УМК "Планета знаний" Тематическое планирование по русскому языку. 4 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) по теме
УМК "Планета знаний" Тематическое планирование по русскому языку. 4 класс. 136 часов - 4 часа в неделю.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 409 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика контингента учащихся 4 класса
18 человек. К 4 классу учащиеся по предмету «Русский язык» подошли со следующими результатами:
«5» - 16 % уч – ся
«4» - 52 % уч – ся
«3» - 32 % уч – ся
Средний показатель качества по русскому языку в классе составляет – 68%, успеваемость – 100%
Количество часов в год - 136;
Количество часов в неделю – 4
Количество часов в I четверти - 36.
Количество часов во 2 четверти - 30.
Количество часов в 3 четверти - 36.
Количество часов в 4 четверти - 34.
Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями
Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. Русский язык 4 класс. Учебник в 2х ч. – М., АСТ, Астрель, 2012.
Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. Русский язык 4 класс. Рабочие тетради № 1,2. – М., АСТ, Астрель, 2012.
И.В. Щеглова. Русский язык, итоговая аттестация за курс начальной школы. – М., Изд – во «Экзамен»,2013.
Примерное календарно - тематическое планирование
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
4 класс
136 ч (4 ч в неделю)
№ урока кол•во часов) | Дата | Тема урока, страницы учебника | Тип урока | Цели и задачи урока | Формы контроля | Характеристика деятельности учащихся | Примечание |
1-я четверть ОБЩАЕМСЯ УСТНО И ПИСЬМЕННО… (вспоминаем, повторяем) (23 ч) Особенности устной речи (2 ч) | |||||||
1 | 1 неделя (02.09. – 06.09.2013) | Произносим внятно, читаем выразительно Часть 1 С. 6-7 | комбин | Мотивировать потребность в хорошей речи при общении в разных формах — устной и письменной, в проведении упражнений для развития артикуляционных, интонационных, каллиграфических и правописных умений, в выражении собственных мыслей по поводу первого сентябрьского дня. Актуализировать знания о теме, основной мысли текста, об использовании приёма звукописи для достижения авторских задач. Упражнять в выразительном чтении текстов, в произнесении скороговорок, в звукобуквенном анализе слов, в безошибочном списывании текста (повторить правила списывания) и проверке собственных записей | Фронтальный | Осознавать задачи изучения предмета в целях общения. Наблюдать особенности устной народной речи: мелодичность, ритмичность, темп. Выразительно читать вслух литературные произведения разных жанров. Осознавать задачи изучения предмета в целях общения. Наблюдать особенности устной народной речи: мелодичность, ритмичность, темп. Выразительно читать вслух литературные произведения разных жанров. Связно высказываться о событиях (лето, 1 сентября) | |
2 | Наблюдение над свойствами русского ударения С. 8-9 | комбин | Актуализировать знания о правилах речевого этикета, об использовании разумного уровня громкости, о соблюдении произносительных норм, особенно акцентологических, при устном общении и чтении текстов вслух, о частях речи и предложении. Обобщить сведения о свойствах русского ударения: разноместности, подвижности (материалы «Ключика»), его смыслоразличительной роли. Упражнять в правильном, выразительном чтении, основанном на понимании мелодики, ритма, образности, «таинственности» языка текстов (стихов, загадок). Стимулировать творческую деятельность учащихся в передаче своих летних наблюдений с помощью загадок | Фронтальный Работа в парах | |||
Соблюдаем произносительные нормы и правила письма (8 ч) | |||||||
3 4 | О нормах произношения и правописания гласных в словах С. 10-13 Р/Р Сочинение о впечатлениях и событиях летних каникул | Комбинированный творческий | Актуализировать известные детям сведения о нормах произношения и правописания гласных в словах, правила уместного использования при устном общении жестов и мимики. Стимулировать школьников к обогащению собственной речи прилагательными, называющими разные оттенки цвета осени (желтого, красного), к исследованию исторического родства слов колено и поколение, к решению орфографических задач, к поиску ответов в словарях при необходимости производить записи слов, текста | Фронтальный Словарная работа Сочинение | Оценивать правильность звучащей речи (собственной, собеседников) с позиций соблюдения произносительных норм. Классифицировать типы орфограмм в словах. Решать орфографические задачи при записи слов. Обогащать свою речь синонимической лексикой (оттенки красного цвета). Замечать речевые недочёты и вносить коррективы в устные и письменные высказывания. Выражать эмоции с помощью словесных и несловесных средств | ||
5-6 | 2 неделя (09.09. – 13.09.2013 ) | О нормах произношения и правописания согласных в словах С. 14—17 | комбин | Актуализировать известные детям сведения о нормах произношения и правописания согласных в словах (тся [ца], чн [шн], [чн], дц [ц]), сч [щ], твёрдых и мягких согласных перед е. Упражнять в сопоставлении произношения и написания слов, в обнаружении орфограмм: парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, употребления на письме мягкого и твёрдого знаков (развитии орфографической зоркости), в письме по памяти текста с его озаглавливанием, с графическим обоснованием орфограмм в словах. Стимулировать школьников к обогащению собственной речи прилагательными-синонимами, выражающими оценочные отношения, черты характера | Фронтальный Работа в парах | ||
7-8 | Упражнения в написании слов с разными типами согласных и гласных орфограмм С. 18-21 | комбин | Дополнить систему тренинговых упражнений словами на повторение написаний с удвоенными согласными (№ 36, 37), с разными типами орфограмм, с полногласными и неполногласными буквосочетаниями оро/ра, оло/ла, ере/ре. Дать сведения о происхождении слова «стадион». Учить замечать и корректировать речевые недочёты в чужой и собственной речи | Фронтальный Словарная работа | |||
9 | 3 неделя | Проверочная работа С. 38 № 1-3 | Контроль знаний | Материал можно взять из рубрик «Проверочные работы» и «Школа Грамотея» | Проверочная работа | ||
10 | Входной контрольный диктант | Контроль знаний | Проверить знания по повторению орфограмм изученных в 3 классе и умения писать под диктовку предложения и слова с изученными орфограммами | Контрольный диктант | |||
В устной речи интонация, а в письменной… пунктуация (13 ч) | |||||||
11 12 | (16.09. – 20.09.2013 ) | Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение С. 22—25 | комбин | Актуализировать сведения об интонационных средствах и их роли в устной речи, углубить представления о взаимосвязи интонации и знаков препинания при выделении предложений и их частей. Упражнять в выделении предложений из потока речи, в дифференциации предложений по цели высказывания, по выражению в них разных чувств с помощью интонационных средств и знаков препинания при чтении, проигрывании и записи текстов-диалогов, делении «сплошного» текста на предложения. Формировать умения «читать» знаки препинания в предложениях и впоследствии самостоятельно выбирать пунктуационные знаки (. ? !) при оформлении на письме повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений. Организовать наблюдение над особенностями выделения в речи слов-обращений (звательная интонация, пунктуация) | Работа в парах Словарная работа | Выявлять значение интонации, знаков препинания, их взаимосвязь. Преобразовывать интонационную мелодику предложений в использование на письме соответствующих знаков препинания. Анализировать предложения и тексты с позиций языковых средств, используемых для выражения смысла (смысло-интонационно-пунктуационный разбор). Вникать в смысл и воспроизводить содержание речи, воспринятой на слух. Осознанно выбирать слова с логическим ударением при произнесении пословиц. Кратко воспроизводить содержание небольших частей текста. Правильно использовать этикетные словесные средства в ситуации поздравления с днём рождения Выявлять значение интонации, знаков препинания, их взаимосвязь. | |
13 | 4 неделя (23.09. – 27.09.2013) | Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение С. 26-27 | комбин | Практическая работа | |||
14-15 | Уточняем смысл высказывания С. 28-31 | комбин | Познакомить с интонационными средствами (логическим ударением, смысловой паузой) выделения в предложении слов для подчёркивания их смысловой значимости. Упражнять в выделении важных по смыслу слов с помощью логического ударения, при письме с помощью его графического обозначения. Продолжить работу по выявлению информации из текста по ориентировочной основе — заголовку (№ 57,58), из толкового словаря. Организовать наблюдение над средствами выделения важных по смыслу слов в письменной речи (курсивом, подчеркиванием, порядком слов — инверсией или употреблением слов в конце предложения, противопоставлением, тире) и устной речи. Подготовить детей к обобщению: почему учёные называют интонацию и пунктуацию «сёстрами, дочерьми одного отца — смысла» | Фронтальный | |||
16 | Выделяем этикетные слова и фразы С. 32—33 | комбин | Организовать наблюдение над выделением этикетных фраз на письме с помощью восклицательного знака, выделением обращений запятой, над употреблением многоточия. Упражнять в употреблении и оформлении на письме этикетных фраз в ситуации приветствия, прощания, благодарности, извинения. Обратить внимание на правило речевого этикета: приветствовать всех присутствующих, узнавать мнение каждого собеседника. Стимулировать составление собственного словарика этикетных слов и фраз, употребляемых в ситуациях прощания, выражения благодарности, просьбы | Фронтальный Словарная работа | |||
17-18 | 5 неделя (30.09. – 04.10.2013) | Употребляем знаки препинания С. 34—37 | комбин | Обобщить сведения о функциях знаков препинания в конце предложения. Упражнять: 1) в правильном «чтении» знаков препинания, 2) в расстановке знаков препинания при восприятии текста на слух (диктовке) с предварительной подготовкой. Стимулировать поиск значения и истории появления в русском языке поговорки «Его и калачом не заманишь» и слова картофель | Фронтальный Тест | ||
19 | Проверочный диктант и его анализ с.39 № 4 | Контроль знаний | Можно использовать текст «Берёзовая роща» из рубрики «Проверочные работы» (№ 5). | Диктант | |||
20 | Работа над ошибками | комбин | При анализе рекомендовать упражнения в зависимости от допущенных ошибок из раздела «Школа Грамотея» | Работа в парах | Преобразовывать интонационную мелодику предложений в использование на письме соответствующих знаков препинания. Анализировать предложения и тексты с позиций языковых средств, используемых для выражения смысла (смысло-интонационно-пунктуационный разбор). | ||
21 | 6 неделя (07.10 – 11.10.2013 ) | Р/Р Изложение «Деревья в осеннем лесу» Мастерская слова С. 39, № 5 | Контроль знаний | Письменный пересказ текста. Определение количества смысловых частей в тексте; определение темы текста; учиться озаглавливать текст, объяснять слова автора. | Письменное изложение | ||
22 | Работа над ошибками. Мастерская слова. Творческая работа с текстом Составляем текст поздравления с днём рождения С. 44, № 1 | комбин | Работа над соблюдением последовательности (логики) изложения мыслей в высказывании (частей в тексте) на базе текста № 1 в рубрике «Мастерская слова» Беседа о традициях поздравлять с днем рождения, об отличии «дня рождения» и «дня именин», нередком их совпадении в сроках. Работа по культуре речи — о правильном употреблении словосочетания день рождения в разных падежных формах (редактирование предложений, №3). Сопоставление содержания разных текстов поздравлений, их оценка. Проба пера: составление собственных текстов поздравлений сверстников, родных | Творческая работа | |||
23 | Школа грамотея. Учимся решать орфографические задачи. | комбин | Вспомнить таблицу на форзацах в учебниках для 3 и 4 классов, обратиться к памяткам в Справочном бюро 4 класса. Презентация поздравлений (по желанию детей) | Фронтальный индивидуальн. Тест по теме «Общаемся устно и письменно » | |||
АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (13 ч) Выражаем мысли и чувства… Предложение (1 ч) | |||||||
24 | Главные и второстепенные члены предложения С. 48-49 | комбин | Актуализировать знания о термине синтаксис (названии раздела русского языка), о распространённых и нераспространённых предложениях, роли главных членов предложения, их названиях, о словосочетаниях как строительном материале предложений. Упражнять в анализе словосочетаний (акцент наблюдения на общем значении зависимого слова, так как это значение сохранится, когда это слово станет второстепенным членом предложения) и предложений с опорой на памятку (с. 49). Организовать наблюдение над предложениями, в которых сказуемое обозначает состояние действующего лица (подлежащего); используются при глаголе частицы не, же, ли | Фронтальный Словарная работа с взаимо - проверкой | Обобщать изученные языковые факты и ставить новые задачи по их углублению. Наблюдать над строением предложений. | ||
Части речи и члены предложения (1 ч) | |||||||
25 | 7 неделя (07.10 - | Части речи и члены предложения С. 50—51 | комбин | Углубить представление о функциях частей речи в словосочетании и предложении. Организовать наблюдение над назначением, «работой» частей речи в предложениях, над связью второстепенных членов предложения с главными (группа подлежащего, группа сказуемого), над вариантами выражения подлежащего и сказуемого словосочетаниями. Упражнять в построении предложений по схемам, опорным словам | Фронтальный Самостоятельня работа | Устанавливать соподчинённость объектов (частей речи и членов предложений). Синтезировать: составлять предложения. | |
Формы глаголов и их «работа» в роли сказуемого (11) | |||||||
26 | – 11.10.2013 ) | Неопределённая форма глаголов С. 52—53 | комбин | Повторить признаки и свойства глагола как части речи. Углубить первичные представления о неопределенной форме глаголов (в составе будущего сложного отвечают на вопросы что делать?, что сделать?, оканчиваются на -ть, -ти, -чь) как начальной формы в сфере (парадигме) изменения этой части речи. Упражнять в образовании начальной формы глаголов совершенного и несовершенного видов, в выборе нужной формы в словосочетаниях. Организовать наблюдение над употреблением неопределённой формы глаголов с прямыми и переносными значениями в составе фразеологизмов, над омонимичными формами (течь — течь) | Фронтальный Работа в парах | Обобщать изученные признаки важнейшей части речи в языке — глагола. Устанавливать новые свойства объекта (глагольных форм) с помощью таблицы. Устанавливать зависимость общего значения высказывания (предложения) от выбора временных форм глагола. Участвовать в составлении алгоритма (плана действий) решения новой орфографической задачи и использовать его при записи окончаний глаголов. Анализировать и систематизировать признаки частей речи и предложения, действуя по памятке. Анализировать содержание и контролировать правильность записей. | |
27 | Формы времени глаголов. Глаголы прошедшего времени. С.54- 55 | комбин | Актуализировать сведения о формах времени глаголов, о признаках глаголов в прошедшем времени. Упражнять в образовании форм прошедшего времени от неопределенной формы глагола, изменении по родам и числам при согласовании с названием лица, предмета, в выборе нужной формы глагола в составе предложений. Ознакомление с орфограммой — написание перед -л такой же гласной, что и перед —ть (первичные представления о ней были в 3 классе) | Фронтальный Самостоятель- ная работа (с. 88 упр. 1; 2) | |||
28 | Формы глаголов в настоящем и будущем времени С. 56-57 | комбин | Актуализировать сведения о признаках этих форм глаголов с помощью таблицы (№ 113). Обратить внимание на зависимость образования форм времени от вида глагола. Упражнять в образовании форм настоящего и будущего времени от неопределенной формы глагола, изменении по лицам при согласовании с названием лица, предмета, выбор нужной формы глагола в составе предложений. Организовать наблюдение над использованием глагольных форм в текстах-инструкциях. Стимулировать работу по составлению собственной инструкции изготовления какого-либо подарка. | Фронтальный Словарная работа | Работать в парах при решении орфографических задач: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседников | ||
29 | Спряжение глаголов. С. 58-59 | комбин | Дать понятие о категории глагола — спряжении как изменении глаголов по лицам и числам. Организовать наблюдение над признаками двух типов спряжения: наличием разных гласных (е или и) в личных окончаниях глагола. Упражнять в дифференциации по спряжениям глаголов настоящего времени (1 урок) и будущего (2 урок) времени с данными окончаниями, в употреблении глаголов в определенном времени, лице и числе, в разных видах письма. Обратить внимание на одинаковые окончания глаголов обоих спряжений в 1 лице, на правильность употребления в речи глаголов. Содействовать воспитанию культуры речи: правильному употреблению глаголов класть и положить, существительного Величество как обращения (дать историческую справку) | Фронтальный Работа в парах | Овладение способами определения спряжения глаголов | ||
30 | 8 неделя (21.10. – 25.10.2013) | Спряжение глаголов. С. 60-61 | комбин | Практическая работа | Практическое овладение способами определения спряжения глаголов | ||
31 32 | Правописание глаголов. Употребление мягкого знака после щипящих и на конце глаголов. С. 62-63 С. 64-65 | комбин | Познакомить с новой орфограммой, с её условиями (в глаголах) и признаками (оканчиваются на шипящие) - всегда пиши мягкий знак. Упражнять в узнавании орфограммы, в написании глаголов во 2 лице единственного числа (режешь), в повелительных формах (режь), в неопределённой форме (стричь). Сопоставление употребления ь после шипящих в глаголах и именах существительных Проверка знаний словарных слов. | Фронтальный Работа в парах | Определять формы глаголов, объяснять смысл пословиц, указывать время т тип спряжения, выполнять звукобуквенный разбор и разбор слов по составу, образовывать формы настоящего и будущего времени во 2 лице единственного числа. Выписывать из текста словосочетания, объяснять изученные орфограммы, производить синтаксический разбор предложений, находить чередования согласных при образовании разных форм глаголов. | ||
33 | 9 неделя (28.10. – 01.11.2013) | Правописание глаголов. Употребление мягкого знака после щипящих и на конце глаголов. С. 66-67 Словарный диктант | Комбин контроль | Фронтальный диктант | |||
34 | Контрольный диктант за 1 четверть | Контроль знаний | Проверка знаний, умений. | диктант | Умение записывать текст под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания. | ||
35 | Работа над ошибками. Повторение, изученного по теме «Употребление мягкого знака после щипящих и на конце глаголов» | комбин | Сопоставление употребления ь после шипящих в глаголах и именах существительных. Показывать графическую связь членов предложения, указывать падеж имен существительных, лицо и спряжение глаголов. | Проверочная работа (стр.86, упр.1) | Выписывать из текста словосочетания, объяснять изученные орфограммы, производить синтаксический разбор предложений, находить чередования согласных при образовании разных форм глаголов. | ||
36 | Урок – повторение | комбин | Организовать наблюдение над нетипичными случаями спряжения глаголов. | Фронтальный Тест | |||
2-я четверть АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (продолжение) (14 ч) Формы глаголов и их «работа» в роли сказуемого (7 ч) | |||||||
37 | 10 неделя (11.11. –15.11.2013) | Правописание безударных личных окончаний глагола С. 68-69 | комбин | Познакомить с условиями проявления и признаками орфограммы: безударные личные окончания глаголов, выбор гласных е–и в зависимости от соотнесенности глагола с определенным спряжением. Упражнять в выборе гласных е–и, меняя условия: 1) известно спряжение глагола, 2) спряжение узнается по неопределенной форме, 3) даются глаголы разных видов типа решать, решить, 4) даются глаголы с приставкой вы- (выстоишь), 5) выбор гласных я/ю в глаголах 3 лица множественного числа кол..т, бор..тся. Спряжение глаголов с непроверяемыми орфограммами в корне Записывать слова из словаря в алфавитном порядке, подбирать однокоренные глаголы, указывать спряжение глаголов, составлять предложения и словосочетания с глаголами, спрягать глагол путешествовать и подбирать проверочные слова. Уметь определять спряжение глаголов, выделять приставки в глаголах, дописывать предложения, спрягать глаголы гнать, видеть, выделять личные окончания, выполнять словообразовательный разбор слов. | Фронтальный Работа в парах | Уметь записывать безударные окончания глаголов; определять спряжения глаголов. Подбирать пропущенные в тексте глаголы, выделять личные окончания глаголов. Решать орфографическую задачу в правописании личных окончаний глаголов. Образовывать от глаголов неопределенной формы 2-е лицо единственное число настоящего и будущего времени. | |
38 | Правописание безударных личных окончаний глагола С.70-71 | комбин | Фронтальный Работа в парах | ||||
39 | Правописание безударных личных окончаний глагола С.72-73 | комбин | Фронтальный Практическая работа | ||||
40 | Правописание безударных личных окончаний глагола С.74-75 | комбин | Фронтальный Словарная работа Работа в парах | ||||
41 | 11 неделя | Правописание безударных личных окончаний глагола С.76-77 | комбин | Фронтальный Работа в парах | |||
42 | Правописание безударных личных окончаний глагола С.78-79 | комбин | Фронтальный Самостоятельная работа | Писать под диктовку пословицы и объяснять их смысл. Производить орфографический анализ слов; выполнять синтаксический разбор предложения. | |||
43 | Правописание безударных личных окончаний глагола С.80-81 | комбин | Фронтальный Взаимо – контроль | ||||
Выражение сказуемого разными формами времени глагола (1 ч) | Уметь изменять глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени; составлять нераспространенные предложения; указывать род имен существительных; Выделять родовые окончания глаголов прошедшего времени. Определять предложения по цели высказывания; выделять главные члены предложения; вставлять в текст глаголы, подходящие по смыслу. Уметь списывать текст; выписывать из текста глаголы, указывать род, число, спряжение. Производить синтаксический разбор предложений; сравнивать предложения. Умение записывать текст под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания. | ||||||
44 | (18.11. – 22.11.2013) | Выражение сказуемого разными формами времени глагола С. 82-83 | комбин | Повторить условия выбора безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения (орфографическая разминка, письмо под диктовку, оставшиеся упражнения с других страниц, из «Школы Грамотея»). Упражнять в анализе предложений со стороны структуры их главных членов, в выборе гласных в безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Организовать наблюдение над чередованием согласных при спряжении ряда глаголов, над спрягаемыми формами глагола хотеть | фронтальный | ||
Выражение сказуемого «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях (1 ч) | |||||||
45 | 12 неделя (25.11. – 29.11.2013) | Выражение сказуемого «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях С. 84-85 | комбин | Упражнять в анализе предложений со стороны структуры их главных членов, в выборе гласных в безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Организовать наблюдение над чередованием согласных при спряжении ряда глаголов, над спрягаемыми формами глагола хотеть | Фронтальный | ||
46 | Обобщение по теме «Анализируем и строим предложения» (5 ч) | ||||||
Обобщение по теме «Анализируем и строим предложения» | Обобщение знаний | Организовать наблюдение над выражением сказуемых «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях, глаголами прошедшего времени с частицей бы в условных предложениях. Обратить внимание на наличие структурных частей побудительных предложений: наличием подлежащего ты, вы, частым отсутствием подлежащего, наличием слов-обращений и слов вежливости, которые членами предложений не являются | Практическая работа С.90 упр2,3 Тест | ||||
47 | Диктант по теме «Анализируем и строим предложения» | Контроль знаний | Проверка знаний и умений (можно взять текст из «Проверочные работы» с.87 упр.4) | Диктант | |||
48 | Работа над ошибками. Школа грамотея. Учимся правильно употреблять и писать глаголы. | комбин | Уметь выполнять работу над ошибками. Находить главные члены предложения, морфологические средства их выражения. Употребление в нужном для контекста значении существительного квартал | Проверочная работа. | |||
49 | 13 неделя (02.12. – | Р/Р Изложение (с элементами сочинения) С. 90, №1 | Контроль знаний | По материалам рубрики «Мастерская слова» (с. 90 № 1) | Изложение (с элементами сочинения) | Письменно пересказывать текст; строить предложения из данных слов; составлять из предложений текст, озаглавливать. | |
50 | Работа над ошибками. Повторение, изученного по теме «Анализируем и строим предложения» | комбин | По материалам рубрики «Мастерская слова» (№ 3): — восстановить последовательность частей текста, — употребить глаголы из скобок в нужных формах. Вариатив: свободное письмо на основе личных наблюдений о загадках природы | Фронтальный | Анализировать и редактировать изложение; исправлять речевфые и орфографические ошибки. | ||
РАЗВЁРТЫВАЕМ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛИ… (16 ч) Используем второстепенные члены предложения (4ч) | |||||||
51 | – 06.12.2013) | Используем второстепенные члены предложения С.94-95 | комбин | Организовать сопоставление нераспространенных и распространенных предложений с одинаковой лексикой в роли разных членов предложения. | Фронтальный Работа в парах | Ставить новые задачи по изучению известной единицы языка — предложения. Выявлять новые особенности, признаки простых предложений. | |
52 53 54 | 14 неделя (09.12. – | Падежные формы склоняемых частей речи С.96-101 | комбин | Работа с текстом-рассуждением: основная мысль, поиски аргументов, дополнение доказательств. | Фронтальный Словарная работа | ||
Предложения с однородными членами (8ч) | |||||||
55 56 57 | – 13.12.2013) | Однородные подлежащие и сказуемые С. 102-107 | комбин | Сформировать представление об однородных членах предложения, познакомить с их признаками: отнесенность к одним членам предложения, наличие перечислительной интонации, бессоюзное и союзное соединение. Организовать наблюдение: 1) над строением главных членов предложений, в которых есть однородные подлежащие, однородные сказуемые; 2) над нераспространенными предложениями с однородными главными членами предложения; 3) над случаями выражения однородных членов словосочетанием; 4) над вариантами соединения однородных членов бессоюзным и союзным способом; 5) над постановкой знаков препинания; 6) над употреблением предложений с однородными членами в пословицах, художественных текстах. Упражнять в анализе предложений, в составлении схем однородных членов с указанием запятых, в употреблении предложений с однородными главными членами предложения в собственной речи | Фронтальный Работа в парах Практическая работа | Ставить новые задачи по изучению известной единицы языка — предложения. Выявлять новые особенности, признаки простых предложений, осложненных однородными членами. Ориентироваться в условиях (чувствовать) постановки запятой при однородных членах предложения. Соотносить варианты интонирования и варианты пунктуации в предложениях с однородными членами. | |
58 59 | 15 неделя (16.12. –– 20.12.2013) | Однородные второстепенные члены предложения С. 108—111 Словарный диктант | Комбин контроль | Организовать сопоставление нераспространенных и распространенных предложений с одинаковой лексикой в роли разных однородных членов предложения. Обобщить условия определения однородных членов: 1) относятся к одному и тому же слову, 2) отвечают на один и тот же вопрос, 3) связываются особой перечислительной (иногда противительной) интонацией или союзами, 4) разделяются запятыми, кроме одиночного союза и. Упражнять в анализе структуры предложений, нахождении однородных членов, установлении стрелками их связи с главным словом, составлении схем, объяснении причин появления в предложениях запятых. Организовать наблюдение над структурой предложений, в которых: 1) однородные второстепенные члены относятся к второстепенному члену; 2) при однородных членах имеются зависимые слова (установление границ постановки запятой) | Фронтальный Диктант | Действовать по алгоритму при решении пунктуационной задачи. Анализировать новый тип предложений, моделировать их с помощью схем, преобразовывать модели в словесные высказывания. Синтезировать: составлять предложения с однородными членами | |
60 | Знаки препинания при однородных членах предложения С. 112-113 Списывание | Комбин контроль | Продолжить наблюдение о взаимосвязи перечислительной интонации и пунктуации при однородных членах предложения. Упражнять в постановке знаков препинания при списывании, письме по памяти, свободном письме с опорой на схемы. Организовать наблюдение над использованием предложений с однородными членами в текстах-описаниях, реже в текстах- повествованиях и рассуждениях. Работа с текстом-рассуждением: основная мысль, поиски аргументов, дополнение доказательств | Фронтальный | Действовать по алгоритму при решении пунктуационной задачи. Уметь работать по памятке. Уметь аккуратно переписать текст | ||
61 | 16 неделя (23.12. – 27.12.2013) | Диктант за 1п/г | Контроль знаний | Проверка знаний и умений | диктант | Умение записывать текст под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания. | |
62 | Решение общих пунктуационных задач С. 114-115 | комбин | Учить решать общие пунктуационные задачи (знаки препинания в конце предложений, знаки при однородных членах) при разных видах письма: списывании, письме под диктовку, свободном письме. Упражнять в осложненном списывании текста с самостоятельной расстановкой знаков препинания. Рекомендуется дополнительно использовать материал рубрик «Проверочные работы», «Школа Грамотея» | Фронтальный Самостоятельная работа | Действовать по алгоритму при решении пунктуационной задачи. Уметь работать по памятке. | ||
Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение) (5 ч) | |||||||
63 | Р/Р Изложение С. 124 | Контроль знаний | По материалам рубрики «Мастерская слова» | Изложение | Воспроизводить содержание и составлять тексты типа описание. | ||
64 | 17 неделя (30.12 – 31.12) | Работа над ошибками. Школа Грамотея | комбин | Редактирование текста. | Фронтальный | ||
65 66 | Сопоставление признаков разных типов текста С. 116-119 | Обобщить известные детям признаки разных типов текста (с помощью таблицы и текстов о березе). Организовать наблюдение над средствами раскрытия темы и основной мысли текстов, над их композиционным построением (акцент на текст типа повествование). | Фронтальный Тест | Анализировать и корректировать собственные высказывания |
3-я четверть ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ФОРМЫ И ПРАВОПИСАНИЕ (36 ч) Слово как часть речи (2 ч) | |||||||
67 | 17 неделя (13.01 –17.01.2014) | Грамматическая связь между словами разных частей речи Часть 2 С. 6—7 | комбин | Организовать наблюдение над ролью частей речи в художественной речи: зарисовках зимних забав, в народных приметах, над новыми языковыми средствами, выражающими сравнительные отношения: 1) существительным в творительном падеже, 2) противопоставлением с отрицанием. Стимулировать к созданию собственной словесной зарисовки на тему зимы | Фронтальный Работа в парах | Обобщать известные языковые факты и выдвигать новые задачи по их изучению. Систематизировать сведения об изученных частях речи Наблюдать над употреблением в речи нового способа выражения сравнительных отношений | |
68 | Самостоятельные и служебные части речи С. 8-9 | комбин | Фронтальный Работа в парах | ||||
Формы частей речи (6ч) | |||||||
69 70 71 | 18 неделя (20.01 –24.01.2014) | Изменение частей речи по числам и родам С. 10—15 | комбин | Повторение форм числа разных частей речи, наличия разных окончаний, их зависимости от числа имен существительных Повторение материала об отнесенности имен существительных к определенному роду, об изменении имен прилагательных, глаголов прошедшего времени по родам | Фронтальный Словарная работа | Устанавливать общее в изменении частей речи по числам. Различать особенности рода у существительных и других частей речи Упражнять в согласовании в роде, числе глаголов прошедшего времени с личными местоимениями 3 лица | |
72 | Глагол и его личные формы С. 16-17 | комбин | Повторить сведения о глаголе как части речи (с опорой на план). Группировка глаголов по оттенкам значений, по синонимичным значениям. Повторить формы глаголов. Определение форм глаголов в предложениях, текстах, выбор форм самостоятельно. Повторить 1 и 2 спряжения глаголов. Вставка гласных в безударные личные окончания глаголов | Фронтальный | Различать суть терминов «спряжение», «склонение». Соотносить известные падежные формы частей речи с вариантами склонения личных местоимений. Осознанно выбирать нужную форму слов при составлении предложений | ||
73 | Склонение частей речи. Падежные формы имён существительных С. 18-19 | комбин | Повторить, чем различаются спрягаемые и склоняемые части речи, что значит просклонять слово, какие части речи склоняются, сколько и каких имеется в языке падежных форм, каковы их признаки (с опорой на таблицу), для чего нужно знать падежные формы частей речи. Склонение имён существительных (с ударными окончаниями). Употребление предлогов с определенными падежами (с опорой на таблицу) | Фронтальный Самостоятельная работа | |||
74 | Склонение имён прилагательных (с ударными окончаниями) С. 20-21 | комбин | Упражнять в склонении имён прилагательных, их согласовании с формами имен существительных при осложненном списывании, письме по памяти. Вариатив: организовать наблюдение над некоторыми падежными формами имён числительных | Фронтальный Практическая работа | |||
Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи (28 ч) | |||||||
75 76 77 | 19 неделя (27.01 –31.01.2014) | Имена существительные 1, 2 и 3 склонений С. 22—27 | комбин | Познакомить с делением существительных на три группы (склонения) по наличию специфических падежных окончаний (анализ таблицы , сформировать мотив к усвоению новых сведений за счет осознания детьми факта, что знание склонения поможет им в выборе правильного окончания. Упражнять в определении склонения имен существительных, в выборе падежных окончаний (по таблице) | Фронтальный Самостоятельная работа | Наблюдать, анализировать таблицу и обнаруживать различия в падежных окончаниях существительных. Осознавать значимость знания о склонениях для выбора правильных окончаний слов | |
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе (8ч) | |||||||
78 | 20 неделя (03.02 –07.02.2014) | Безударное окончание проверяем ударным С. 28-29 | комбин | Сопоставить способы проверки безударных гласных в корне, в приставке слова и мотивировать к переносу общего способа — безударный проверяем ударным — для проверки безударных падежных окончаний существительных. Упражнять в проверке безударного [а] в падежных окончаний с опорой на слова-ключики | Фронтальный Словарная работа | Обнаруживать общий способ проверки безударных гласных в корне и окончаниях склоняемых частей речи и переносить его при решении новых орфографических задач. Выбирать буквы при обозначении конкурирующих безударных падежных окончаний. Выявлять случаи, противоречащие общим правилам написания | |
79 80 81 | Употребление гласных е–и в падежных окончаниях имен существительных разных склонений С. 30-35 | комбин | [и] — и в окончаниях существительных 1 склонения (Р.п.) и 3 склонения (Р.п., Д.п., П.п.) — рука, земля, степь [и] — е в окончаниях существительных 1 и 2 склонения (Д.п., П.п.) [и] — е в окончаниях существительных 1 и 2 склонения (Т.п.) | Фронтальный Работа в парах | |||
82 | Как выбрать окончание: е или и? С. 36-37 | комбин | Сопоставление двух способов выбора безударных гласных: 1) вспомнить по окончаниям падежей определенного склонения, 2) решить орфографическую задачу — проверить безударный гласный в окончании ударным. Упражнение в использовании первого способа. Вариатив: -ии в словах типа армия, гений, собрание | Фронтальный Словарная работа с взаимопроверкой | |||
83 | 21 неделя (10.02 - –14.02.2014) | Выбор: [а] — а, о; [и] — и, е (обобщение) С. 38-39 | комбин | Упражнять на вставку орфограмм, на употребление слов в требуемом падеже при осложнённом списывании, письме под диктовку | Фронтальный Проверочная работа | Обнаруживать общий способ проверки безударных гласных в корне и окончаниях склоняемых частей речи и переносить его при решении новых орфографических задач. | |
84 | Диктант С. 89 | Контроль знаний | Использование материалов «Проверочные работы» и «Школа Грамотея» | диктант | Умение писать текст под диктовку, выполнять практическую работу | ||
85 | Работа над ошибками. «Школа грамотея» | комбин | Уметь выполнять работу над ошибками. Повторение изученного материала. | Фронтальный Работа в парах | Обнаруживать общий способ проверки безударных гласных в корне и окончаниях склоняемых частей речи и переносить его при решении новых орфографических задач. | ||
Употребление букв о-а, и-е в безударных падежных окончаниях существительных множественного числа (4 ч) | |||||||
86 | 22 неделя (17.02 –21.02.2014) | Ознакомление с падежными окончаниями по таблице С. 40-41 | Мотивировать перенос общего способа проверки на проверку безударных гласных в падежных окончаниях существительных множественного числа. Использование опорных слов для проверки ударными окончаниями — руки, дворы, кони, степи. Сопоставление падежных форм в винительном падеже | Фронтальный Словарная работа | Уметь составлять предложения, отвечая на вопросы; выделять окончания имен существительных в косвенном падеже; указывать склонение; обобщать с помощью схемы правописание окончаний в падежных формах имен существительных; Знать, что после твердых шипящих и ц в безударных падежных окочаниях пишется е. Уметь решать орфографическую задачу Записывать формы слов с предлогами; образовывать формы Т.п и П.п. | ||
87 88 | Гласные [и] — е, [а] — о в окончаниях родительного падежа С. 42-45 | Упражнять в образовании форм родительного падежа с конкурирующими окончаниями | Фронтальный Работа в парах | ||||
89 | Гласный [а] — а в окончаниях дательного, творительного и предложного падежей С. 46-47 | комбин | Совершенствовать умения в видах письма: осложненное списывание, письмо по памяти, письмо под диктовку. Вариатив: снег..м — о или а? (омонимичные окончания) | Фронтальный Проверочная работа | |||
Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел (9 ч) | |||||||
90 91 | 23 неделя (24.02 –28.02.2014) 24 неделя (03.03 – | Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел С. 48-51 | комбин | Уметь списывать текст, вставляя недостающие буквы; указывать части речи; определять главные члены предложения; выделять безударные падежные окончания. | Фронтальный Словарная работа | Составлять и записывать словосочетания с однокоренными прилагательными; определять падеж имен прилагательных; Редактировать тексты; писать под диктовку. Письменно пересказывать текст; отвечать на вопросы; анализировать и редактировать текст; исправлять речевые и орфографические ошибки. | |
92 | Урок- обобщение. «Школа грамотея» С. 88, 90-93 | комбин | Упражнения в разных видах письма; выбирать в безударных падежных окончаниях склоняемых частей речи гласные а или о; проверять орфограммы в окончаниях имен существительных, прилагательных; записывать текст, вставляя недостающие буквы. | Практическая работа Тест по теме «Части речи, их формы и правописание» | |||
93 | Р/Р Изложение (краткое) и его анализ | контроль | По материалам рубрик«Проверочные работы», «Школа Грамотея», «Мастерская слова» Знать изученные орфограммы; писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописанияю
| Изложение | |||
94 | Работа над ошибками | комбин | Фронтальный | ||||
95 | Объяснительный диктант | комбин | Фронтальный Работа в парах (подготовка к контрольному диктанту) | ||||
96 | Контрольный диктант за 3 четверть | Контроль знаний | Диктант | ||||
97 | 07.03.2014) | Р/Р Сочинение С. 89, № 3 | Сочинение о подснежнике или других первоцветах по материалам рубрики «Мастерская слова» | Творческая работа | |||
98 | Работа над ошибками. | комбин | Анализ и редактирование изложения. | Фронтальный | |||
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных (4ч) | |||||||
99 | 25 неделя (10.03 –14.03.2014 | Падежные окончания имен прилагательных единственного и множественного числа С. 52-53 Словарный диктант | Комбин контроль | Анализ таблицы. Наведение справок об окончаниях по таблице с указанием падежей и их окончаний Уметь писать словарные слова под диктовку. | Фронтальный Диктант | Использовать обобщённый способ решения орфографической задачи о выборе падежных окончаний: безударный проверяю ударным. Наблюдать над особенностью склонения личных местоимений | |
100 | Проверка безударных окончаний С. 54-55 | комбин | Проверка безударных падежных окончаний по ударным окончаниям вопросов к прилагательным любого числа | Фронтальный Тест | |||
101 102 | Проверка безударных окончаний С. 56-59 | комбин | Проверка безударных падежных окончаний по ударным окончаниям вопросов к прилагательным: [а] — а, я (И.п.); [а] — о (какой? какое? какого? о каком?) — в прилагательных женского рода, — в прилагательных мужского и среднего родов | Фронтальный |
4-я четверть ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ФОРМЫ И ПРАВОПИСАНИЕ (продолжение 13ч) | |||||||
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных (продолжение)(3ч) | |||||||
103 | 26 неделя (10.03 –14.03.2014) | Проверка безударных окончаний С. 60-61 | комбин | ы или и? (м.р. какой?) | Фронтальный | Уметь выделять окончания прилагательных; знать варианты окончаний имен прилагательных в форме И.п. м.р. | |
104 | Проверка безударных окончаний С. 62-63 | комбин | и или е? (-ий, -ей; -ие, -ее; -им, -ем) | Фронтальный | |||
105 | Закрепление С. 64-65 | комбин | Закрепление написания падежных окончаний прилагательных | Самостоятельная работа | |||
Употребление и правописание падежных форм личных местоимений (2 ч) | |||||||
106 107 | 27 неделя | Употребление и правописание падежных форм личных местоимений С. 66-69 | комбин | Обратить внимание на непродуктивные окончания и безударные гласные в корнях падежных форм личных местоимений | Фронтальный Словарная работа | Умение выполнять работу по склонению личных местоимений | |
Правописание падежных форм склоняемых частей речи (обобщение) (2ч) | |||||||
108 109 | (31.03 – 04.04.2014) | Урок-обобщение С. 70-73 | Обобщение | Уметь списывать текст, вставляя недостающие буквы; указывать части речи; определять главные члены предложения, указывать склонение и падеж имен существительных; выделять безударные падежные окончания. Редактировать тексты; писать под диктовку. | Практическая работа Тест | Понимать и воспроизводить содержание текстов, создавать собственные высказывания типа описания (первоцветов) | |
Самостоятельные и служебные части речи (6 ч) |
110 | 28 неделя (07.04 – 11.04.2014) | Части речи как словесные средства выражения в предложениях мыслей и чувств С. 74-75 | комбин | Углубить представление о частях речи как языковом отражении реальных отношений окружающего мира и как средств выражения в предложениях мыслей и чувств. Презентация сочинений о первоцветах. Составление и редактирование предложений | Фронтальный | Оценивать, выражать собственные мнения, давать советы по корректировке высказываний. Выбирать критерии оценки творческих работ на основе сравнения работ одноклассников Замечать общее в значениях зависимых слов в словосочетании и второстепенных членов предложения. Узнавать в речи числительные, наречия Составлять словосочетания по схемам прил. +сущ., гл.+сущ.; приводить примеры, в каких частях слова безударные гласные можно проверять ударными; пользоваться толковым словарем; составлять цепочку родственных слов; различать собственные и нарицательные имена существительные. | |
111 | Части речи как члены предложения. Главные члены предложения С. 76-77 | комбин | Обобщить наблюдения о частотных средствах выражения (частях речи) главных членов предложения. При работе с деформированным текстом сначала следует обратить внимание на роль логического подхода к выражению мысли: установить, какие слова могут обозначать действующие лица (предметы), их действия (состояния), признаки, место или время действия, объекты действия и пр. Далее использовать структурный подход: строить предложения, учитывая порядок следования членов предложения — группы подлежащего, группы сказуемого. Учить устанавливать и указывать смысловую и грамматическую связь слов как частей речи. Вариатив. Организовать наблюдение над выражением подлежащего или второстепенного члена словосочетанием существительного с числительным (сёстры, три сестры, к трём сёстрам). Расширить представление о количественных числительных, их назначением и употреблением в речи | Фронтальный Словарная работа | |||
112 113 | Наблюдение над назначением и синтаксической ролью прилагательных С. 78-83 | комбин | Углубить представление о наиболее частотной роли прилагательных — определять признаки предметов, выраженных именами существительными, быть в предложении второстепенным членом — определением. Упражнять в лексической сочетаемости однокоренных прилагательных с именами существительными, в согласовании прилагательных с именами существительными в предложениях, в выборе родовых и падежных окончаний, в выборе из ряда синонимов более точных прилагательных. Вариатив. Расширить представление детей о синтаксической роли прилагательных (в краткой форме) — быть в предложении сказуемыми и отвечать на вопросы каков?, какова?, каково?, каковы? | Фронтальный | |||
114 | Служебные части речи Систематизация сведений о частях речи. С. 84-87 | комбин | Систематизировать сведения о частях речи (на основе таблицы на 2-м форзаце учебника), дополнить сведениями о наречии. Упражнять в использовании разных частей речи в словосочетаниях, предложениях, в точном употреблении глаголов рисовать, изображать, писать, обогащать речь детей новыми словами, выражениями на тему космоса . Письмо по памяти | Фронтальный Словарная работа | Выявлять отличительные признаки служебных частей речи и осознанно использовать их для связи слов в предложении. | ||
Сопоставить, как выражены средства связи частей речи художником (на форзаце в конце учебника), пишущим (говорящим). Дифференцировать части речи на самостоятельные (на форзаце) и служебные (частицы, союзы, предлоги). Повторить написание со словами частицы не, предлогов, союзов. | Оценивать прочность усвоения знания о частях речи | ||||||
115 | 29 неделя | Контрольное списывание | контроль | Можно использовать стихотворение «Мир» В. Берестова из рубрики «Проверочные работы» (С. 99) с указанием основной мысли и использованных в тексте частей речи. Проверка навыка самоконтроля и «рабочей» скорости письма | Списывание | Уметь выполнять работу внимательно |
Используем средства языка в речи. Повторяем, систематизируем. (21 ч) Язык и речь. Слово (3ч) | |||||||
116 | (14.04 – 18.04.2014) | Формы частей речи, или как изменяются части речи С. 98-99 | комбин | Систематизировать сведения об изменении разных частей речи, установление общих и разных форм на основе таблицы в «Справочном бюро» (часть 1, с 128). Мотивировать к анализу внешних признаков разных частей речи («Бармаглот» из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес» № 241), к составлению подобных фраз. Языковой и стилистический анализ текстов о радуге. Устное воспроизведение основного смысла текста как рассуждение-обучение друг друга (работа в парах) | Фронтальный Работа в парах | Систематизировать способы и приёмы проверки конкурирующих написаний с помощью анализа и составления таблиц Знать как изменяются слова разных частей речи; указывать формы частей речи (падеж, число), использованных в тексте; составлять из слов предложения; находить прилагательные – антонимы в тексте и указывать их род и падеж. Производить фонетический разбор и по составу слов «сказки», «схватить»; выписывать из текста глаголы с приставками; указывать в предложениях повелительные формы глаголов; объяснять расстановку знаков препинания. | |
117 118 | 30 неделя (28.04 – 02.05.2014 | Правописание слов разных частей речи С. 100-103 | комбин | На первом уроке акцент сделать на правописание окончаний и написаний, зависящих от соотнесенности слов с определенной частью речи: употребление (отсутствие) мягкого знака, личные окончания глаголов, родовые окончания прилагательных и глаголов прошедшего времени. На втором уроке акцент переносится на самостоятельное употребление и правописание частей речи, особенно глаголов, в творческих работах в жанре рецептов (инструкций). Упражнять в использовании определенной лексики при сказывании сказок, синонимических глагольных выражений при составлении текстов рецептов, инструкции изготовления из бумаги мордашки кота по рисунчатому плану. | Фронтальный Словарная работа | ||
Правописание слов (5 ч) | |||||||
119 120 | Правописание слов с безударными гласными, проверяемыми и не проверяемыми ударением С. 104-107 | комбин | Обобщить всех случаи обозначения безударных гласных с помощью ударного гласного: в корне, в окончаниях имен существительных, имен прилагательных, приставках (таблица) Для самопроверки уровня орфографической зоркости и точности применения приёмов проверки безударных гласных использовать письмо под диктовку учителя, составление собственных предложений на темы жизни класса для последующей записи (самодиктовка). Проверить правильность записи слов с непроверяемыми гласными по памяти | Фронтальный | |||
121 | 31 неделя | Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами-согласными С. 108-109 | комбин | Систематизировать сведения посредством составления таблицы подобно предыдущей о проверке гласных. Повторить слова из словаря с непроверяемыми согласными. Подготовка к словарному диктанту. | Фронтальный | ||
122 | Проверочный словарный диктант | контроль | Повторить правописание имён собственных. Мотивировать к поиску их истоков появления в русском языке | Диктант | Писать текст под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания. | ||
123 | Контрольное изложение | контроль | Знать отличие письменной речи от устной. | Изложение | Уметь определять тему текста; делить текст на смысловые части; составлять план. | ||
Предложение. Текст (11 ч) | |||||||
124 | (05.05 – 09.05.2014 | Основное назначение предложений, текстов. | комбин | Иметь представление о разделах грамматики (морфология, синтаксис); о второстепенных членах предложения (об определении, дополнении, обстоятельстве) | Фронтальный | Уметь распространять предложения; подчеркивать члены предложения; стрелками указывать связь главных и второстепенных членов. | |
125 | 32 неделя | Распространение мыслей в предложении и тексте С. 112-113 | комбин | Обобщить сведения о синтаксических средствах языка: словосочетании, предложении, организовать наблюдение над отличием словосочетания и нераспространенного предложения. Синтаксический анализ нераспространенных и распространенных предложений. Пропедевтическое наблюдение над структурой предложений (назывных), ролью определения как второстепенного члена предложения. Упражнять в распространении предложений на основе предложенной схемы, в построении предложений на основе отдельных предложений, в создании собственного текста (о майском утре). Синтаксический анализ построенных предложений | Фронтальный Работа в парах | Распознавать разные функции средств языка: слов, словосочетаний и предложений. Распространять мысли в предложениях с помощью второстепенных членов. Сравнивать варианты распространения мыслей в предложении и тексте Анализировать строение (композицию) текстов разных типов и жанров с целью выявления технологии развития авторской мысли. Воспроизводить содержание и составлять высказывания (монологические, диалогические) на разные темы, используя разные типы речи. Редактирование текста. | |
126 | Контрольный диктант за год | контроль | Знать изученные орфограммы | Диктант | |||
127 | (12.05 – 16.05.2014) | Предложения в составе текста С. 114-115 | комбин | Организовать работу с разными синтаксическими средствами языка, подобранными на тему Дня Победы. Виды письма: осложненное списывание, письмо по памяти, письмо под диктовку. Обратить внимание при анализе предложений на нестандартные средства выражения главных членов предложения (снимали снайпера (снайперы), а не фоторепортёры, наречия холодно, тепло) | Фронтальный | ||
128 | Обобщение о синтаксических средствах языка и их роли в речи. Словесная зарисовка эпизода (по наблюдению) С. 116-117 | комбин | Повторить отличие предложения от текста. Организовать наблюдение над смысловой связью предложений в тексте и его частях, над назывными предложениями (вариатив). Упражнять в построении текста на основе составленных предложений на предыдущем уроке о майском утре, на основе текстов, составленных учащимися, работающими вариативно. | Фронтальный | |||
129 130 | 33неделя | Р/Р Изложение С. 118 № 299, 300 Работа над ошибками | Контроль комбин | Продолжить наблюдение над композиционными частями и средствами связи в тексте в жанре истории (рассказа). Подготовить к воспроизведению содержания текста: озаглавливание, самостоятельное составление плана, оценка его информативности. Письменное воспроизведение текста. | Изложение Фронтальный | ||
131 | Повторение по теме «Предложение. Текст» «Школа грамотея» | комбин | Уметь называть разновидности текстов повествовательного типа речи , определять тему текста; озаглавливать текст; определять количество частей в тексте; письменно пересказывать текст. | Проверочная работа | Иметь представление о частях текста (вступление, развитие, событие, заключение) | ||
132 | (19.05 – 23.05.2014 | Р/Р Сочинение Текст-описание картины (репродукции) С. 120-121 | контроль | Композиционные особенности текста-описания картины. Организовать наблюдение над особенностями построения текста-описания картины (репродукции с картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»), над языковыми средствами, с помощью которых связываются его части, наличием контекстуальных синонимов. Списывание (вариатив: воспроизведение содержания) текста с выполнением заданий аналитического характера. Перед записью необходима орфографическая пропедевтика. | Творческая работа | Составлять план при создании текста. Накапливать опыт в умении «читать» и описывать картину. | |
133 | 34 неделя | Работа над ошибками | комбин | Уметь выполнять работу над ошибками | Фронтальный | Редактировать текст | |
134 | Текст-рассуждение и средства связи его частей С. 128—129 | комбин | Композиционные особенности текста типа рассуждения и средства связи его частей. Обратить внимание детей на некоторые особенности синтаксических конструкций. Организовать наблюдение над структурой и текстовыми синонимами текста-рассуждения. Закрепление дифференцированное: 1) запись с аналитическим заданием текста, 2) запись по памяти высказывания , 3) вариатив: записать рассуждение о друзьях. | Фронтальный | Запись и устные рассуждения (неподготовленные) по теме пословицы (народная мудрость о дружбе, языковая форма её выражения). | ||
Язык мой — друг мой (итоговые уроки) (2ч) | |||||||
135 | (26.05 – 30.05.2014 | О роли языка в жизни человека С.122—123 | комбин | Проверить степень осмысления выпускниками начальной школы вопросов мировоззренческого характера: 1) как происходит процесс общения с помощью языка, 2) почему слово называют «великим делом», 3) почему язык называют национальным достоянием, почему его нужно беречь, сохранять чистоту и самобытность. Наметить с детьми конкурсы, смотры к празднику — Дню славянской письменности и культуры | Фронтальный Работа в парах | Осознавать важность изучения языка для развития мышления и общения людей. Накапливать опыт в написании отзыва о прочитанной книге с опорой на план. Проявлять чувство уважения к языку своего народа и познавательный интерес к постижению богатства русского языка | |
136 | Повторение правил составления текста письма С. 128, № 1 | комбин | Чтение и анализ текста о некоторых правилах общения с помощью писем («Мастерская слова»). Составление памятки по правилам составления текста письма, текста письма (по выбору). | Фронтальный |
ИТОГО 136 ЧАСОВ
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ В 4 КЛАССЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Форма контроля | 1ч | 2ч | 3ч | 4ч | год |
Диктант | 3 | 2 | 2 | 1 | 8 |
Проверочная работа | 2 | 1 | 2 | 1 | 6 |
Изложение | 1 | 2 | 1 | 2 | 6 |
Сочинение | 1 | 1 | 1 | 3 | |
Контрольное списывание | 1 | 1 | 2 | ||
Словарный диктант | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Тесты | 3 | 2 | 2 | 1 | 8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Календарно-тематическое п...

Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письму)
Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письмо) 1 класс...

Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно -тематическое планирование по русскому языку.)
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 1 класс...

Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II
Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...

Рабочая программа по русскому языку по теме: Пояснительная записка к календарно - тематическому планированию по русскому языку(автор Канакина В.П.) и обучение грамоте ( автор Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) по ФГОС в 1 классе
Материал содержит пояснительную записку по русскому языку УМК " Школа России" по ФГОС в 1 класс, автор КанакинаВ.П. И обучение грамоте УМК "Школа 2100", авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.по ФГОС...

Календарно – тематическое планирование по русскому языку к учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык» 3 класс ФГОС
Календарно-тематическое планирование по русскому языку к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого "Русский язык" 3 класс ФГОС...

