конспект урока русский язык
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Колосова Екатерина Сергеевна

Простое и сложное предложение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx34.52 КБ

Предварительный просмотр:

 Простое и сложное предложения

Цели: познакомить с понятием сложное предложение; развивать умение устанавливать связь слов в предложении.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  • Прочитайте нераспространённые предложения. Назовите грамматическую основу.

- Объясните написание слов с орфограммами.

- Прочитайте распространённые предложения. Назовите грамматическую основу.

- Объясните написание слов с орфограммами.

  1. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

-        Добавьте в предложения второстепенные члены и запиши-те их.

Зайцы питаются.

Солнце светит.

Ребята пришли.

Набежала туча.

IV.        Самоопределение к деятельности

-        Прочитайте предложение.

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

А. Пушкин

-        Что можно о нём сказать? Найдите грамматическую основу

-        предложения. Что вы заметили? (Две основы.)

-        На какие два простых предложения можно разделить данное предложение? (Туча по небу идёт. Бочка по морю плывёт.)

-        Как вы думаете, какую роль выполняет запятая в этом предложении?

-        Такие предложения называются сложными. Сформулируйте тему урока.

V.        Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 48 (с. 31).

-        Прочитайте предложения. Сравните их.

-        Выполните письменные задания к упражнению.

-        Прочитайте предложения, в которых основа состоит из двух главных членов. (Осыпается весь наш бедный сад. Выпал        тонкий снежок.)

-        Прочитайте предложения, в которых основа состоит из одного главного члена. (Осень. Подморозило.)

-        Прочитайте ниже сведения о языке.

-        Какое предложение называется простым?

-        Какой может быть основа простого предложения? Приведите примеры.

VI.        Физкультминутка

VII.        Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 49 (с. 31).

-        Прочитайте первое предложение. Что вы можете о нём сказать? (Это простое предложение.)

-        Докажите. (Одна грамматическая основа. Денёк выдался.)

- Прочитайте второе предложение. Что вы можете о нём сказать? (Это сложное предложение.)

- Докажите. ( Три грамматические основы. Тучи рассеялись, ветер улёгся, солнце выглянуло.)

- Как простые предложения отделены друг от друга? (Запятыми.)

- Прочитайте сведения о языке на с. 32.

- Какое предложение называется сложным?

- Сколько грамматических основ может быть в сложном
предложении?

- Как отделяются друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного?

Упр. 50 (с. 32).

- Прочитайте предложение. Что вы можете о нём сказать?
(Это сложное предложение.)

- Докажите.

(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения. Взаимопроверка.)

Рефлексия

- Прочитайте. В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут.

А. Пушкин

Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.

К. Чуковский

Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как оса.

К. Чуковский

- Какие из данных предложений являются сложными? До-
кажите.

-Чем отличается простое предложение от сложного?

- Оцените свою работу на уроке.

  • Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Упр. 51 (с. 32).

Урок 13. Простое и сложное предложения

Цель: развивать умение распознавать простые и сложные предложения.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  • Прочитайте. Сколько предложений в тексте? (Два )
  • Прочитайте простое предложение. Что можно о нём сказать (Состоит из одного главного члена, подлежащего )
  • Прочитайте сложное предложение. На сколько простых предложений его можно разделить? Докажите
  • Назовите грамматические основы в сложном предложении (Зарумянился восток, выходит стадо, заливается рожок.)
  1. Актуализация знаний
    (Работа в парах.)

- Спишите, расставьте запятые в сложном предложении Обоснуйте свой ответ.

Ослы ему славу по нотам поют
Козлы бородою дорогу метут
Бараны, бараны стучат в барабаны!

К. Чуковский

  1. Самоопределение к деятельности

-Прочитайте предложения.

Крокодилы в канаву забилися.
И в канаве слоны схоронилися.

К. Чуковский

-Что можно о них сказать?

-Составьте из данных простых предложений сложное

-Как отделяются друг от друга части сложного предложения?(Запятыми.)

-Сформулируйте тему урока.

  1. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 52 (с. 33).

-Рассмотрите внимательно схему. Как отличить простое предложение от сложного?

-Как отделяются части сложного предложения? (Запятыми.)
Упр. 53 (с. 33).

-Прочитайте предложения. Какие это предложения? Докажите

-Что обозначает слово заря?

-А как вы понимает е выражение заря горела?

  1. Выполните письменные задания к упражнению.
  2. Назовите грамматические основы в каждом предложении.

2. Работа со словом из словаря

  1. Составьте слово из данных букв.

ЯЗРА (Заря.)        ,

- Что обозначает слово заря? (Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца.)
- Найдите слово заря в орфографическом словаре.

- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
-  Составьте предложение со словом
 заря, запишите.

- Запомните написание этого слова.

- Объясните значение выражений.

От зари до зари. (Целую ночь или целый день.)

Ни свет ни заря. (Очень рано.)

Встать с зарёй. (Очень рано.)

  1. физкультминутка
  2. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику
Упр. 54 (с. 34).

(Работа в парах. Проверка.)
Упр. 56 (с. 34).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

- Отличаются простые предложения от сложных?
- Приведите примеры простых предложении.

-Приведите примеры сложных предложений

- Оцените свою работу на уроке

Домашнее заданиеУпр. 55 (с. 34).

Урок 14. Словосочетание

Цели •учить выделять словосочетания в предложениях; развивать умение устанавливать связь слов в предложении.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

 - Прочитайте предложения, которые вы составили.

- Как называются эти предложения? (Пословицы.)

- Объясните смысл каждой пословицы.

- Докажите, что это сложные предложения. Назовите грамматические основы в каждом предложении.

  1. Актуализация знаний
  2. Индивидуальная работа
  • Спишите, дополните предложения словами, которые поясняют главные члены предложения. Подчеркните подлежащее и сказуемое в каждом предложении.

Гроза

Надвигалась (какая?) туча. (Где7) блеснула (какая?) молния. (Как?) застучали первые капли дождя.

- Спишите, вставьте пропущенные слова. Какой член предложения пропущен?

В ноябре ... первый снег. В дальние страны ... птицы. Они ... свои гнёзда. Весной птицы вновь... к нам.

Слова для справок: прилетят, выпадает, улетают, покидают.

  • Фронтальная работа
  • Прочитайте отрывок из сказки А. С. Пушкина.

Живёт Балда в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых, работает за семерых.

  • Как вы узнали, сколько в тексте предложений? Назовите главные члены предложения.
  • Подготовьтесь рассказать о подлежащем и сказуемом по плану.

План

  • Что это такое?
  • Что обозначает?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Подтвердите свои ответы примерами.
  1. Самоопределение к деятельности
  • Прочитайте. Наступила осень. Осенний праздник. Летели птицы. Облака плыли.
  • Найдите лишнюю запись. (Осенний праздник.)
  • Почему? (Остальные записи являются простыми нераспространёнными предложениями.)

-        Как называется запись, которая оказалась лишней? (Словосочетание.)

-        Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Наблюдения над связью слов в предложении

-        Составьте простое нераспространённое предложение со словом туман. Поставьте вопрос от подлежащего к сказуемому. (Туман (что сделал?) окутал.)

-        Добавьте в это предложение слова, поясняющие подлежащее и сказуемое.

-        Туман какой? (Мягкий или густой.)

-        Окутал что? (Деревья.)

-        Окутал когда? (Утром.)

-        Какое предложение получилось? (Густой туман окутал утром деревья.)

-        Какие члены предложения мы добавили? (Второстепенные.)

-        Запишите это предложение.

2. Работа по учебнику

Упр. 57 (с. 35).

-        Прочитайте предложение. Найдите в нем грамматическую основу.

-        Какое слово поясняет подлежащее? Поставьте к нему вопрос, запишите. (Пшеница (какая?) густая.)

-        Какие слова поясняют сказуемое? Поставьте к ним вопрос, запишите. (Созрела (где?) в поле.)

-        Как называются эти сочетания слов? (Словосочетания.)

-        Прочитайте ниже сведения о языке.

-        Из чего состоит словосочетание? (Из главного и зависимого

-        Как устанавливается связь слов в словосочетании? (При помощи вопросов.)

-        От какого слова ставится вопрос? (От главного к зависимому.)

-        Как обозначается главное слово в словосочетании? (Крестиком.)

-        Как обозначается связь главного слова с зависимым.(Стрелочкой.)

-        Как вы думаете, подлежащее и сказуемое образуют словосочетание? (Нет.)

-        Почему?

-        Найдите в нашем предложении словосочетания, (Густой туман, окутал утром, окутал деревья.)

-        Запишите эти словосочетания.

3. Работа со словом из словаря

-        Отгадайте загадку.

С неба солнце золотое

Золотые льёт лучи.

В поле дружною стеною

Золотые усачи. {Пшеница.)

-        Это слово вам встретилось в предложении. А что вы знает об этом растении?

Материал для учителя

Пшеницу выращивали с целью получения питательных зёрен ей в Ш тысячелетии до нашей эры. В настоящее время известно боле 30 видов этого злакового растения. Это очень важная зерновая культур; которая широко распространена в умеренном поясе. Основное назначение пшеницы - использование её в пекарном производстве Кром того, часть урожая идёт на изготовление манной и пшеничной крупы из твердых сортов растения готовят макаронные изделия.

-        Найдите слово пшеница в орфографическом словаре.

-        Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

-        Составьте предложение со словом пшеница, запишите.

-        Запомните, как пишется это слово.

VI.        Физкультминутка

VII.        Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 58 (с. 36).

-        Прочитайте предложение. Запишите его.

-        Назовите грамматическую основу предложения.

-        Назовите словосочетания.

-        Какие слова являются главными? Как вы обозначили главные слова?

Упр. 59 (с. 36).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

-        Назовите грамматическую основу предложения.

-        Назовите словосочетания.

-        Какие слова являются главными? Как вы обозначили главные слова?

-        Как обозначается связь главного слова с зависимым?

VIII. Рефлексия

-        Что такое словосочетание?

-        Из чего состоит словосочетание?

-        Как найти словосочетание в предложении?

-        Приведите свои примеры.

  1. Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

  1. Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

Домашнее задание

Упр. 60 (с. 36).

Урок 15. Словосочетание

Цели: обобщить знания о словосочетании; формировать умение выполнять разбор предложения по членам; развивать устную речь.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

-Прочитайте предложение.

-Прочитайте словосочетания, которые вы выписали.

-Назовите главные и зависимые слова в каждом словосочетании.

Актуализация знаний

Индивидуальная работа

-Спишите. Подчеркните главные члены предложения. Выпишите словосочетания.

В горах бывают снежные обвалы.

  • Работа в группах

-Выпишите: вариант 1 — словосочетания, вариант 2 — предложения.

Старый дом, птицы улетели, летит самолёт, большая стая, быстро бежал, солнце светит, иду домой, взял мяч, собака лает, ребята пришли.

(Взаимопроверка.)

-Прочитайте, что вы записали. Докажите правильность своего выбора.

-Что такое словосочетание? (Это два слова, связанные между собой по смыслу. Одно слово зависит от другого.)

  • Работа с контрольно-измерительными материалами (тест 2, .. 10-13)
  • Самоопределение к деятельности

(Работа в парах.)

-Прочитайте словосочетания.

Чёрное море — море грибов, золотое кольцо — золотые руки, сильный характер — сильный спортсмен, чистый лист — чистый голос.

—        Разделите их на две группы. (1) Чёрное море, золотое кольцо, сильный спортсмен, чистый лист; 2) море грибов, золотые руки, сильный характер, чистый голос.)

—        По какому признаку вы разделили словосочетания? (В пер-вой группе словосочетаний слова употреблены в прямом зна-чении, во второй — в переносном.)

—        Сформулируйте тему урока.

V.        Работа по теме урока

1.        Работа по учебнику Упр. 61 (с. 37).

—        Прочитайте стихи. Какое настроение создают эти строки?

—        Сколько предложений в стихотворении? Докажите.

—        Какие это предложения?

—        Найдите слова, которые употреблены в переносном значении.

—        Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

2.        Работа над загадками

—        Отгадайте загадки.

В голубой станице Девица круглолица. Ночью ей не спится — В зеркало глядится. {Луна.) Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. (Снег.)

На минуту в землю врос Разноцветный чудо-мост. Чудо-мастер смастерил Мост высокий без перил. (Радуга.)

—        Какие словосочетания помогли вам догадаться, о чём идёт речь в загадках?

—        Благодаря каким особенностям словосочетаний можно узнать предмет, имя которого не названо в загадке?

VI.        Физкультминутка

VII.        Закрепление изученного материала

Работа по учебнику Упр. 62 (с. 37).

—        Прочитайте. Найдите предложения. Докажите. (Есть грамматическая основа.)

  1. Прочитайте словосочетания. Назовите в каждом словосочетании главное слово и поставьте от него вопрос к зависимому слову.
  2. Выполните письменные задания к упражнению.
  3. Прочитайте предложения, которые вы составили. Назовите грамматическую основу в каждом предложении.

(Далее самостоятельное выполнение заданий рубрики «Проверь себя» (с. 38).)

Viil. Рефлексия

  1. Какие задания вызвали затруднения?
  2. Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

  1. Чем предложение отличается от словосочетания?

Домашнее задание

Упр. 63 (с. 37).

Урок 16. Контрольный диктант по теме «Предложение»

Цели: проверить знания, умения и навыки по теме «Предложение»; выявить уровень сформированное™ навыков правописания, приобретённых за два года обучения, умений оформлять предложение, писать слова без пропусков букв, обозначать твердые и мягкие согласные, разделительный мягкий знак.

Ход урока

Организационный момент

Какие орфограммы, связанные с правописанием корней слов, вы знаете?

Что необходимо сделать, чтобы правильно написать слово с проверяемым безударным гласным в корне? (/. Поставить ударение в слове. 2. Выделить корень и определить безударный гласный. 3. Подобрать проверочное слово так, чтобы этот гласный стоял под ударением.)

Работа по теме урока

Осенью

Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пестрым Копром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Слова для справок: ходим, воздухом.

Грамматическое задание

1. Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении

 2. Слова русский, листья разделите для переноса.
3. В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.

(Учитель также может предложить следующий текст.)

Осенью

III. Подведение итогов урока

- Слова с какими орфограммами встретились в тексте?

- В написании каких слов вы сомневались''


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...