Педагог года 2013-2014
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Открытый конкурсный урок по теме "Родственные слова. Корень слова"
Скачать:
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛОКОЛАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«ЧИСМЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
143650 Московская область http://www.chismenshooll.ucoz.ru
Волоколамский район e-mail: chismenshool@mail.ru
п. Чисмена, ул. Школьная, д.1 телефон: 8 (49636) 66-190
факс: 8(49636)66-236
_____________________________________________________________________________
«Учитель года 2013-2014»
Сценарий медиаурока с компьютером
Сценарий урока по русскому языку с применением здоровьесберегающих технологий, с использованием компьютерных медиаресурсов
Учитель: Ирина Евгеньевна Кудряшова
Образовательное учреждение: МОУ «Чисменская основная общеобразовательная школа»
- Предмет: русский язык
- Класс: 2
Тема: «Однокоренные слова. Корень слова».
Цель: - обобщить и закрепить знания о родственных словах, о корне слова;
- совершенствовать умения учащихся определять родственные слова по их лексическому значению,
Обучающие:
- формирование умения анализировать, сравнивать слова по смыслу и звучанию, классифицировать их;
- качественное и количественное обогащение лексики, практическое различение родственных слов по принадлежностям к основным частям речи (существительному, прилагательному, глаголу);
- обогащение словарного запаса за счёт обучения словообразования;
- развитие зрительного восприятия, слухового внимания, вербальной памяти, логического мышления.
Развивающие: развивать мышление, логику, память, внимание.
Воспитывающие: воспитывать любовь к родному языку; воспитывать любовь к учению, формировать стремление к получению знаний, развивать умение способности работать в коллективе.
Здоровьесберегающий аспект: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся. Индивидуальный подход к учащимся. Рациональная смена (частота чередования) различных видов деятельности.
Методы: интеллектуальная игра, метод свободного выбора, проблемные ситуации, самостоятельная работа, творческая работа, дифференцированные задания, коллективная работа.
Учебно-методическое обеспечение: УМК «Школа России».
Время реализации урока: 40 минут.
Авторский медиапродукт: презентация (среда PowerPoint)
1.Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word PowerPoint.
2.Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала
3. Структура медиапродукта для учителя: последовательные кадры презентации.
1 | Знакомство | 15 секунд | |
2 | Релаксация | 1 минута | |
3 | Работа по теме | 28 минут | 2-15 |
4 | Самостоятельная работа | 7 минут | |
5 | Подведение итогов. Рефлексия. | 2 минуты | 16 |
5 | Домашняя работа. Спасибо за работу! | 1 минута 45 сек. | 17 18 |
4. Краткое описание содержания учебных кадров
1. Титульный лист.
2. Словарная работа. Объяснение слова «исследователь»
3. Стихотворение А. Якима.
4-5- 6 Диалог «Гусеницы и гуся» Доказательство родства слов, выделение корня.
7. Вывод.
8. Многозначность слова «корень».
9. Физкультминутка
10. Образуем однокоренные слова для слова «сад».
11. Стихотворение Е. Измайлова « Словесный сад»
12 .Звуковой анализ слов. Правописание.
13. Слова – синонимы
14-15. Групповая работа. Проверка.
16. Вывод
17.Оценка деятельности на уроке
18. Спасибо за работу!
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- Повышение эффективности усвоения материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.
- Повышение мотивации и развитие наглядно-образного мышления детей с проблемами в развитии за счёт использования эффектов мультипликации, анимации.
- Формирование информационной культуры и компетентности школьников.
- Создание необходимого эмоционального фона.
- Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
Необходимое оборудование и материалы для урока: компьютер для учителя, экран, проектор, авторский медиапродукт.
Карта занятия
Комментарий хода урока | Время (мин.) | № слайда | Развитие личностных качеств и психических процессов | |
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности | |||
Организационный момент. Мотивация учащихся. | 30 сек | 1 | Внимание. | Организованность. Аргументированность. |
Активизация знаний учащихся Подача текстовой информации. | 4 | 2-3 | Внимание Память Восприятие. Мышление | Способность выделять причинно-следственные связи между словами. |
Релаксация. | 3 | 4-5-6 | Внимание | Любознательность. Самостоятельность |
Вывод о родственных словах. | 5 | 7 | Точность речи Внимание Понимание материала | Активность Самостоятельность |
Корень слова. Вывод. | 3 | 8-9 | Логичность Понимание материала | Рефлексивность Любознательность Аргументированность Активность Самостоятельность Глубина рассуждений Коммуникативная культура |
Многозначность слова «корень» | 2 | 10 | Понимание Мышление | Самостоятельность Культура эмоций. |
Физкультминутка | 2 | 11 | ||
Активизация знаний учащихся Подача текстовой информации | 5 | 12-13 | Внимание Восприятие. Мышление | Любознательность Культура эмоций |
Подача информации | 3 | 14 | Мышление Логичность | Рефлексивность Активность Культура эмоций Дисциплинированность |
Творческая работа по вариантам | 5 | 15 | Внимание Память Мышление | Самостоятельность Дисциплинированность Ясность речи |
Самостоятельная творческая работа | 6 | 16 | Логичность Внимание Мышление Логичность | Рефлексивность Аргументированность Коммуникативная культура |
Оценка своей деятельности на уроке. Д/З. | 1 | 17 | Внимание Память Логичность | Аргументированность Ясность речи Самостоятельность |
Спасибо за работу! | 30 сек | Внимание | Любознательность Культура эмоций |
Ход урока
Этапы урока. | Деятельность учителя и учащихся. | Варианты использования образовательных технологий, методы и приемы. | Примечание. |
1.Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Евгеньевна. И мы на уроке русского языка. | Позитивный настрой на урок. | |
2. Релаксация. 3. Активизация знаний учащихся Слайд 2 Исследователь. | - Кто умеет учиться? - Мы умеем учиться! - Кто умеет трудиться? - Мы умеем трудиться! - Кто умеет слушать? - Мы умеем слушать? - Кто умеет отвечать? - Мы умеем отвечать! - Грамотно и внятно? - Грамотно и внятно! - Чтоб было всем понятно? - Чтоб было всем понятно! - Сегодня на эти 40 минут я предлагаю вам стать исследователями. Согласны? -А как вы думаете, кто такие исследователи? (Ответы детей) - В толковом словаре Ожегова можно найти ответ. -Исследователь – пытливый человек, который знакомится с чем-то, изучает, выясняет.
| Поддержание интереса к уроку. Создание проблемной ситуации. Развивающее обучение. | Коммуникатив- ность Аргументированность |
4. Релаксация Слайд 3. Стихотворение А.Якима «Родня» | Мама с папой моя родня. Нет роднее родни у меня! И сестрёнка родня, и братишка, И щенок лопоухий Тишка! Я родных своих очень люблю! Скоро всем подарки куплю… - Кого автор считает родными в этом стихотворении? (Маму, папу, сестрёнку, братишку, щенка Тишку) - А что вы понимаете под словом «семья?» (Это значит любовь, забота, внимание, дружба) - А как вы думаете, слова могут иметь родственные связи? Могут дружить между собой? - Первое задание исследователям: - Откроем тетради, запишем дату исследования и место исследования. - Задание второе: Будем доказывать, что слова могут дружить и могут быть родственными! | Развивающее обучение. Создание проблемной ситуации. | Стихотворение читает учитель. |
5. Изучение нового материала. Диалог Слайд 4-6 |
– Гусь это птица, отец семейки. – Кто такая гусыня? - Гусыня – это птица, мама гусят. - Кто такие гусята? - Гусята – птицы – птенцы, дети гуся и гусыни. - Верно. - Ну а гусеница, это кто? - Это может быть личинка бабочки – насекомое. - Верно! Она не имеет ничего общего с семейством гусей. Уберём её из семейки. - Вот мы и доказали, что слова «гусь - гусыня - гусята» имеют родственные связи. - Как мы будем называть такие слова? (Такие слова называются родственными) - Прочитаем правило. Запись родственных слов в тетрадь. (Гусь, гусыня, гусята) | Создание проблемной ситуации. Развивающее обучение. Работа в тетради и на доске. | Чтение учителем Молодцы! Погладьте себя по голове |
6. Выделение общей части – корень слова. Слайд 7 Вывод Понятие «корень слова» | - Назовите, какая общая часть в этих родственных словах? (--гус-) Общая часть родственных слов называется «корень слова» и обозначается дугой. - Выделим корень в наших словах. Проверьте. - Чтение правила | Работа в тетради Правило читает ученик. | |
7. Слайд8. Вывод | - Следующее задание исследователям. - Вот интересно, а слово «корень» однозначное или многозначное. Подумайте и ответьте, используя логику и мышление! Кто готов? Лови мяч и отвечай! (Ответы детей) растения Корень волоса ногтя зуба слова - Слово «корень» многозначное, а мы сегодня говорим о корне слова. - Молодцы исследователи! | Развивающее обучение. Создание проблемной ситуации. Похвалите друг друга. | Игра с использованием мяча. |
8. Слайд 9 Физкультминутка | Звучит песня «Солнышко лучистое» | Здоровьесберегающий подход. |
Выполняют стоя. |
9. Слайд 10 Стихотворение Е.Измайлова «Сад» Слайд 11-12 | Новое задание для исследователей. Образуем однокоренные слова для слова «сад». - Слушаем внимательно и отвечаем! - Как называются посаженные рядом плодовые деревья, кустарники? (Посадка) - Молодые, нежные растения, которые выращивают для посадки? (Рассада) - Как называют хозяина сада? (Садовод) - Кто ухаживает за растениями в саду? (Садовник) Стихотворение Е.Измайлова «Сад» -Как называются эти слова? ( Родственные или однокоренные) Сейчас прочитаем слова, которым надели звуковой костюмчик: (сат, пасатка, расада, садавот, садовник) Вспомним: Звук – слышим, букву пишем. Поэтому вспоминаем правила написания слов. Запись и проверка слов. - Выделим общую часть родственных слов. Какую? Корень – сад. | Устная фронтальная работа. Коллективная работа на доске и в тетрадке. Фонетика | Работа по вопросам учителя. |
10.Слайд 13. Синонимы | Исследователи! Прочитаем слова! Являются ли они родственными словами? Объясните, почему? Как называется эта группа слов? (Синонимы) - Вспомним, что такое синонимы? (Это слова разные по написанию, но одинаковые по значению) | Создание проблемной ситуации. | Устная работа |
11. Работа по вариантам Слайд14-15 | - А теперь задание по вариантам. Вам нужно выписать родственные слова и выделить в них корень. 1вариант работает со словом стол; 2 вариант – со словом лес; 3 вариант – со словом – двор. - Проверим. Читаем слова. Какой корень выделили? Оцените свою работу. | Работа в группе. | Работа в тетради по карточкам. |
12. Самостоятельная работа Слайд 16 Как найти корень? Вывод. | Сказка о Воде. Собрались у Воды родственники. Подводник с водицею беседуют. Водолаз с водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела она ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
Если есть время
| Поменяемся листочками и оценим работу друга. | Текст читает ученица. Взаимопроверка. |
13. Релаксация. Слайд 17. | Оцените свою работу на уроке. Ваше впечатление от урока. Я узнал… Я научился Мне понравилось… | ||
Д/З Карточка Оценка своей работы. Слайд 18. | Оля рассматривала дома цветные картинки. Она увидела из окна красивые, яркие цветы. Девочка вышла во двор и подошла к цветнику. За ним ухаживала цветовод тетя Аня. На плечах у нее был цветастый платок. Над цветами порхали пестрые бабочки. Они садились на цветки и пили цветочный нектар. Оля любовалась цветущими растениями. Выписать родственные слова и выделить корень. Спасибо за внимание! |
Список литературы и Интернет-ресурсов
Волина В. В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995.
О.Н.Крылова, Л.Ю.Самсонова. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Т. Г. Рамзаевой для 2 класса.
- http://festival.1september.ru/, - http://www.openclass.ru/mainpage, - http://www.openclass.ru/node/306698, - http://elena-kuzmina.ru/russkij-yazyik.html.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Исследователь - пытливый человек, который знакомится с чем-то для выяснения и изучения чего-либо.
Моя родня Мама с папой – моя родня. Нет роднее родни у меня: И сестрёнка родня, и братишка, И щенок лопоухий Тишка. Я родных своих очень люблю. Скоро всем подарки куплю … Я . Аким
-Вы кто такие? Я гусь, -это гусыня, -а это гусята. - А ты кто такая? Я ваша тётя – гусеница!
гусь гусыня гусята гусеница
КОРЕНЬ СЛОВА - главная значимая часть родственных слов. гусь гусыня гусята ОДНОКОРЕННЫ е – РОДСТВЕННЫ е Слова имеют родственные связи
КОРЕНЬ
Корень – многозначное слово растения волоса ногтя зуба слова КОРЕНЬ
Белозёрова Т.В.
Как-то много лет назад Посадили странный сад . Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово, слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада вам рассада , Вот ещё посадки рядом. А вот садовод , с ним садовник идёт. Очень интересно Гулять в саду словесном! Е. Измайлов
садовод Сад, посадили, рассада, садовод, садовник. с а т р а с а д а с а д а в о т с а д о в н и к п а с а т к и посадки рассада садовник С ад
Сад, посадки, рассада, садовод, садовник.
избушка хатка домик
c Запиши родственные слова в столбики Стол, двор, столик, дворник, столовая, дворик, дворовый, столяр. Стол, двор, столик, дворник, столовая, дворик, дворовый, столяр. Стол, лес, двор, столик, дворник , лесок, столовая, дворик, лесной, столяр, лесник, дворовый.
Стол столик столовая столяр Двор дворник дворик дворовый Лес лесок лесной лесник
Как найти корень слова? 1 шаг: подбор родственных слов и сравнение их по смыслу 2 шаг: выделение общей части – корня.
1.Я узнал … 2. Я научился… 3. Мне понравилось…
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитательный работы 2013-2014 учебного года
Моя рабочая программа для работы 2013-2014 учебного года....
отчёт о реализации социального проекта классной детской организации "Солнышко" за 1-е полугодие 2013-2014 учебного года
В отчёте представлена результативность работы социального проекта "Добро начинается с тебя" за 1-е полугодие 2013-2014 учебного года...
анализ воспитательной работы в 4 классе за 1-е полугодие 2013-2014 учебного года
анализ воспитательной работы раскрывает деятельность классного руководителя по различным направлениям...
анализ использования ИКТ на уроках в начальной школе за 1-е полугодие 2013-2014 учебного года
анализ использования ИКТ на уроках...
Анализ работы методического объединения педагогов, работающих в классах СКО за 2013-2014 учебный год
Анализ работы МО...
Самоанализ деятельности Колесниковой Е.В. по итогам учебного года 2013-2014
Самоанализ деятельности учителя по итогам учебного года 2013-2014. показывает динамику учебных и внеучебных достижений учащихся, профессиональный рост учителя, планирование деятельности на следующей у...
Анализ деятельности РМО педагогов-психологов 2013-2014 уч. год
В документе представлен анализ деятельности районного методического объединения педагогов-психологов Нижневартовского района за 2013-2014 учебный год....