Урок по бучению грамоте "Понятие "Ударение". Ударные и безударные гласные". Программа РО Л.В. Занкова
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Афонина Елена Валерьевна

Урок по обучению грамоте "Понятие "Ударение". Ударные и безударные гласные. По программе РО Л. В. Занкова. Вначале урока дети работают по карточке, в которой напечатаны слоги и слова с изученными буквами. Упражняясь в чтении, ребята еще и выполняют задание для каждого столбика слов и слогов.

      При изучении новой темы перед детьми возникает проблемная ситуация. Решая ее,ребята  знакомятся с понятиями "ударение", "ударные и безударные гласные". Наблюдают разноместность ударения. Устанавливая место ударения в родственных словах, в формах одного слова, в омонимах, дети приходят к выводу, что ударение в русском языке может быть на любом слоге. Для повышения мотивации, детям предлагается игровая ситуация при изучении нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл http://yadi.sk/d/vlBMeh2HBddc411.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте

Автор

Афонина Елена Валерьевна, учитель начальных классов, МОУ СОШ №3 г. Нерюнгри

Класс

1 класс

УМК

РО Л.В. Занкова

Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец «Азбука» с. 24

Тема урока

Понятие «Ударение». Ударные и безударные гласные.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемый результат

Определение места ударения в слове. Способы определения ударения. Смыслообразующая роль ударения (сравнение смысла слов, различающихся только ударением (омонимов). Расширение и обогащение словаря.

Уметь моделировать схемы слов. Обозначать самостоятельно выделенного в слове звука соответствующей буквой.

Уметь моделировать схемы предложений, «читать» их, сравнивать. Иметь представление об оформлении предложения в устной и письменной речи.

Уметь практически использовать при чтении изученные буквы с соблюдением правильного ударения.

Оборудование

Мультимедийная презентация, тетради по чтению, учебник, карточки со слогами и словами.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация знаний и постановка целей урока

-Влево, вправо повернитесь

 И друг другу улыбнитесь.

-Сегодня на уроке мы будем читать слоги, слова с изученными буквами и познакомимся с новым понятием.

Работа по карточке. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

  1. -Что такое речь?

-Какая бывает речь? Из чего она состоит?

-Из чего состоят предложения?

-Из чего состоят слова?

-Чем отличаются звуки и буквы?

-С какими буквами мы познакомились на прошлом уроке?

-На какие группы их можно разделить?

-Что вы можете сказать о гласных?

Согласных?

  1. Поупражняемся в чтении слогов с изученными буквами.

1столбик. Задание: прочитайте, постепенно понижая голос до шепота. Что заметили?

- прочитайте слог, где звук [л’] произносится мягко. Почему именно в этом слоге согласный звучит мягко?

-Напечатайте в тетрадке этот слог и обозначьте цветными точками звуки.

2 столбик. Задание: прочитайте слоги с интонацией вопроса.

-Прочитайте слог, который одновременно является словом .

- Что значит «ил»?

3 столбик.

- Прочитайте слоги с радостной интонацией.

Найдите слог, который одновременно является и словом.

-Прочитайте слог, где согласный [м']  произносится мягко.

4 столбик.

- Прочитайте слоги мягко, ласково.

  1. Чтение слов 1 столбика  «громко-тихо».

-Что интересного заметили?

2 столбик слов

-Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы? Ч вы можете сказать об этих словах? Подчеркните эту букву.

-Прочитайте слова, где звук [л’] стоит 3м.

Подчеркните буквы, которые обозначают мягкий звук зеленым карандашом.

-Прочитайте слово, в котором звук [м] стоит первым.

-Какой звук обозначает? Охарактеризуйте звук. Каким цветом подчеркнем букву?

  1. – Составьте предложение со словом «Корабль». (СЛАЙД) Составим схему к этому предложению и запишем ее в тетрадь.

-Что обозначает вертикальная черта в схеме?

-Что еще вы знаете о записи предложений?

С какой интонацией нужно читать вопросительные предложения? Восклицательные?

- Я не зря попросила вас составить предложение со словом «корабль». Ведь один заморский принц (СЛАЙД) попросил спасти принцессу, которую заточил в замке злой волшебник. Чтобы ее спасти надо отправиться с принцем в путь на корабле.

-Итак, наш корабль готов отплыть…

Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы.

Воспринимают на слух ответы учащихся.

Строят понятные для собеседника высказывания.

Все слоги начинаются с «Л»

После согласного стоит гласная буква «и»

Ил.

Глинистая, вязкая  земля на дне рек.

Мы.

Слова начинаются с «м», заканчиваются на «л».

Имена собственные.

Малина.

Дети называют несколько предложений,  составляют и записывают схему в тетрадь. Одна схема выносится на доску.

Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

В конце предложения ставится точка, ?, !.

Физминутка

Дети  повторяют движения за героями из мультимедийной презентации.

Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации.

Вот мы и у ворот  (слайд ) замка злого волшебника.. Попасть в этот замок  невозможно. На воротах висит замок . Чтобы его открыть, нам необходимо разгадать тайну.

(слайд)-Прочитайте эти слова. Что можете сказать?

- Как же нам не спутать два похожих по написанию слова?

-Что же делать?

-Хотите узнать?

- Давайте позовем сначала одно слово, затем другое.

-Мы произносим эти слоги с большей силой голоса.

-Чем на схеме можно показать Это сильный , ударный слог?

-Что же такое ударение?

- А слог, на который падает ударение?

-Над чем же сегодня мы будем работать? (слайд)

-Чему вы хотите научиться на уроке?

Произнести еще раз слова и определить значение слов.

(слайд) -Открылся замок. Принцесса на свободе (слайд) и принц подарил ей ирИс и Ирис (работа выполняется в тетрадях). (слайд)

-Итак, самостоятельно определите место ударного слога в словах. Над какой буквой  в слове будем ставить ударение?

  Одинаковые по написанию.

Разделим на слоги. Найдем гласные

В одном слове сильнее слышится первый  слог, в другом- второй.

Выдвигают предположения и обосновывают их.

Часть слова, которая произносится с большей силой голоса.

Ударный.

Выдвигают предположения о предполагаемой теме и целях урока.

Над гласной.

Закрепление изученного

Работа в учебнике с. 24.

Чтение предложений. Определение места ударения в словах

Ставят ударение в словах. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

-Что нового узнали?

-Что такое ударение?

-Какой слог называется ударным?

Подводят итог урока.

Приложение 1.

ЛА

ЛО

ЛУ

ЛЫ

ЛИ

АЛ

ОЛ

УЛ

ЫЛ

ИЛ

МА

МО

МУ

МЫ

МИ

ЫМИ

ИМИ

АМИ

ОМИ

УМИ

МЫЛ

МИЛ

МАЛ

МУЛ

малина

лимоны Полина

Галина

корабли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе ,,Ударные и безударные гласные в корне слова ,, ( система Занкова )

Урок получил высокую оценку экспертов и рекомендован  к тиражированию . Содержит презентацию ....

Урок «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)

Цели урока:Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение рабо...

Конспект урока. Русский язык. Тема. Ударные и безударные гласные звуки. Наблюдение над обозначением гласных звуков в ударных и безударных слогах (общее представление).

Развивать умение писать двусложные слова с безударным гласным звуком; формировать умение обосновывать правильность написании проверяемой буквы безударного гласного звука; учить пользоваться «Орф...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки». По программе: "Школа России"

laquo;Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки» Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гл...