Педагог года 2013-2014
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кудряшова Ирина Евгеньевна

Открытый конкурсный урок по теме "Родственные слова. Корень слова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛОКОЛАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

«ЧИСМЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

143650 Московская область                                                    http://www.chismenshooll.ucoz.ru

                                                                                                  Волоколамский район                                                                      e-mail: chismenshool@mail.ru

                                                                                                 п. Чисмена, ул. Школьная, д.1                                                        телефон: 8 (49636) 66-190

                                                                                  факс: 8(49636)66-236

_____________________________________________________________________________

«Учитель года 2013-2014»

Сценарий медиаурока с компьютером

Сценарий урока по русскому языку с применением здоровьесберегающих технологий,  с использованием компьютерных  медиаресурсов

Учитель: Ирина Евгеньевна Кудряшова

 Образовательное учреждение: МОУ «Чисменская основная общеобразовательная школа»

  • Предмет: русский язык   
  • Класс: 2

   Тема: «Однокоренные слова. Корень слова».

 Цель:  - обобщить и закрепить знания о родственных словах, о корне слова;

            - совершенствовать умения учащихся определять родственные слова по их лексическому значению,

 Обучающие:  

  • формирование умения анализировать, сравнивать слова по смыслу и звучанию, классифицировать их;
  •  качественное и количественное обогащение лексики,  практическое различение родственных слов по принадлежностям к основным частям речи (существительному, прилагательному, глаголу);
  • обогащение словарного запаса за счёт обучения словообразования;
  •    развитие зрительного восприятия, слухового внимания, вербальной памяти, логического мышления.

Развивающие:  развивать мышление, логику,  память, внимание.

 Воспитывающие: воспитывать любовь к родному языку; воспитывать любовь к учению, формировать стремление к получению знаний,  развивать умение способности работать в коллективе.

 Здоровьесберегающий аспект:  работа по предупреждению и сохранению здоровья  учащихся. Индивидуальный подход к учащимся. Рациональная смена (частота чередования)   различных видов деятельности.

 Методы: интеллектуальная игра, метод свободного выбора, проблемные ситуации, самостоятельная работа, творческая работа, дифференцированные задания, коллективная работа.

Учебно-методическое обеспечение: УМК «Школа России».

Время реализации урока: 40 минут.

Авторский медиапродукт: презентация (среда PowerPoint)

1.Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word PowerPoint.

2.Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала

3. Структура медиапродукта для учителя: последовательные кадры презентации.

1

Знакомство

15 секунд

2

Релаксация

1 минута

3

Работа по теме

28 минут

2-15

4

Самостоятельная работа

7  минут

5

Подведение итогов. Рефлексия.

2 минуты

16

5

Домашняя работа.

Спасибо за работу!

1 минута

45 сек.

17

18

4. Краткое описание содержания учебных кадров

        1. Титульный лист.

        2. Словарная работа. Объяснение слова «исследователь»

        3. Стихотворение А. Якима.

        4-5- 6 Диалог «Гусеницы и гуся» Доказательство родства слов, выделение корня.

        7.  Вывод.

        8.  Многозначность слова «корень».

        9. Физкультминутка

       10. Образуем однокоренные слова для слова «сад».

       11. Стихотворение  Е. Измайлова « Словесный сад»

       12 .Звуковой анализ слов. Правописание.

       13. Слова – синонимы

       14-15. Групповая работа. Проверка.

     16. Вывод

     17.Оценка деятельности на уроке

    18. Спасибо за работу!

         

    Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. Повышение эффективности усвоения  материала за счет одновременного изложения  учителем  необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.
  2. Повышение мотивации и развитие наглядно-образного мышления детей с проблемами в развитии за счёт использования эффектов мультипликации, анимации.
  3. Формирование информационной культуры и компетентности школьников.
  4. Создание необходимого эмоционального фона.
  5. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

Необходимое оборудование и материалы для урока: компьютер для учителя, экран, проектор, авторский медиапродукт.

Карта занятия

Комментарий

 хода урока

Время

(мин.)

слайда

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Организационный момент. Мотивация учащихся.

30 сек

1

Внимание.

Организованность.

Аргументированность.

Активизация знаний учащихся Подача текстовой информации.

4

 2-3

Внимание Память

Восприятие. Мышление

Способность выделять причинно-следственные связи между словами.

Релаксация.

3

 4-5-6

Внимание

Любознательность. Самостоятельность

Вывод о родственных словах.

5

7

Точность речи Внимание  Понимание материала

Активность

Самостоятельность

Корень слова. Вывод.

3

8-9

Логичность

Понимание материала

Рефлексивность    Любознательность

Аргументированность   Активность  Самостоятельность

Глубина рассуждений

Коммуникативная культура

Многозначность слова «корень»

2

 10

Понимание Мышление

Самостоятельность Культура эмоций.

Физкультминутка

2

 11

Активизация знаний учащихся Подача текстовой информации

5

12-13

Внимание

Восприятие. Мышление

Любознательность  Культура эмоций

Подача информации

3

14

Мышление

Логичность

Рефлексивность    Активность

Культура эмоций

Дисциплинированность

Творческая работа по вариантам

5

15

Внимание

Память

Мышление

Самостоятельность

Дисциплинированность

Ясность речи

Самостоятельная творческая работа

6

16

Логичность Внимание

Мышление Логичность

Рефлексивность

Аргументированность

Коммуникативная культура

Оценка своей деятельности на уроке.

Д/З.

1

17

Внимание Память Логичность

Аргументированность              

Ясность речи  

Самостоятельность

Спасибо за работу!

30 сек

Внимание

Любознательность Культура эмоций

Ход  урока

Этапы урока.

Деятельность учителя и учащихся.

Варианты использования образовательных технологий, методы и приемы.

Примечание.

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Евгеньевна. И мы на уроке русского языка.

Позитивный настрой на урок.

2.

Релаксация.

 3. Активизация знаний учащихся

Слайд  2 Исследователь.

-   Кто умеет учиться?

- Мы умеем учиться!

- Кто умеет трудиться?

- Мы умеем трудиться!

- Кто умеет слушать?

- Мы умеем слушать?

- Кто умеет отвечать?

- Мы умеем отвечать!

- Грамотно и внятно?

- Грамотно и внятно!

- Чтоб было всем понятно?

- Чтоб было всем понятно!

- Сегодня на эти 40 минут я предлагаю вам стать исследователями. Согласны?

-А как вы думаете, кто такие исследователи?   (Ответы детей)

- В толковом словаре Ожегова можно найти ответ.

-Исследователь – пытливый человек, который знакомится с чем-то, изучает, выясняет.

 

Поддержание интереса к уроку.

Создание проблемной ситуации.

Развивающее обучение.

Коммуникатив-

ность

Аргументированность

4. Релаксация

Слайд 3.

Стихотворение А.Якима «Родня»

Мама с папой моя родня.

Нет роднее родни у меня!

И сестрёнка родня, и братишка,

И щенок лопоухий  Тишка!

Я родных своих очень люблю!

Скоро всем подарки куплю…

- Кого автор считает родными в этом стихотворении?   (Маму, папу, сестрёнку, братишку, щенка Тишку)

- А что вы понимаете под словом «семья?»   (Это значит любовь, забота, внимание, дружба)

- А как вы думаете, слова могут иметь родственные связи? Могут дружить между собой?

- Первое задание исследователям:

- Откроем тетради, запишем дату исследования и место исследования.

- Задание второе:

Будем доказывать, что слова могут дружить и могут быть родственными!

Развивающее обучение.

Создание проблемной ситуации.

Стихотворение

читает учитель.

5. Изучение нового материала.

Диалог

Слайд 4-6

  1. 1. Повстречалась на лужайке гусеница с  одной семейкой.
  2. –Вы кто такие?
  3. – Я гусь, это гусыня, а это гусята!
  4. – А ты кто такая?
  5. – Я ваша тётя – гусеница!
  6. 2. –Кто встретился на лужайке? (Гусь, гусыня, гусёнок и гусеница)
  7. – Правильно!  
  8. – Кто такой гусь в нашем диалоге?

 – Гусь это птица, отец семейки.

 – Кто такая гусыня?

- Гусыня – это птица, мама гусят.

- Кто такие гусята?

- Гусята – птицы – птенцы, дети гуся и гусыни.

- Верно.

- Ну а гусеница, это кто?

- Это может быть личинка бабочки – насекомое.

- Верно! Она не имеет ничего общего с семейством гусей. Уберём её из семейки.

- Вот мы и доказали, что слова «гусь - гусыня - гусята» имеют родственные связи.

- Как мы будем называть такие слова? (Такие слова называются родственными)

- Прочитаем правило.

 Запись родственных слов в тетрадь.   (Гусь, гусыня, гусята)

Создание проблемной ситуации.

Развивающее обучение.

Работа в тетради и на доске.

Чтение учителем

Молодцы!

Погладьте себя по голове

6. Выделение общей части – корень слова.

Слайд 7

Вывод    Понятие «корень слова»

- Назовите, какая общая часть в этих родственных словах?   (--гус-)

Общая часть родственных слов называется «корень слова» и обозначается дугой.

- Выделим корень в наших словах. Проверьте.

- Чтение правила

Работа в тетради

Правило читает ученик.

 7.  Слайд8.

Вывод

- Следующее задание исследователям.

- Вот интересно, а слово «корень» однозначное или многозначное. Подумайте и ответьте, используя логику и мышление!  Кто готов?  Лови мяч и отвечай!

(Ответы детей)

                            растения

Корень                 волоса

                             ногтя

                              зуба

                            слова

- Слово «корень» многозначное, а  мы сегодня говорим о  корне  слова.

 - Молодцы исследователи!

Развивающее обучение.

Создание проблемной ситуации.

Похвалите друг друга.

Игра  с использованием мяча.

8. Слайд 9

Физкультминутка

Звучит песня  «Солнышко лучистое»

Здоровьесберегающий подход.

 

Выполняют стоя.

9.

Слайд 10

Стихотворение  Е.Измайлова «Сад»

Слайд 11-12

  Новое задание для исследователей.

Образуем однокоренные слова для слова «сад».

- Слушаем внимательно и отвечаем!

- Как называются посаженные рядом плодовые деревья, кустарники?    (Посадка)

- Молодые, нежные растения, которые выращивают для посадки?   (Рассада)

- Как называют хозяина сада?    (Садовод)

- Кто ухаживает за растениями в саду?     (Садовник)

 Стихотворение Е.Измайлова «Сад»

-Как называются эти слова? ( Родственные или однокоренные)

Сейчас прочитаем слова, которым надели звуковой костюмчик: (сат, пасатка, расада, садавот, садовник) Вспомним: Звук – слышим, букву пишем. Поэтому вспоминаем правила написания слов. Запись и проверка слов.

- Выделим общую часть родственных слов. Какую?  Корень – сад.

Устная фронтальная работа.

Коллективная работа на доске и в тетрадке.

Фонетика

Работа по вопросам учителя.

10.Слайд 13.

Синонимы

Исследователи! Прочитаем слова!  Являются ли они родственными словами? Объясните, почему?  Как называется эта группа слов?  (Синонимы)

- Вспомним, что такое синонимы?

(Это слова разные по написанию, но одинаковые по значению)

Создание проблемной ситуации.

Устная работа

11.

Работа по вариантам

Слайд14-15

- А теперь задание по вариантам. Вам нужно выписать родственные слова и выделить в них корень.

1вариант работает со словом стол;

2 вариант – со словом лес;

3 вариант – со словом – двор.

- Проверим. Читаем слова. Какой корень выделили? Оцените свою работу.

Работа в группе.

Работа в тетради по карточкам.

12. Самостоятельная работа

Слайд 16   Как найти корень? Вывод.

Сказка о Воде.

 Собрались у Воды родственники. Подводник с водицею беседуют. Водолаз с водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела она ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

  • - Кто приметил «чужака»?   (Это слово «водитель»)
  • - Почему гости не сразу приметили чужака?
  • (В этом слове есть общая часть со словом вода).
  • Подчеркните список гостей - родственников Воды.
  • (Работа на листочках: дети подчеркивают слова, выделяют корень.)
  • Прочитаем слова.

Если есть время

  • «Подводник» - Кто это?
  •  1.  Это моряк, служащий в подводном флоте.
  •  2.  Это специалист по подводным работам.
  • «Водолаз»   - Кто это?
  •  1. Это специалист, занимающийся подводными работами  в       водонепроницаемом  костюме со специальным снаряжением.
  •  2.  Это сильная, хорошо плавающая собака, спасающая утопающих.
  • «Водомерка» - Кто это?
  •   Это насекомое, передвигающееся по воде.
  • - Ну а теперь найдём «родственников»  к слову «водитель».
  • (Работа в тетради и у доски: дети выписывают слова во второй  столбик, выделяют корень: водитель, водит, водительское).

Поменяемся листочками и оценим работу друга.

Текст читает ученица.

Взаимопроверка.

13. Релаксация.

Слайд 17.

Оцените свою работу на уроке.   Ваше впечатление от урока.

Я узнал…

Я научился

Мне понравилось…

Д/З Карточка

Оценка своей работы. Слайд 18.

Оля рассматривала дома цветные картинки. Она увидела из окна красивые, яркие цветы. Девочка вышла во двор и подошла к цветнику. За ним ухаживала цветовод тетя Аня. На плечах у нее был цветастый платок. Над цветами порхали пестрые бабочки. Они садились на цветки и пили цветочный нектар. Оля любовалась цветущими растениями. Выписать родственные слова и выделить корень.

Спасибо за внимание!

Список литературы и Интернет-ресурсов

Волина В. В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995.

 О.Н.Крылова, Л.Ю.Самсонова. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Т. Г.  Рамзаевой  для 2 класса.

 - http://festival.1september.ru/, - http://www.openclass.ru/mainpage, - http://www.openclass.ru/node/306698, - http://elena-kuzmina.ru/russkij-yazyik.html.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 2 класс « Корень. Родственные слова .» Кудряшова Ирина Евгеньевна – учитель высшей категории «Учитель года 2014» Московская область, г. Волоколамск

Слайд 3

Исследователь - пытливый человек, который знакомится с чем-то для выяснения и изучения чего-либо.

Слайд 4

Моя родня Мама с папой – моя родня. Нет роднее родни у меня: И сестрёнка родня, и братишка, И щенок лопоухий Тишка. Я родных своих очень люблю. Скоро всем подарки куплю … Я . Аким

Слайд 5

-Вы кто такие? Я гусь, -это гусыня, -а это гусята. - А ты кто такая? Я ваша тётя – гусеница!

Слайд 6

гусь гусыня гусята гусеница

Слайд 7

КОРЕНЬ СЛОВА - главная значимая часть родственных слов. гусь гусыня гусята ОДНОКОРЕННЫ е – РОДСТВЕННЫ е Слова имеют родственные связи

Слайд 8

КОРЕНЬ

Слайд 9

Корень – многозначное слово растения волоса ногтя зуба слова КОРЕНЬ

Слайд 10

Белозёрова Т.В.

Слайд 12

Как-то много лет назад Посадили странный сад . Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово, слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада вам рассада , Вот ещё посадки рядом. А вот садовод , с ним садовник идёт. Очень интересно Гулять в саду словесном! Е. Измайлов

Слайд 13

садовод Сад, посадили, рассада, садовод, садовник. с а т р а с а д а с а д а в о т с а д о в н и к п а с а т к и посадки рассада садовник С ад

Слайд 14

Сад, посадки, рассада, садовод, садовник.

Слайд 15

избушка хатка домик

Слайд 16

c Запиши родственные слова в столбики Стол, двор, столик, дворник, столовая, дворик, дворовый, столяр. Стол, двор, столик, дворник, столовая, дворик, дворовый, столяр. Стол, лес, двор, столик, дворник , лесок, столовая, дворик, лесной, столяр, лесник, дворовый.

Слайд 17

Стол столик столовая столяр Двор дворник дворик дворовый Лес лесок лесной лесник

Слайд 18

Как найти корень слова? 1 шаг: подбор родственных слов и сравнение их по смыслу 2 шаг: выделение общей части – корня.

Слайд 19

1.Я узнал … 2. Я научился… 3. Мне понравилось…

Слайд 20

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитательный работы 2013-2014 учебного года

Моя рабочая программа для работы 2013-2014 учебного года....

отчёт о реализации социального проекта классной детской организации "Солнышко" за 1-е полугодие 2013-2014 учебного года

В отчёте представлена результативность работы социального проекта "Добро начинается с тебя" за 1-е полугодие 2013-2014 учебного года...

анализ воспитательной работы в 4 классе за 1-е полугодие 2013-2014 учебного года

анализ воспитательной работы раскрывает деятельность классного руководителя по различным направлениям...

Самоанализ деятельности Колесниковой Е.В. по итогам учебного года 2013-2014

Самоанализ деятельности учителя по итогам учебного года 2013-2014. показывает динамику учебных и внеучебных достижений учащихся, профессиональный рост учителя, планирование деятельности на следующей у...

Анализ деятельности РМО педагогов-психологов 2013-2014 уч. год

В документе представлен анализ деятельности районного методического объединения педагогов-психологов Нижневартовского района за  2013-2014 учебный год....