Рабочая программа по русскому языку 1 класс УМК "Школа Росси"
рабочая программа (русский язык, 1 класс) по теме

Семёнова-Лукьянова Светлана Александровна

Материал пригодится при создании рабочей программы учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_russkiy_yazyk_1_klass.docx96 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Цели и задачи

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика курса

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварныйпериод является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный(заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Рабочая  программа  по русскому языку составлена в соответствии с ФГОС начального общего образования, на основе примерной программы по русскому языку, авторской программы «Русский язык. Обучение грамоте» В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин,Л.А.Виноградская,М.В.Бойкина, - М.: Просвещение, 2011. (УМК «Школа России).

Место курса «Русский язык» в учебном плане

В соответствии с учебным планом МКОУ «Болотниковская ООШ», рабочая программа по русскому языку рассчитана на 165 часов в год при 5 часах в неделю (33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

Коррекция примерной программы

           Часы, отведённые для резерва в букварный и послебукварный период использовать в случае необходимости, если дети по темпу работы и уровню усвоения не успевают проработать материал предложенного урока.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому

труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Тематическое планирование

п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Добукварный (подготовительный) период

17

2

Букварный (основной) период

66

Послебукварный (основной) период

32

Наша речь

2

Текст, предложение, диалог

3

Слова, слова, слова…

4

Слово и слог

2

Перенос слов

2

Ударение (общее представление)

2

4

Звуки и буквы

35

Итого:

165

Основное содержание курса

I КЛАСС (165 ч)

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

 

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

 

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

 

ДОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД (17 ч)

Речь (устная и письменная) - общее представление.

Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.

Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями.

Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.

БУКВАРНЫЙ (ОСНОВНОЙ) ПЕРИОД (66 ч)

I. Обучение письму

Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании1.

Подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.

Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.

Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.

Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.

Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу}.

Знакомство с правилами гигиены письма.

II. Развитие устной речи

Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).

Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).

Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.

Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.

Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.

Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.

Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.

Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД. ПИСЬМО. ЧТЕНИЕ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ (36 ч)

Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Количество часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения занятия

план

факт

Блок «Русский язык Обучение письму».

Добукварный период (17ч)

1

Пропись – первая учебная тетрадь.

УОНМ[1]

1

Работа в прописи. Обводка предметов по контуру. Письмо элементов букв (овал, полуовал, прямая наклонная короткая линия).

2

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

УОНМ

1

Работа в прописи. Обводка предметов по контуру. Письмо элементов букв (полуовал, прямая наклонная короткая линия, короткая наклонная линия с закруглением влево, петля)

3

Письмо овалов и полуовалов.

УОНМ

1

Составление предложений к иллюстрациям прописи. Обозначение изображённых предметов словом. Обводка и штриховка предметных рисунков.  Классификация предметов на основе общего признака.

4

Рисование

бордюров.

УОНМ

1

Работа в прописи. Штриховка и обводка предметных рисунков. Воспроизведение сказки по серии сюжетных картинок. Объединение предметов в группу по общему признаку.

5

Письмо длинных прямых наклонных линий.

УОНМ

1

Работа в прописи. Штриховка и обводка предметных рисунков.

6

Письмо наклонных линии с закруглением внизу.

УРУиН

1

Работа в прописи. Штриховка и обводка предметных рисунков. Слого-звуковой анализ слов. Составление рассказов по сюжетным картинкам прописи

7

Письмонаклонных линии с закруглением вверху.

УРУиН

1

Работа в прописи. Штриховка и обводка предметных рисунков. Составление рассказов по иллюстрациям прописи.

8

Письмо больших и маленьких овалов, их чередование.

УРУиН

1

Работа в прописи. Сравнение элементов письменных и печатных букв. Слого-звуковой анализ слов. Штриховка и обводка предметных рисунков.

9

Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование.

УОиСЗ

1

Работа в прописи.  Конструирование из отдельных элементов, известных учащимся, букв (и). Сравнение элементов письменных и печатных букв. Слого-звуковой анализ слов.

10

 Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.

УОНМ

1

Конструирование из отдельных элементов известных учащимся букв (п, г, т). Слого-звуковой анализ слов. Штриховка и обводка предметных рисунков. Составление рассказов по иллюстрациям прописи

11

Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов.

УРУиН

1

Конструирование из отдельных элементов известных учащимся букв (е). Слого-звуковой анализ слов. Конструирование из отдельных элементов известных учащимся букв (е). Слого-звуковой анализ слов. Штриховка и обводка предметных рисунков.

12

Строчная и заглавная буквыА, а.

УОНМ

1

Конструирование из отдельных элементов известных учащимся букв. Слого-звуковой анализ слов. Штриховка и обводка элементов буквы А.

13

Строчная и заглавная буквыО, о.

УОНМ

1

Работа в парах. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [о]. Обозначение границ предложения на письме. Заглавная буква в именах собственных.

14

Строчная

буква и.

УОНМ

1

Работа в прописи. Сравнение печатной и письменной букв. Конструирование буквы из различных материалов. Слого-звуковой анализ слов со звуком [и]. Подбор слов со звуком [и], запись некоторых из них. Комментированное письмо слов и предложений. Комментированное письмо слогов и слов с изученными буквами.

15

Заглавная

буква И.

УОНМ

1

Работа в прописи. Сравнение печатной и письменной букв. Сравнение строчной и заглавной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [и].

16

Строчная

буква ы.

УОНМ

1

Работа в прописи. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ы]. Комментированное письмо слов, содержащих буквы и, ы, и предложений.

17

Строчная и

заглавная

буквыУ, у.

УОНМ

1

Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [у].Взаимооценка.

Букварный период (66ч)

18

Строчная и

заглавная

буквы Н, н.

Комбинированный урок.

1

Работа  в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Письмо предложений с комментированием.

19

Строчная и

заглавная

буквыС, с.

УРУиН

1

Работа  в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Деформированное предложение.

20

Заглавная

буква С.

УОНМ

1

Работа  в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Письмо слов с буквамиС, с. Списывание с письменного шрифта. Списывание с рукописного текста.

21

Строчная и

заглавная

буквыК, к.

Комбинированный урок.

1

Работа  в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [к], [к’]. Письмо слогов и слов с буквамиК, к. Списывание предложений. Повествовательная и восклицательная интонация. Оформление интонации на письме.

22

Строчная и

заглавная

буквыТ, т.

УОНМ

1

Работа  в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Списывание с письменного шрифта.

23

Закрепление. Строчная и

заглавная

буквыТ, т.

УРУиН

1

Работа  в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Списывание с письменного шрифта.

24

Строчная и

заглавная

буквы Л, л.

Комбинированный урок.

1

Работа  в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [л], [л’].

25

Повторение и закрепление изученного.

УОиСЗ

1

Работа  в прописи. Закрепление написания изученных букв. Слого-звуковой анализ слов. Списывание предложений с печатного и письменного шрифта.

26

Строчная буква р. Заглавная буква Р.

УОНМ

1

Работа  в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Письмо слогов и слов. Письменные ответы на вопросы.

27

Строчная и

заглавная

буквыВ, в.

Комбинированный урок.

1

Работа  в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [в], [в’]. Списывание с письменного шрифта.

28

Строчная и

заглавная

буквыЕ, е.

УОНМ

1

Работа  в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’э], [’э]. Списывание с письменного шрифта. Состаление ответа на поставленный в тексте вопрос.

29

Строчная и

заглавная

буквы П, п.

УОиСЗ

1

Работа  в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [п], [п’]. Дополнение предложений словами по смыслу. Письменные ответы на вопросы.

30

Закрепление. Строчная и

заглавная

буквы П, п.

УОиСЗ

1

Работа  в прописи. Слого-звуковой анализ слов со звуками [п], [п’]. Письмо слогов и слов с буквами П, п. Дополнение предложений словами по смыслу.

31

Строчная и

заглавная

буквы М, м.

Комбинированный урок.

1

Работа  в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [м], [м’].

32

Закрепление. Строчная и

заглавная

буквы М, м.

УРУиН

1

Работа  в прописи. Оформление границ предложения. Списывание с печатного шрифта.

33

Строчная и

заглавная

буквы З, з.

УОиСЗ

1

Работа в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв.

34

Закрепление. Строчная и

Загл.буквыЗ, з.

УРУиН

1

Работа  в прописи. Дополнение предложений словами по смыслу. Письменные ответы на вопросы.

35

Строчная и

заглавная

буквы З, з.

УОНМ

1

Работа  в прописи. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Работа по развитию речи: составление письменного текста. Дополнение содержания письменного текста. Письмо под диктовку.

36

Строчная и

заглавная

буквыБ, б.

УОНМ

1

Работа в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [б], [б’]. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно.

37

Закрепление. Строчная и

заглавная

буквыБ, б.

Комбинированный урок.

1

Работа  в прописи. Различение единственного и множественного числа существительных (один – много). Дополнение предложений словами по смыслу.

38

Строчная и

заглавная

буквыБ, б.

УОиСЗ

1

Работа  в прописи. Слого-звуковой анализ слов со звуками [б], [б’]. Письмо слогов и слов с буквамиБ, б. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно.

39

Строчная и

заглавная

буквыД, д.

УОНМ

1

Работа  в прописи. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [д], [д’]. Письмо слогов и слов с буквамиД, д. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно.

40

Закрепление. Строчная и

заглавная

буквыД, д.

УРУиН

1

Работа  в прописи. Письмо слогов и слов с изученными буквами.  Наблюдение за изменением формы числа существительного.

41

Заглавная

буква Д.

УРУиН

1

Работа  в прописи. Письмо слогов и слов с изученными буквами.  Наблюдение за изменением формы числа существительного

42

Заглавная

буквы Я.

Комбинированный урок.

1

Работа  в прописи. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’а], [’а]. Письмо слогов и слов с буквами Я.

43

 Строчная и

заглавная

буквы Я, я.

УРУиН

1

Работа  в прописи. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’а], [’а]. Обозначение буквой я мягкости предыдущего согласного на письме. Письмо слогов и слов с буквами Я, я.

44

Написание строчных  и заглавных букв. Повторение.

УОиСЗ

1

Работа  в прописи. Письмо слогов и слов с изученными буквами.  Наблюдение за изменением формы числа существительного.

45

Написание слогов и слов с изученными буквами.

УОиСЗ

1

Фронтальная работа. Дополнение предложений словами по смыслу. Дополнение текстов своими предложениями.

46

Закрепление. Строчная и

заглавная

буквы Я, я.

УРУиН

1

Работа  в прописи. Обозначение буквой я мягкости предыдущего согласного на письме. Письмо слогов и слов с буквами Я, я.

47

Строчная и

заглавная

буквы Я, я. Д, д.

УРУиН

1

Работа  в прописи. Фронтальная работа. Дополнение предложений словами по смыслу. Дополнение текстов своими предложениями.

48

Строчная и

заглавная

буквы Я, я.Обозначение мягкости согласного.

УРУиН

1

Работа  в прописи. Обозначение буквой я мягкости предыдущего согласного на письме. Письмо слогов и слов с изученными буквами.

49

Строчная и

заглавная

буквы Г, г.

УОНМ

1

Работа  в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуками [г], [г’].

50

Закрепление. Строчная и

заглавная

буквы Г, г.

УРУиН

1

Работа  в прописи. Письмо слогов и слов с буквами Г, г. Число имени существительного. Дополнение предложений словами по смыслу. Оформление границ предложения.

51

Строчная

буква ч.

УОНМ

1

Работа  в прописи. Письмо слогов и слов с буквами Г, г. Дополнение предложений словами по смыслу.

Оформление границ предложения.

52

Закрепление. Строчная

буква ч.

УРУиН

1

Работа  в прописи. Наблюдение над личными местоимениями я, они. Наблюдение за изменением формы числа глаголов. Списывание с печатного шрифта. Разгадывание кроссвордов.

53

Заглавная

буква Ч.

УОНМ

1

Работа  в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ч’]. Письмо слогов и слов с буквами Ч, ч. Правописание ча, чу.

54

Буква ь.

УОНМ

1

Работа  в прописи. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов с ь.

55

Закрепление. Буква ь.

УРУиН

1

Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова. Списывание с печатного шрифта. Письменные ответы на вопросы.

56

Строчная и

заглавная

буквы Ш, ш.

УОНМ

1

Работа  в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ш]. Письмо слогов и слов с буквами Ш, ш.

57

Закрепление. Строчная и

заглавная

буквы Ш, ш.

УРУиН

1

Работа  в прописи. Письмо слогов и слов с буквами Ш, ш. Правописание сочетания ши. Списывание с печатного шрифта. Письменные ответы на вопросы.

58

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

УОиСЗ

1

Работа  в прописи. Сопоставление букв и, ш, И, Ш. Слого-звуковой анализ слов с сочетаниями ши, запись слов с ши под диктовку. Письмо под диктовку изученных букв, слов с изученными буквами.

59

Строчная и

заглавная

буквыЖ, ж.

УОНМ

1

Работа  в прописи. Сопоставление букв и, ш, И, Ш. Слого-звуковой анализ слов с сочетаниями ши, запись слов с ши под диктовку. Письмо под диктовку изученных букв, слов с изученными буквами

60

Закрепление. Строчная и

заглавная

буквыЖ, ж.

УРУиН

1

Списывание с печатного шрифта. Запись предложений, оформление границ.

61

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

УРУиН

1

Списывание с печатного шрифта. Запись предложений, оформление границ.

62

Строчная

буква ё.

УОНМ

1

Работа  в прописи. Сравнение печатной и письменной букв.Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’о], [’о]. Письмо слогов и слов с буквой ё.

63

Закрепление. Строчная

буква ё.

УРУиН

1

Работа  в прописи. Обозначение мягкости предыдущего согласного буквой ё. Правописание сочетаний жи–ши. Списывание с печатного шрифта. Образование существительных – названий детёнышей животных по образцу, данному в прописи.

64

Заглавная

буква Ё.

УОНМ

1

Работа  в прописи. Списывание с печатного шрифта.

65

Строчная и

заглавная

буквы Й, й.

УОНМ

1

Работа  в прописи. Рисование верхнего элемента букв Й, й в широкой строке.Слого-звуковой анализ слов со звуком [j’].

66

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

УРУиН

1

Работа  в прописи. Рисование узоров в широкой строке. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Работа по развитию речи. Запись предложения под диктовку с предварительным разбором.

67

Строчная и

заглавная

буквы Х, х.

УОНМ

1

Работа  в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв.Слого-звуковой анализ слов со звуками [х], [х’].

68

Закрепление.строчная и

заглавная

буквы Х, х.

УРУиН

1

Работа  в прописи. Правописание парных согласных на конце слова, проверочное слово.

69

Повторение. Строчная и

заглавная

буквы Х, х.

УРУиН

1

Работа  в прописи. Употребление имён прилагательных в речи для характеристики предмета.

70

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

УОиСЗ

1

Письмо слогов и слов с изученными буквами. Работа по развитию речи. Запись предложения под диктовку с предварительным разбором. Составление рассказа по поговорке, запись текста из 3–5 предложений.

71

Строчная и

заглавная

буквы Ю, ю.

УОНМ

1

Работа  в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно.Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’у], [’у].

72

Закрепление. Строчная и

заглавная

буквы Ю, ю.

УРУиН

1

Работа  в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно.Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’у], [’у].

73

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

УРУиН

1

Работа  в прописи. Правописание имён собственных (имена людей). Личные местоимения я – они. Списывание с печатного и письменного шрифта. Работа с поговоркой.

74

Строчная и

заглавная

буквы Ц, ц.

УОНМ

1

Работа  в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ц]. Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц.

75

Закрепление. Строчная и

заглавная

буквы Ц, ц.

УРУиН

1

Списывание с печатного и письменного шрифта. Работа с пословицами и поговорками.

76

Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами.

УОНМ

1

Работа по развитию речи. Письмо элементов изученных букв.  Письмо букв Ц, ц и других изученных букв. Письмо предложений с использованием слов с изученными буквами. Запись текста по опорным словам.

77

Строчная и

заглавная

буквыЭ, э.

УОНМ

1

Работа  в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [э]. Характеристика звука [э]. Письмо слогов и слов с буквамиЭ, э.

78

Строчная и заглавная буква Щ, щ.

УОНМ

1

Работа  в прописи. Сравнение заглавной и строчной, печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [щ’].

79

Строчная и заглавная буква Щ, щ. Закрепление.

УОНМ

1

Работа  в прописи. Сравнение заглавной и строчной, печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [щ’]. Письмо слогов и слов с буквой щ.

80

Строчная и заглавная буква Щ, щ. Повторение.

УОНМ

1

Работа  в прописи. Сравнение заглавной и строчной, печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [щ’]. Письмо слогов и слов с буквой щ.

81

Строчная и

заглавная

буквы Ф, ф.

УОНМ

1

Работа  в прописи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками,[ф]. ф’]

82

Строчные

буквы ь, ъ.

УОНМ

1

Работа  в прописи. Сравнение печатной и письменной букв.  Письмо слов с буквами ь , ъ.

83

Строчные

буквы ь, ъ. Закрепление.

Комбинированный урок.

1

Работа  в прописи. Письмо слов с буквами ь, ъ. Функция букв ь, ъ. Списывание с письменного шрифта.

Послебукварный период (32ч)

84

Закрепление написания изученных букв.

УРУиН

1

Работа  в прописи. Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.

85

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

УРУиН

1

Запись предложений с комментированием. Включение слов с буквами ь, ъ в предложения, их запись. Письмо под диктовку изученных букв, слогов.

86

Диктант.

УРУиН

1

Письмо под диктовку изученных букв, слогов, слов.

87

Формирование навыков письма.

УРУиН

1

Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.

88

Списывание текста.

УРУиН

1

Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.

89

Оформление предложений в тексте.

УРУиН

1

Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.

90

Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?»

УОНМ

1

Формирование умения различать слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?»

91

Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?». Закрепление.

УРУиН

1

Закрепление умения различать слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?» Индивидуальный опрос.

92

Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»

УОНМ

1

Формирование умения различать слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»

93

Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?». Закрепление.

УРУиН

1

Закрепление умения различать слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» Мини-тест по изучаемой теме.

94

Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?»

УОНМ

1

Формирование умения различать слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?»

95

Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?». Закрепление.

УРУиН

1

Закрепление умения различать слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?». Мини-тест по изучаемой теме.

96

Предлоги.

УОНМ

1

Формирование умений в написании предлога и слова. Тренировка в каллиграфическом письме.

97

Местоимения.

УОНМ

1

Формирование умений в написании местоимений. Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.

98

Диктант.

КЗ

1

Запись текста под диктовку с соблюдением каллиграфических норм и изученных правил.

99

Работа над ошибками.

УРУиН

1

Контроль и оценка своей работы.  Анализ допущенных ошибок.

100

Безударные гласные в корне слова.

УОНМ

1

Тренировка в умении подбирать проверочное слово, вырабатывать навыки грамотного письма.

101

Безударные гласные в корне слова. Закрепление

УРУиН

Самостоятельное выполнение задания с последующей самопроверкой. Закрепление знаний о правописании безударных гласных. Отработка навыков грамотного письма.

102

Звонкие  и глухие согласные в конце слова

УОНМ

1

Формирование умения проверять написание парных звонких  и глухих согласных на конце слова.

103

Звонкие  и глухие согласные в конце слова. Закрепление.

УОНМ

1

Самостоятельное выполнение задания с последующей самопроверкой Закрепление знаний о правописании парных звонких  и глухих согласных на конце слова.

104

Правописание ЖИ - ШИ.

УОНМ

1

Формирование навыков видеть орфограммы. Взаимопроверка выполненного задания.

105

Правописание ЧА - ЩА

УОНМ

1

Формирование навыков видеть орфограммы. Взаимопроверка выполненного задания.

106

Правописание ЧУ - ЩУ

УОНМ

1

Формирование навыков видеть орфограммы. Взаимопроверка выполненного задания.

107

Правописание ЧК, ЧН, ЩН.

УОНМ

1

Формирование навыков видеть орфограммы. Взаимопроверка выполненного задания.

108

Заглавная буква в словах

УРУиН

1

Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.

109

Деление слова на слоги.

УРУиН

1

Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.

110

Основа предложения.

УОНМ

1

Формирование умений определять в предложении подлежащее и сказуемое. Работа по вариантам.

111

Основа предложения. Закрепление.

УРУиН

1

Комментировать самостоятельное письменное задание, связанное с нахождением и выделением главных членов предложения.

112

Словарный диктант.

КЗ

1

Отработка навыков письма под диктовку.

113

Работа над ошибками

УРУиН

1

Контроль и оценка своей работы.  Анализ допущенных ошибок.

114

Контрольное списывание

КЗ

1

Проверка навыков грамотного списывания. Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании

115

«Что знаем?» «Чему научились?»

УОиСЗ

1

Запись предложений с комментированием с последующей самопроверкой.

Блок «Русский язык» (50ч)

Наша речь (2ч)

116

Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей.

УОНМ

1

Рассматривание обложки, страницы книги, вычленение отдельных элементов, чтение обращения авторов. Просматривание учебника.

117

Виды речи

(общее представление).

УОНМ

1

Знакомство с понятиями «речь устная» и «речь письменная» (общее представление). Работа со словами с непроверяемым написанием: язык, русский язык.

Текст, предложение, диалог (3ч)

118

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

УОНМ

1

Деление текста на предложения. Запись предложений под диктовку. Составление предложений с заданными словами, предложений на заданную учителем.

119

Диалог.

УОНМ

1

Выделение предложения из речи.

Установление связи слов в предложении. Приобретение опыта в составлении предложения по рисунку и заданной схеме.

120

Диалог.

Проверочная работа.

Комбинированный урок.

1

Чтение текста по ролям. Знакомство с понятием «Диалог». Постановка знаков препинания в конце предложения (точка; вопросительный, восклицательный знаки). Списывание диалога

Слова, слова, слова… (4ч)

121

Слова – названия предметов,признаков предметов, действий предметов.

УОНМ

1

Наблюдение над значением слов. Классификация слов в зависимости от их морфологической принадлежности. Письмо под диктовку.

122

Слова однозначные и многозначные (общее представление).

УОНМ

1

Наблюдение над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов близких и противоположных по значению в речи.

123

Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.

Комбинированный урок.

1

Составление рассказа по рисунку. Составление плана рассказа. Подбор заглавия. Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш.

124

Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов. Проверочная работа.

КЗ

1

Наблюдение над значением слов. Классификация слов в зависимости от их морфологической принадлежности.

Слово и слог (2ч)

125

Деление слов на слоги.

Комбинированный урок.

1

Составление схем слов. Подбирать слова к схемам и схемы к словам. Упражнение в делении слов на слоги. Классификация слов в зависимости от количества слогов в них.

126

Деление слов на слоги.

Проверочная работа.

Комбинированный урок.

1

Нахождение ударного слова. Классификация слов в зависимости от количества слогов в них. Запись слов под диктовку. Слова с непроверяемым написанием: лисица (лисичка). Составление слов из слогов. Подбор схемы к слову.

Перенос слов (2ч)

127

Правило

переноса слов.

УОНМ

1

Классификация слов в зависимости от количества слогов в них. Деление для переноса слов с мягким знаком в середине. Отработка навыка переноса слов.

128

Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.

Комбинированный урок.

1

Деление слов для переноса. Запись слов под диктовку. Наблюдение над текстами-описаниями. Выявление роли прилагательных.

Ударение (общее представление) (2ч)

129

Ударение. Ударный и безударный

УОНМ

1

Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Знакомство с орфоэпическим словарём.

130

Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки.

Комбинированный урок.

1

Восстановление деформированного текста. Составление сказки по началу и концовке. Характеристика героев сказки.

Звуки и буквы (35ч)

131

Звуки и буквы.

УОНМ

1

Произношение звуков в слове и вне слова, распознавание гласных звуков, а также букв, которыми они обозначаются на письме. Работа со словами с непроверяемым написанием: пальто, весело.

132

Русский алфавит, или Азбука.

УОНМ

1

Знакомство с алфавитом. Правильное называние букв, их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями. Запись слов в алфавитном порядке.

133

Русский алфавит, или Азбука.

Закрепление.

УРУиН

1

Заучивание алфавита. Правильное называние букв, их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями. Запись слов в алфавитном порядке

134

Гласные звуки.

Буквы, обозначающие гласные звуки.

УОНМ

1

Работа со словами с непроверяемым написанием.

135

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э.

УРУиН

1

Работа в паре: исследование по изучаемой проблеме.

136

Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос.

Комбинированный урок.

1

Устные и письменные ответы на вопросы. Запись предложений с комментированием. Работа со словом с непроверяемым написанием.

137

Ударные и безударные гласные звуки.

УОНМ

1

Знакомство с понятиями «ударный гласный», «безударный гласный»; отработка навыка выделения ударных и безударных гласных в слове.

138

Ударные и безударные гласные звуки. Закрепление

УРУиН

1

Произношение ударного (безударного) гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Индивидуальная работа: развитие орфографических умений.

139

Ударные и безударные гласные звуки. Повторение.

Комбинированный урок.

1

Знакомство со способами проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова). Наблюдение над особенностями проверяемых и проверочных слов.

140

Развитиеречи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.

Комбинированный урок.

1

Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. Выполнение задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

141

Проверочный диктант.

КЗ

1

Письмо под диктовку.

142

Согласные

звуки.

УОНМ

1

Дифференциация звуков в словах. Различение согласных звуков. Подбор слов с определенным согласным звуком.Работа со словами с непроверяемым написанием.

143

Слова с

удвоенными согласными.

Комбинированный урок.

1

Наблюдение над смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки Знакомство с правилом переноса слов с удвоенными согласными.

144

Буквы Й и И.

Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое».

УРУиН

1

Сравнение способов обозначения мягкости согласных звуков, звука [й’]; выбор нужного способа в зависимости от позиции звука в слове. Применение правил графики и орфографии, правил переноса слов с буквой й в середине слова. Письмо под диктовку.

145

Развитиеречи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений

Комбинированный урок.

1

Восстановление текста с нарушенным порядком предложений (восстановление деформированного текста). Запись восстановленного текста

146

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

УОНМ

1

Работа с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». Определение и правильное произношение звонких и глухих согласных звуков. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков

147

Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных

звуков.

УРУиН

1

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Работа со словом с непроверяемым написанием: ребята. Работа с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв».

148

Мягкий знак как показатель мягкости согласного

Комбинированный урок

1

Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным.

149

Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

УОНМ

1

Фронтальная работа.

150

Согласные звонкие и

глухие.

УОНМ

1

Произношение звуков в слове и вне слова, распознавание согласных звуков, а также букв, которыми они обозначаются на письме. Запись слов под диктовку и с комментированием.

151

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

Комбинированный урок.

1

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме. Работа с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв».

152

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Закрепление.

УРУиН

1

Работа со словами с непроверяемым написанием.

153

Проверочный диктант.

КЗ

1

Письмо под диктовку.

154

Шипящие согласные звуки.

УОНМ

1

Разно уровневые задания.

155

Проект «Скороговорки».

Составление сборника «Весёлые скороговорки».

Урок-проект.

1

Творческая деятельность. Работа со словами с непроверяемым написанием. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

156

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

УОНМ.

1

Знакомство с правописанием сочетаний чк, чн, чт, нч. Работа со словом с непроверяемым написанием: девочка. Запись слов под диктовку и с комментированием.

157

Буквосочетания ЖИ–ШИ. ЧА – ЩА. ЧУ - ЩУ

УОНМ

1

Знакомство с правилом правописания сочетаний:ЖИ- ШИ, ЧА-ЩАЧУ – ЩУ. Работа со словом с непроверяемым написанием: машина. Развитиеречи. Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и журавль».

158

Проверочный диктант.

КЗ

1

Письмо под диктовку.

159

Заглавная буква в словах.

УОНМ

1

Наблюдение над написанием имен, фамилий, отчеств, кличек животных, названий городов. Распознавание имен собственных

160

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д.

Комбинированный урок.

1

Знакомство с происхождением названий некоторых русских городов. Коллективная работа по обозначенной теме.

161

Деление слов на слоги.

УРУиН

1

Нахождение ударного слова. Классификация слов в зависимости от количества слогов в них.Самодиктант: взаимопроверка в парах.

162

Проверочная работа.

Комбинированный урок.

1

Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки).

163

Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок – изученные правила письма).

Урок-проект.

1

Творческая деятельность. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку. Правила вежливого обращения.

164

Итоговая

проверочная работа.

КЗ

1

Проверка и самопроверка усвоения изученного материала. Отработка умения применять знания на практике.

165

Итоговое

повторение.

УОиСЗ

1

Проверка и самопроверка усвоения изученного материала. Отработка умения применять знания на практике.


Материально-техническое обеспечение

– Магнитная доска.

– Наборное полотно.

Комплект демонстрационных таблиц к «Русской азбуке» В.Г. Горецкого.

– Демонстрационное пособие «Образцы письменных букв».

– Набор печатных букв, слогов.

– Касса букв и сочетаний.

– Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.

– Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

– Набор портретов отечественных и зарубежных писателей и поэтов.

– Наборы иллюстраций к изучаемым произведениям.

– Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины

– Персональный компьютер с принтером.

– Ксерокс (по возможности).

– Мультимедийный проектор.

– Экспозиционный экран.

– Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературному чтению.

Учебно-методическое обеспечение

Горецкий В.Г. , Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 – 4 классы.

Горецкий В.Г. Учебник Азбука, Москва, Просвещение 2013г.

Горецкий В. Г., Прописи в 4-х частях. Москва. Просвещение 2013г.

О,Е. Жиренко, Л. А. Обухова. Поурочные разработки.Москва  «Вако» 2013г.

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс.

Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс.

Канакина В.П. Русский язык. Тестовые задания. 1 класс.


[1]УОиСЗ – урок обобщения и систематизации знаний; УОНМ – урок ознакомления с новым материалом; УРУиН – урок развития умений и навыков;

КЗ – урок контроля знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....