Урок русского языка
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Черненко Елена Васильевна

Конспект урока русского языка во 2 классе  по теме: "Правописание парных согласных(с элементами регионоведения)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_vo_2a_klasse.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку во 2а классе.

Тип урока: Урок – путешествие. Закрепление изученного.

Тема: Закрепление знаний о написании слов с глухими и звонкими согласными на  

            конце.

Триединая дидактическая задача: Совершенствовать работу по созданию   благоприятных условий для развития речи и обогащения словарного запаса, являющихся основой воспитания интереса к учебной деятельности в овладении умениями проверять написание слов с парными согласными на конце.

Оборудование: компьютер, презентация « Владивосток. Памятники истории», « Марш-

                               рутные листы» для учащихся, сигнальные карточки с парными

                               согласными, рисунки с названиями станций, карточки с названия-

                               ми частей дома, рисунки частей дома, буквы М, О, Д, магнито-

                               фон, аудиозапись « Плеск воды о берег», поэма А.С. Пушкина

                               « Руслан и Людмила».

Ход урока.

  1. Эмоциональный настрой.

- Представьте, что солнышко посылает на вас свои тёплые лучики. Подарите их друг другу и пожелайте мысленно добра и любви.

- Урок русского языка сегодня будет необычным – я предлагаю вам отправиться в путешествие по городу Владивостоку.

1 слайд:  - Ребята, посмотрите на герб г. Владивостока, что на нём изображено? Происхождение названия города имеет несколько версий, к одной из которых склоняется большинство учёных: название города произошло от слов «Владеть Востоком»

2 слайд: - а это место, куда в 1864 году причалил первый корвет с моряками.

3 слайд: - Ребята, в городе очень много красивых зданий, мест, и жители города, да и мы с вами очень любим бывать в этих местах.

  1. Целеполагание.

- На уроке вместо тетради мы будем работать с маршрутным листом, который поможет нам путешествовать. В нём по мере передвижения мы будем делать свои записи.

- Итак, чтобы отправиться в путь, я предлагаю вам выполнить 1 задание – поработать с первым столбиком слов для того, чтобы определить тему нашего урока.

- Прочитайте слова и подумайте,  какая в них орфограмма? ( Это слова с орфограммой « Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»).

- Что надо делать со словами, если в них есть парные согласные? ( такие слова необходимо проверять).

-Каким образом? ( уч-ся говорит правило).

- Вот это правило мы и будем использовать сегодня на уроке.

-Перед выполнением письменной работы давайте разогреем наши пальчики.

Физ. минутка: Вот все пальчики мои,

                             Их, как хочешь, поверни:

                             И вот этак, и вот так,

                             Не обидятся никак.

                             1, 2, 3, 4, 5-

                             Не сидится им опять!

                             Постучали, повертели

                             И работать захотели.

- Возьмите ручки и подумайте, а в каких словах надо писать букву Д? Докажите. – Букву Т? Докажите.( учитель пишет на доске, дети в листах)

Тетра…ь - …, маршру… - …, горо… - …, похо… - …  .

- Так с какой же орфограммой мы сегодня будем работать? ( ответ уч-ся)

- Молодцы! Сегодня на уроке мы будем закреплять знания и умения по написанию слов с парными согласными на конце.

- Наш путь проходит через станции, на каждой из которых нас ждёт что-то необычное!

- В путь, ребята!

  1. 1 остановка на станции « Перекрёсток».

4 слайд: - На перекрёстке все машины тормозят, вставьте букву в это слово ( показываю)-ТОРМО…( сигналят карточкой). Докажите.

- Послушайте разговор машин у светофора и подумайте, какая из них важнее.

    « Визгливо возмущается автобус: « Сколько людей я перевожу за день – не сосчитать. Всем я нужен в городе: кого в школу, кого на завод, кого к врачу отвожу».

   Пропыхтел фургон, распространяя вкусный запах свежего хлеба: « Ну уж больше всего я людям нужен. Я всех кормлю. Везде меня ждут…»

    Длинный молоковоз фыркнул: « Расхвастались. Разве я не нужен? Я тоже полезный продукт везу!»

     А его огромный сосед пробурчал: « Я кирпичи, доски, гвозди везу, а без меня – ничего не построишь!»

- Ребята, а вы как думаете, какая из машин важнее?

- Давайте потрудимся на этой станции. Прочитайте самостоятельно все слова и найдите среди них слова с орфограммой « парный согласный». ( читают)

- Кто их нашёл, поднимите руки, работаем с этой группой слов.

     Автобу…,  заво…,  хле…,  молоково…,  сосе…,  гвоз...ь.

- Покажите букву, которую надо писать, докажите, напишите.

- Вы дружно справились с этим заданием, молодцы!

- А какие слова остались? Прочитай ( 1 уч-к) по слогам, остальные следят и вставляют букву – в каждом слове есть орфограмма!

- Скажите, а что можно сделать с данными словами? ( из них  можно составить предложение).

- Попробуйте составить предложение и запишите его в свой маршрутный лист на строчки. ( работают)

Грузовая машина везёт на строительную площадку кирпичи.

- Что у вас получилось? Прочитайте.

- Молодцы! Вы умеете составлять предложения!

- Продолжаем наш путь.

2. Физ. минутка.

- Водители очень внимательные люди, им постоянно приходится соблюдать правила дорожного движения, в этом им помогают сигналы светофора.

-Давайте и мы поиграем в игру « Светофор».

1, 2, 3, 4, 5

Ох, устали мы писать.

В « Светофор» мы поиграем,

Руки, ноги разминаем.

Красный свет нам « Стой!»- кричит,

Ждать зелёного велит.

Чтобы было ждать не скучно,

Наклоняемся мы дружно.

И назад, и вперёд,

Влево, вправо поворот.

Вот и жёлтый загорелся,

Приготовиться пора,

Руки, ноги разогреем.

Начинаем, детвора!

Вверх поднимем, вниз опустим,

Пролетим, как самолёт.

Вот зелёный загорелся –

Можно нам идти вперёд!

Левой, правой, левой, правой.

Смело мы идём вперёд.

Светофор – помощник славный.

Уставать нам не даёт!

3. Станция 2- « Строительная площадка».

5 слайд: - В городе Владивосток строится много разных зданий. И я предлагаю вам тоже заняться строительством.

- Подумайте, что мы будем строить? ( на доске буквы: О,М, Д)- переставляю- ДОМ.

- Что есть у дома, как и у человека, прочитайте в маршрутном листе.

- но только у дома они называются по – другому, это  слова, заимствованные из других языков ( иностранные). Послушайте и запомните их. ( читаю)

- Читаем слова хором.

- Давайте построим дом, называя его части.

ЛОБ – ФРОНТОН

ЛИЦО – ФАСАД                      

НОГИ – ФУНДАМЕНТ
ГЛАЗА – ОКНА

- Чтобы запомнить новые слова, ещё раз их перечитаем.

- А сейчас я проверю, как вы их запомнили ( меняю местами).

- Запишите названия частей в маршрутных листах.

Проверка: 1 уч-ся выходит к доске, расставляет части дома, остальные проверяют у себя и сигналят.

-Итог: - Какие орфограммы встретились в словах? Сколько их?(3)

- Назовите их и проверьте.

- Итак, мы выполнили очередное задание, отправляемся дальше.

4. Станция 3 « Овраг».

6 слайд: - Город Владивосток расположен на сопках. И мы с вами оказались в одном необычном месте, между сопками. Вы удивились?

- Чтобы выбраться из него, надо дописать слова. Проведём соревнование:

По левому склону на вершину будет подниматься команда мальчиков -5 человек, по правому склону – команда девочек – 5 человек. Остальные следят за работой своих одноклассников.

Стри…                                                       фла…

    Гри…                                                 сне…

        Кру…                                     шала…

            Отря…                          гра…

                 Жира…             моро…

Взаимопроверка: мальчики проверяют у девочек, девочки – у мальчиков.

- На какую орфограмму были эти слова?

- Благодаря вашим знаниям, вы успешно выбрались из оврага. Я очень рада за вас!

- А теперь отдохните и послушайте.

( Звучит музыка, дети слушают стихотворение, положив голову на парту).

« Ветер по реке гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

К берегу подходит он,

Люди слышат – будто стон.

Значит, в городе не тихо,

Что – то мрачное зависло.

- Прочитайте название станции.

5. Станция 4- « Болезни города».

7 слайд: - Оказывается, и город может болеть. В чём же причина его болезни?

Прочитайте по порядку предложения.

  1. На улицах много бума_.
  2. Неприглядный ви_ имеет подъезд дома.
  3. Мусор и пыль наносят вре_ нашему здоровью.

- На этой станции нас ждёт задание – самостоятельно вставьте пропущенные буквы. 1 уч-ся работает у доски.

- Проверяем, читай и доказывай, все сигналят.

- Кто всю работу выполнил верно?

- Мы узнали о болезнях города, а чтобы их не было, надо выписать рецепт.

- Прочитайте его на доске, вставьте слово, подходящее по смыслу.

РЕЦЕПТ.

Чтобы город не болел,

( Сохраняй/ Береги) свой дом и сквер.

Будешь жить тогда уютно,

Это ведь совсем не трудно!

И тогда вздохнёт буквально

Наш любимый Гусь – Хрустальный!

- Давайте встанем, прочитаем хором наш рецепт и будем претворять его в жизнь, и тогда город обязательно поправится!

6. Физ. минутка.

Я, ты, он, она-

Вместе дружная семья!

Мы друг другу улыбнёмся,

Ведь у нас отличный класс.

Пожмём руки, развернёмся

И вокруг мы повернёмся,

И, закрыв глаза, желанье

Загадаем мы сейчас.

Глаза дружно открываем,

Заниматься продолжаем!

7. Конечная 5 станция « Порт».

- Что означает это слово? ( Место, специально оборудованное для стоянки, погрузки, разгрузки и ремонта судов).

- Вставьте пропущенную букву, просигнальте.

- По прибытии в порт капитаны заполняют судовой журнал, пишут отчёт.

- А каждый из вас выполнит зачётную работу. Это и будет письменная проверка ваших знаний по изученной теме.

- Вам предлагается два задания:

1) прочитайте 1-е обязательное;

2) прочитайте 2-е – на эрудицию.

8. Самостоятельная работа. ( в маршрутных листах)

9. Взаимопроверка.

- Обменяйтесь листами с соседом и проверьте правильность выполнения 1-го задания, заметив ошибку, зачеркните её карандашом. ( открываю доску)

- верните лист друг другу и встаньте те, кто результатом своей работы на уроке доволен.

- Ребята, какое слово среди этих слов можно назвать « лишним»? Внимательно посмотрите, где находится парная согласная в слове? Какое же слово лишнее?

- Оказывается, парные согласные, требующие проверки, могут стоять и в середине слова, и чтобы не допускать в них ошибок, вам придётся потрудиться по этой теме на следующих уроках.

- А кто выполнил задание 2? Назовите автора.( А.С. Пушкин)

- Из какого произведения этот отрывок?

- Кто любит творчество А.С. Пушкина, может прочитать замечательную поэму этого автора - « Руслан и Людмила» ( показываю книгу)

10. Итог урока. Домашнее задание.

- Наше путешествие подошло к концу. Все путешественники – любознательные люди, а на нашем уроке любознательными путешественниками были вы, мои ученики. Ваши маршрутные листы я проверю и оценю письменную работу.

- Ребята,  скажите, какое время года наступило в природе? ( Весна)

- Ваше домашнее задание будет таким: напишите в тетради как можно больше слов на весеннюю тему с парными согласными.

- Урок окончен.  Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....