Рабочая программа по русскому языку 3 класс Школа России
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Дягина Надежда Николаевна

Рабочая программа с пояснительной запиской и тематическим планированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx50.46 КБ
Файл tematicheskoe_planirovanie.docx84.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  бюджетное учреждение

  «Баевская начальная общеобразовательная школа»

«РАССМОТРЕНО»                           «СОГЛАСОВАНО»                                    «УТВЕРЖДАЮ»

ШМО учителей начальных              Координатор по введению                       Директор МОБУ «Баевская

классов и Советом школы по           ФГОС НОО                                               начальная              

введению ФГОС НОО                                                                                          общеобразовательная школа»

____________Н.Н. Дягина               ____________С.Н. Шаляева                     ____________С.Н. Кулакова

Протокол №1 от 29.08.2013 г.                               30.08.2013 г                          Приказ №____от 02.09.2013 г.

Рабочая программа

учебного курса  

«Русский язык»

УМК «Школа России»

 3 класс

        на 2013-2014 учебный год

Составитель:  учитель начальных классов

     Дягина Н.Н.

                                   

Баево

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основана на программе по предметной линии учебников Канакиной В.П., Горецкого В.Г. и обеспечена учебником для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 3 класс.  (М.: просвещение).

Общая характеристика курса

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды – отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

       

     Изучение русского языка в 3 классе в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

 - развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

 - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

 - овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

 - воспитание эмоционально – ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Задачи, решаемые при  изучении предмета:

- освоение первоначальных знаний о лексике,  фонетике, грамматике русского языка;

-  развитие устной диалогической и монологической речи школьников, умения письменно излагать свои мысли в виде текста;

- развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь);

- активизация мыслительной, познавательно – языковой и коммуникативно – речевой деятельности учащихся;

- создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку;

- закрепление гигиенических навыков письма и совершенствование графических и каллиграфических навыков письма.

         В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти, пальцев),  отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма.

       Кроме коллективных  форм, работа по совершенствованию грамматических навыков проводится в индивидуальном порядке.

                 В 3 классе содержание графических упражнений составляет письмо трудных по форме букв, букв,  поддающихся при ускорении письма деформации, типичных соединений букв, письмо слов, предложений, небольших текстов по образцу и самостоятельно (при списывании с печатного шрифта, при письме под диктовку).

              Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывание,  диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д. ),  тесты,  обучающие изложения и сочинения. Тексты по содержанию подбираются с учётом их познавательного, воспитательного воздействия на учащихся.

Письменное развитие речи включает в себя:

1 четверть

2

четверть

3 

четверть

4 четверть

Итого

Изложение

3

3

4

3

13

Сочинение

1

1

2

1

5

Сочинения-отзывы

-

-

2

-

Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:

  1. Методическими рекомендациями по преподаванию учебных предметов в 2013-2014 учебном году, разработанные авторским коллективом Мордовского республиканского института образования.
  2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 г. № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ».
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год» (зарегистрирован в Минюсте России от 30 января 2013 г. № 26755).
  4. Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (в редакции приказов Министерства образования и науки от 20 августа 2008 г. №241, от 30 августа 2010 г. №889).
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).
  6. Приказ Министерства образования РФ от 3 июня 2011 г. №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования,  утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 г. №1312»)
  7. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., рег. № 22540).
  8. Программы «Школа России» для  начальных классов по литературному чтению и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном образовательном стандарте общего образования (№ 1089 от 05.03.2004 г.);
  9. Федерального базисного учебного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования и науки РФ №1312 от 09.03.2004 г.);
  10. Федеральный государственного стандарт начального общего образования (приложение к приказу Минобрнауки России от 6.10.2009 г. №373).
  11. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  12. Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год (приказ №2080 от 24.12.10 г. Зарегистрирован Минюстом России 10 февраля 2011 г., регистрационный №19776).

Место учебного курса « Русский язык» в учебном плане

    На изучение русского языка в 3 классе отводится 5 часов в неделю, всего -170 часов (34 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания курса

    Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

     В процессе изучения русского языка у учащихся 3 класса формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.

     Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.   Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Результаты освоения курса

Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий.

Класс

Личностные УУД.

Регулятивные УУД.

Познавательные УУД.

Коммуникативные УУД.

3 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

2. Уважение к своему народу, к своей родине.  

3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5.  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

2. Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план .

5. Определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.

6. Находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике.

7. Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Коррекция программы

В  авторскую программу изменения не внесены.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Теоретическое обучение

Контрольная работа

Самостоятель

ная работа

(развитие речи)

Проекты

1

Язык и  речь

2

         2

-

-

-

2

Текст. Предложение. Словосочетание.

14

12

1

1

-

3

Слово в языке и речи.

19

15

1

2

1

4

Состав слова

16

12

1

2

1

5

Правописание частей слова.

29

23

2

3

1

6.

Части речи

76

62

4

7

3

7

Повторение.

14

10

1

3

-

Итого:

170

141

10

18

6

Проекты:

Проект «Рассказ о слове».

Проект «Семья слов».

Проект  «Составляем орфоэпический словарь».  

Проект «Тайна имени».

Проект «Зимняя страничка».

Проект «Имена прилагательные в загадках».

Содержание учебного курса

3 КЛАСС

(170 ч)

Язык и речь (2 ч)

Наша речь и наш язык.

Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)

Текст (повторение и углубление представлений).

Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге).

Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Предложения с обращением (общее представление).

Состав предложения.

Простое и сложное предложения.

Словосочетания.

Слово в языке и речи (19 ч)

Лексическое значение слова.

Омонимы.

Слово и словосочетание.

Фразеологизмы.

Части речи.

Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках.

Имя числительное (общее представление).

Однокоренные слова.

Слово и слог.

 Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).

Состав слова (16 ч)

Корень слова.

Формы слова.

Окончание.

Приставка.

Суффикс.

Основа слова.

Обобщение знаний о составе слова.

Правописание частей слова (29)

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.

Правописание слов с удвоенными согласными.

Правописание суффиксов и приставок.

Правописание приставок и предлогов.

Правописание слов с разделительным  твердым знаком (ъ).

Имя существительное (30 ч)

Повторение и углубление представлений.

Число имен существительных.

Падеж имен существительных.

Имя прилагательное (19 ч)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном.

Текст-описание.

Формы имен прилагательных.

Род имен прилагательных.

Число имен прилагательных.

Падеж имен прилагательных.

Местоимене (5 ч)

Лицо, число, род личных местоимений.

Глагол (21 ч)

Повторение и углубление представлений о глаголе.

Формы глагола.

Число глаголов.

Времена глагола.

Род глаголов в прошедшем времени.

Правописание частицы НЕ с глаголами.

Повторение (14 ч)

Планируемые результаты освоения программы

     В результате работы по темам «Язык и речь»,   «Текст. Предложение. Словосочетание»  дети 

научатся:

  • осознанно выбирать и использовать в устной и письменной речи предложения, разные по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) и по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные), в соответствии с речевой ситуацией;
  • отличать предложения от словосочетаний;
  • находить словосочетания в предложениях;
  • различать главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и словосочетание;
  • владеть терминами «подлежащее», «сказуемое»;
  • использовать в устной и письменной речи разные виды предложений: простые двусоставные (без термина); распространённые и нераспространенные.

учатся:

  •  разбирать предложения по членам предложения (выполнять синтаксический разбор предложения) с двумя главными членами: выделять в нём подлежащее и сказуемое, второстепенные члены предложения (без их деления на виды);

  • понимать смысловую и интонационную законченность предложения, значение логического ударения в нём;
  • использовать на практике опыт синтаксического разбора предложений:

- выделять предложения из сплошного текста и оформлять их на письме;

- различать нераспространённые и распространённые предложения, распространять предложения для достижения большей точности и выразительности текста;

- использовать различные части речи как члены предложения;

  • конструировать предложения и тексты;
  • расставлять знаки препинания в предложениях, различных по цели высказывания и интонации, в предложениях с перечислением.

В результате работы по темам «Слово в языке и в речи» и «Правописание частей слова»  дети 

научатся:

  • распознавать  омонимы, объяснять их лексическое значение;
  • Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение;
  • характеризовать значимые части слова (объяснять термины «основа слова», «окончание слова», «корень слова», «приставка», «суффикс»);
  • разбирать слова по составу (имена существительные, прилагательные), включая слова с чередующимися согласными и беглыми гласными в корне слова: свет – свеча; день – дня;
  • различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
  • подбирать группы однокоренных слов и изменять форму данного слова (имени существительного и прилагательного);
  • подбирать однокоренные слова с данным корнем, используя суффиксы и приставки;
  • объяснять (различать) роль приставки, суффикса в приобретении словом самостоятельного значения или нового оттенка в группе однокоренных слов: двор – дворик – дворник;
  • различать:

- однокоренные слова и слова, близкие по значению;

- слова, не являющиеся однокоренными, но имеющие корень, который звучит и пишется одинаково: вода – водитель;

  • объяснять различие в значении многозначных слов;
  • различать и пояснять примерами прямое и переносное значение слов;
  • использовать опыт работы по разбору слов по составу, по подбору однокоренных слов и изменению формы данного слова при решении орфографических задач:

- определять характер затруднений в правописании слов и место орфограммы в составе слова (орфограмма в корне, приставке или суффиксе);

- применять соответствующие правила и целесообразные способы проверки написания слов, обсуждать и выбирать порядок действий при различных затруднениях:

  • в правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова;
  • в правописании приставок по-, под-, от-, про-, до-, на-, за-, над-, с-;
  • в правописании суффиксов –ик, -ек;
  • в правописании непроизносимых согласных в корне слова;
  • в правописании слов с двойными согласными;
  • в правописании слов с разделительными твёрдым и мягким знаками;
  • в правописании слов с приставками и существительных с предлогами (пошёл по полю);
  • при переносе слов типа подъезд, соловьи, стройка, покрышка, закладка, доставка.

учатся:

  • использовать опыт работы по анализу состава слова, по различию смысловых и эмоциональных оттенков, вносимых приставками и суффиксами в значение слова, опыт работы с многозначными словами, синонимами и антонимами:

- выбирать  наиболее точные и выразительные слова и словосочетания при составлении предложений, текстов на тему, выбранную самостоятельно или заданную учителем, использовать сложные слова;

- составлять предложения, небольшие тексты с данными группами слов, близких или противоположных по смыслу;

- составлять контекст для многозначных слов или контекст для толкования слов (объясняя их значения);

- составлять предложения, тексты со словами в переносном значении;

  • используя опыт работы по темам «Предложение» и «Состав слова», строить информационное сообщение, эмоционально-оценочное высказывание; формулировать задание к данному языковому материалу (в соответствии с поставленной целью) и рекомендации по его выполнению: обсуждать, в чём смысл задания, которое предстоит выполнить, что для этого надо знать и уметь, с чего начинать, что можно использовать в качестве справочного материала, как проверить задание и т.д.1

В результате работы по теме «Имя существительное»  дети 

научатся:

  • находить имена существительные (в именительном падеже и в форме косвенных падежей) в тексте;
  • определять, на какой вопрос отвечает данное имя существительное и что оно обозначает (предмет, явление природы, действие, признак);
  • различать имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые;
  • определять число и род имён существительных;
  • изменять существительные по числам;
  • различать мягкий знак – показатель мягкости (пень, день) и мягкий знак – показатель рода имени существительного с основами на Ж, Ч, Ш, Щ;
  • грамотно писать существительные женского и мужского рода с нулевым окончанием и основами на Ж, Ч, Ш, Щ;
  • ставить существительные в начальную форму;
  • изменять форму имён существительных в контексте.

учатся:

  • изменять имена существительные по падежам (склонять имена существительные);
  • ставить падежные вопросы к имени существительному;
  • различать падежные вопросы, которые ставят к одушевлённым и неодушевлённым существительным;
  • определять падеж имён существительных;
  • различать в предложении существительные в форме именительного и винительного падежей;
  • делать морфологический разбор имён существительных;
  • подбирать синонимы и антонимы к данным существительным;
  • составлять предложения и тексты с близкими и противоположными по значению существительными;

  • осознанно подбирать и использовать в устной и письменной речи существительные в соответствии с речевой ситуацией (дом, домик, домище; изба, избушка, избёнка и т.п.);
  • использовать опыт изменения имён существительных по падежам в соответствии с речевой ситуацией;
  • употреблять в устной и письменной речи правильные грамматические формы имён существительных (например, на деревьях вместо на деревьев).

В результате работы по теме «Имя прилагательное»  дети 

научатся:

  • по лексико-грамматическим признакам определять имя прилагательное в тексте;
  • выделять в тексте и самостоятельно составлять словосочетания имён прилагательных с именами существительными;
  • определять род и число прилагательных по роду и числу существительных, с которыми эти имена прилагательные составляют словосочетание;
  • определять род и число прилагательных по родовым окончаниям;
  • изменять прилагательные в форме единственного числа по числам и родам;
  • разбирать имена прилагательные по составу.

учатся:

  • изменять имена прилагательные по падежам (склонять имена прилагательные);
  • определять род , число и падеж прилагательных в сочетании с именами существительными;
  • проверять правописание падежных окончаний по вопросам (по окончаниям падежных вопросов прилагательных);
  • делать морфологический разбор имени прилагательного;
  • различать прямое и переносное значение имён прилагательных (горячее молоко, горячее солнце);
  • употреблять в устной и письменной речи правильные грамматические формы имён прилагательных;
  • составлять предложения и тексты с прилагательными, соответствующими речевой ситуации, с прилагательными, близкими и противоположными по значению, и прилагательными, которые используются в прямом и переносном значении.

В результате работы по теме «Глагол» дети 

научатся:

  • характеризовать глагол как часть речи по его лексико-грамматическим (морфологическим) признакам;
  • определять (устанавливать) глаголы среди других частей речи в предложении, тексте, среди отдельных слов и ставить к ним вопросы;
  • различать и сравнивать глаголы и существительные, называющие действие: (что делать?) стучать – (что?) стук;
  • различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? И на вопрос что сделать?.

учатся:

  • устанавливать (называть) начальную форму глагола;
  • разбирать глаголы в неопределённой форме по составу (свистнуть, гулять);
  • разбирать глаголы в прошедшем времени по составу, выделяя родовые окончания (светил, светило, светила);
  • определять форму числа, лица и времени глагола;
  • изменять число, лицо и время глагола в тексте и вне текста (отдельное слова);
  • устанавливать по неопределённой форме (по вопросам что делать? что сделать?) возможные для данного глагола формы времени;
  • грамматически правильно употреблять различные формы глагола в речи (соотносить глагол с личными местоимениями, изменять форму лица, числа глагола в зависимости от личного местоимения, с которым глагол сочетается в предложении);
  • грамотно писать глаголы с изученными орфограммами;
  • использовать в собственной речи различные формы лица, числа и времени глагола;
  • подбирать синонимы и антонимы к данному глаголу;
  • выбирать глагол из синонимичного ряда применительно к конкретной речевой ситуации, коммуникативной задаче (дождь  капает, сеет, идёт, стучит, барабанит, льёт) и в соответствии со стилистическими особенностями текста  (отец  говорит, сказывает, молвит).

Основные требования к уровню подготовки учащихся

3 класса:

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

 - названия и определения частей слова; частей речи; членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды).

Учащиеся должны уметь:

   - орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55 -65 слов), включающий  изученные орфоргаммы;

    -проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

    -производить звуковой и звуко - буквенный разбор слова;

   - производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

    -распознавать части речи и их грамматические признаки;

   -интонационно правильно произносить предложения, определять вид предложений по цели высказывания и интонации;

   -вычленять  в предложении основу и словосочетания;

   -производить элементарный синтаксический разбор предложений;

   -определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части;

   -определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;

  - писать изложение и сочинение (60  - 75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.

Объём письменных работ  в 3 классе

Орфографические   пятиминутки  и  словарные  диктанты

1 полугодие  - 10 -15 слов

2 полугодие – 12 – 15слов

Контрольные диктанты

1 полугодие – 45 – 55 слов

1 полугодие – 55 -60 слов

Письмо по памяти

От двух четверостиший стихотворной формы до 30 – 35 слов текста в прозаической форме

Проверочное списывание и контрольное списывание

1 полугодие – 50 – 60 слов

2 полугодие – 60 – 65 слов

Связность письма равна 2  - 3 (4) буквам. Скорость письма в конце года  - 35 – 45 букв в минуту.

Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

Горецкий В.Г., Канакина В.П. и др. Сборник рабочих программ. 1-4 классы.

Учебники

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3  класс. В 2 ч. Ч. 1.

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3  класс. В 2 ч. Ч. 2.

Рабочие тетради (Русский язык)

Канакина В.П. Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х ч.

Методические пособия

Русский язык

Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. 

Канакина В.П., Щёголева Г.А. Русский язык: Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4  классы. 

Никифорова В.В. КИМы. Русский язык. 3 класс.

Печатные пособия

Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями.

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.

Словари по русскому язык: толковый и  орфографический, орфоэпический, фразеологический.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.

Аудиоцентр.

Процессор

Ноутбук.

Принтер лазерный.

Принтер лазерный цветной.

Сканер.

Фотокамера цифровая.

Мультимедиа проектор.

Экранно-звуковые пособия

Электронное приложение к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. Русский язык. 3 класс. 

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов по темам (дом, зоопарк, магазин и др.)

Оборудование класса

Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстрационного материала.

Список литературы по реализации программы

  1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 1 класс. – М.: ВЛАДОС, 1999.
  2. Безруких М.М. Как писать буквы. Научно-методическое объединение «Творческая педагогика». «Новая школа», Москва, 1994
  3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
  4. Горбачева Э.З., Титкова Т.В. Открытые уроки: 1-4 классы. - М. ВАКО, 2011.
  5. Мельникова С.М. Словарная работа. 1-4 классы. - М. ВАКО, 2013.
  6. Менькова А.В. Обучение грамоте. Интегрированные уроки. – Издательство «Учитель - АСТ», Волгоград, 2002.
  7. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М.: Просвещение, 1991.
  8. Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык.  Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы.  – М.: Просвещение, 2012.
  9. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников.
  10. Сабельникова С.И.  Сборник текстов для проверки навыков чтения. 2 класс. - М. ВАКО, 2011.
  11. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: русский язык. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Художник В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
  12. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Контрольные и поверочные работы по русскому языку. Пособие для начальной школы. – М.: Аквариум, 1996.
  13. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Диктанты и изложения по русскому языку. Пособие для начальной школы. – М.: Аквариум, 1996.
  14. Федорова Т.Л. Итоговые тесты по русскому языку за курс начальной школы. – М.: «ЛадКом», 2010.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование курса «Русский язык»

п/п

Тема урока

Тип урока

Количество

часов

Характеристика деятельности

Виды самостоятельной работы

Дата проведения

П

Ф

1.Язык и речь  (2 часа)

1.1

Наша речь. Виды речи

Повторение и закрепление

1

Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь.

Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков.

Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна).

Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина.

Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

3.09

1.2

Наш язык

Повторение и закрепление

1

4.09

2.Текст. Предложение. Словосочетание  (14 часов)

2.1

Текст. Типы текстов

Повторение и закрепление

2

Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.

Выделять в письменном тексте диалог.

Рассматривать репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст.

Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.

Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений.

Обосновывать знаки препинания в конце предложений.

Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи.

Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения.

Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения.

Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения.

Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами.

Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте.

Составлять сообщение по информации, представленной в таблице.

Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма.

Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.

Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения.

Составлять из двух простых предложений одно сложное.

Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение».

Разделять запятой части сложного предложения.

Рассуждать при определении характеристик заданного предложения.

Различать словосочетание и предложение.

Выделять в предложении словосочетания.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели.

Составлять небольшой текст по репродукции картины.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.        

Творческий

(составить текст-описания)

5.09

2.2

Повторение и закрепление

Проверка знаний.

контролирующий

Тест 1

6.09

2.3

Предложение

Повторение и закрепление

1

Творческий

(составить текст на тему)

9.09

2.4

Виды предложений по цели высказывания

Повторение и закрепление

1

10.09

5.09

2.5

Виды предложений по интонации

Повторение и закрепление

1

11.09

6.09

2.6

Предложения с обращением

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

12.09

2.7

Обучающее изложение

Развитие речи

1

Творческий

(составить предложения на тему)

13.09

2.8

Главные и второстепенные члены предложения

Повторение и закрепление

2

16.09

2.9

2.10

Простое и сложное предложения.

Словарный диктант.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Проверка знаний

2

17.09

2.11

контролирующий

18.09

2.12

Словосочетание

Изучение и первичное закрепление новых знаний

2

контролирующий

Тест 2

19.09

2.13

20.09

2.14

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Проверка знаний

1

контролирующий

23.09

3.Слово в языке  и речи (19 часов)

3.1

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова

Повторение и закрепление

1

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.

Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка».

Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода.

Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы.

Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове.

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.

Работать со словарем омонимов, находить в нем нужную информацию о слове.

Различать слово и словосочетание как сложное название предмета.

Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания.

Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава»  и др.

Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания.

Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте.

Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте  и письменно излагать содержание текста-образца.

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.

Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения.

Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках.

Составлять текст-натюрморт по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имен числительных в речи. Приводить примеры слов – имён числительных.

Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень.

Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями.

Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.

Различать слово и слог, звук и букву.

Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, ёж.

Работать с памяткой «Как сделать звуко-буквенный разбор слов». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова.

Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Группировать слова по типу орфограммы.

Проводить примеры с заданной орфограммой.

Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер).

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану.

Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

24.09

3.2

Синонимы и антонимы

Повторение и закрепление

1

25.09

3.3

Омонимы

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

26.09

3.4

Слово и словосочетание

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

27.09

3.5

Фразеологизмы

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

30.09

3.6

Обучающее изложение

Развитие речи

1

Творческий

(составить предложения с фразеологизмами)

01.10

3.7

Части речи

Повторение и закрепление

1

02.10

3.8

Имя существительное.

Словарный диктант.

Повторение и закрепление.

Проверка знаний.

1

контролирующий

03.10

3.9

И мя прилагательное

Повторение и закрепление

1

04.10

3.10

Глагол

Повторение и закрепление

1

Творческий

(составить предложения)

07.10

3.11

Что такое имя числительное?

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

контролирующий

08.10

01.10

3.12

Однокоренные слова

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

09.10

02.10

3.13

Звуки и буквы. Гласные звуки

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

10.10

3.14

Звуки и буквы. Согласные звуки

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

11.10

3.15

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

14.10

3.16

Обучающее изложение

Развитие речи.

1

Творческий

(написать слова на тему)

15.10

3.17

Обобщение и закрепление изученного

Обобщение и закрепление

1

16.10

3.18

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

Проверка знаний

1

контролирующий

17.10

3.19

Работа над ошибками. ПРОЕКТ

 «Рассказ о слове»

Коррекция знаний. Развитие речи.

1

Творческий

18.10

4.Состав слова (16 часов)

4.1

Что такое корень слова?

Словарный диктант.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Проверка знаний

1

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов.

Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове.

Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег — бережок).

Находить чередующиеся звуки в корне слова.

Различать сложные слова, находить в них корни.

Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса.

Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст.

Выделять в словах основу слова.

Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре.

Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования.

Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей.

Проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших членимость в современном русском языке).

Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям.

Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Редактировать предложения с однокоренными словами.

Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту.

Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы.

контролирующий

21.10

29.09

4.2

Как найти в слове корень?

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

22.10

4.3

Сложные слова

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

23.10

4.4

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Изучение и первичное закрепление новых знаний

2

24.10

4.5

25.10

4.6

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

Творческий

(написать предложения с глаголоми)

28.10

4.7

Значения приставок

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

29.10

4.8

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

Творческий

(написать слова с суффиксами)

30.10

4.9

Значения суффиксов

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

31.10

4.10

Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе»

Развитие речи

1

творческий

01.11

4.11

Что такое основа слова?

Словарный диктант.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

контролирующий

11.11

4.12

Обобщение знаний о составе слова

Обобщение и повторение

1

Контролирующий

Тест3

12.11

4.13

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

Проверка знаний

1

контролирующий

13.11

4.14

Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова.

Коррекция знаний.

1

14.11

4.15

Обучающее изложение

Развитие речи

1

творческий

15.11

4.16

ПРОЕКТ

 «Семья слов»

Развитие речи

1

творческий

18.11

5.Правописание частей слова (29 часов)

5.1

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами).

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Работать с орфографическим словарём.

Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Составлять текст по репродукции картины и опорным словам.

Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.

Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению».

Составлять объявление.

контролирующий

19.11

5.2

Правописание слов с безударными гласными в корне

Изучение и первичное закрепление новых знаний

3

20.11

5.3

21.11

5.4

Закрепление изученного

Контролирующий

Тест 4

22.11

5.5

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

Словарный диктант.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

4

25.11

5.6

контролирующий

26.11

5.7

Контролирующий

Тест 5

27.11

5.8

Проверка знаний

Творческий

(написать пословицу с изученными орфограммами)

28.11

5.9

Обучающее изложение

Развитие речи

1

Творческий

29.11

5.10

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

Изучение и первичное закрепление новых знаний

3

02.12

5.11

03.12

5.12

Закрепление изученного

Контролирующий

Тест 6

04.12

5.13

Правописание слов с удвоенными согласными

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

2

05.12

5.14

Творческий

(написать слова с удвоенными согласными)

06.12

5.15

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»

Развитие речи

1

Творческий

09.12

  5.16

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»

Проверка знаний

1

контролирующий

10.12

  5.17

Правописание суффиксов и приставок.

Словарный диктант.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

4

11.12

  5.18

12.12

  5.19

Закрепление изученного.

13.12

  5.20

Проверка знаний

контролирующий

16.12

  5.21

Правописание приставок и предлогов

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

2

17.12

  5.22

Проверка знаний

Контролирующий

Тест 7

18.12

  5.23

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

19.12

  5.24

Разделительные твёрдый и мягкий знаки 

Изучение и первичное закрепление новых знаний

3

Творческий

(написать слова с ъ и ь

20.12

  5.25

23.12

  5.26

Проверка знаний

Контролирующий

Тест 8

24.12

  5.27

Обучающее изложение

Развитие речи.

1

творческий

25.12

  5.28

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»

Проверка знаний

1

Контролирующий

26.12

  5.29

ПРОЕКТ

 «Составляем орфографический словарь»

Развитие речи.

1

творческий

27.12

6.Части речи (76 часов)

6.1

Части речи.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

Определять по изученным признакам слова различных частей речи.

Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное).

Подбирать примеры слов изученных частей речи.

Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе.

Имя существительное (31)

6.2

Имя существительное и его роль в речи.

Словарный диктант.

Повторение и обобщение изученного материала

2

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных.

Различать среди однокоренных слов имена существительные.

Находить устаревшие слова — имена существительные.

Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению).

Находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение.

Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану.

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных.

Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

Наблюдать над толкованием значения некоторых имён.

Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени.

Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных.

Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова, записать текст по памяти.

Определять род имен существительных.

Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.

Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик — большой умница. Эта девочка — большая умница.)

Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь.

Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.

Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин.

Записывать текст под диктовку и проверять написанное.

Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника.

Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей.

Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного».

Определять падеж имён существительных.

Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя).

Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.).

Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану.

Проверять письменную работу (сочинение).

Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных. Определять начальную форму имени существительного.

Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного».

Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения.

Составлять устно текст по репродукции картины художника, пользуясь опорными словами (под руководством учителя).

Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе.

Писать диктант и проверять написанное.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

6.3

Закрепление знаний. Проверка знаний.

Контролирующий

6.4

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Словарный диктант.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

2

Творческий

(написать слова с одушевленные и неодушевленные)

6.5

Проверка знаний.

Контролирующий

6.6

Обучающее изложение

Развитие речи

1

Творческий

6.7

Собственные и нарицательные имена существительные

Закрепление изученного материала

1

6.8

ПРОЕКТ

 «Тайна имени»

Развитие речи

1

творческий

6.9

Число имён существительных

Изучение и первичное закрепление новых знаний

2

6.10

6.11

Род имён существительных

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

2

контролирующий

6.12

6.13

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. 

Изучение и первичное закрепление новых знаний

2

6.14

6.15

Обучающее изложение

Развитие речи

1

творческий

6.16

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Проверка знаний

1

контролирующий

6.17

Склонение имён существительных.

Словарный диктант.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

1

6.18

Падеж имён существительных.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

2

6.19

Творческий

(написать словосочетания со словом книга)

6.20

Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

Развитие речи

1

Творческий

6.21

Именительный падеж

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

6.22

Родительный падеж

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

6.23

Дательный падеж

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

6.24

Винительный падеж

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

6.25

Творительный падеж

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

6.26

Предложный падеж

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

6.27

Обучающее изложение

Развитие речи

1

Творческий

6.28

Все падежи

Повторение и обобщение изученного материала

1

6.29

Обобщение знаний.

Словарный диктант.

Обобщение изученного материала. Проверка знаний.

1

контролирующий

6.30

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Развитие речи.

1

Творческий

6.31

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Проверка знаний

1

контролирующий

6.32

ПРОЕКТ

 «Зимняя страничка»

Развитие речи

1

Творческий

Имя прилагательное (18 ч)

6.33

Значение и употребление имён прилагательных в речи. Работа над ошибками.

Изучение и первичное закрепление новых знаний. Коррекция знаний.

2

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.

Определять лексическое значение имён прилагательных.

Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.

Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным — имена существительные.

Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др).

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное

Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах.

Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка.

Составлять текст-описание о растении в научном стиле.

Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте (о картине).

Рассматривать репродукцию картины и высказывать своё отношение к ней.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением названий цветов (голубой, лазоревый, бирюзовый).

Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.

Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных.

Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др.

Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам.

Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.

Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста.

Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам.

Определять начальную форму имени прилагательного.

Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных.

Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже (доброго здоровья).

Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке.

Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.

Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам.

Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

6.34

контролирующий

Тест 9

6.35

Роль прилагательных в тексте 

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

6.36

Текст-описание

Изучение и первичное закрепление новых знаний. Развитие речи.

1

6.37

Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

творческий

6.38

Род имён прилагательных

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

6.39

Изменение имён прилагательных по родам.

Словарный диктант.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

2

6.40

Проверка знаний

контролирующий

6.41

Число имён прилагательных

Изучение и первичное закрепление новых знаний

2

6.42

Закрепление знаний

6.43

Изменение имён прилагательных по падежам

Изучение и первичное закрепление новых знаний

2

6.44

Закрепление знаний

6.45

Обобщение знаний

Обобщение и закрепление знаний

2

6.46

6.47

Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками»

Развитие речи

1

творческий

6.48

Обобщение знаний

Обобщение и закрепление знаний

1

6.49

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Проверка знаний

1

контролирующий

6.50

ПРОЕКТ

«Имена прилагательные в загадках»

Развитие речи

1

творческий

Местоимение (5 ч)

6.51

Личные местоимения.

Работа над ошибками.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Коррекция знаний

1

Распознавать личные местоимения среди других частей речи.

Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа).

Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.

Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

Составлять письмо другу или кому-либо из родственников.

контролирующий

Тест 10

6.52

Изменение личных местоимений по родам. Словарный диктант.

Изучение и первичное закрепление новых знаний. Проверка знаний

1

Творческий

(составить предложения с местоимениями)

6.53

Местоимение

Закрепление знаний

6.54

6.55

Обучающее изложение

Развитие речи

Творческий

Глагол (21 ч)

6.56

Значение и употребление глаголов в речи

Изучение и первичное закрепление новых знаний

3

Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы отвечающие на определённый вопрос.

Определять лексическое значение глаголов.

Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя).

Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы.

Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме.

Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам.

Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту.

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.

Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Определять род и число глаголов в прошедшем времени.

Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).

Правильно произносить глаголы в прошедшем времени.

Работать с орфоэпическим словарём.

Трансформировать предложения (записать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст.

Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.

Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Самостоятельно выбирать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке»

6.57

6.58

Обобщение и закрепление знаний

6.59

Неопределённая форма глагола

Изучение и первичное закрепление новых знаний

2

контролирующий

6.60

6.61

Число глаголов

Изучение и первичное закрепление новых знаний

2

Творческий

(составить предложения с глаголами)

6.62

Творческий

(составить предложения на тему)

6.63

Времена глаголов.

Словарный диктант.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

1

контролирующий

6.64

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

6.65

Изменение глаголов по временам

Изучение и первичное закрепление новых знаний

2

Творческий

(составить предложения с глаголами)

6.66

6.67

Обучающее изложение

Развитие речи

1

Творческий

6.68

Род глаголов в прошедшем времени

Изучение и первичное закрепление новых знаний

2

6.69

6.70

Правописание частицы не с глаголами

Изучение и первичное закрепление новых знаний

2

Творческий

(составить предложения с глаголами с частицей не)

6.71

6.72

Обобщение знаний

Закрепление знаний

4

6.73

контролирующий

Тест 11

6.74

6.75

Словарный диктант.

Проверка знаний

контролирующий

6.76

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Проверка знаний

1

контролирующий

7. Повторение.  (14 часов)

7.1

Части речи.

Работа над ошибками.

Повторение и закрепление знаний. Коррекция знаний.

2

Проводить изученные разборы слов (по составу, разбор как часть, синтаксический)

  Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Проводить разбор слов по составу.

Распознавать части речи. Различать их по определённым вопросам.

Определять изученные грамматические признаки частей речи и обосновывать правильность их выделения.

Определять начальную форму имени существительного, прилагательного, глаголов, местоимений.

Распознавать число, род частей речи.

Распознавать падежи имён существительных по падежному вопросу и предлогу. Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных.

Распознавать число, лицо и время  глагола. Изменять глаголы по числам, лицам и временам.

Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Составлять устно текст по теме, пользуясь опорными словами.

7.2

7.3

Обучающее изложение

Развитие речи

1

творческий

7.4

Обобщение изученного о слове, предложении

Повторение и закрепление знаний

1

Творческий

(написать пословицу на тему)

7.5

Правописание окончаний имен прилагательных

Повторение и закрепление знаний

1

7.6

Правописание приставок и предлогов

Повторение и закрепление знаний

1

7.7

Правописание безударных гласных

Повторение и закрепление знаний

1

7.8

Правописание значимых частей слов

Повторение и закрепление знаний.

1

7.9

Итоговый контрольный диктант

Проверка знаний

1

контролирующий

7.10

Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова.

Коррекция знаний

1

контролирующий

Тест 12

7.11

Обучающее изложение

Развитие речи

1

творческий

7.12

Текст.

Словарный диктант.

Повторение и закрепление знаний.

Проверка знаний

1

контролирующий

7.13

Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул»

Развитие речи.

1

творческий

7.14

КВН «Знатоки русского языка»

Повторение и закрепление знаний

1

творческий

                                                              Итого:

170


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....