Главные вкладки

    2 склонение 3 класс
    методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

    Бурганова Римма Нурмухаметовна

     

    Тема урока:       Существительные второго склонения.

    Цели урока: Цель урока:  добиться осознания детьми того, что ко II склонению относятся существительные разных родов –мужского (с нулевым окончанием) и среднего, причем эти существительные могут иметь основу на твердый или мягкий согласный. Дети учатся правильно записывать безударные падежные окончания II склонения, опираясь на вспомогательные слова с ударными падежными окончаниями.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                  Урок по русскому языку   в 3 классе .

    Автор: учитель начальных классов Бурганова Римма Нурмухаметовна

    Образовательное учреждение: МБОУ «Кубянская средняя общеобразовательная школа » Атнинского района Республики Татарстан.

    Программа: «Перспективная начальная школа» Н.А Чуракова 1 часть стр

    Тип урока

    Урок-исследование

    Дидактическая цель

    Тема урока:       Существительные второго склонения.

    Цели урока: Цель урока:  добиться осознания детьми того, что ко II склонению относятся существительные разных родов –мужского (с нулевым окончанием) и среднего, причем эти существительные могут иметь основу на твердый или мягкий согласный. Дети учатся правильно записывать безударные падежные окончания II склонения, опираясь на вспомогательные слова с ударными падежными окончаниями.

    Планируемые

    результаты

    Планируемые результаты учащиеся должны научиться определять

    Личностные: оказать интеллектуальную помощь героям учебника;

    регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу урока, осуществлять контроль выполненного;

     познавательные: работать с информацией, представленной в табличной форме, использовать информацию учебных словарей; коммуникативные: работать в группе, подчиняясь правилам сотрудничества

    Ресурсы:

    - основные

    дополнительные

    Н.А. Чуракова  Рекомендовано Министерством образования и науки РФ 3 класс 1 часть стр

    - проектор, экран, компьютер, презентация, карточки  для самостоятельной работы, рабочие тетради

    Организация

    пространства

    Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа

    Русский язык  3 класс «Перспективная начальная школа» Тема урока: Существительные 2 склонения

      Бурганова Римма Нурмухаметовна   учитель начальных классов, высшей категории МБОУ-«Кубянская СОШ» Атнинского района РТ

             Ход урока

    Этап урока и его цели

    Деятельность

    учащихся

    Деятель

    ность

    учителя

                Содержание урока

    Планируемые

    результаты

    I этап. Мотевирование к учебной деятельности

    Цель: вхождение учащегося в пространство учебной деятельности

    Проверяют готовность рабочего места. Приветствуют учителя, гостей. настраиваются на работу

    Организует и настраивает детей на совместную работу.

    «Быть должны у нас в порядке,

    Ручки ,книжки и тетрадки,

    А девиз у нас какой?

    Всё, что надо под рукой»

    Садятся: «Спинка прямая, локти у края»

    Оформлять свои мысли в устной форме

     (Коммуникативные УУД)

    II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

    (2 минуты)

    Цели:

    - организовать актуализацию знаний;

    - организовать выполнение учащимися  учебного действия;

    Высказывают своё предположение, рассказывают .

    Я сам найду

     способ!

    Организует составление совместного плана   действий.

    Предлагает обсуждение   возникновения понятий.

    Проверка домашнего задания.

         -

    Постановка проблемы:  Что я не знаю?

           

     Наш план действий

    1. Сами найдём способ .

    2. Сопоставим свои предположения с учебником.

    3. Выполним. Выскажи свое мнение.

    Оформлять свои мысли в устной форме

     (Коммуникативные УУД)

    III. Выявления места и причины затруднения 

    (2 мин)

    Цели:

    - организовать выявление учащимися места и причины затруднения

    Предлагает обсуждение   возникновения понятий.

    -Ребята,  теперь улыбнемся друг другу и начнем наш урок. А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны выполнять кое-какие правила. Вспомним эти правила.

    (Первую строчку произносит учитель, а вторую- ученики)Чистописание

       Снег кружится снег ложится,

         Снег! Снег! Снег!

         Рады снегу зверь и птица

         И конечно человек!.

    Оформлять свои мысли в устной  форме

     (Коммуникативные УУД)

    IV.Постановка проблемы.

    ( 3  минуты)

    Цели:  

    - 

     Обсуждают совместно с учителем особенности понятий.

    Предлагает обсуждение   возникновения понятий.

       - Что такое имя существительное?

    -Как изменяются имена существительные?

    -Сколько падежей в русском языке?

    -В каком падеже употреблено слово, если оно является подлежащим?

    -Каким членом предложения может быть имя существительное в остальных падежах?

       -Какой падеж не употребляется без предлогов?

    Умение ориентироваться в окружающем мире используя жизненный опыт и  имеющуюся информацию.

    (Познавательные УУД).

    V. Работа по новой теме

    (8 мин)

     

    Цель: изучение 2 склонения

    Работа с таблицами

    Включает учащихся в работу через игровую деятельность.

    С. 122–123. Дети склоняют существительные м.р. и ср.р.с основой на твердый согласный и приходят к выводу, что наборы падежных окончаний в косвенных падежах у них совпадают. Обязательно следует сделать акцент на том, что это существительные разных родов, а окончания у них в одинаковых падежах одинаковые (кроме И.п.). Следовательно, можно прийти к выводу, что эти существительные склоняются одинаково, т. е. относятся к одному склонению.

    Уметь правильно определить ответ по описанию .

    (Познавательные УУД).

    VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (10  минут)

    Цель:.

    Учитель читает первый падеж

    С. 123. Упражнение 114. Здесь ученики склоняют существительные м.р. и ср.р. с основами на мягкий согласный. Существительное ср.р. есть в упражнении, а существительное м.р. дети выбирают из Обратного словаря (с. 176).

    Например:

    И.п. (кто? что?) словарь, море

    Р.п. (кого? чего?) словаря, моря

    Д.п. (кому? чему?) словарю, морю

    В.п. (кого? что?) словарь, море

    Т.п. (кем? чем?) словарем, морем

    П.п. (о ком? о чем?) о словаре, о море

    Перед тем как дети приступят к выполнению задания, необходимо еще раз вернуться к упражнению 108 и вспомнить, какие окончания у существительных II склонения.

    Просклоняв слова и выделив везде окончания, учащиеся увидят, что у этих существительных основа всегда оканчивается на мягкий согласный (здесь можно воспользоваться звуковой  записью конца основы слова).

    Далее дети отмечают, что существительные разных родов –м.р. и ср.р., но у них в одинаковых падежах одинаковые окончания, т. е. одинаковые наборы падежных окончаний, следовательно, можно сказать, что они склоняются одинаково – относятся к одному и тому же склонению.Сделав такой вывод, учащиеся знакомятся с правилом на

    Оформлять свои мысли в устной  форме

     (Коммуникативные УУД)

    VII.

    Физкульт

    минутка

    (1 мин)

     

    VIII Самостоятель-

    ная работа с самопроверкой по эталону.

    (8-9 мин)

    Цели:

    - организовать постановку цели урока; умение изменять по падежам

     

    Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

    С помощью учителя ставят цель

    Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

    Ученики строят план достижения цели.

    Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

     

    С. 124. Упражнение 115. Цель данного упражнения – на примере существительных на ей научить детей обоснованно относить существительные ко II склонению. Кроме того, учащиеся применяют знание орфограммы ≪разделительный Ь≫.В Обратном словаре дети находят слова на ей (воробей, муравей, соловей, репей, ручей) и, взяв на выбор одно из слов, проводят анализ по плану, данному в задании упражнения в виде  вопросов. Например: слово соловей относится к именам существительным, одушевленное, мужского рода, II склонения. После этого учитель акцентирует внимание учащихся на то, что у этих существительных в начальной форме нулевое окончание. Затем дети склоняют два из этих слов, выделяя окончания.

    Например:

    И.п. (кто? что?) соловей, репей

    Р.п. (кого? чего?) соловья, репья

    Д.п. (кому? чему?) соловью, репью

    В.п. (кого? что?) соловья, репей

    Т.п. (кем? чем?) соловьем, репьем

    П.п. (о ком? о чем?) о соловье, о репье

    При склонении слов (по желанию учителя) можно обратить внимание на разницу в окончаниях одушевленных и неодушевленных существительных. Одушевленные существительные II склонения в Р.п. и В .п. отвечают на одинаковый вопрос (кого?)

    и имеют одинаковые окончания. Неодушевленные существительные в И .п. и В .п. отвечают на вопрос (что?) и, соответственно, имеют одинаковые окончания. У существительных I и III склонения такой закономерности не наблюдается.

    Ученики замечают, что при склонении каждого слова появилась орфограмма ≪разделительный Ь≫. Учитель может предложить подчеркнуть эту орфограмму в словах, устно объяснив ее написание.

    Можно также попросить детей доказать, что эти слова относятся ко II склонению. Для этого дети должны отметить совпадение набора падежных окончаний этих слов с набором окончаний существительных II склонения (с основой на мягкий согласный)  Затем дети еще раз формулируют в общем, какие существительные относятся ко II склонению.

    Уметь определять и формулировать цель   с помощью учителя;  определить способы исследования

    (Регулятивные УУД)

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,

    свой жизненный опыт и информацию, полученную в разных источниках

    (Познавательные УУД).

    IX. Включение в систему знаний и повторение.

    ( 3-4 минут)

    Цель:

    выявить границы применимости нового знания;

    повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

    Выполняют задания.

    Организу

    ет и контроли

    рует работу детей

    -Что же вы узнали о втором склонении?

    С. 124–125. Упражнение 116. Цель этого упражнения –научить детей определять существительные II склонения с основой на мягкий согласный и доказывать, что они изменяются  именно по II склонению.

    Из словаря ≪Пиши правильно≫ ученики выписывают, следующие слова: герой, декабрь, Кремль, ноябрь, овощ, октябрь, сентябрь, соловей, трамвай, хоккей, январь. После этого учитель задает вопрос: ≪Что значит доказать письменно, что слово изменяется по II склонению?≫ Это значит, надо письменно просклонять слово и показать, что набор падежных окончаний совпадает с набором окончаний II склонения. Дети выполняют

    это задание на примере двух слов на выбор из своего списка. Для самоконтроля правильности написания безударных падежных окончаний можно взять любое название месяца из списка, так как у него будут ударные падежные окончания.

    Учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им

    (Коммуникативные УУД).

    X.Домашнее задание

    (1 мин)

    Обсуждают и записывают домашнее зад.

    Д/з 116 упражнение стр 124

    XI.  Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

     ( 2 – 4 минуты)

    Цель:

    провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

    оценить собственную деятельность на уроке;

    В  конце  урока  дети подвели итог  по следующему алгоритму:

             Я научился…

             Было интересно…

             Было трудно…

             Могу похвалить себя за то, что…

             Больше всего мне понравилось…

             Мне показалось важным…

             Для меня было открытием то, что…

    Дети получают листики в виде сердечек со словом «дружба»

    -Подберите прилагательные, которые выражают ваше отношение к слову «дружба»

    Ребята будьте наблюдательными, замечайте красоту природы и учитесь делиться своими наблюдениями и чувствами с близкими и друзьями.

     - Ребята, вы работали дружно, сплоченно, и это помогло вам находить правильные решения. Спасибо за урок!

    Оформлять свои мысли в устной форме

     (Коммуникативные УУД)



    Предварительный просмотр:

    Анализ   ___________________________________________________

    Ф.И.О

    №1

    №2

    №3

    №4

    №5

    №6

    №7

    №8

    1

    Б Амир

    2

    Г.Булат

    3

    Г.Инсаф

    4

    Г.Ильмир

    5

    М.Азалия

    6

    М.Гузель

    7

    Ф Адиля

    8

    Ф Радис

    9

    Х.Ислам

    10

    Х.Ландыш

    №1   Часть А

    А1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

            1) жАворонок      2) Изредка    3) дОсуг    4) хозЯева

    А2  .Найдите слово, в котором    есть твёрдый звук [ д ]?

            1) завод    2) дети    3) дымок     4) гвоздь

    А3.  В каком слове ШЁЛКОВЫЕ    употреблено в переносном значении

         1) шёлковые волосы девочки развевались на ветру

        2) куклу нарядили в шёлковое  платье    3) шёлковый пояс был украшен вышивкой

        4) на кресле остался лежать шёлковый халат 

    А4.  Укажи слово с приставкой    в- ?

          1) ( в )ьюнок    2)( в)чера    ( в )воздухе  4) ( в )ъехал

    А5.  Выбери «лишнее»  по значению слово

          1)  пуховый   2) пушок   3) пух   4) пушка

    А6. В каком слове надо писать букву  С ?

          1) ре..кий   2) у..кий   3) про …ьба    4) ука…кА

    А7. Укажи раздельное написание слова

           1) (по)реке   2) (по)казалось    3)(за)бежал    4) (про)шёл

    А8. Укажи слово с разделительным  -Ь (мягким знаком)

            1) мыш…    2) п..еса      3) сторож…  4) реч..ной

    А9. Какая пара слов не является   словосочетанием

                  Весь день бабушка пасёт корову на лугу.

    1) пасёт корову      2) бабушка пасёт   3) пасёт на лугу    4) весь день

    А10. Какой падеж имени существительного отсутствует в предложении

                        Ветер погнал мяч по дорожке

    1) Дательный       2) Именительный   3) Родительный   4) Винительный

    №1

    А1

    А2

    А3

    А4

    А5

    А6

    А7

    А8

    А9

    А10

    1

    2

    3

    4

    (Продолжение №1)

    А11.Определите в каком варианте выделенные слова являются синонимами

    1) Летят все чайки разом, как в хорошей сказке птицы

    2)   В крупной листве каштанов стояли белые шишки цветов, их аромат мешался с запохом розы

    3) Шум поезда не мог заглушить птичьего щелканья и перелива в кустах по сторанам полотна

    4) Пушинки падают медленно и разлетаются во все стороны.

    А12    В  каком слове пропущенную безударную гласную в корне можно проверить ударением?

        1) нас..ление   2) уж..н  3)  р.  мень   4) т..релка

    А13 Какая пара слов является словосочетанием?

         В зоопарке ребята ухаживают за животными, чистят вольеры и клетки

    1) вольеры и клетки   2) чистят клетки    3) в зоопарке   4) ребята ухаживают

    А14.Какое сочетание слов является грамматической основой предложения

             Зимние пташки с ярким опереньем полетели к рябине.

    1) зимние пташки   2) полетели к рябине  3) зимние пташки полетели  4)  пташки полетели

     Часть 2

    Подберите к словам антонимы     В1

         Слова                              антонимы

    А. зажигать                             1.  длинный

    Б. короткий                              2.провожать

    В. маленький                          3. громко

    Г. тихи                                      4.  большой                    

    Д.  Встречать                          5.  Гасить

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    №2    Част А

    А1 . В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

            1)    лИсица         2) сторожИт    3) нАсморк    4) соловЕй

    А2  .Найдите слово, в котором все согласные    твёрдые  

            1) ракеты      2)магазин      3)    карманы      4)чайник

    А3. В каком предложении слово СЕРЕБРЯНЫЙ употреблено в переносном значении

            1) Платье принцессы украшал серебряный пояс

           2)    Серебряный голосок девочки слышался издалека

             3) Серебряный кинжал достался ему по наследству от деда

             4) Слуга чистил серебряный подсвечник

    А4.   В каком предложении есть антонимы

              1) Перо пишет, а ум водит.

             2)Что с возу упало, то пропало.

             3)    Горя бояться – счастья не видать

             4) На то и щука в море, чтоб карась не дремал.

    А5.  Укажи слово с приставкой  за -?

    1) (за)навес    2) (за)ботиться   3) (за)тея   4) (за)рекой

    А6. Выбери «лишнее» слово      1)  леди   2) льдинка   3) ледокол   4) ледяной  

       А7. В каком слове надо писать букву  Ш ?

         1) подру…ка   2) серё…ка   3) избу…ка    4) кру….ка

    А8.  Укажи слово с разделительным  Ь (мягким знаком)

              1) молодёж…..  2) ш ..ёт   3) багаж….    4) ноч..ной

    А9.  Укажи слитное написание слова    

                    1) (на) горизонте   2) (под)деревом   3)(в)шалаше    4) (по)крылись

    А10.   Слово какой части речи отсутствует в предложении?

                                    В норке сладко спал ёжик.

    1) глагол           2) существительное       3) предлог   4) прилагательное

    №3  Часть А

    А1. А1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

              1) синИца      2) бралА   3)   красивЕе    4) киломЕтр

    А2. Найдите слово, в котором все согласные звуки мягкие

                 1) декабрь     2) русский    3)   лебеди   4) спасибо

    А3.Укажите словосочетание со словом в переносном значении

                 1) тёплый вечер       2)    теплая встреча       3) теплая шаль     4) теплая осень

    А4. Укажи слово с суффиксом  -чик?

                1) мячик     2) ключик   3) кирпичик    4)   лётчик

    А5. Выбери «лишнее» слово по значению    

            1) печь   2)    печаль  3) выпекать   4) печник

    А6. Найди слово с непроизносимой согласной

    1) вкус ..ный    2)    праз….ник   3) ужас….ный   4) напрас…ный

    А7. Укажи раздельное написание слова

    1) (по)други   2) (по)бережье   3) (по)ехали   4) (по)берегу

    А8.Какой падеж имени существительного отсутствует в предложении

              Петух громким криком разбудил село.

      1) Творительный   2) Именительный   3)    Дательный    4) Винительный

    А9   В каком предложении отсутствует глагол

               1) Чудесная аллея из тополей шумела на дороге

             2)    От станции до посёлка более километра

             3) Я направился по лисьему следу.

               4) Ранним утром зима спустилась с гор.

    №1

    А1

    А2

    А3

    А4

    А5

    А6

    А7

    А8

    А9

    А10

    1

    2

    3

    4

    Подберите к словам антонимы     В1

         Слова                              антонимы

    А. зажигать                             1.  длинный

    Б. короткий                              2.провожать

    В. маленький                          3. громко

    Г. тихи                                      4.  большой                    

    Д.  Встречать                          5.  Гасить

    А

    Б

    В

    Г

    Д

     

    Подберите к словам синонимы     В1

         Слова                              синонимы

    А .  смеяться                             1 ураган

    Б   буря                                       2 приятель

    В.   весёлый                                3 прекрасный

    Г.  красивый                                 4  радостный

    Д.  друг                                         5 хохотать

    А

    Б

    В

    Г

    Д

     

    Тест №4    русский язык часть 1  (2012 год)

    А1   В каком ряду фрукты стоят в алфавитном порядке

    1) дыня, черешня, манго, арбуз     2) арбуз, манго, дыня, черешня

    3)   арбуз, груша, манго, слива         4) арбуз, слива, груша, мандарин

    А2.   Укажи слово с ударением на третьем слоге

    1) капуста  2) солома  3) хлебороб  4) пшеница

    А3.    В слове ОБЪЕЗД

    1)   6 букв, 6 звуков    2) 6 букв, 5 звуков   3) 5 букв, 5 звуков   4) 5 букв, 5 звуков

    А4.     Какая пара слов не являются синонимами.

    1) ярость, гнев                    2) быстро, стремительно  

     3)    красный, бледный      4) печальный, удрученный

    А5. Найди схему, которая соответствует слову прогулка

    1)                           2)                          3)                     4)

    А6. В каком ряду оба слова являются однокоренными

    1) смешинка, смешать    2) летать, лето    3) на носу, носилки   4)   отвар, варенье

    А7.В каком слове надо писать букву Т

    1) зага..ка         2)     цве…ки           3)перево…чик         4  ) сва…ьба

    А8. В каком ряду все слова родительного падежа

    1) перед окном, за горою, о спектакле         2) из  берегов, от доктора, с корнем    

    3)     из-за туч, много бед, около леса          4) на поляне, по просторам, до школы

    А9. Укажите раздельное написание

    1) (над)пись     2)   (над)землёй   3)(от)дать   4) (от)резать

    А10. Какая пара слов не является словосочетанием

    Снег прикроет семена и оставит пернатых без корма.

    1) снег прикроет      2) оставит пернатых   3) прикроет семена  4) оставит без корма

    А11. Слово части речи отсутствует в данном предложении

        Путешественники к вечеру вышли на поляну

    1) предлог    2)   имя прилагательное      3) глагол   4) имя существительное

    (№4 продолжение)

    А12. В каком предложении слово   ГОРЯЩИЙ   можно заменить словом   ДРУЖЕСКИЙ         1) горячий кофе долго остыл  

    2) На прощание Василий и Николай соединили руки в горячем рукопожатии

    3) утюг был горячим – гладить тонкие вещи им было нельзя

    4) Солнце припекало так сильно, что подоконник скоро стал горячим.

    А13.В каком слове пропущенную безударную гласную нельзя проверить ударением?     1) скр..петь     2) гр….знуля   3)   х .. ккей  4) сн..говик

    А14   Какое сочетание слов является грамматической основой предложения

    Звонкие ручьи и молодые листочки возвестят о наступлении весны.

    1) листочки возвестят      2) ручьи возвестят  3)   ручьи и листочки возвестят

    4) возвестят о наступлении

    Часть 2

    (1) Зимой море замерзло. (2) Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. (3) Поехал и Андрей. (4) С ним был сынишка Володя.

      (5) Много рыбы наловили. (6) Рыбаки решили заночевать. (7) Ночью поднялся сильный ветер. (8) Волны заливали льдину. (9) Кругом было только море. (10) Утром рыбаки заметили самолёт. (11) Они стали кричать и махать шапками. (12) Вскоре пришёл пароход. (13) Все рыбаки были спасены.

    В1.  Подберите синоним к слову ЗАМЕТИЛИ.   Напишите этот синоним

    В2.   Из предложения 10 выпишите существительное в винительном падеже

    В3.  Выпишите грамматическую основу предложения 9

    В4.   Найдите нераспространённые предложения. Напишите номера этих предложений.

    В5.  Найдите предложение с однородными членами. Укажите его номер

    В1

    В2

    В3

    В4

    В5

    Тест №5 часть 1

    А1.



    Предварительный просмотр:

    ДЕМОверсия 2013.                                                               Русский язык. 4 класс

    Инструкция по выполнению работы

    На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 45 минут. Работа состоит из 2 частей.

    Часть 1 включает 15 заданий (А1 – А15). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

    Часть 2 состоит из 5 заданий (В1 – В5). Ответы на эти задания вы должны сформулировать самостоятельно.

    Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны.

    Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

    Желаем успеха!

    Часть 1

    При выполнении заданий этой части в бланке ответов под номером выполняемого вами задания (А1 – А15) поставьте знак «Х» в клеточку, номер которой соответствует номеру задания.

    А1. В каком ряду имена героев стоят в алфавитном порядке.

    1. Бараш, Пин, Крош, Совунья
    2. Крош, Нюша, Лосяш, Совунья
    3. Бараш, Ёжик, Лосяш, Нюша
    4. Бараш, Лосяш, Ёжик, Нюша

    А2. Укажи слово с ударением на третьем слоге?

    1. растение
    2. спасибо
    3. красивее
    4. магазин

    А3. Найдите слово, в котором все согласные твёрдые?

    1. живёшь
    2. самолёт
    3. цирк
    4. грустишь

    А4. В каком предложении слово ЗОЛОТЫЕ можно заменить словом УМЕЛЫЕ?

    1. ЗОЛОТЫЕ украшения можно найти в сорочьих гнёздах.
    2. ЗОЛОТЫЕ медали достались самым упорным спортсменам.
    3. ЗОЛОТЫЕ руки мастера быстро устранили поломку.
    4. ЗОЛОТЫЕ лучи солнца осветили комнату.

    А5. В какой паре слова не являются синонимами?

    1. отважный, смелый
    2. быстрый, медленный
    3. находчивый, смекалистый
    4. грустный, печальный

    А6. Состав какого слова соответствует составу слова лимончики?

    1. сварщики
    2. заморский
    3. поезд
    4. батончики

    А7. В каком ряду оба слова являются однокоренными?

    1. водитель, водичка
    2. дедушка, бабушка
    3. роща, дубрава
    4. сапог, сапожник

    А8. В каком слове пропущенную безударную гласную нельзя проверить ударением?

    1. взгл…нуть
    2. к..питан
    3. сп..на
    4. уд..вительный

    А9. В каком слове не надо писать букву В?

    1. трениро..ка
    2. морко..ка
    3. гра..ство
    4. верё..ка

    А10. Мягкий знак в слове скрипач не пишется, потому что это слово: 
         1) существительное женского рода 3-го склонения

    2) существительное мужского рода 2-го склонения

    3) существительное во множественном числе

    4) глагол в неопределённой форме 

    А11. В каком ряду все слова родительного падежа?

    1. в книге, к дому, у Серёжи
    2. по математике, в речку, на листочке
    3. из земли, для мамы, за черемухой
    4. от стола, из коробки,  без ошибки

    А12. Укажите раздельное написание

    1. (в)ъезд
    2. (в)клетке
    3. (по)мчался
    4. (по)лочка

    А13. Слово какой части речи отсутствует в данном предложении

    На траве сверкали капли росы.

    1. глагол
    2. существительное
    3. предлог
    4. прилагательное

    А14. Какая пара слов не является словосочетанием?

    Зимний лес шумел и стонал от яростного ветра

    1. зимний лес
    2. шумел и стонал
    3. от яростного ветра
    4. стонал от ветра

    А15. Какое сочетание слов является грамматической основой предложения

             Голодная лисица подкралась и набросилась на добычу.

    1. голодная лисица
    2. лисица подкралась
    3. набросилась на добычу
    4. лисица подкралась и набросилась

    Часть 2

    При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк справа от номера задания без каких-либо символов, начиная с первой клетки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке.

    Прочитайте текст и выполните задания В1 – В5

    (1)Распахнулась дверь подъезда. (2)На улицу выбежал пес и замер. (3)Падал снег. (4)Первый снег в его жизни! (5)Кругом стояла тишина. (6)Тишина не понравилась Фомке. (7)Он трусцой пустился по дорожке. (8)В морозном воздухе смешно разнеслось его рычание. (9)Снег скрипел под лапами пса. (10)На свежем насте отпечатались его следы. (11)Он переступал с места на место и удивлялся новым следам.

    В1. Подберите и запишите антоним  к слову «СМЕШНО».

    В2. Из предложения 11 выпишите существительное в винительном падеже.

    В3. Выпишите грамматическую основу предложения 7.

    В4. Найдите нераспространенное предложение. Напишите номер этого предложения.

    В5. Найдите предложения с однородными членами. Укажите их номера.

    Маска ответов

    А1

    3

    А2

    4

    А3

    3

    А4

    3

    А5

    2

    А6

    4

    А7

    4

    А8

    2

    А9

    3

    А10

    2

    А11

    4

    А12

    2

    А13

    4

    А14

    2

    А15

    4

    В1

    Грустно или печально

    В2

    На место или место

    В3

    Он пустился

    В4

    3

    В5

    211 или 112


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Понятие о склонении. Три склонения имён существительных"

    Урок изучения нового материала в 4 классе по теме: "Понятие о сколнении существительных. Три склонения" по учебнику Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой "Русский язык"...

    Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

    Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...

    Конспект открытого урока русского языка для 4 класса на тему «Что такое склонение? Три типа склонения имен существительных»

    Открытый урок русского языка для 4 класса на тему: "Что такое склонение?Три типа склонения имен существительных".На уроке использованы информационные, здоровьесберегающие технологии, технология пробле...

    Урок русского языка в 4 классе "Что такое склонение? Три склонения имени существительного"

    Урок - открытие новых знаний, на котором учащиеся  знакомятся с новой грамматической категорией имени существительного - склонением. Конспект урока, карта урока и приложения для работы на смарт д...

    Конспект урока с ЭОР по русскому языку 4 класс "Три склонения имен существительных. Первое склонение имён существительных"

    Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс по теме "Три склонения имен существительных . Первое склонение имен существительных"...

    Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".

    Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....