Обучение грамоте
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Аксенкина Ольга Борисовна

Урок обучения грамоте по теме:  "Согласные звуки [т], [т']. Буквы Т, т"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aksenkina_1_klass_obuchenie_gramote.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по обучению грамоте в 1   классе

 

                                            Тема:  "Согласные звуки [т], [т']. Буквы Т, т"

Цели урока:

Познакомить с согласными звуками [т], [т’],с буквами Т т

Учить различать новые звуки в устной речи, читать слоги и слова с новыми изученными буквами.

Воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: картинки с изображениями цифр 3 и 5, портрет А.С.Пушкина. Книга со сказками А.С.Пушкина.

1)Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2)Повторение пройденного материала.

-Из чего состоят предложения? Из чего состоят слова? Какие звуки называются гласными (согласными)? Приведите примеры гласных (согласных) букв.

Игра «Доскажи слова по определениям. Выдели первый звук.

Кучевое, белое, кудрявое –Туча

Зимние, кожаные, резиновые –Сапоги

Заглавная, прописная, печатная –Буква

Седые, русые, густые –Волосы

Полосатая, мяукающая, сибирская –Кошка

Злая, сторожевая, дворовая –Собака

Стеклянная, трёхлитровая, консервная –Банка

Новогодняя, зелёная, пахучая –Елка

Стрекотунья, белобока-Сорока

3)Физминутка.

4)Сообщение темы урока. Новый материал.

- Сегодня мы будем знакомиться с новой буквой, а какой мы узнаем , когда отгадаем загадки:      

    Возле леса,
    На опушке,
    Трое их живет в избушке.
    Там три стула и три кружки,
    Три кроватки, три подушки.
    Угадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки?
                                                                  (Три медведя)

- Какое число встретилось в загадке? ( на доску вывешивается картинка с числом 3)

- Произнесите  слово ТРИ  выделяя первый звук. А теперь только звук [т]. Звук [т] какой гласный или согласный? Почему этот звук согласный? (Наблюдаем над артикуляцией.) Что еще можно сказать про этот звук ( твердый или мягкий)?

- Дайте полную характеристику звука [т].

-Составим схему слова ТРИ.

1. Сколько в слоге слогов?

2.Сколько звуков? Назовите каждый звук. Дайте характеристику каждому звуку.

3. Выделите слог слияние, отдельный звук.

4. Назвать слова на эту букву.  В каком имени, фамилии встречаем ( у детей из класса)?

 

5)Физминутка на внимание « Воздух, земля, ветер». Воздух- руки вверх, земля –приседаем, касаясь руками пола, ветер – машем руками.

 - Продолжаем знакомство с новой буквой.

Вот стоят пять братьев в ряд:

Первый - толще всех ребят,

Всем указывал второй,

Третий - больше всех длиной,

Как четвёртого назвать

Даже он не может знать,

Пятый братец меньше всех.

Назовите братьев тех.                                ( пальцы)

- Поднимите вверх правую руку. Сколько пальцев? Поднимите левую руку. Сколько пальцев?

-Какое число встретилось в загадке? ( на доску вывешивается картинка с числом 5)

- Произнесите слово ПЯТЬ выделяя последний звук. А теперь только звук [т’]. Звук  [т’] какой гласный или согласный? Почему этот звук согласный? (Наблюдаем над артикуляцией.) Что еще можно сказать про этот звук ( твердый или мягкий)?

- Дайте полную характеристику звука  [т’]

-Составим схему слова ПЯТЬ.

1. Сколько в слоге слогов?

2.Сколько звуков? Назовите каждый звук. Дайте характеристику каждому звуку.

3. Выделите слог слияние, отдельный звук.

4. Назвать слова на эту букву.  В каком имени, фамилии встречаем ( у детей из класса)?

- С какими звуками познакомились? Какой буквой обозначаются эти звуки? (Т)

6. Работа в учебнике.

- Откройте « Азбуку» стр.53, найдите печатную букву Т т.

- На что похожа буква Т?

Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.

- Что нового мы узнали о ней?

Физминутка.

- Я говорю слова, если слышите мягкий звук т- хлопаете в ладоши, если твердый звук- топаете ногами.

7. Закрепление.

« Азбука» стр. 52 . Учитель зачитывает отрывок из поэмы « Руслан и Людмила» « У лукоморья дуб зеленый…»

- Кто знает автора .того стихотворения?

Учитель обращает внимание на портрет А.С.Пушкина и показывает книгу со сказками. Рассказывает об авторе.

- Найдите в иллюстрации предметы,  где были бы изучаемые звуки.

- А теперь хором прочитаем слоги.( ТЫ, ТУ, ТИ, ТА, ТО)

            Игра « Доскажи словечко»  ( ТЫ…(ква), ТО…(рт) и т.д.)

8. Составление из слогов слов.

- На доске слоги, надо составить слова.

10. Сопоставление звуковых  схем со словами КОТ, КОТИК

- На доске вы видите схемы слов. Подведите схему к нужному слову. Докажите правильность

выбора.

11. Итог урока.

- С какими новыми звуками познакомились на уроке? Какой буквой обозначаем звуки на письме?

С каким поэтом познакомились?

12. Рефлексия. У ребят на парте лежит буква Т.

- Раскрасьте букву в тот цвет, какое у вас настроение от урока. Красный - отличное, желтый- хорошее, зелёный- плохое.

- А теперь поднимите вверх свои буквы и покажите мне и друг другу. Урок окончен. Молодцы!

Литература:

« Русская азбука». Учебник для 1 класса. Под. ред. В.Г.Горецкого.2011 г.

В.В. Волина. Учимся играя. М. "Новая школа" 1994г.

И.А. Гимпель. Азбука от А до Я. "Асар" 1997г.

С.Г.Макеева "Обучение грамоте на основе "Азбуки".

В.Волина "Русский язык. Учимся играя»

 Интернет-сайт http://pedsovet.org/

 

 

Неделя начальных классов

Открытый урок по обучению грамоте в 1   классе

 

                                         

       Тема:  "Согласные звуки [т], [т']. Буквы Т, т"

                                 18.10.2011 г.

                      Учитель: Аксенкина О.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи.

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи...

Тематическое планирование по обучению грамоте (грамота) - 4 ч. в неделю, авторы Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. 1 класс. УМК «Перспектива».

        Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманист...

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)

Рабочая программа по обучению грамоте для  1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...

Конспект урока в 1 классе. Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).

               Конспект урока в 1классе.Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).Тема: «Знакомство с буквой С, с.Письмо строчной...