урок по теме Дополнение 3 класс по учебнику С.В.Иванова (программа Начальная школа XXI века)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Гартунг Татьяна Михайловна

Документ представляет собой разработанный урок в технологии системно-деятельностного обучения и его самоанализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dopolnenie.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Дополнение

Цель: создать условия для усвоения понятия Дополнение – второстепенный член предложения.

Задачи:

  1. Дать представление о понятии дополнение.

Развивать умение разбирать предложение по чтенам предложения.

Совершенствовать умение задавать вопросы к словам в предложении.

  1. Развить мыслительных операций анализа и синтеза.

Развить устной монологической речи.

  1. Воспитать уважительное отношение к работе другого.

Формировать интерес к русскому языку.

Тип: урок освоения нового материала.

Оборудование: экран, проектор, компьютер.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Оргмомент

  • Добрый день, ребята. Все вы меня знаете, но напомню, что зовут меня Татьяна Михайловна. Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра.
  • Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Актуализация  и фиксирование затруднения в пробном действии

  • Ребята, вспомните, какую большую тему мы изучаем.
  • Что вы уже знаете по этой теме?

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

СКАЗУЕМОЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

  • У каждого из вас на парте лежит листок, где напечатано предложение. Какое задание можете предложить к нему?
  • Я предлагаю найти в нём главные члены.
  • Как называются остальные слова?
  • Обозначьте их в предложении.
  • С какой проблемой сталкнулись?

Устные ответы

Самостоятельный разбор предложения.

Яркая молния ночью озарила дом.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

строить сообщения в устной форме;

структурирование знаний

ЛИЧНОСТНЫЕ

мотивационная основа учебной деятельности

Построение проекта выхода из затруднения

  • Какие вопросы у вас возникли?
  • Сегодня на уроке мы будем изучать второстепенный член предложения, который называется…

Уч. С. 89

  • Что мы должны узнать о дополнении?
  • Сформилируйте цель урока.
  • Можно ли эти вопросы считать планом изучения дополнения?
  • Что поможет вам ответить на эти вопросы?

Постановка учебной задачи, построение плана изучения.

Как называется?

Как подчёркивается?

Какие вопросы?

Для чего в предложении?

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

самостоятельно формулировать цель урока;

принимать и сохранять учебную задачу;

планирование собственной деятельности на уроке

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

задавать вопросы.

ЛИЧНОСТНЫЕ

ориентация на самоанализ и самоконтроль результата

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

выбор наиболее эффективного способа решения задачи

Реализация построенного проекта

  • Какая рубрика поможет?

Открываем тайны языка с. 90

  • Поработать с правилом я предлагаю вам в парах. Сначала вы подумаете сами, а затем обсудите в паре ответы на вопросы.
  • На какие вопросы нашли ответы?
  • Вернёмся к предложению. Каким членом предложения является слово дом? Почему?
  • Что узнали на этом этапе уроке?

Работа с правилом в парах

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ вычитывать текстовую информацию

КОММУНИКАТИВНЫЕ

достижение договорённости и согласование общего решения

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

  • Подумайте, какая у нас дальше работа. (узнали новое – применим на практике)
  • Рассматрите упражнения в учебнике, какие из них помогут применить новые знания.
  • Я предлагаю начать с упр. 5
  • Что дано?
  • Что нужно выполнить?
  • Кто попробует работать сам?
  • Кто будет работать вместе с доской?

Работа с упражнением.

  • Самостоятельно поработайте с последним предложением.

Проверьте по образцу.

Кто выполнил всё правильно?

  • Чему учились, работая с упражнением?

Запись и разбор предложений (фронтально)

РЕГУЛЯТИВНЫЕ планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

формулировать собственное мнение и позицию

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

самостоятельный учёт установленных ориентиров действий в новом учебном материале

Итог урока

  • По какой теме работали на уроке?
  • Что вы хотели узнать на уроке?
  • Достигли своей цели?
  • Что нового узнали?

Подведение итогов работы

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Обобщать полученные знания;

строить рассуждения

КОММУНИКАТИВНЫЕ

оформлять свои  мысли в устной форме  с учётом речевой ситуации

ЛИЧНОСТНЫЕ

ориентация на самоанализ и самоконтроль результата; внутренняя позиция школьника

Рефлексия и домашнее задание

  • Продолжите предложения

Сегодня на уроке

Я узнал

Я потренировался

Мне было трудно

Мне было интересно

  • Оцените с помощью линеечки, как вы усвоили тему урока.

Выбор задания на дом:

  • Если ещё трудно работать с дополнением – уч. С.91 упр.4
  • Если неплохо усвоили – уч. С. 91 упр. 3


Самоанализ урока русского языка по теме Дополнение

Место данного урока в теме

Данный урок завершает изучение нового в  теме «Второстепенные члены предложения», после пойдёт совершенствование умений находить главные и второстепенные члены в предложении.

Деятельностная цель урока

Формирование у учащихся способностей к самостоятельному нахождению дополнения в предложении

Образовательная цель урока

Расширение понятийной базы в теме «Второстепенные члены предложения» за счёт включения знания о дополнении

Задачи урока

  1. Дать представление о понятии дополнение.

Развивать умение разбирать предложение по чтенам предложения.

Совершенствовать умение подбирать слова в предложение.

  1. Развить мыслительных операций анализа и синтеза.

Развить устной монологической речи.

  1. Воспитать уважительное отношение к работе другого.

Формирвать интерес к русскому языку.

Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока

Содержание отбиралось так, чтобы наглядно показать роль дополнения в предложении (ответы на вопросы в предложении).

Формы обучения – фронтальная для первичного закрепления нового материала с подробным объяснением каждого шага;

  • работа в малых группах (парах) – при работе с правилом;
  • индивидуальная работа – при разборе предложения и выходе на проблему.

Методы обучения новому материалу – наглядные и практические, когда ученикам самим предлагалось определить второстепенные члены в предложении.

Этапы урока

Этапы урока зависят от его типа. В данном случае – урок освоение нового материала. В основе построения урока – системно-деятельностный подход. В течение всего урока были сформированы разные виды УУД.

Формирование УУД

Личностные УУД

Формирование происходило через позицию «я - ученик», когда ребёнок в ходе урока своё незнание превратил в знание. Область незнания ученики определили на этапе фиксирования затруднения в пробном действии, где формировалась мотивационная основа учебной деятельности. Итог области собственного знания ученики подводили на этапе реализации построенного проекта и итого урока, где они выпоняли следующие УУД: ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, внутренняя позиция школьника.

Регулятивные УУД

Основной этап развития данного умения - построение проекта выхода из затруднения, где происходило формирование ряда регулятивных УУД: самостоятельно формулировать цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; планирование собственной деятельности на уроке. На этапе первичного закрепления - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, когда ребята вполняли задание упражнения.

Познавательные УУД

Развитие  в большей степени проходило на этапе реализации построенного проекта, когда ученики работали с предложенной информацией и находили ответы на поставленные вопросы. На данном этапе происходило формирование умения вычитывать текстовую информацию. Также на уроке формировались следующие познавательные УУД: строить сообщения в устной форме (при столкновении с проблемой в предложении); структурирование знаний (выделение области зниния-незнания); выбор наиболее эффективного способа решения задачи (при проектировании выхода из затруднения); самостоятельный учёт установленных ориентиров действий в новом учебном материале (работа с упражнением при первичном закреплении); обобщать полученные знания (при подведении итога урока).

Коммуникативные УУД

Формирование коммуникативных УУД началось с этапа построения проекта выхода из затруднения – умение задавать вопросы. Далее при реализации построенного проекта – достижение договорённости и согласование общего решения, когда ребята работали с правилом в парах и им нужно было договориться об ответе для всего класса. На остальных этапах внимание уделялось следующем коммуникативным УУД: оформлять свои  мысли в устной форме  с учётом речевой ситуации (при подведении итога урока и рефлексии)

Рациональность распределения времени по этапам урока

Организация контроля усвоения знаний, умений, навыков

На этапе первичного закрепления и самооценка с помощью линеечек.

Психологическая и эмоциональная атмосфера на уроке

Доброжелательная атмосфера, отсутствие психологического давления, ситауция успеха на уроке.

Уровень подачи домашнего задания

Дифференцированно, отталкиваясь на самооценку по линеечке.

Оценка результатов урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира во 2 классе "Родной край - частица Родины" по программе "Начальная школа XXI века"

Тема: «Родной край – частица Родины»Цели:1.      Познакомить детей с государственными символами города Менделеевска; расширить знания о своем родном городе;2....

Презентация к уроку русского языка - 2 класс по учебнику С.В.Иванова. УМК « Начальная школа XXI века » по блоку «Развитие речи» и по теме «Составляем текст по плану».

Работа на уроке будет проходить по блоку «Развитие речи» и  по теме «Составляем текст по плану».На уроке  будут отрабатываться умения продолжать текст по заданному плану при наличии пе...

Презентация к уроку русского языка - 3 класс по учебнику С.В.Иванова. УМК « Начальная школа XXI века » по блоку «Как устроен наш язык» и по теме «Дополнение».

Работа на уроке будет проходить по блоку «Как устроен наш язык» и  по теме «Дополнение». На этом уроке русского языка для 3 класса следующие задачи:•...

Презентация к уроку русского языка - 2 класс по учебнику С.В.Иванова. УМК « Начальная школа XXI века » по блоку «Развитие речи» и по теме «Учимся составлять план текста».

Работа на уроке будет проходить по блоку «Развитие речи» и  по теме «Учимся составлять план текста». На этом уроке русского языка для 2 класса мы будем продолжать работу над составлением пл...

Урок - обобщение по литературному чтению для учеников 4 класса по теме: «Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек Горбунок»» (программа «Начальная школа XXI века»)

Урок - обобщение по литературному чтению для учеников 4 класса по теме: «Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек Горбунок»»  (программа «Начальная школа XXI века»)...

Конспект урока литературного чтения по теме «А.П. Гайдар «Тимур и его команда». Программа «Начальная школа XXI века», 3 класс

Урок составлен для учащихся 3 класса по программе "Начальная школа  XXI  века" .  По данной программе на уроке изучается  отрывок из произведения А.П. Гайдара "Тимур и его команда"...