Интерактивный словарь 1 класс
учебно-методическое пособие по русскому языку (1 класс) по теме

Аннотация

 к электронному дидактическому пособию

«Интерактивный словарь для 1 класса»

         В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед  учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

         В настоящее время основным приёмом проведения словарно-орфографической работы  в школе является механическое запоминание графического облика слова. Но этот приём не активизирует мыслительную деятельность учащихся и потому он малоэффективен. Учащиеся совершают ошибки в "трудных" словах и в начальной, и в средней школе.

         Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным - задача сложная и трудоёмкая, требующая от современного учителя большой творческой работы.

         Электронное дидактическое  пособие «Интерактивный словарь для 1 класса»  позволит разносторонне подходить к изучению словарных слов в 1 классе. На этапе ознакомления со словом важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом опережала показ написания этого слова. Например, сначала учащиеся отгадывают слово с помощью ребуса или загадки (звуковой анализ и синтез), затем объясняют его значение с помощью учителя (толкование слова), затем выделяют это слово из поговорки или пословицы, знакомятся с однокоренными словами и учатся правильно эти слова произносить.

         Особого внимания при знакомстве с новым словарным словом заслуживает этимология, так как она позволяет увидеть основу слова, в этом случае к моторной и зрительной памяти подключается ассоциативное мышление и память, что делает запоминание более осмысленным. При знакомстве с происхождением слова происходит расширение границ познания, осуществляется связь между русским языком и историей, знакомство с бытом разных народов, что приводит к повышению интереса к учёбе.

         Синонимы и фразеологизмы предполагают развитие у учащихся лексических представлений, помогают расширению словарного запаса, усвоению слов и оборотов речи, уместности употребления их в тексте, расширяют интерес к родному языку. Синонимы также как и фразеологизмы обогащают нашу речь. Если фразеологизмы - это изюминки нашей речи, делающие её привлекательной и интересной, то синонимы - это огоньки, освещающие разные стороны речи, позволяющие избежать стереотипности, повторений и штампов.

         Данное пособие помогает реализовать один из принципов работы с трудными словами - целенаправленный выход в речевую практику.

Помогает осуществить главные дидактические принципы по углублению понимания предметных связей:

ü уточнение и дальнейшее формирование понятий (толкование, этимология);

ü овладение мыслительными операциями (сравнение, наблюдение, анализ, синтез, обобщение, ассоциация)

         В данном пособии слово рассматривается с разных позиций: звуковой анализ и синтез (ребус), толкование лексемы, этимологическая справка, однокоренные слова, синонимические, антонимические и фразеологические отношения); подобран полный языковой материал по каждой лексической единице; обеспечивается преемственность двух ступеней обучения, создаётся основа для последующей языковой практики учащихся. Использование ребусов, загадок, при изучении слов с трудным написанием поддерживает эмоциональный настрой ребенка на выполнение задания, интерес, позволяет избежать процесса монотонности процесса усвоения новых знаний, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию к учению.

Языковой материал включает следующие разделы:

ü толкование слова;

ü однокоренные слова;

ü этимология слова;

ü фразеологизмы;

ü синонимы;

ü говорим правильно

а также практический материал:

ü загадки, пословицы;

ü написание слова;

ü ребусы.

 

В данное пособие были включены словарные слова для 1 класса к учебнику Рамзаевой Т.Г. «Русский язык 1 класс» :

1.     автобус

2.     арбуз

3.     город

4.     месяц

5.     ребята

6.     рисунок

7.     учебник

Электронное дидактическое  пособие «Интерактивный словарь для 1 класса» разработано, с целью помочь учителю в практической работе со словарными словами в 1 классе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл animirovannyy_plakat_slovarnye_slova_1_klass.pptx2.94 МБ
Файл annotatsiya.docx966.35 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интерактивный словарь к учебнику Рамзаевой Т.Г « Русский язык» 1 класс а Словарные слова 1 класс автобус арбуз город месяц ребята рисунок учебник

Слайд 3

арбуз автобус Загадка Ребус Слово Однокоренные слова Толкование Этимология Фразеологизмы Пословицы Загадка Толкование Однокоренные слова Пословицы Фразеологизмы Ребус Слово Этимология Говорим правильно Говорим правильно Синонимы Синонимы

Слайд 5

Что за чудо – красный дом! Ребятишек много в нём. Носит обувь из резины И питается бензином.

Слайд 7

Толкование Автобус Многоместный пассажирский автомобиль, применяемый в городском и международном транспорте.

Слайд 8

Однокоренные слова Автобусный, микроавтобус, аэробус, микробус , гидробус , электробус.

Слайд 9

Этимология Заимствовано из немецкого языка в начале xx века на основе слова auto - «автомобиль», буквально «автомобиль для всех (многих)», «самоходный экипаж для всех».

Слайд 10

Говорим правильно Автобус – ы , - ов , м.

Слайд 12

Сам алый, сахарный, Кафтан зелёный, бархатный.

Слайд 14

Толкование Арбуз Однолетнее растение семейства тыквенных с большими шарообразными гладкими плодами, а также сам плод.

Слайд 15

Однокоренные слова Арбузик , арбузище, арбузный.

Слайд 16

Этимология Заимствовано из татарского, а восходит к персидскому харбуза , буквально означающему – «ослиный огурец».

Слайд 17

Говорим правильно Арбуз – ы , - ов , м.

Слайд 18

город Загадка Толкование Однокоренные слова Пословицы Фразеологизмы Ребус Слово Этимология Говорим правильно Синонимы

Слайд 19

, о д

Слайд 21

Толкование Город 1) Крупный населённый пункт, административный, промышленный, торговый и культурный центр. 2) В игре в городки: площадка на которой ставятся фигуры из городков.

Слайд 22

Однокоренные слова Городок, городишко, городище, городской, горожанин, загородный, пригород, городошник (игрок в городки), городошный (спорт).

Слайд 23

Этимология Слово было ещё в общеславянском языке. Там оно звучало гордъ ; из него получилось и болгарское град, и наше полногласное г-оро-д . Древнейшим его значением было, видимо, «тын», «ограда», а потом и «обнесённый частоколом посёлок».

Слайд 24

Фразеологизмы Ни к селу ни к городу – некстати, не к месту, невпопад.

Слайд 25

Говорим правильно город, -а; за город, но: за город Париж; за городом, но: за городом Парижем; мн. города, - ов

Слайд 26

Пословицы Москва – всем городам мать. Смелость города берёт. Храбрость города берёт, а бдительность их бережёт. Наш городок – Москвы уголок. Что в деревне не родится, всё в городе пригодится.

Слайд 27

Синонимы Город – град (устар.)

Слайд 28

месяц Загадка Толкование Однокоренные слова Пословицы Фразеологизмы Ребус Слово Этимология Говорим правильно Синонимы

Слайд 29

,

Слайд 30

Над бабушкиной избушкой Висит хлеба краюшка, Собака лает, А достать не может.

Слайд 32

Толкование Месяц Единица исчисления времени, равная одной двенадцатой части года. Диск луны или его часть.

Слайд 33

Однокоренные слова Месячник, месячный, ежемесячный.

Слайд 34

Этимология У многих древних народов год, первоначально лунный, делился на одинаковые периоды по времени луны: месяц (луна) были мерой времени.

Слайд 35

Фразеологизмы Пропал, как молодой месяц – месяц , появившийся после новолунья, недолго виден на небе , поэтому о человеке, внезапно исчезнувшем, так говорят. Показался как молодой месяц – если кто-либо приходит ненадолго, скоро уходит, то о нём можно так сказать.

Слайд 36

Говорим правильно Месяц, -а, мн. – ы , - ов , по месяцам, месяцами, месяцеслов, месячишко, месячник, -а, месячный, - ая , - ое

Слайд 37

Пословицы Солнце сияет, а месяц светит. Взойдёт красно солнышко – прощая светел месяц. Летний день месяц кормит. У каждого месяца свои порядки.

Слайд 38

Синонимы Месяц - луна

Слайд 39

рисунок ребята Загадка Ребус Слово Однокоренные слова Толкование Этимология Фразеологизмы Пословицы Загадка Толкование Однокоренные слова Пословицы Фразеологизмы Ребус Слово Этимология Говорим правильно Говорим правильно Синонимы Синонимы

Слайд 41

Толкование Ребята Мн. ч. к слову ребёнок. Молодые люди, парни.

Слайд 43

Однокоренные слова Ребёнок, ребёночек, ребятишки, ребятки, ребятушки, ребятня, ребячий, ребяческий, ребячество.

Слайд 44

Этимология Ребёнок В XXI в.слово имело форму робенок и являлось уменьшительным от робя , которое находится в тесном родстве с существительным раб. Новое значение слова развилось из старого – «старый, робкий».

Слайд 45

Говорим правильно Ребята, ребят, ребятки, ребятня, ребятушки, ребяческий, ребячество, ребячий .

Слайд 46

Синонимы Дети Детвора Ребятня

Слайд 48

Толкование Рисунок Изображение, воспроизведение предмета, сделанное карандашом, пером, углём, красками и т.п.

Слайд 50

Однокоренные слова Рисуночек, рисунчатый, рисуночный, зарисовка, рисование, рисованный.

Слайд 51

Этимология Рисунок Заимствование из польского, где rysunek восходит к той же немецкой основе, что и rysowac - «рисовать».

Слайд 52

Говорим правильно Рисунок, - нка , рисунчатый, - ая , - ое .

Слайд 53

Синонимы Рисунок – узор, зарисовка

Слайд 54

учебник Загадка Толкование Однокоренные слова Пословицы Фразеологизмы Ребус Слово Этимология Говорим правильно Синонимы

Слайд 56

Он заданья нам дает, Нас учить не устает, Помогает нам волшебник, Наш товарищ, наш...

Слайд 58

Толкование Учебник Книга для учащихся или студентов по обучению какому-либо предмету, курсу в соответствии с учебной программой; учебное руководство.

Слайд 59

Говорим правильно Учебник, -а.

Слайд 60

Синонимы Учебник –пособие, руководство



Предварительный просмотр:


В оргкомитет по  проведению                                                      городского конкурса учебных,    методических, дидактических средств    обучения

Аннотация

 к электронному дидактическому пособию

«Интерактивный словарь для 1 класса»

        В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед  учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

        В настоящее время основным приёмом проведения словарно-орфографической работы  в школе является механическое запоминание графического облика слова. Но этот приём не активизирует мыслительную деятельность учащихся и потому он малоэффективен. Учащиеся совершают ошибки в "трудных" словах и в начальной, и в средней школе.

        Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным - задача сложная и трудоёмкая, требующая от современного учителя большой творческой работы.

        Электронное дидактическое  пособие «Интерактивный словарь для 1 класса»  позволит разносторонне подходить к изучению словарных слов в 1 классе. На этапе ознакомления со словом важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом опережала показ написания этого слова. Например, сначала учащиеся отгадывают слово с помощью ребуса или загадки (звуковой анализ и синтез), затем объясняют его значение с помощью учителя (толкование слова), затем выделяют это слово из поговорки или пословицы, знакомятся с однокоренными словами и учатся правильно эти слова произносить.

        Особого внимания при знакомстве с новым словарным словом заслуживает этимология, так как она позволяет увидеть основу слова, в этом случае к моторной и зрительной памяти подключается ассоциативное мышление и память, что делает запоминание более осмысленным. При знакомстве с происхождением слова происходит расширение границ познания, осуществляется связь между русским языком и историей, знакомство с бытом разных народов, что приводит к повышению интереса к учёбе.

        Синонимы и фразеологизмы предполагают развитие у учащихся лексических представлений, помогают расширению словарного запаса, усвоению слов и оборотов речи, уместности употребления их в тексте, расширяют интерес к родному языку. Синонимы также как и фразеологизмы обогащают нашу речь. Если фразеологизмы - это изюминки нашей речи, делающие её привлекательной и интересной, то синонимы - это огоньки, освещающие разные стороны речи, позволяющие избежать стереотипности, повторений и штампов.

        Данное пособие помогает реализовать один из принципов работы с трудными словами - целенаправленный выход в речевую практику.

Помогает осуществить главные дидактические принципы по углублению понимания предметных связей:

  • уточнение и дальнейшее формирование понятий (толкование, этимология);
  • овладение мыслительными операциями (сравнение, наблюдение, анализ, синтез, обобщение, ассоциация)

        В данном пособии слово рассматривается с разных позиций: звуковой анализ и синтез (ребус), толкование лексемы, этимологическая справка, однокоренные слова, синонимические, антонимические и фразеологические отношения); подобран полный языковой материал по каждой лексической единице; обеспечивается преемственность двух ступеней обучения, создаётся основа для последующей языковой практики учащихся. Использование ребусов, загадок, при изучении слов с трудным написанием поддерживает эмоциональный настрой ребенка на выполнение задания, интерес, позволяет избежать процесса монотонности процесса усвоения новых знаний, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию к учению.

Языковой материал включает следующие разделы:

  • толкование слова;
  • однокоренные слова;
  • этимология слова;
  • фразеологизмы;
  • синонимы;
  • говорим правильно

а также практический материал:

  • загадки, пословицы;
  • написание слова;
  • ребусы.

В данное пособие были включены словарные слова для 1 класса к учебнику Рамзаевой Т.Г. «Русский язык 1 класс» :

  1. автобус
  2. арбуз
  3. город
  4. месяц
  5. ребята
  6. рисунок
  7. учебник

Пользоваться данным пособием очень просто.

Слайд № 2 содержит алфавитный словоуказатель.

  • Нажав мышкой на определённую букву, мы переходим на слайд с домиками            для выбора словарного слова на данную букву.

  • Затем мы переходим  к домику с тем словарным словом,  с которым собираемся работать  на уроке.

  • В этом домике в любой последовательности выбираем  тот вид работы, который планируем провести.

В разделе «Загадка» и «Ребус» при нажатии на стрелочку в левом нижнем углу выходит иллюстрация.

На каждом слайде присутствует значок «стрелочка»                и значок «домик»               .

Нажав на значок                 мы возвращаемся к слайду с домиками, для выбора

вида работы со словарным словом.

Нажав на значок                 мы возвращаемся к слайду с алфавитом, для

выбора словарного слова.

Если, нажав на букву алфавита, она не срабатывает, значит, словарные слова на данную букву в 1 классе не изучаются и в данном пособии отсутствуют. Если, нажав на кирпичик в домике с заданием, он не срабатывает, значит, данное задание для данного словарного слова отсутствует.

Электронное дидактическое  пособие «Интерактивный словарь для 1 класса» разработано, с целью помочь учителю в практической работе со словарными словами в 1 классе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект открытого урока на тему: "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Знакомство с разными видами словарей, работа со словарями, чтение словарных статей".

На этом  уроке русского языка обучающиеся познакомится с разными видами словарей : с толковым словарем, со словарями синонимов и антонимов, со словарем иностранных слов.Дети овладеют первичными н...

Интерактивное пособие "Электронный двуязычный словарь (калмыцкий, русский языки) Фруктовые деревья"

Данное интерактивное пособие "Электронный двуязычный словарь" используется в качестве тренажера для отработки навыков произношения, расширения словарного запаса по теме "Фрукты. Фруктовые деревья" обу...

Семинар для учителей ИЗО: Формирование УУД на уроках ИЗО средствами интерактивных методик. Мастер класс. Лэпбук -интерактивная папка. «Времена года»

Семинар для учителей ИЗО: Формирование УУД на уроках ИЗО средствами  интерактивных методик. Мастер класс. Лэпбук -интерактивная папка.  «Времена года»...

Заседание научного клуба «Ключ и заря» по теме: «Путешествие в страну словарей. Какие бывают словари?» во 2 классе ( УМК «Перспективная начальная школа»)

Конспект  внеурочного занятия «Ключ и заря» предназначен для учителей начальных классов. Содержание данного конспекта знакомит обучающихся с учебными словарями  (орфог...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 4 класса в рамках празднования «Дня Словаря» «Словарь-это Вселенная в алфавитном порядке.»

Цели: вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера;прививать любовь и уважение к родному языкуЗадачи:обобщать и делать выводы; расширять кругозор, повышать эрудици...

ПРОЕКТ СЛОВАРЯ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ «СЛОВА-ГОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА». Методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка

Проект словаря разработан в рамках выпускной квалификационной работы по теме: «Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника в процессе создания словаря ино...