, поиски аргументов, дополнение доказательств

Фронтальный













Действовать по алгоритму при решении пунктуационной задачи.


Уметь работать по памятке.



Уметь аккуратно переписать текст

61

16 неделя        (23.12. – 27.12.2013)

Диктант за 1п/г

Контроль знаний

Проверка знаний и умений

диктант

Умение записывать текст под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания.

62

Решение общих пунктуационных задач

С. 114-115

комбин

Учить решать общие пунктуационные задачи (знаки препинания в конце предложений, знаки при однородных членах) при разных видах письма: списывании, письме под диктовку, свободном письме.

Упражнять в осложненном списывании текста с самостоятельной расстановкой знаков препинания. Рекомендуется  дополнительно использовать материал рубрик «Проверочные работы», «Школа Грамотея»

Фронтальный

Самостоятельная  работа


Действовать по алгоритму при решении пунктуационной задачи.


Уметь работать по памятке.

Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение) (5 ч)

63

Р/Р Изложение

С. 124

Контроль знаний

По материалам рубрики «Мастерская слова»

Изложение

Воспроизводить содержание и составлять тексты типа описание.

64

               17 неделя   (30.12 – 31.12)

Работа над ошибками.

Школа Грамотея

комбин

Редактирование текста.

Фронтальный

65

66

Сопоставление  признаков

разных типов текста

С. 116-119

Обобщить известные детям признаки разных типов текста (с помощью таблицы и текстов о березе).

Организовать наблюдение над средствами раскрытия темы и основной мысли текстов, над их композиционным построением (акцент на текст типа повествование).

Фронтальный

Тест

Анализировать и корректировать собственные высказывания


3-я четверть

ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ФОРМЫ И ПРАВОПИСАНИЕ (36 ч)

Слово как часть речи (2 ч)

67

 17 неделя   (13.01 –17.01.2014)

Грамматическая связь между  словами разных частей речи

Часть 2

С. 6—7

комбин

Организовать наблюдение над ролью частей речи в художественной речи: зарисовках зимних забав, в народных приметах, над новыми языковыми средствами, выражающими сравнительные отношения: 1) существительным в творительном падеже, 2) противопоставлением с отрицанием.


Стимулировать к созданию собственной  словесной зарисовки на тему зимы

Фронтальный

Работа в парах

Обобщать известные языковые факты и выдвигать новые задачи по их изучению.

Систематизировать сведения об изученных частях речи

Наблюдать над употреблением в речи нового способа выражения сравнительных отношений

68

Самостоятельные и служебные части речи

С. 8-9

комбин

Фронтальный

Работа в парах

Формы частей речи  (6ч)

69

70



71

        18 неделя   (20.01 –24.01.2014)

Изменение частей речи по числам и родам С. 10—15

комбин


Повторение форм числа разных частей речи, наличия разных окончаний, их зависимости от числа имен существительных

Повторение материала об отнесенности имен существительных к определенному роду, об изменении  имен прилагательных, глаголов прошедшего времени по родам

Фронтальный

Словарная работа

Устанавливать общее в изменении частей речи по числам.

Различать особенности рода у существительных и других частей речи Упражнять в согласовании в роде, числе глаголов прошедшего времени с личными местоимениями 3 лица

72

Глагол

и его личные формы

С. 16-17

комбин

Повторить сведения о глаголе как части речи (с опорой на план). Группировка глаголов по оттенкам значений, по синонимичным значениям.

Повторить формы глаголов. Определение форм глаголов в предложениях, текстах, выбор форм самостоятельно.

Повторить 1 и 2 спряжения глаголов. Вставка гласных в безударные личные окончания глаголов

Фронтальный


Различать суть  терминов «спряжение», «склонение».






Соотносить известные падежные формы частей речи с вариантами склонения личных местоимений.


Осознанно выбирать нужную форму слов при составлении предложений

73

Склонение  частей речи. Падежные формы имён существительных

С. 18-19

комбин

Повторить, чем различаются спрягаемые и склоняемые  части речи, что значит просклонять слово, какие части речи склоняются, сколько и каких имеется в языке падежных форм, каковы их признаки (с опорой на таблицу), для чего нужно знать падежные формы частей речи.

Склонение имён существительных (с ударными окончаниями). Употребление предлогов с определенными падежами (с опорой на таблицу)

Фронтальный

Самостоятельная работа

74

Склонение  имён прилагательных

(с ударными окончаниями)

С. 20-21

комбин

Упражнять в склонении имён прилагательных, их согласовании  с формами имен существительных при осложненном списывании, письме по памяти.

Вариатив: организовать наблюдение над некоторыми падежными формами имён числительных

Фронтальный

Практическая работа

Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи (28 ч)

75

76

77

19 неделя   (27.01 –31.01.2014)

Имена существительные 1, 2 и 3 склонений

С. 22—27

комбин

Познакомить с делением существительных на три группы (склонения) по наличию специфических падежных окончаний (анализ таблицы , сформировать мотив к усвоению новых сведений за счет осознания детьми факта, что знание склонения поможет им в выборе правильного окончания. Упражнять в определении склонения имен существительных, в выборе падежных окончаний (по таблице)

Фронтальный

Самостоятельная работа

Наблюдать, анализировать таблицу и обнаруживать различия в падежных окончаниях существительных.

Осознавать значимость знания о склонениях для выбора правильных окончаний слов

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе (8ч)

78

                                                 20  неделя   (03.02 –07.02.2014)                            

Безударное окончание проверяем ударным

С. 28-29

комбин

Сопоставить способы проверки безударных гласных в корне, в приставке слова и мотивировать к переносу общего способа — безударный проверяем ударным — для проверки безударных падежных окончаний существительных.

Упражнять в проверке безударного [а] в падежных окончаний с опорой на слова-ключики

 Фронтальный

Словарная работа


Обнаруживать общий способ проверки безударных гласных в корне и окончаниях склоняемых частей речи и переносить его при решении новых орфографических задач.


Выбирать буквы при обозначении конкурирующих безударных падежных окончаний.


Выявлять случаи, противоречащие общим правилам написания

79

80

81

Употребление гласных еи  в падежных окончаниях имен существительных разных склонений

С. 30-35

комбин

[и] — и в окончаниях существительных 1 склонения (Р.п.) и 3 склонения  (Р.п., Д.п., П.п.) — рука, земля, степь

[и] — е  в окончаниях существительных 1 и 2 склонения (Д.п., П.п.)

[и] — е  в окончаниях существительных 1 и 2 склонения (Т.п.)

Фронтальный

Работа в парах

82

Как  выбрать окончание:

е или и?

С. 36-37

комбин

Сопоставление двух способов выбора безударных гласных: 1) вспомнить по окончаниям падежей определенного склонения, 2) решить орфографическую задачу — проверить безударный гласный в окончании ударным.

Упражнение в использовании первого способа.

Вариатив:  -ии  в  словах типа армия, гений, собрание

Фронтальный

Словарная работа с взаимопроверкой

83

21 неделя   (10.02 - –14.02.2014)

Выбор: [а] — а, о;

[и] — и, е (обобщение)

С. 38-39

комбин

Упражнять на вставку орфограмм, на употребление слов в требуемом падеже при осложнённом списывании, письме под диктовку

Фронтальный

Проверочная работа

Обнаруживать общий способ проверки безударных гласных в корне и окончаниях склоняемых частей речи и переносить его при решении новых орфографических задач.

84

Диктант 

С. 89

Контроль знаний

Использование материалов «Проверочные работы» и «Школа  Грамотея»

диктант

Умение писать текст под диктовку, выполнять практическую работу

85

Работа над ошибками.

«Школа грамотея»

комбин

Уметь выполнять работу над ошибками. Повторение изученного материала.

Фронтальный

Работа в парах

Обнаруживать общий способ проверки безударных гласных в корне и окончаниях склоняемых частей речи и переносить его при решении новых орфографических задач.

Употребление букв о-а, и-е в безударных падежных окончаниях существительных множественного числа  (4 ч)

86

           22  неделя   (17.02 –21.02.2014)

Ознакомление

с падежными окончаниями по таблице

С. 40-41

Мотивировать перенос общего способа проверки на проверку безударных гласных в падежных окончаниях существительных множественного числа.

Использование опорных слов для проверки ударными окончаниями — руки, дворы, кони, степи. Сопоставление падежных форм в винительном падеже

Фронтальный

Словарная работа

Уметь составлять  предложения, отвечая на вопросы; выделять окончания имен существительных в косвенном падеже; указывать склонение; обобщать с помощью схемы правописание окончаний в падежных формах имен существительных;

Знать, что после твердых шипящих и ц в безударных падежных окочаниях пишется е. 

Уметь решать орфографическую задачу

Записывать формы слов с предлогами; образовывать формы Т.п и П.п.

87

88

Гласные [и] — е, [а] — о  в окончаниях родительного падежа

С. 42-45

Упражнять в образовании форм родительного падежа с конкурирующими окончаниями

Фронтальный

Работа в парах

89

Гласный [а] — а

в окончаниях дательного, творительного

и предложного падежей

С. 46-47

комбин

Совершенствовать умения в видах письма: осложненное списывание, письмо по памяти, письмо под диктовку.

Вариатив: снег..м — о или а? (омонимичные окончания)

Фронтальный

Проверочная работа

Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел (9 ч)


90

91

               23  неделя (24.02 –28.02.2014)

24 неделя   (03.03 –

Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел

С. 48-51 

комбин

Уметь списывать текст, вставляя недостающие буквы; указывать части речи; определять главные члены предложения; выделять безударные падежные окончания.

Фронтальный

Словарная работа


Составлять и записывать словосочетания с однокоренными прилагательными; определять падеж имен прилагательных; Редактировать тексты; писать под диктовку.





Письменно пересказывать текст; отвечать на вопросы; анализировать и редактировать текст; исправлять речевые и орфографические ошибки.

92

Урок- обобщение. «Школа грамотея»

С. 88, 90-93

комбин

Упражнения в разных видах письма; выбирать в безударных падежных окончаниях склоняемых частей речи гласные а или о; проверять орфограммы в окончаниях имен существительных, прилагательных; записывать текст, вставляя недостающие буквы.

Практическая работа

Тест по теме «Части  речи, их формы и правописание»

93

Р/Р  Изложение (краткое)

и его анализ

контроль


По материалам рубрик«Проверочные работы»,  «Школа Грамотея», «Мастерская слова»



Знать изученные орфограммы; писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописанияю

 

Изложение

94

Работа над ошибками

комбин

Фронтальный

95

Объяснительный диктант

комбин

Фронтальный

Работа в парах (подготовка к контрольному диктанту)

96

Контрольный диктант  за 3 четверть

Контроль

знаний

Диктант

97

07.03.2014)

Р/Р Сочинение

С. 89, № 3

Сочинение о подснежнике или других первоцветах по материалам рубрики «Мастерская слова»

Творческая работа

98

Работа над ошибками.

комбин

Анализ и редактирование изложения.

Фронтальный

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных  (4ч)

99


25 неделя   (10.03 –14.03.2014

Падежные окончания имен прилагательных единственного и множественного числа

С. 52-53

Словарный диктант

Комбин







контроль

Анализ таблицы.  Наведение справок об окончаниях по таблице с указанием падежей и их окончаний





Уметь писать словарные слова под диктовку.

Фронтальный







Диктант


Использовать обобщённый способ решения орфографической задачи о выборе падежных окончаний: безударный проверяю ударным.

Наблюдать над особенностью склонения личных местоимений

100

Проверка безударных окончаний

С. 54-55

комбин

Проверка безударных падежных окончаний по ударным окончаниям вопросов к прилагательным любого числа

 Фронтальный

Тест

101

102

Проверка безударных окончаний

С. 56-59

комбин

Проверка безударных падежных окончаний по ударным окончаниям вопросов к прилагательным:

[а] — а, я  (И.п.);

[а] — о  (какой? какое? какого? о каком?)

— в прилагательных женского рода,

— в прилагательных мужского и среднего родов

Фронтальный

4-я четверть 

ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ФОРМЫ И ПРАВОПИСАНИЕ (продолжение 13ч)

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных  (продолжение)(3ч)

103

26 неделя   (10.03 –14.03.2014)

Проверка безударных окончаний

С. 60-61

комбин

ы или и? (м.р. какой?)

 Фронтальный  


Уметь выделять окончания прилагательных; знать варианты окончаний имен прилагательных в форме И.п. м.р.

104

Проверка безударных окончаний

С. 62-63

комбин

и или е?  (-ий, -ей;   -ие, -ее;   -им, -ем)

Фронтальный

105

Закрепление

С. 64-65

комбин

Закрепление написания падежных окончаний прилагательных

Самостоятельная работа

Употребление и правописание падежных форм личных местоимений  (2 ч)

106

107

        27 неделя

Употребление и правописание падежных форм личных местоимений  

С. 66-69

комбин


Обратить внимание на непродуктивные окончания и безударные гласные в корнях падежных форм личных местоимений

Фронтальный

Словарная работа

Умение выполнять работу по склонению личных местоимений

Правописание падежных форм склоняемых частей речи (обобщение) (2ч)

108

109

(31.03 – 04.04.2014)

Урок-обобщение

С. 70-73

Обобщение

Уметь списывать текст, вставляя недостающие буквы; указывать части речи; определять главные члены предложения, указывать склонение и падеж имен существительных; выделять безударные падежные окончания.

Редактировать тексты; писать под диктовку.

Практическая работа

Тест

Понимать и воспроизводить содержание текстов, создавать собственные высказывания типа описания (первоцветов)

Самостоятельные и служебные части речи (6 ч)


110

28   неделя        (07.04 – 11.04.2014)

Части речи как словесные средства  выражения

в предложениях мыслей

и чувств

С. 74-75

комбин

Углубить представление о частях речи как языковом отражении реальных отношений окружающего мира и как средств выражения в предложениях  мыслей и чувств.

Презентация сочинений о первоцветах. Составление и редактирование предложений

Фронтальный


Оценивать, выражать собственные мнения, давать советы по корректировке высказываний.

Выбирать критерии оценки творческих работ на основе сравнения работ одноклассников

Замечать общее в значениях зависимых слов в словосочетании и второстепенных членов предложения.

Узнавать в речи числительные, наречия






Составлять словосочетания по схемам прил. +сущ., гл.+сущ.; приводить примеры, в каких частях слова безударные гласные можно проверять ударными; пользоваться толковым словарем; составлять цепочку родственных слов; различать собственные и нарицательные имена существительные. 

111

Части речи как члены предложения.

Главные члены предложения

С. 76-77

комбин

Обобщить наблюдения о частотных средствах выражения (частях речи) главных членов предложения.

При работе с деформированным текстом сначала следует обратить внимание на роль логического подхода к выражению мысли: установить, какие слова могут обозначать действующие лица (предметы), их действия (состояния),  признаки, место или время действия, объекты действия и пр.  Далее использовать структурный подход: строить предложения, учитывая порядок следования членов предложения — группы подлежащего, группы сказуемого.

Учить устанавливать и указывать смысловую и грамматическую связь слов как частей речи.

Вариатив. Организовать наблюдение над выражением  подлежащего или второстепенного члена словосочетанием существительного с числительным (сёстры, три сестры, к трём сёстрам). Расширить представление о количественных  числительных, их назначением и употреблением в речи

Фронтальный

Словарная работа

112

113

Наблюдение

над назначением

и синтаксической ролью прилагательных

С. 78-83

комбин

Углубить представление о наиболее частотной роли прилагательных — определять признаки предметов, выраженных именами существительными, быть в предложении второстепенным членом — определением.

Упражнять в лексической сочетаемости однокоренных прилагательных с именами существительными, в      согласовании прилагательных с именами существительными в предложениях, в выборе родовых и падежных окончаний, в выборе из ряда синонимов более точных прилагательных.

Вариатив. Расширить представление детей о синтаксической роли прилагательных (в краткой форме) — быть в предложении сказуемыми и отвечать на вопросы каков?, какова?, каково?, каковы?

Фронтальный

114

Служебные части речи

Систематизация сведений о частях речи.

С. 84-87

комбин

Систематизировать сведения о частях речи (на основе таблицы на 2-м форзаце учебника), дополнить сведениями о наречии.

Упражнять в использовании разных частей речи в словосочетаниях, предложениях, в точном употреблении глаголов рисовать, изображать, писать, обогащать речь детей новыми словами, выражениями на тему космоса . Письмо по памяти

Фронтальный

Словарная работа

Выявлять отличительные признаки служебных частей речи и осознанно использовать их для связи слов в предложении.

Сопоставить, как выражены средства связи частей речи художником (на форзаце в конце учебника), пишущим (говорящим). Дифференцировать части речи на самостоятельные (на форзаце) и служебные (частицы, союзы, предлоги).

Повторить написание со словами частицы не, предлогов, союзов.

Оценивать прочность усвоения знания о частях речи

115

29 неделя

Контрольное списывание 

контроль

Можно использовать стихотворение «Мир» В. Берестова  из рубрики  «Проверочные работы» (С. 99) с  указанием основной мысли и использованных в тексте частей речи. Проверка навыка самоконтроля и «рабочей» скорости письма

Списывание

Уметь выполнять работу внимательно


Используем средства языка в речи. Повторяем, систематизируем. (21 ч)

Язык и речь. Слово  (3ч)

116

(14.04 – 18.04.2014)

Формы частей речи,

или как изменяются части речи

С. 98-99

комбин

Систематизировать сведения об изменении разных частей речи, установление общих и разных форм на основе таблицы в «Справочном бюро» (часть 1, с 128).

Мотивировать к анализу внешних признаков разных частей речи («Бармаглот» из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес» № 241), к составлению подобных фраз.

Языковой и стилистический анализ текстов о радуге. Устное воспроизведение основного смысла текста  как  рассуждение-обучение друг друга (работа в парах)

Фронтальный

Работа в парах


Систематизировать способы и приёмы проверки конкурирующих написаний с помощью анализа и составления таблиц





Знать как изменяются

слова разных частей речи; указывать формы частей речи (падеж, число), использованных в тексте; составлять из слов предложения; находить прилагательные – антонимы в тексте и указывать их род и падеж.




Производить фонетический разбор и по составу слов «сказки», «схватить»; выписывать из текста глаголы с приставками; указывать в предложениях повелительные формы глаголов; объяснять расстановку знаков препинания.

117

118

30 неделя           (28.04 – 02.05.2014

Правописание  слов разных частей речи

С. 100-103

комбин

На первом уроке акцент сделать на правописание окончаний и написаний, зависящих от соотнесенности слов с определенной частью речи:  употребление (отсутствие) мягкого знака, личные окончания глаголов, родовые окончания прилагательных и глаголов прошедшего времени.

На втором уроке акцент переносится на самостоятельное употребление и правописание частей речи, особенно глаголов, в творческих работах в жанре  рецептов (инструкций).

Упражнять в использовании определенной лексики при сказывании сказок, синонимических глагольных выражений при составлении текстов рецептов, инструкции изготовления из бумаги мордашки кота по рисунчатому  плану.

Фронтальный

Словарная работа

Правописание слов (5 ч)

119

120

Правописание  слов

с безударными гласными, проверяемыми

и не проверяемыми ударением

С. 104-107

комбин

Обобщить всех случаи обозначения безударных гласных с помощью ударного гласного: в корне, в окончаниях имен  существительных, имен прилагательных, приставках (таблица)

Для самопроверки уровня орфографической зоркости и точности применения приёмов проверки безударных гласных использовать письмо под диктовку учителя, составление собственных предложений на темы жизни класса для последующей записи  (самодиктовка).

Проверить правильность  записи слов с непроверяемыми гласными по памяти

Фронтальный

121

31 неделя

Правописание слов

с проверяемыми

и непроверяемыми орфограммами-согласными

С. 108-109

комбин

Систематизировать сведения посредством составления таблицы подобно предыдущей о проверке гласных. Повторить слова из словаря с непроверяемыми согласными. Подготовка к словарному диктанту.

Фронтальный

122

Проверочный словарный  диктант

контроль

Повторить правописание имён собственных. Мотивировать к поиску их истоков появления в русском языке

Диктант

Писать текст под диктовку  в соответствии с изученными нормами правописания.

123

Контрольное изложение

контроль

Знать отличие письменной речи от устной.

Изложение

Уметь определять тему текста; делить текст на смысловые части; составлять план.

Предложение. Текст (11 ч)

124

(05.05 – 09.05.2014

Основное назначение предложений, текстов.

комбин

Иметь представление о разделах грамматики (морфология, синтаксис); о второстепенных членах предложения (об определении, дополнении, обстоятельстве)

Фронтальный

Уметь распространять предложения; подчеркивать члены предложения; стрелками указывать связь главных и второстепенных членов.

125

32 неделя

Распространение мыслей в предложении и тексте

С. 112-113

комбин

Обобщить сведения о синтаксических средствах языка: словосочетании, предложении, организовать наблюдение над отличием словосочетания и нераспространенного предложения. Синтаксический анализ нераспространенных и распространенных предложений. Пропедевтическое наблюдение над структурой предложений (назывных), ролью определения как второстепенного члена предложения.

Упражнять в распространении предложений на основе предложенной схемы, в построении предложений на основе отдельных предложений, в создании собственного текста (о майском утре).

Синтаксический анализ построенных предложений

Фронтальный Работа в парах


Распознавать разные функции средств языка: слов, словосочетаний и предложений.

Распространять мысли в предложениях

с помощью второстепенных членов.

Сравнивать варианты распространения мыслей в предложении и тексте





Анализировать строение (композицию) текстов разных типов и жанров с целью выявления технологии развития авторской мысли. Воспроизводить содержание  и составлять высказывания (монологические, диалогические) на разные темы, используя разные типы речи.


Редактирование текста.

126

Контрольный диктант за год

контроль

Знать изученные орфограммы

Диктант

127

(12.05 – 16.05.2014)

Предложения

в составе текста

С. 114-115

комбин

Организовать работу с разными синтаксическими средствами языка, подобранными на тему Дня Победы. Виды письма: осложненное списывание, письмо по памяти, письмо под диктовку.

Обратить внимание при анализе предложений на нестандартные средства выражения главных членов предложения (снимали снайпера (снайперы), а не фоторепортёры, наречия холодно, тепло)

Фронтальный

128

Обобщение о синтаксических средствах языка

и их роли в речи.

Словесная зарисовка эпизода (по наблюдению)

С. 116-117

комбин

Повторить отличие предложения от текста. Организовать наблюдение над смысловой связью предложений в тексте и его частях, над назывными предложениями (вариатив).

Упражнять в построении текста на основе составленных предложений на предыдущем уроке о майском утре, на основе текстов, составленных учащимися, работающими вариативно.

Фронтальный

129



130

33неделя  

Р/Р Изложение

С. 118 № 299, 300


Работа над ошибками

Контроль



комбин

Продолжить наблюдение над композиционными частями и средствами связи в тексте в жанре истории (рассказа).  Подготовить к воспроизведению содержания текста: озаглавливание, самостоятельное составление плана, оценка его информативности.

Письменное воспроизведение текста.

Изложение



Фронтальный

131

Повторение по теме «Предложение. Текст»

«Школа грамотея»

комбин

Уметь называть разновидности текстов повествовательного типа речи , определять тему текста; озаглавливать текст; определять количество частей в тексте; письменно пересказывать текст.

Проверочная работа

Иметь представление о частях текста (вступление, развитие, событие, заключение)

132

(19.05 – 23.05.2014

Р/Р Сочинение

Текст-описание картины (репродукции)

С. 120-121

контроль

Композиционные особенности текста-описания картины. Организовать наблюдение над особенностями построения текста-описания картины (репродукции с картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»), над языковыми средствами, с помощью которых связываются его части, наличием контекстуальных синонимов.

Списывание (вариатив: воспроизведение содержания) текста с выполнением заданий аналитического характера.  Перед записью необходима орфографическая пропедевтика.

Творческая работа

Составлять план при создании текста.

Накапливать опыт в умении «читать» и описывать картину.

133

34 неделя  

Работа над ошибками


комбин

Уметь выполнять работу над ошибками

Фронтальный

Редактировать текст

134

Текст-рассуждение

и средства связи

его частей  

С. 128—129

комбин

Композиционные особенности текста типа рассуждения и средства связи его частей.

 Обратить внимание детей на некоторые особенности  синтаксических  конструкций.

Организовать наблюдение над структурой и текстовыми синонимами текста-рассуждения.

Закрепление дифференцированное: 1) запись с аналитическим заданием текста, 2) запись по памяти высказывания , 3) вариатив: записать рассуждение о друзьях.

Фронтальный

Запись и устные рассуждения (неподготовленные) по теме пословицы (народная мудрость о дружбе, языковая форма её выражения).

Язык мой — друг  мой (итоговые уроки) (2ч)

135

 (26.05 – 30.05.2014

О роли языка

в жизни человека

С.122—123

комбин

Проверить степень осмысления выпускниками начальной школы вопросов мировоззренческого характера: 1) как происходит процесс общения с помощью языка, 2) почему слово называют  «великим делом», 3) почему язык называют национальным достоянием, почему его нужно беречь, сохранять чистоту и самобытность.

Наметить с детьми  конкурсы, смотры к празднику — Дню славянской письменности и культуры

Фронтальный

Работа в парах

Осознавать важность изучения языка для развития мышления и общения людей.

Накапливать опыт в написании отзыва о прочитанной книге с опорой на план.

Проявлять чувство уважения к языку своего народа и познавательный интерес к постижению богатства русского языка

136

Повторение правил составления текста письма

С. 128, № 1

комбин

Чтение и анализ текста о некоторых правилах общения с помощью писем («Мастерская слова»).  Составление памятки по правилам составления текста письма, текста письма (по выбору).  

Фронтальный

ИТОГО 136 ЧАСОВ


КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ В 4 КЛАССЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Форма контроля

год

Диктант

3

2

2

1

8

Проверочная  работа

2

1

2

1

6

Изложение

1

2

1

2

6

Сочинение

1

1

1

3

Контрольное списывание

1

1

2

Словарный диктант

1

1

1

1

4

Тесты

3

2

2

1

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник  «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Календарно-тематическое п...

Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письму)

Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письмо) 1 класс...

Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II

Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...

Рабочая программа по русскому языку по теме: Пояснительная записка к календарно - тематическому планированию по русскому языку(автор Канакина В.П.) и обучение грамоте ( автор Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) по ФГОС в 1 классе

Материал содержит пояснительную записку по русскому языку УМК " Школа России" по ФГОС в 1 класс, автор КанакинаВ.П.  И обучение грамоте УМК "Школа 2100", авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.по ФГОС...

Календарно – тематическое планирование курса русского языка в 1 классе примерной программы начального общего образования, авторской программы "Русский язык" Рамзаевой Т.Г.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский ...