"Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн и буквой ь".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

конспект урока по русскому языку для 2 класса по ОС "Школа 2100" с презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 112 .

Тема: «Правописание слов с буквосочетаниями

 чк, чн, чт, щн и буквой ь».

Технологическая карта урока

русский язык, 2 класс.

ОС «Школа 2100».

Исполнитель:

учитель начальных классов  

МБУ СОШ №14

г.о.Тольятти

Яропуд Ольга Павловна.

Тольятти  

2014


Предмет: Русский язык.

Класс: 2 класс

Тип урока: урок развития умений

Технологическая карта изучения темы: «Правописание слов с буквосочетаниями

 чк, чн, чт, щн и буквой ь».

Тема

Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн и буквой ь.

Цели

Цели:

развивать умения писать слова с орфограммой-буквой ь для обозначения мягкости и орфограммой - отсутствием ь в буквосочетаниях чк, чн, чт, щн, группировать слова с разными видами орфограмм и обозначать эти орфограммы на письме.

Формировать УУД:

- личностные: выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

-  регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение на основе учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме в соответствии с поставленными задачами; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (умение работать в паре, фронтально, индивидуально).

- познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов и делать выводы; находить информацию из текстов; обобщать и классифицировать по признакам.

Планируемый результат

Предметные:

 Наблюдать за написанием слов, включающих звуки ч, щ, уметь воспринимать на слух слова с орфограммой -буквой ь для обозначения мягкости и орфограммой-отсутствием ь в буквосочетаниях чк, чн, чт, щн, группировать слова с разными видами орфограмм и обозначать эти орфограммы на письме. 

Личностные:

Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Орфограмма, шипящие, звуки.

Межпредметные связи

 Литературное чтение, физическая культура.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Русский язык. Учебник. 2-й класс. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

- Слайды с планом урока,  заданиями, выводом, эталоном для самопроверки, алгоритмом самооценки, домашним заданием;

- карточки с заданиями для работы в группах;

- тетради учащихся;

- музыкальное сопровождение для  физкультминутки;

- набор «ПРОслова».

-интерактивная доска, ноутбук учителя, проектор.

Организация пространства

Фронтальная работа,  работа в парах, индивидуальная работа.

Используемые технологии

ИКТ, технология оценивания учебных успехов, технология деятельностного подхода, здоровьесберегающие технологии

Этапы урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Оргмомент.Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

 

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Демонстрирует слайд «Правила поведения на уроке».

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

Слайд 1.

-Начинаем урок русского языка. Вспомните правила поведения для урока.

Слайд 2.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говори всё чётко, внятно,

Чтобы было всем понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Слайд 3.

-Что мы сейчас делали? (составляли план урока)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II.Актуализация знаний и формулирование проблемы. (10  мин)

Цели:

-организовать актуализацию знаний по написанию слов с буквой ь и буквосочетаниями чк,чн, чт, щн;

-организовать  выполнение учащимися пробного учебного действия;

-организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

Отвечают на вопросы учителя.

Работа в тетрадях.

Записывают число, классная работа.

Нахождение опасного места в слове.

Проговаривают слова, записывают в тетрадь по памяти.

Самопроверка.

Классификация слов по вопросу.

Высказывают предположения.

Характеристика  звука ч (согласный, глухой, шипящий, всегда мягкий)

Демонстрация слайда со словарными словами.

Демонстрация слайда

- Что запишем в тетрадях?

-Какие правила должны помнить при работе с тетрадью?

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Слайд 4.

Словарная работа. Игра

«Кто больше запомнит слов?»

-Прочитайте слова хором.

(мальчик, сколько, столько, коньки, только, пальто, девочка, сосулька)

-Прочитайте самостоятельно про себя.

-Запишите слова по памяти.

Слайд 5.

(исчезновение словарных слов)

-Сколько слов удалось записать?

Слайд 6.

-Запишите оставшиеся слова, проверьте правильность написания.

-Найдите среди слов «лишнее». Назовите его. (Девочка)

- Почему? (В других словах пишется буква ь.)

-На какой вопрос отвечает это слово? (Кто?)

- Есть ли ещё такие слова в данной группе слов? (Мальчик.)

- Как называют такие слова в русском языке? (Одушевленные)

Слайд 7.

-А чем отличаются данные слова? ( В слове «девочка» не пишется буква ь, звук ч всегда мягкий, а в слове «мальчик» для обозначения мягкости согласного звука л пишется ь.)

-Какой ещё  мягкий шипящий согл. можете назвать? (щ)

Видеть несоответствия произношения и написания в слове

Писать изученные слова с буквами непроверяемых безударных гласных.

 развитие умений анализировать слова

 Правильно называть звуки в слове

 (Познавательные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

 (Коммуникативные УУД).

Слушать и понимать речь других

(Регулятивные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

 

Учиться работать по предложенному учителем плану

Учиться высказывать свое предположение на основе работы с предложенной информацией

 Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

III. Планирование деятельности.

(3 мин)

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

Дети высказывают свои предположения.

Учитель повторяет наиболее правильную и общую формулировку.

- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

( Писать слова с мягким знаком и без него.)

-Что мы сейчас делали? (планировали свою работу)

-Какая главная задача?

(уметь правильно писать слова с мягкими согласными, обозначать орфограммы)

Регулятивные УУД).

Учиться высказывать свою

версию на основе работы с информацией.

 

IV. Развитие учебно-языковых и правописных умений-применение знания.

(23 мин.)

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Физкультминутка.

(3 мин.)

Наблюдение за написанием слов с ь и без ь.

Высказывают свои мысли.

Рассказывают правило.

Находят по определённым признакам изучаемые орфограммы в словах.

Самопроверка с опорой на текст.

Физкультминутка.

Самостоятельная работа по заданию из учебника.

Нахождение и подчеркивание орфограмм в словах.

Взаимопроверка.

Конструирование слов из морфем на интерактивной доске.

Работа в малых группах

(по 5 чел.) с набором «ПРОслова»

Представление результатов работы в группе.

Демонстрация слайда

Демонстрация текста на слайде.

 

Демонстрация текста для проверки.

Выборочная проверка.

Обогащение словарного запаса детей в ходе образования слов с помощью суффиксов, уточнение и разъяснение лексического значения слов.

Слайд 8.

Вспоминаем то, что важно для урока.

Слайд 9.

Правило.

В буквосочетаниях чк, чн, чт, щн ь не пишется.

Слайд 10.

Развиваем умения.

Выборочное письмо.

На слайде представлены слова. Задание выполняется по вариантам:

I вариант: записать слова с ь.

II вариант: записать слова без ь.

рел_сы, ноч_ной, бор_ба, гаеч_ный, точ_ка, пал_то, прос_ба, овощ_ной

Мальчики должны выбрать и записать в тетрадь слова, в которых пишется ь , а девочки – слова без ь.

Слайд 11. «Проверь себя»

Индивидуальная работа уч-ся с повышенным уровнем по карточкам.

Физкультминутка.

 

Упражнение 196. 

Самостоятельное списывание с заданием.

Слайд 12.

Слайд 13. Алгоритм самооценки.

-Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что общего у слов носик, ротик, оборотик? (Одинаковый суффикс, значение маленький.)

- Образуйте при помощи суффиксов -ник-, -к- новые слова от слов:

печь, дача,  дочь, ночь, задача.

-Какие значения  приобретают слова с данными суффиксами?

-Соберите по 4 слова с буквосочетаниями чк, чн, щн, чт.

-Как члены группы справились с заданием?

Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы в словах.

Находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила.

Правильно списывать слова, предложения, тексты; проверять написанное.

Развитие умение писать слова с ь и без ь в составе предложений.

Образовывать слова с помощью суффиксов.

Подбирать слова с изученными орфограммами.

Не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, чт, щн.

(Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

(Познавательные УУД).

Уметь

ориентироваться в своей системе знаний.

Умение определять свою роль в малой группе.

V. Рефлексия. 

Итог урока.

Домашнее задание.

(3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Самооценка своей деятельности.

Читают и фиксируют домашнее задание.

Организует рефлексию.

Демонстрация слайда

Организует самооценку учебной деятельности.

Демонстрация слайда

Слайд 14.

- Чему учились на уроке?

– Задайте вопросы по теме урока. (Когда пишется ь в середине слова, а когда не пишется? Почему не пишется ь в сочетаниях чк, чн, чт, щн?)  

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чем испытывали затруднения?

-Оцените свою работу на уроке «светофорчиком».

(Зелёный цвет – урок прошёл удачно. Я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой!

Жёлтый цвет – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!

Красный цвет – задания на уроке оказались слишком трудными.Мне нужна помощь.)

Слайд 15.

- Вспомните сказку «Лисичка со скалочкой»

Запишите в тетрадь 5 слов с ь и 5 слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн.

Личностные УУД:

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные(УУД)

регулятивные:

Осуществлять взаимоконтроль;

Давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Самооценка работы в малой группе.

Показатели 

Всегда 

Обычно 

Иногда 

Никогда 

1. Мы проверяли, все ли участники группы понимают, что нужно сделать 

2. Мы отвечали на вопросы, давая объяснения, когда это было необходимо 

3. Мы выясняли то, что было нам непонятно 

4. Мы помогали друг другу,  чтобы все могли понять и применить на практике ту информацию, которую мы получили 

Подписи членов группы:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный открытый урок в 1 кл. Тема "Чтение слов, предложений с буквами ж, ш. Правописание слов с буквосочетаниями жи - ши"

Урок закрепления знаний, который дает возможность детям прочно усвоить написание слов с буквосочетаниями жи-ши. Урок способствует развитию орфографической зоркости, памяти, внимания....

Презентация к уроку "Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши".

Презентация для урока русского языка по теме "Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши....

Урок в 1 классе по теме "Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши"

Разработка урока для 1 класса по теме "Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши" с использованием групповых форм работы....

Правописание слов с буквосочетаниями ЧК,ЧН,ЩН для учащихся 2 класса

Развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письме; актуализировать знания о правописание слов с буквосочетаниями чн, щн ...

Конспект урока " Загадки слов.Правописание слов с буквосочетанием жи" УМК Перспектива

Конспект и презентация по теме "Загадки слов . Веселые картинки . Правописание слов с буквосочетанием жи" 1 класс. Умк перспектива. В ходе урока дети закрепляют знания  о всегда твердом...