Урок русского языка в 3 классе по теме "Род имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Цель: учить обучающихся приёмам распознавания рода имен существительных.

 

Задачи:

- повторить признаки имени существительных;

- развивать умение классифицировать по группам слова по определенным признакам;

- формировать умения определять род имен существительных путем подстановки личного и притяжательного местоимений;

- способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса и развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.rar16.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Краснобогатырская средняя общеобразовательная школа»

УРОК

РУССКОГО ЯЗЫКА

(3 класс)

               

                Тема «Род имен существительных»                        

Провела: Ермакова О.В., учитель начальных классов  МОУ «Краснобогатырская СОШ»

Цель: учить обучающихся приёмам распознавания рода имен существительных.

Задачи: 

- повторить признаки имени существительных;

- развивать умение классифицировать по группам слова по определенным признакам;

- формировать умения определять род имен существительных путем подстановки личного и притяжательного местоимений;

- способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса и развитию речи.

Оборудование:

- карточки с заданиями для групповой работы;

- таблички со словарными словами;

- карточки с изображением овощей и фруктов;

- корзинки с надписями «мужской род», «женский род», «средний род»;

- конверты со смайликами для рефлексии;

- магнитофон.

Ход урока

Этап

урока

Содержание

Задачи этапа

1.Организацион-ный момент

Учитель:

-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Мы очень рады их видеть. Давайте их поприветствуем. А теперь улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

Мотивационный компонент урока. Поддержание эмоционально-положительного настроя на урок, создание ситуации успеха, доверия.

2.Актуализация знаний

Учитель: 

-Перед Вами головоломка. Найдите спрятавшиеся в ней слова и запишите их через запятую.

ДКИНОЛИСАКОТЫКВАСКОЛЕСО

     (КИНО, ЛИСА, КОТ, КВАС,КОЛЕСО и др.)

Учитель. 

-Что общего всех этих слов? (Все они являются именами существительными)

Учитель:

-Как вы определили, что это имена существительные?

Учитель:

-Почему одни имена существительные отвечают на вопрос кто? А другие на вопрос что? На какие две группы можно поделить эти слова? (Одушевленные и неодушевленные. Учащиеся над каждым словом надписывают «о» или «н», комментируя свой выбор).

Учитель:

-Выпишите в столбик названия животных

                (лиса, кот)

-Вспомните, в каких литературных произведениях встречаются эти герои? Запишите клички самых известных  из них.

(Лиса – Алиса, Патрикеевна и т.д. Кот – Базилио, Леопольд, Матроскин)

Учитель:

-Чем отличаются записанные вами слова? (Одни пишутся с маленькой буквы, другие – с большой)

Учитель:

-На какие две группы можно разделить данные существительные? (Собственные и нарицательные. Учащиеся объясняют, какие имена существительные относятся к именам собственным и особенности их написания).

Проверка знаний теории в процессе выполнения практических упражнений –интеллектуаль-ная игровая ситуация.

3.Физминутка

Учитель:

-Теперь поиграем в игру «Один – много».  Если я называю предмет в единственном числе, вы приседаете, если предмет во множественном числе – прыгаете, поворачиваясь вокруг себя.  

(Глаза, ноги, рука, голова и т.д.)

Учитель:

-О каком признаке существительных идет речь?  

(Об изменении имен существительных по числам).

Охрана здоровья детей, снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой, развивается внимание.

4.Создание проблемной ситуации

Учитель:

- Мы все время делили слова на две группы. Теперь попробуйте эти слова разделить на три группы.

(Возможны варианты: по ударению – на 1-ом слоге (кот, квас, тыква); на 2-ом слоге – лиса, кино; на третьем слоге – колесо; по количеству слогов -  1 слог (кот, квас), 2 слога – тыква, лиса, кино; 3 слога – колесо.

Учитель:

- Все существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, ед.ч. или мн.ч.

                                       

  Послушайте сказку.

                                                Грамматическая сказка.

          В одном королевстве жили имена существительные. И так они были похожи друг на друга, что сам король не мог их различить. Решил он издать указ: «Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден». А в соседнем королевстве жили муж и жена. Уж очень жадные они были. Услышали про указ, прибыли в королевство и с жаром принялись за работу. Но для начала решили все слова поделить меж собой. Делили-делили, делили-делили. Слов много, а жизнь коротка, так и не успели разделить их до конца. Смерть пришла.

         Пришел король и сказал: «Те слова, которые взял себе муж, будут мужские, а те слова, которые взяла себе жена, – женские, а те, которые они не поделили, пусть останутся неопределенными, а значит – средними». С тех пор король перестал путать существительные. Так появился еще один признак существительных – род.

Учитель:

- Попробуйте сделать вывод, на какие три группы можно разделить существительные?

(Мужской род, женский род, средний род).

Фронтальная форма работы. Постановка проблемной задачи. На данном этапе осуществляются приемы сравнения, сопоставления, анализа, синтеза.

Учащиеся сами делают вывод о  том, что они будут изучать.

При помощи сказки создается проблемная ситуация

5.Поиск решения задачи

Учитель:

-Сегодня мы должны научиться определять род имен существительных. Для этого нам необходимо вывести правило, с помощью которого мы и будем выяснять, какого рода то или иное существительное.

(Учитель читает начало стихотворения, учащиеся заканчивают его)

Женский род запомню я

И скажу: «Она – моя».

И запомню род мужской,

И опять скажу: «Он  - мой».

Средний род: «Оно мое» -

Это правило твое!

Учащиеся в игровой форме выводят правило. Таким образом, дети переходят на аналитический уровень сформирован-ности знаний и умений.

6.Работа над новым материалом

Учитель:

- Начертите в тетради три столбика: 1-м.р., 2- ж.р., 3 – с.р. Распределите слова в соответствующие колонки

М.р                ж.р.                             с.р.

Кот                лиса                        кино

Квас                тыква                        колесо

Учитель:

-Продолжите записывать в нужный столбик слова-отгадки. (Учитель читает загадки, ученики выходят по одному к доске, записывают слова и комментируют орфограммы).

День и ночь стоит на крыше,

Все увидит, все услышит,

Обо всем тебе расскажет,

По телевизору покажет.

                           (Антенна)

Ходит-бродит по коврам

Водит носом по углам,

Где прошел – там пыли нет.

Пыль и сор – его обед.

                                               (Пылесос)

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет.

        (Солнце)

 Игра «Назови слово».

Учитель:

- Отгадайте предмет по его части.  Я буду показывать вам слова. Они обозначают часть какого-то предмета. Отгадайте этот предмет и запишите слово, которое его обозначает. Слова будем записывать в столбик.

(Учитель показывает слова)

Якорь ( корабль, пароход, лодка, и т.д)

Балкон (дом, здание, театр, и т.д.)

Карман (пальто, куртка, рубашка, и т.д.)

Колесо (машина, велосипед, такси и т.д.)

(Учитель помещает слова на стенд. Учащиеся приходят к выводу, что все эти слова являются словарными).

Отрабатываются навыки определения рода имен существитель-ных.

В игровой форме, помимо отработки новых навыков, повторяются орфограммы, идет работа со словарными

словами.

Развитие ассоциативного мышления и речи.

7. Физминутка

Учитель:

-Сейчас мы поиграем. Распределите карточки с изображением овощей и фруктов в корзины  с надписями  «мужской род», «женский род», «средний род». (Учашиеся под музыку собирают в корзину картинки с изображением овощей и фруктов, развешенные по всему классу).

Охрана здоровья детей, снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой, развивается внимание.

8.Закрепление изученного материала

Выборочное письмо.

( Учитель читает отрывок из

стихотворения, посвященного    изобретателю тульской гармоники Н.И.Белобородову. Учащиеся выписывают имена существительные, которые запомнили, определяют род).

На радость и счастье,

Как ветер парусам

В наследство тульский мастер

Гармонь оставил нам…

Подбор однокоренных слов.

Учитель:

- Усложним задание. На доске записаны слова, допишите ряды родственными словами, подходящими к схемам, но так, чтобы однокоренные слова были других родов.

Море –

Весть –

Пожар –

Загадка-шутка

(Учитель раздает карточки со стихотворением А.С.Пушкина)

Учитель:

- Какое небесное тело имеет два названия: одно – мужского рода, другое – женского рода?

Татьяна на широкий двор

В открытом платьице выходит,

На  … зеркальце наводит,

Но в темном зеркале одна

Дрожит печальная …

(Для подсказки можно использовать загадки:

Украшал ночную синь        

Серебристый апельсин,        

А прошла неделя только-

От него осталась долька

                                                       (Луна)

Над домом у дорожки

Висит кусок лепешки.

                                                       (Месяц)

(Учащиеся работают в парах, затем объясняют выбор своих слов)

Логическая загадка-шутка.

Учитель:

-Представьте, что каждый из вас сел за руль автобуса и стал развозить пассажиров. В салоне у каждого 12 пассажиров. На первой остановке вышли 6 человек, а вошли 8. На второй – вышло в 2 раза меньше, чем на первой остановке, а вошло на три больше, чем  в первый раз. А на 3-ей остановке никто не вышел, но вошли бабушка с внуком, муж с женой. Теперь вопрос: какого рода будет слово «водитель» в вашем случае? (Вывод: некоторые имена существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, обозначают как лиц мужского пола, так и женского)

Учитель:

-Попробуйте составить предложения так, чтобы в одном слово «водитель» было женского рода, а в другом – мужского.  

9. Самостоятельная работа.

Карточка 1.

Определите род имен существительных.

Яйцо, телевизор, игрушка, дубок, стекло.

Карточка 2.

Подчеркните имена существительные. Укажите род.

Нежный, листок, солнечный, дежурить, помнить, умелый. Яблоко, съедобный, небо, ракета, красивый, свет, звездный, дерево, кошка.

Карточка 3.

Проверь слова в столбиках, лишнее зачеркни.

М.р.                ж.р.                        с.р.

След                молоко                озеро

Кустик        утка                        ведро

Небо                корова                молоток

Пальто        Жучка                солнце

Конь                карта                        фасоль

Карточка 4

Соедини стрелками слова и таблички

Сметана                        м.р.        творог

Сыр                                ж.р.    кефир

Простокваша                        брынза

Масло                        с.р.        молоко

Карточка 5

Запиши к словам мужского рода слово женского и наоборот.

Ученик – ученица, воробей - …., друг - …, медведица - …, зайчиха - …, актер - … .

Мыслительные приемы сравнения, сопоставления, анализа. Работа со стихотворением. Введение регионального компонента.

Формирование самостоятельной мыслительной деятельности

Развитие логического мышления. Развитие речи.

Работа в парах.

Развитие логического мышления. Развитие умения делать самостоятельно вывод.

Дифференцированный подход.

Индивидуальная самостоятельнаяработа.

9.Домашнее задание

Учитель:

- Определите род у существительных непоседа, злюка, неряха, молодчина, плакса.

- Трудно? Попробуйте дома составить предложения с этими словами. А какого они рода, мы поговорим на следующем уроке.

Перспективное задание.

10. Итог.

Учитель:

- Чему вы научились сегодня на уроке (определять род имен существительных). 

- Какие задания показались вам интересными?

- В конвертах лежат смайлики, выберите нужный. (Дети выбирают смайлик и вывешивают его на доску)

Спасибо за урок.

Регулирующий момент урока. Задача этапа: вызвать  у детей чувство радости, удовлетворенности от урока, чувство равноценности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русскому языку на тему " Предложный падеж имён существительных для 4 класса"

Цель: познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи. Ход урока. 1. Организационный момен...

Урок русского языка на тему: «Первое склонение имён существительных. Именительный и винительный падежи», 3 класс

Работа на уроке проводилась в группах.Основные цели урока:1) формировать умение определять именительный и винительный падежи по окончаниям и предлогам.2) тренировать умения определять падеж и склонени...

презентация к уроку русского языка Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК Школа России учебник В.П. Канакиной

презетация Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК "Школа России" к учебнику В.П. Канакиной и др. ...

Технологическая карта урока русского языка 4 класс. Падежные окончания имён существительных 1 склонения.

Предлагаю Вам технологическую карту урока русского языка по теме "Падежные окончания имён существительных 1 склонения"....

Урок русского языка ,3 класс Тема: Правописание имён существительных с шипящими на конце.

Совершенствовать умение различать род имён существительных. Формировать навык правописания существительных с шипящими на  конце,подбирать проверочные слова.Развивать мышление и диалогическую речь...

Технологическая карта открытого урока русского языка 4 класс. Тема "Склонение имён существительных множественного числа"

Окрытый урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа России" Тема урока: "Склонение имён существительных множественного числа"Технологическая карта урокаПриложение к уроку...

Презентация- нетрадиционная форма контроля. К уроку русского языка 4 класс. Тема: "Склонение имён существительных"

Одним из важнейших элементов занятия является контроль знаний, умений и навыков. С его помощью устанавливается обратная связь, с легкостью можно пронаблюдать за уровнем усвоения материала.Следует отме...