учебный план по русскому языку, 2 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) по теме

Борисова Ирина Борисовна

УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_po_russkomu_yazyku_2_klass.docx85.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               Учебно – тематический план по русскому языку, 2 класс

п/п

Наименование раздела. Тема урока.

Кол-во часов

Дата

план.

Дата факт.

Вид занятия

Наглядные пособия

Форма, вид контроля

Примеч.

1

Структура построения учебника. Основные словари русского языка: толковый словарь, обратный словарь

Открытие нового знания

Слайды

Фронт. опрос

2

Знакомство с орфографическим, орфоэпическим и этимологическим словарями русского языка

Открытие нового знания

Слайды

Фронт. опрос

3

Повторение материала 1 класса. Фонетика и орфография. Звукобуквенная зарядка.

Урок рефлексии

Лента букв

Сам.раб. с проверкой по образцу

4

Р.р  Какие бывают предложения

Урок рефлексии

Картинки, слайды

Фронт. опрос

5

Контрольное списывание № 1                           «Повторение изученного материала  в 1 классе»

Урок развивающего контроля

Текущий. Само-проверка

6

 Главные и неглавные слова в предложении.

Открытие нового знания

Схемы

Сам.раб. с проверкой по образцу

7

Дополнение основы предложения неглавными словами.

Открытие нового знания

Схемы

Фронт. опрос

8

Главные и второстепенные члены предложения.  Изменяемая часть слова – окончание.

Открытие нового знания

Схемы

Фронт. опрос

9

Главные и второстепенные члены предложения.  Разные формы слова.

Открытие нового знания

Схемы

Сам.раб. с проверкой по образцу

10

Р.р Что такое текст

Открытие нового знания

Слайды

Фронт. опрос

11

Словарный диктант. Разные формы слова

Урок рефлексии

Схемы

Текущий. Само-проверка

12

Работа над ошибками. Окончания слов-названий предметов

Урок рефлексии

Слайды

Сам.раб. с проверкой по образцу

13

Что такое словосочетание

Открытие нового знания

Слайды

Фронт. опрос

14

Различение основы предложения и словосочетаний входящих в его состав.

Открытие нового знания

Слайды

Фронт. опрос

15

Основа слова и его окончание.

Открытие нового знания

Слайды

Сам.раб. с проверкой по образцу

16

Р.р Особенности связного текста.  

Открытие нового знания

Картинки

Фронт. опрос

17

Основа слова и его окончание. Нулевое окончание.

Открытие нового знания

Слайды

Взаимопро-верка

18

Слова-названия предметов, у которых нет окончаний, пришедшие из других языков

Открытие нового знания

Слайды

Фронт. опрос

19

Слова- названия предметов, у которых нет окончаний. Род неизменяемых и изменяемых слов-предметов.

Открытие нового знания

Картинки

Сам.раб.с проверкой по образцу

20

Слова-названия предметов, обозначающие предметы мужского, женского и среднего рода,  у которых нет окончаний.

Урок рефлексии

Картинки

Сам. раб. с проверкой

21

Р.р  Что такое текст. Строение текста.

Открытие нового знания

Слайды

Фронт. опрос

22

Единственное и множественное число слов-названий предметов, у которых нет окончаний.

Открытие нового знания

Картинки

Сам.раб.с проверкой по образцу

23

Выделение и определение значимых частей слова. Основа. Окончание.

Урок рефлексии

Схемы

Сам. раб. с проверкой

24

Слова-названия предметов разного рода.

Открытие нового знания

Картинки

Фронт. опрос

25

Окончания слов-названий предметов разного рода.

Урок рефлексии

Схемы

Сам.раб. с проверкой по образцу

26

Родовые окончания слов-названий предметов.

Открытие нового знания

Слайды

Взаимопро-верка

27

Окончания слов с Ь на конце.

Открытие нового знания

Слайды

Сам.раб. с проверкой по образцу

28

Р.р  Содержательность названия и логика построения текста. Работа с картиной Т. Мавриной «Васильки на окне»

Открытие нового знания

Картина

Фронт. опрос

29

Слова-названия предметов разного рода с учётом значения слова и особенностью его окончания.

Открытие нового знания

Слайды

Сам. раб. с проверкой

30

Слова-названия предметов разного рода.

Урок рефлексии

Картинки

Сам.раб. с проверкой по образцу

31

Начальная форма слова слов-названий предметов.

Открытие нового знания

Слайды

Взаимопро-верка

32

Начальная форма слова слов-названий признаков.

Открытие нового знания

Слайды

Сам.раб.с проверкой по образцу

33

Р.р  Азбука вежливости. Как писать письмо

Открытие нового знания

Слайды

Фронт. опрос

34

Начальная форма слова слов-названий действий.

Открытие нового знания

Слайды

Сам.раб. с проверкой по образцу

35

Это слово и другое слово. Выделение значимых частей слова.

Открытие нового знания

Схемы

Сам.раб. с проверкой по образцу

36

Одинаковое написание общей части слова

Открытие нового знания

Слайды

Взаимопро-верка

37

Разные слова и формы одного и того же слова.

Открытие нового знания

Слайды

Сам.раб. с проверкой по образцу

38

Р.р  Устное изложение «Утята»  

Открытие нового знания

Картинки

Фронт. опрос

39

Слово и формы этого слова. Родственные слова.

Открытие нового знания

Слайды

Сам.раб. с проверкой по образцу

40

Общая часть основ родственных слов. Корень слова.

Открытие нового знания

Схемы

Сам. раб. с проверкой

41

Проверочная работа № 1 по теме: «Различение родственных слов и форм одного слова».

Урок развивающего контроля

Текущий. Само-проверка

42

Работа над ошибками. Заседание для членов клуба «Ключ и заря» Слово и его значение. Использование словарей русского языка.

Урок общемето-дологической направлен-ности

Фронт. опрос

43

Слова, у которых несколько значений

Открытие нового знания

Картинки, слайды

Фронт. опрос

44

Р.р  Тема и основная мысль текста.

Открытие нового знания

Слайды

Фронт. опрос

45

Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся.

Открытие нового знания

Слайды, картинки

Сам. раб. с проверкой

46

Многозначные слова и слова-омонимы.

Открытие нового знания

Слайды

Сам. раб. с проверкой

47

Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся (синонимы)

Открытие нового знания

Слайды

Фронт. опрос

48

Слова и их дальние родственники.

Открытие нового знания

Слайды, картинки

Сам. раб. с проверкой

49

Р.р  Выделение темы и основной мысли текста.

Урок рефлексии

Слайды

Фронт. опрос

50

Чередование гласных звуков в корнях слов, которое не видно на письме.

Открытие нового знания

Слайды

Сам.раб. с проверкой по образцу

51

Проверка безударного гласного звука в корне слова двумя способами

Открытие нового знания

Слайды

Сам. раб. с проверкой

52

Словарный  диктант. Проверка безударного гласного звука в корне слова двумя способами

Урок рефлексии

Слайды

Текущий. Само-проверка

53

Работа над ошибками. Способы проверки безударного гласного в корне слова.

Урок рефлексии

Демонстр. таблицы

Сам.раб.  с проверкой по образцу

54

Р.р  Главное переживание текста. Работа с картиной Т. Мавриной «Костёр во дворе»

Открытие нового знания

Картина

Фронт. опрос

55

Чередование согласных в корне слова, которое мы не видим на письме.

Открытие нового знания

Слайды

Сам. раб. с проверкой

56

Написание парных согласных в корне, стоящих перед глухим звуком

Открытие нового знания

Демонстр. таблицы

Взаимо-проверка

57

Проверка парных согласных в корне, стоящих перед глухим звуком.

Открытие нового знания

Слайды

Сам. раб. с проверкой

58

 Парные звонкие-глухие согласные  в корне слова.

Урок рефлексии

Слайды

Взаимо-проверка

59

Написание парных согласных в корне, в середине и на конце слова

Урок рефлексии

Слайды

Сам. раб. с проверкой

60

Р.р  Тема и основная мысль текста.

Урок рефлексии

Слайды

Фронт. опрос

61

Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Урок рефлексии

Демонстр. таблицы

Сам.раб. с проверкой по образцу

62

Тайна написаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Урок рефлексии

Слайды

Взаимо-проверка

63

Контрольное списывание №2

Урок развивающего контроля

Текущий. Само-проверка

64

Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук.

Открытие нового знания

Слайды

Сам.раб.  с проверкой по образцу

65

Употребление «ь» после шипящих на конце существительных.

Открытие нового знания

Картинки

Взаимо-проверка

66

Р.р  Работа с картиной А. Рылова «Полевая рябинка»

Открытие нового знания

Картина

Фронт. опрос

67

Повторение по теме «Родственные слова и форма слова»

Урок общемето-дологической направлен-ности

Слайды, схемы

Сам.раб.  с проверкой по образцу

68

Повторение по теме «Различение родственных слов и форм слова»

Урок общемето-дологической направлен-ности

Слайды, схемы

Сам.раб.  с проверкой по образцу

69

Р.р  Азбука вежливости. Как написать поздравительную открытку

Открытие нового знания

Открытки

Фронт. опрос

70

Повторение по теме «Лексика. Многозначные слова»

Урок общемето-дологической направлен-ности

Слайды

Сам.раб.  с проверкой по образцу

71

Повторение по теме «Лексика.  Происхождение слов»

Урок общемето-дологической направлен-ности

Слайды

Фронт. опрос

72

Повторение по теме «Орфография»

Урок общемето-дологической направлен-ности

Демонстр. таблицы, слайды

Сам.раб. с проверкой по образцу

73

Повторение по теме «Синтаксис»

Урок общемето-дологической направлен-ности

Слайды

Сам. раб. с проверкой

74

Р.р  Устное изложение «Белка в лодке»

Открытие нового знания

Слайды

Фронт. опрос

75

Контрольный диктант № 1 «Проверка изученного материала за 1 полугодие»

Урок развивающего контроля

Итоговый контроль.

76

Работа над ошибками. Повторение. Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук

Урок рефлексии

Демонстр. таблицы

Сам. раб. с проверкой

77

Р.р  Как написать поздравление

Открытие нового знания

Слайды

Фронт. опрос

78

Повторение по теме «Орфография»

Урок рефлексии

Слайды

Сам.раб. с проверкой по образцу

79

Повторение по теме «Сравнительный анализ звуков»

Урок рефлексии

Слайды

Сам.раб. с проверкой по образцу

80

Заседание для членов клуба «Ключ и заря» Выполнение заданий членов клуба

Урок общемето-дологической направлен-ности

Фронт. опрос

81

Р.р  Письменное изложение «Весенний звон»

Открытие нового знания

Слайды

Само-проверка

82

Работа над ошибками. Заседание клуба, на котором все учились задавать вопросы.

Урок рефлексии

Фронт. опрос

83

Р.р  Что мы знаем о тексте (хокку).

Открытие нового знания

Слайды

Фронт. опрос

84

Учимся задавать вопросы к главным членам предложения.

Открытие нового знания

Схемы, слайды

Фронт. опрос

85

Учимся определять начальную форму слов-предметов

Урок рефлексии

Слайды

Сам.раб.  с проверкой по образцу

86

Учимся определять начальную форму слов-действий

Урок рефлексии

Слайды

Фронт. опрос

87

Учимся определять начальную форму слов-признаков.

Урок рефлексии

Слайды

Фронт. опрос

88

Начальная форма слов

Урок рефлексии

Слайды

Сам.раб.  с проверкой по образцу

89

Р.р  Деление текста на части.

Открытие нового знания

Слайды

Фронт. опрос

90

Написание И и Ы после Ц в корнях слов-названий предметов

Открытие нового знания

Слайды

Сам.раб. с проверкой по образцу

91

Написание  Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов.

Урок рефлексии

Слайды

Взаимо-проверка

92

Словарный диктант.

Написание И и Ы после Ц

Урок рефлексии

Картинки

Текущий. Само-проверка

93

Как делаются слова. Что такое суффикс.

Открытие нового знания

Схемы

Фронт. опрос

94

Р.р  Деление текста на части.

Урок рефлексии

Слайды

Фронт. опрос

95

Суффиксы слов называющих предметы

Открытие нового знания

Слайды

Сам.раб.  с проверкой по образцу

96

Образование слов от основы при помощи суффикса.

Открытие нового знания

Слайды

Сам. раб. с проверкой

97

Закрепление образования слов при помощи суффикса.

Урок рефлексии

Демонстр. таблицы

Взаимо-проверка

98

Суффиксы слов называющих предметы и признаки. Написание буквосочетаний ЧН

Открытие нового знания

Демонстр. таблицы

Сам.раб. с проверкой по образцу

99

Суффиксы слов называющих предметы и признаки. Написание буквосочетаний ШН , ЧК

Урок рефлексии

Слайды

Сам. раб. с проверкой

100

Р.р  Деление текста на части

Урок рефлексии

Слайды

Фронт. опрос

101

Сложные слова. Образование сложных слов

Открытие нового знания

Слайды

Сам.раб. с проверкой по образцу

102

Правила написания буквосочетаний ЧК,  ШК

Урок рефлексии

Слайды

Взаимо-проверка

103

Механизм образования новых слов.

Открытие нового знания

Слайды

Фронт. опрос

104

Выборочный диктант по теме «Образование слов при помощи суффикса»

Урок развивающего контроля

Текущий. Само-проверка

105

Р.р  Работа с картиной А. Матисса «Разговор».

Открытие нового знания

Слайды

Фронт. опрос

106

Суффиксы –ИХ, -ИЩ слов называющих предметы.

Открытие нового знания

Слайды

Сам.раб.  с проверкой по образцу

107

Суффиксы –НИК, -НИЦ слов называющих предметы

Открытие нового знания

Слайды

Сам. раб. с проверкой

108

Суффиксы –ЩИК, -ЩИЦ, -ИШК, -УШК  слов называющих предметы.

Открытие нового знания

Картинки

Сам. раб. с проверкой

109

Проверочная работа №2 по теме «Суффиксы»

Урок развивающего контроля

Текущий. Само-проверка

110

Р.р  Работа с картиной К. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»

Открытие нового знания

Слайды

Фронт. опрос

111

Что такое обращение

Открытие нового знания

Слайды

Фронт. опрос

112

Пунктуационное выделение обращений

Открытие нового знания

Демонстр. таблицы

Сам.раб. с проверкой по образцу

113

Образование слов с помощью приставки

Открытие нового знания

Слайды

Фронт. опрос

114

Различие между приставкой и предлогом.

Открытие нового знания

Демонстр. таблицы

Сам.раб. с проверкой по образцу

115

Написание со словами предлогов и приставок.

Открытие нового знания

Демонстр. таблицы

Взаимо-проверка

116

Р.р  Азбука вежливости. Как писать письмо. Поздравительная открытка к 8 марта

Урок рефлексии

Слайды

Фронт. опрос

117

Написание частицы НЕ со словами, называющими действие.

Открытие нового знания

Демонстр. таблицы

Сам.раб. с проверкой по образцу

118

Раздельное написание частицы НЕ с глаголами.

Урок рефлексии

Слайды

Взаимо-проверка

119

Образование глаголов при помощи приставки.

Открытие нового знания

Слайды

Фронт. опрос

120

Образование глаголов с приставками от родственных слов без приставок

Открытие нового знания

Слайды

Фронт. опрос

121

Р.р  Устное изложение «Калина»

Открытие нового знания

Слайды

Фронт. опрос

122

Суффиксы глаголов –а, -я, - е, --и, -ть

Открытие нового знания

Демонстр. таблицы

Сам.раб.  с проверкой по образцу

123

Состав слова.

Открытие нового знания

Схемы

Сам. раб. с проверкой

124

Состав близких и противоположных по значению слов.

Открытие нового знания

Слайды

Сам.раб.  с проверкой по образцу

125

Написание глаголов в начальной форме с шипящими на конце.

Открытие нового знания

Демонстр. таблицы

Сам.раб.  с проверкой по образцу

126

Р.р  Типы текстов: описание и повествование.

Открытие нового знания

Слайды

Фронт. опрос

127

Процесс образования одного слова из другого.

Открытие нового знания

Слайды

Фронт. опрос

128

Образование слов с помощью приставки и суффикса

Урок рефлексии

Слайды

Сам.раб. с проверкой по образцу

129

Словообразование с помощью приставки и суффикса.

Урок рефлексии

Демонстр. таблицы

Фронт. опрос

130

Выборочный диктант по теме «Словообразование»

Урок развивающего контроля

Само-проверка

131

Правильное употребление приставок НА- и О- в словах НАДЕТЬ, НАДЕВАТЬ, ОДЕТЬ, ОДЕВАТЬ.

Открытие нового знания

Слайды

Сам.раб. с проверкой по образцу

132

Р.р  Типы текстов. Описание и повествование

Урок рефлексии

Слайды

Фронт. опрос

133

Повторение изученных орфограмм

Урок общемето-дологической направлен-ности

Слайды

Сам.раб. с проверкой по образцу

134

Контрольное списывание №3

Урок развивающего контроля

Текущий.

Само-проверка

135

 Как делаются сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного

Открытие нового знания

Слайды

Фронт. опрос

136

Образование сложных слов

Открытие нового знания

Демонстр. таблицы

Сам.раб. с проверкой по образцу

137

Буквы соединительных гласных О, Е между основами двух слов в сложных словах.

Урок рефлексии

Слайды

Взаимо-проверка

138

Р.р  Типы текстов. Научный и художественный текст.

Открытие нового знания

Слайды

Фронт. опрос

139

Образование сложных слов из двух корней с буквой соединительного гласного

Урок рефлексии

Демонстр. таблицы

Сам.раб. с проверкой по образцу

140

Соединительные гласные в сложных словах                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Урок рефлексии

Демонстр. таблицы

Сам. раб. с проверкой

141

Предупредительный диктант по теме «Образование сложных слов»

Урок развивающего контроля

Взаимо-проверка

142

Работа над ошибками. Разделительный Ь знак

Урок рефлексии

Демонстр. таблицы

Фронт. опрос

143

Р.р Типы текстов. Научный и художественный текст

Урок рефлексии

Слайды

Фронт. опрос

144

Разделительный Ъ знак

Урок рефлексии

Демонстр. таблицы

Сам.раб. с проверкой по образцу

145

Правила написания разделительных Ь и Ъ знаков.

Открытие нового знания

Слайды

Фронт. опрос

146

Написание разделительных Ь и Ъ знаков

Урок рефлексии

Демонстр. таблицы

Сам.раб.  с проверкой по образцу

147

Написание слов с разделительными Ь и Ъ знаками

Урок рефлексии

Слайды

Сам. раб. с проверкой

148

Р.р  Работа с картиной Н. Рериха «Стражи ночи» Письменное изложение «Красное лето»

Открытие нового знания

Слайды

Само-проверка

149

Работа над ошибками. Родственные слова с разделительными Ь и Ъ знаками

Урок рефлексии

Слайды

Сам.раб. с проверкой по образцу

150

Происхождение и образование слов

Урок рефлексии

Слайды

Сам. раб. с проверкой

151

Образование сложных слов

Урок рефлексии

Демонстр. таблицы

Сам.раб.  с проверкой по образцу

152

Контрольное списывание №4

Урок развивающего контроля

Текущий.

Само-проверка

153

Р.р  Работа с картиной Ван Гога «Подсолнухи» Письменное изложение  «Ступеньки»

Открытие нового знания

Слайды

Само-проверка

154

Работа над ошибками. Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: чередование настоящего звука с нулевым звуком

Открытие нового знания

Слайды

Фронт. опрос

155

Непроизносимый согласный звук – нулевой звук

Открытие нового знания

Слайды

Фронт. опрос

156

Чередование звука с нулевым звуком

Открытие нового знания

Слайды

Сам.раб. с проверкой по образцу

157

Словарный диктант. Чередование звука с нулевым звуком

Урок рефлексии

Слайды

Сам. раб. с проверкой

158

 Чередование звука с нулевым звуком

Урок рефлексии

Слайды

Фронт. опрос

159

Непроизносимый согласный звук – нулевой звук

Урок рефлексии

Демонстр. таблицы

Сам.раб.  с проверкой по образцу

160

Написание слов с непроизносимыми согласными

Урок рефлексии

Слайды

Сам. раб. с проверкой

161

Проверка слов с непроизносимыми согласными

Открытие нового знания

Демонстр. таблицы

Сам.раб.  с проверкой по образцу

162

Написание слов с непроизносимыми согласными

Урок рефлексии

Слайды

Сам. раб. с проверкой

163

Написание слов с непроизносимыми согласными

Урок рефлексии

Слайды

164

Непроизносимый согласный звук – нулевой звук

Урок рефлексии

Слайды

Сам.раб.  с проверкой по образцу

165

Контрольный диктант № 2 Итоговая контрольная работа за 2 полугодие

Урок развивающего контроля

Итоговый контроль.

166

Работа над ошибками. Слова с непроизносимыми согласными в корне слова

Урок рефлексии

Картинки

Фронт. опрос

167

Повторение изученных орфограмм

Урок общемето-дологической направлен-ности

Слайды

Сам. раб. с проверкой

168

Повторение изученного материала

Урок общемето-дологической направлен-ности

Сам. раб. с проверкой

169

Задание для членов клуба «Ключ и заря»

Фронт. опрос

170

Повторение изученного  материала за год. Подведение итогов

Урок общемето-дологической направлен-ности

Фронт. опрос

                                                                     

                                                           

                                                                    Пояснительная записка

Программа по предмету  «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования(приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой,  Н.М. Лавровой и программы по русскому языку М.Л. Каленчук,  Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой  -  «Программы по учебным предметам»,  М.:  Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с) -Проект  «Перспективная начальная школа», Основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД.

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

познавательная цель  предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей  целостной научной  картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;

формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части окружающего мира;

социокультурная цель  изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.

Программа «Перспективная начальная школа» сделала упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических  задач:

развитие  речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

освоение  первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение  умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

овладение способами орфографического действия;

развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать;

формирование учебной деятельности учащихся;

формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации, включая    словари разного типа ( орфоэпического, обратного ( он включен в корпус УМК)).

усиленное  формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения.

Ведущее место предмета «Русский язык»  в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе  изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется  позитивное эмоционально-ценностное отношение  к русскому языку, стремление  к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем  общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств  для успешного решения  коммуникативных задач.

Русский язык является для учащихся основой  всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.  

Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:

Основы лингвистических знаний:  фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис);

Орфография и пунктуация;

Развитие речи;

Лексикография.

Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка. Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.

         В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

        При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.        

В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, а также средствами ИКТ.

Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций, продумывания особого гуманитарного статуса учебно-методического комплекта по русскому языку, включения в его корпус той словарной и орфоэпической работы, которая никогда ранее не практиковалась как система.

               Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Программа разработана и в соответствии с теми принципами, которые сформулированы в концепции «Перспективная начальная школа» (т. е. принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности).

Прописанное в концепции сочетание принципов развивающего обучения с традиционным принципом прочности вызывает к жизни необходимость, с одной стороны, обеспечения устойчивого орфографического навыка, а с другой стороны — организацию работы, связанной с пониманием школьниками внутренней логики языка, зарождением интереса к языковым проблемам.

Принципы развивающего обучения, ориентированные на осознанность процесса учения, стали основанием для выстраивания линии последовательной фонетической работы; для выявления механизмов работы звука в слове, слова — в предложении, предложения — в тексте. Традиционный принцип прочности, ориентированный на усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету, лег в основу организации многократного возвращения к одним и тем же теоретическим проблемам и, тем более, к решению одних и тех же орфографических задач.

           Решение проблем развития речи опирается на разведение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна — это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные жанры письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение.

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

осознание языка как основного средства человеческого общения;

восприятие русского языка как явление национальной культуры;

понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;  

способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;

овладение словами речевого этикета.  

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

* умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;  

* умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения  коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания,

   письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации  общения понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера,

   учитывать различные мнения и координировать  различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

*  стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

*  умение задавать вопросы;

* самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану,  сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

*  умение анализировать, сравнивать, классифицировать, установление  причинных связей и зависимостей между объектами;

*  умение работать с таблицами, схемами, моделями;

*  умение представлять учебный материал в виде схем, моделей;

*  умение анализировать учебные тексты из разных предметных областей (математические, познавательные и др.) с точки зрения лингвистики;

*  вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,  концептуальную;

*  пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:  

овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;

умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания  (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

умение проверять написанное;  

умение ( в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

способность контролировать свои действия, проверять написанное.  

Согласно учебному плану образовательного учреждения  на изучение русского языка во 2 классе отводится 170 часов. (5 часов в неделю)        

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по русскому языку  федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена:  

Методические пособия для учащихся:

Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс 1ч., 2ч., 3ч.Учебник, — М.: Академкнига/Учебник.

Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельных работ. 1ч., 2ч. 2 класс. — М.:Академкнига/Учебник.

       .Учебно-методические пособия для учителя

Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 2  класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.

       Инструмент по отслеживанию результатов работы:

Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 2-4 классы: Методическое пособие. – М.:Академкнига/Учебник.

Планируемые результаты освоения учебной программы   по курсу «Русский язык» к концу 2-го года обучения

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Обучающиеся  научатся:

Определять в слове количество слогов, находить ударные и безударные слоги;

Соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.

Раздел «Орфоэпия»

Обучающиеся получат возможность научиться:

Правильно употреблять приставки на- и о- в словах: надеть, надевать, одеть, одевать;

Правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Обучающиеся  научатся:

Различать изменяемые и неизменяемые слова;

Различать родственные слова и формы слова;

Находить значимые части слова;

Выделять в слове окончание и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;

Выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;

Сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования;

Мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;

Обнаруживать регулярные исторические чередования, видимые на письме;

Разграничивать разные слова и разные формы одного слова.

Раздел «Лексика»

Обучающиеся  научатся:

Выявлять слова, значение которых требует уточнения;

Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

Раздел «Морфология»

Обучающиеся  научатся:

Определять начальную форму существительных, прилагательных, глаголов;

Изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;

Изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам.

Раздел «Синтаксис»

Обучающиеся  научатся:

Различать предложение, словосочетание и слово;

Находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;

Определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

Находить в предложении основу и неглавные члены;

Задавать вопросы к разным членам предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающиеся  научатся:

Проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;

Выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова;

Писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

Определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

Различать на письме предлоги и приставки;

Употреблять разделительные ь и ъ знаки;

Находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.

Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающиеся  научатся:

Определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;

Членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;

Грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;

Владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях;

Соблюдать орфоэпические нормы речи;

Устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;

Писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.

                    Ожидаемые результаты освоения учебной программы   по курсу «Русский язык» к концу 2-го года обучения

        В области познавательных УУД (общеучебных)

Обучающиеся  научатся:

инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;

ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, правило или таблицу; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова  на странице и развороте;

работать с несколькими  источниками информации (двумя частями учебной книги и "Рабочей тетрадью"; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту)

В области коммуникативных УУД

Обучающиеся получат возможность научиться:

В рамках инициативного сотрудничества:

работать с соседом по парте (распределять работу между собой и соседом,  выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы);  

выполнять работу по цепочке;        

В рамках коммуникации  как взаимодействия:

видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них;

использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.

В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)

Обучающиеся  научатся:

понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;  

проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.

 

                                                                   

                                                                            Содержание тем учебного курса

Основные изучаемые вопросы

Формы занятий,ис-пользуемых при обучении

Требования к знаниям и умениям

обучающихся

Виды самостоятельных работ учащихся

Фонетика и орфография (52 ч.)

Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]ды - в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а дру[к], ло[ж]ечка ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Правописание сочетаний чк, чн, нч.

Написание ы или и после ц в разных частях слова.

Написание частицы не со словами, называющими действия.

Разграничение на письме приставок и предлогов.

Написание разделительных ь и ъ.

Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.

Работа с книгой, печатной тетрадью.

Фронталь-ная работа, индивиду-альная, парная, групповая.

Работа со словарями.

Работа по слайдам мультиме-дийного сопровождения к урокам русского языка.

Выполнять звукобуквенный анализ слова (проверять количество слогов, выполнять элементарную транскрипцию, находить ударные и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику гласных и согласных звуков).

Различать на письме приставки и предлоги.

Обнаруживать регулярные исторические чередования  («чередования, видимые на письме»).

Правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе.

Проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные глухие-звонкие согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова.

Выбирать буквы ы или и в позиции после ц в разных частях слова.

Употреблять разделительные Ъ и Ь.

Выполнение заданий учебни-ка, печатной тетради, заданий с карточек.

Морфемика и словообразование (50ч.)

Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.

Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые.

Корень слова. Понятие о родственных словах.

Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании).

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок.

Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Работа с книгой, печатной тетрадью.

Фронталь-ная работа, индивиду-альная, парная, групповая.

Работа со схемами, таблицами.

Работа со словарями.

Работа по слайдам презентаций

Сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования ( с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).

Мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс).

Обнаруживать регулярные исторические чередования ( «чередования, видимые на письме»).

Выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний.

Выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова.

Выполнение заданий учебни-ка, печатной тетради, заданий с карточек.

Морфология и лексика (27 ч.)

Слово и его значение. Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина).

Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов.

Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о  происхождении слова при решении орфографических задач.

Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение).

Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.

Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов.

Изменение слов-названий признаков по числу, по команде вопросов (по падежам) и по родам.

Работа с книгой, печатной тетрадью.

Фронталь-ная работа, индивиду-альная, парная, групповая.

Работа со схемами, таблицами.

Работа по слайдам презента-ций, по иллюстрациям.

Разграничивать разные слова и разные формы одного и того же слова.

Используя многозначность слов, употреблять в прямом и переносном значении.

Определять начальную форму слов-названий предметов, названий признаков и названий действий.

Изменять слова-названия предметов по числам и по команде вопросов; определять их род.

Изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и по родам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

работы со словарями;

соблюдения орфоэпических норм речи;

устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;

написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета и орфографических норм.

Выполнение заданий учебни-ка, печатной тетради, заданий с карточек.

Синтаксис и пунктуация (11ч.)

Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения.

Понятие о предложении. Типы предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.

Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения.

Понятие об обращении и способах его оформления на письме.

Работа с книгой, печатной тетрадью.

Фронталь-ная работа, индивиду-альная, парная, групповая.

Работа со схемами, таблицами.

Работа со словарями.

Работа по слайдам презентаций

Соблюдать изученные нормы пунктуации.

Разбирать простое предложение по членам.

Составлять схему предложения.

Находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением речевого этикета;

соблюдения орфоэпических норм речи;

устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета и орфографических норм.

Выполнение заданий учебни-ка, печатной тетради, заданий с карточек.

Лексикография  (изучается во всех разделах в течение года)

Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.

Работа с книгой,  словарями.

Фронтальная работа, индивиду-альная, парная, групповая.

Находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию.

Использовать учебные словари: толковый словарь устойчивых выражений, орфографический (словарь «Пиши правильно»), обратный, орфоэпический (словарь «Произноси правильно», этимоло-гический (словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.

Правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе.

Выполнение заданий учебни-ка, печатной тетради, заданий с карточек.

Развитие речи  (30 ч.)

Признаки текста. Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.

Абзац. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца.

Текст-описание и текст-повествование.

Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа. Определение темы и основной мысли живописного произведения.

Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов.«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма и поздравительной открытки с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

Работа с книгой, словарями.

Фронтальная работа, индивиду-альная, парная, групповая.

Работа с иллюстрациями, картинами

Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении.

Членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме.

Грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания.

Владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

работы со словарями;

соблюдения орфоэпических норм речи;

устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;

написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета и орфографических норм.

Выполнение заданий учебни-ка, печатной тетради, заданий с карточек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины;  учить д...

Рабочая учебная программа по русскому языку для 1 класса УМК «Школа России» 2014-2015 учебный год

Рабочая учебная программа по русскому языку для 1  класса    УМК «Школа России»   2014-2015 учебный год...

Учебно-тематический план по русскому языку 3 класс УМК Гармония

Учебно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса составлено в соответствии с ФГОС....

Разработка урока (план-конспект) : Русский язык. Класс: 2 В

Разработка урока (план-конспект) : Русский язык.  Класс: 2 В...

НРК в учебном плане по русскому языку 1 класс

Национальный региональный компонент стал очень актуальной темой в образовании. Современный человек должен восстановить и сохранить связь с прошлым, настоящим и будущим. Использование материала с регио...

Планы -конспекты уроков по учебным предметам:Математика, русский язык, Окружающий мир, ИЗО 1класс

Конспекты составленыв соответствиис ФГОС НОООкружающий мир "Явления природы"                               &qu...