Урок "Предлоги и приставки"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Данилова Ольга Николаевна

Проблемный урок  русского языка в 3 классе

«Предлог и приставка»

по учебнику «Русский язык» (Т.Г.Рамзаева).

 

Учитель МАОУ СОШ №36

г. Петропавловска-Камчатского

 Данилова Ольга Николаевна.

 

 

Тема: «Предлог и приставка».

 

Цель: - формировать умение различать предлоги  и приставки, правильно употреблять их и писать,

             - развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы,

              -воспитывать культуру общения, умение договариваться, работать в группах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_3kpredlog_i_pristavka_-_kopiya.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в 3 классе

«Предлог и приставка»

по учебнику «Русский язык» (Т.Г.Рамзаева).

Учитель МАОУ СОШ №36

г. Петропавловска-Камчатского

 Данилова Ольга Николаевна.

Тема: «Предлог и приставка».

Цель: - формировать умение различать предлоги  и приставки, правильно употреблять их и писать,

             - развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы,

              -воспитывать культуру общения, умение договариваться.

l Организационный момент

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь размышлять,

Всё понять и применять.

ll Чистописание

(актуализация знаний)

На доске: прочитать, нарисовать, выписать, печь, перевёл.

-Что общего в словах?

(Это глаголы, в словах  есть приставки)                      пууд

-Какое слово лишнее? Почему?                                      проводить сравнение,

Выдвижение гипотез.                                                     обобщать

1.Печь-имя существительное.                                                   рууд                            

2.Печь-глагол без приставки.                                          различать способ и

                                                                                           результат действия

-Докажите, что в словах  есть приставки.

-Как найти приставку в слове?

(Уч-ся подбирают однокоренные слова                                   рууд

без приставки, с другой приставкой)                              планировать действия в

-Найдите в приставках гласные буквы.                          соответствии с постав-   

Напишите.                                                                          ленной задачей

о а ы е

-Декодируйте запись по коду: 2341   3412   4123.

-Продолжите, сохраняя закономерность.

Ill Постановка учебной задачи

1.На доске:                                                                              

(На) гор.д  (на)л.тел сильный ветер.                                         рууд

(По)д.ро.ке  (по)б.жал  мален.кий зайчик.                        планировать

.                                                                                                действия в        

-Прочитайте предложения. Напишите предложения.        соответствии с

раскрыв скобки, вставляя пропущенные буквы.                поставленной           

-Проверка.                                                                             задачей

-Объясните правописание пропущенных букв.

-Назовите слова с проверяемой гласной в корне,

непроверяемой гласной в корне.

-На какие правила ещё вставляли буквы?

-Что интересного заметили?

(Есть одинаковые предлоги  и приставки.)                        

-Кто написал 4слова слитно? 3слова?                                         кууд

2слова? 1слово?                                                                      допускать

-Почему столько мнений в классе, ведь                            возможность

задание было одно?                                                            существования раз-

-Какие знания необходимы для выполнения                   ных точек зрения

-Чем же будем заниматься на уроке?

(Будем  учиться различать слова с предлогами                    

и приставками.)                                                                              пууд     

-Назовите тему урока.                                                   осуществлять синтез,

(Предлог и приставка.)                                              обобщать

lV Поиск решения

-Попробуем разобраться в поставленной                   рууд

    проблеме, проведём исследование.                                    принимать учебную задачу

1.-Что знаете о приставках?         

(Приставка-это часть слова. Она пишется со                                

словом слитно)

-Что знаете о предлогах?                                     пууд

(Предлог-это часть речи.)        проводить сравнение

-Какие предлоги и приставки встретились?

-На доске постепенно заполняется схема.

приставка                                                                                                  пууд

                                                                                                           осуществлять

-часть слова                   - часть речи                                          запись выборочной

-про- на - по -                  -про, на, по,                                         информации ,

                                                                                                         использовать схему

2.Какое 1правило можем сформулировать?

Высказывания учеников.

(-Есть одинаковые предлоги и приставки

на, по.)

-Вернёмся к чистописанию. Проверим гипотезу.

(-прочитать про…, нарисовать на…

-Приставка-часть слова.

-Приставку на письме нельзя отделять от                                     пууд

корня.        осуществлять синтез,

-Предлог-часть речи.                                                                   обобщать,

-Предлог-это слово.)        проводить сравнение

-Прочитайте правило в учебнике на стр.145.

-Сравните с правилом, которое составили вместе.

-Что мы добавили в правило?

 Физкультминутка

3.Продолжаем исследование.

-Записать слова в 2  столбика, приставку выделить,

подчеркнуть предлог.

Доехал, до леса; под берёзу, подполз;

нарисую, на листе, (за) печь, (от) мыла.

                                 

с приставкой          с предлогом

-Проверка.

- Прочитайте слова 1 столбика,

докажите, что слова с приставками.                                               лууд

-Кто записал слово ( за)печь в1 столбик?                                    формулировать    

-Как доказать?       Кто записал во 2 столбик?               собственное

печь                                   мнение

запечь

напечь

-В какой столбик записали  слово (от) мыла?

( разные мнения)

-Почему?

мыла     вымыла    помыла    перемыла     смыла    

-Что удивило?        лууд

-Что вызвало затруднения?                                                       учебно-познавательный

- В русском языке есть слова, которые                                    интерес к новому 

произносятся одинаково, а пишутся         учебному материалу

по-разному, имеют разное значение.         и способам решения

          новой задачи

4.Докажем это.

-Составим предложения со словами:

запечь      ?        

за печь                

(варианты предложений)

-Записать предложения.

(на доске

Мама решила запечь в духовке рыбу.                                       пууд

Щенок спрятался за печь.        сравнивать

-Разберите предложения по членам предложения,

обозначьте части речи,

-Выпишите слова, связанные с помощью предлога.

спрятался за (что?) печь

(на доске)

-Составим предложения со словами:                                рууд

отмыла       ?        планировать свои

от мыла        действия  

(варианты ответов)        в соответствии

-Записать предложения.        с поставленной

(на доске)        задачей

Ира отмыла грязные руки.

От мыла текут слёзы.

-Выполняется аналогичная работа.

текут от (чего?) мыла

-Какие одинаковые предлоги и приставки

добавим в схему?

-до-   под -   за -    от -                     до, под, за, от

        пууд

-Какой вывод можно сделать?        обобщать

Высказывания детей. 

-Как доказать, что слово употребили с предлогом?

(Между предлогом и словом можно вставить вопрос.)

-Мы составили 2 правило.

-Добавим в схему.

-отмыла                           - от (чего?) мыла

 помыла

 

-Прочитайте правило на стр.147.        пууд

-Что можно добавить в схему?        проводить 

(Между предлогом и словом можно         сравнение,

вставить другое слово.)        обобщать

                                            - от душистого мыла

                                             -от ( …)мыла

5.Продолжаем исследование.

Работа в группах(3 уровня).

1 группа

Выписать слова с предлогами,

Обозначить часть речи.                          кууд

Сделайте вывод.           договариваться и   

 Воробей забился под крышу.        приходить к общему

 Ваза сделана из стекла.        решению в совместной

 Машина подъехала к дому.        деятельности

 Лось спрятался за дерево.

 Миша пошёл в школу.

2 группа

Списать. Обозначить части речи.        контролировать

Выделить приставку.        действия партнёра

Сделайте вывод.

(За) шёл (за) дом, (на) резать  (на) кусочки,

(до) шёл  (до) ворот, (по) ехал  (по) дороге,

(с) двинул (с) места, (до) тер (до) дыр,

(з…) глянул  (з…) сарай,  (…т) чистил   (...т) скорлупы.

3группа

Составить предложения со словами:

(с) лез (с) подоконника

(за) лез  (за) дерево

Обозначить части речи.

Выделить все приставки.

        лууд

Составить 2 предложения,        учебно-познавательный        

используя слова с одинаковыми        интерес к новому 

приставкой и предлогом: от, по.        учебному материалу

Обозначить, какой частью речи

являются эти слова.        кууд

Сделайте вывод.        приходить к общему

        решению в совместной

6.Проверка.        деятельности

1 группа

Заметили…

Провели исследование…                    пууд

Сделали вывод:        строить сообщения             

Предлоги стоят перед именами         в устной форме, обобщать

существительными.                                                  

-Добавим в схему.

                                                            -имя сущ.

2 группа

Заметили…         пууд

Провели исследование…                                                        строить сообщения           

Сделали вывод:           в устной форме,

1.Предлоги стоят перед именами            обобщать

существительными, между предлогом

и словом можно вставить вопрос или

другое слово.

2.Глаголы пишутся с приставками.

 

-Что добавим в схему?

-глагол

3 группа

Заметили…

Провели исследование…

Сделали вывод:                    пууд

        строить сообщения

1.Предлоги стоят перед именами        в устной форме.

существительными, между предлогом        обобщать

и словом можно вставить вопрос или

другое слово.

2.Глаголы, имена существительные

 пишутся с приставками.

-Что добавим в схему?

-сущ.

-Прочитайте  правило на стр.148.                          пууд

Правильно ли мы сделали вывод?           проводить сравнение,        

-Какое  слово в правиле главное?        анализировать,

(Предлоги  никогда не стоят перед глаголами.)        обобщать

-Добавим в схему.

 

                                                                 -глагол

 

-Какие исследования провели на уроке?                        пууд

-Какие сделали выводы?                                               обобщать

V Первичное закрепление                                      рууд

        планировать действия

        в соответствии с поставл.

Упр.342.        задачей

-Найти слова с приставками.                        кууд

-Доказать, что это приставки.        формулировать собственное

-Найти слова с предлогами.        мнение,

-Доказать, что это предлоги.        

             

VI Самостоятельная работа        

-Записать предложения, выделить приставки,

подчеркнуть предлоги.

-На что будете обращать внимание?

(На части речи.)              

Лодка отплыла от берега.         лууд

Солнце зашло за тучу.                     самоанализ  и

                     самоконтроль

Проверка.                     результата

-Назовите слова с предлогами.

Докажите.

-Назовите слова с приставками.

Докажите.

  VII Итог урока  

-Над какой  темой работали на уроке?

-Как отличить предлог от приставки?

-Расскажите о приставке.

-Расскажите о предлоге.

                                       рууд

        осуществлять

-Вернёмся к предложениям на доске (начало урока                      итоговый и

-Почему некоторые ребята ошиблись                                            пошаговый контроль

при выполнении задания?                                      

Высказывания учеников.                                    вносить необходимые

-С какими словами никогда не пишется предлог?                     коррективы в действия              

-Найдите глаголы, подпишите.              после его завершения

-Кто нашёл у себя ошибку?                                                          на основе оценки

              характера ошибок

VII Домашняя работа                                                                     лууд

Стр.146 упр. 344                 самоконтроль

        самоанализ

Составить предложения с предлогами, которые встретились в задании.  

                                         

                         

 

 

 

   

 

                                     

-

 

           

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании...

Части слова. Приставка. Определение приставки.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5024420","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"328","style":"width: 267px; height: 195px;","width":"448"}}]]    ...

Урок русского языка по теме: "Приставка как часть слова"с презентацией на интерактивной приставке "Mimio Studio", 2 класс, программа "Начальная школа XXI века"

Цель урока: Сформировать новые знания и умения по теме: Приставка как часть слова.Задачи:- образовательные:1. Сформировать понятие приставки, как части слова, которая стоит перед корнем и служит...

Конспект урока русского языка. Что такое приставка. как найти приставку в слове.

Урок изучения нового материала в разделе: "Формы слова". Учебник: Русский язык 3 класс. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. УМК "Школа России"....

Урок русского языка в 3 «В» классе Тема урока «Что такое приставка? Как найти приставку?»

На уроке русского языка  на тему "Что такое приставка? Как найти приставку?" учащиеся в игровой формк знакомятся с понятие "приставка", учатся находить приставку в слове....