Главные вкладки

    Урок русского языка по теме "Перенос слов". 1-й класс. УМК "Планета знаний"
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

    Чурсина Валентина Васильевна

    Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

    Цель: ознакомить с правилом переноса слов по слогам.

    Задачи:

    ·        закрепить умение делить слова на слоги;

    ·        учить работать с книгой, доской, тетрадью, карточками;

    ·        учить работать коллективно, индивидуально;

    ·        воспитывать любовь к родному языку;

    ·        воспитывать интерес к изучению русского языка;

    ·        воспитывать умение слушать других;

    ·        воспитывать заботу о своем здоровье.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл perenos_slov._dlya_sayta.docx23.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка по теме "Перенос слов". 1-й класс. УМК "Планета знаний"

    Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

    Цель: ознакомить с правилом переноса слов по слогам.

    Задачи:

    • закрепить умение делить слова на слоги;
    • учить работать с книгой, доской, тетрадью, карточками;
    • учить работать коллективно, индивидуально;
    • воспитывать любовь к родному языку;
    • воспитывать интерес к изучению русского языка;
    • воспитывать умение слушать других;
    • воспитывать заботу о своем здоровье.

    Универсальные учебные действия:

    • личностные: оценка своего участия в уроке;
    • познавательные: поиск информации, выбор решения, смысловое чтение, умение; строить речевые высказывания, самостоятельное составление алгоритма действий, рефлексия действий;
    • коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками, умение работать в группе;
    • регулятивные : планирование и самопрогнозирование действий.

    Соответствие содержания цели и задачам:

    • информация (упражнения, задания, рассказывание сказки);
    • осмысление (работа над упражнениями, текстом);
    • операционность (высказывание своих мыслей).

    Методы:

    • частично-поисковый;
    • проблемный;
    • репродуктивный;
    • работа с книгой, тетрадью.

    Формы организации познавательной деятельности:

    • групповые;
    • индивидуальные;
    • в парах.

    Оборудование: учебник, тетрадь, пенал, карточки с заданиями, изображение теремка и зверей, мячики для тренировки мелкой моторики пальцев.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    II. Минутка чистописания

    1) – Какое сейчас время года?
    – Мы отправляемся с вами в сказку. На чем бы нам зимой поехать в сказку? 
    (На санях)
    – Покатаем волшебные мячики между ладошками, потренируем руки, покормили птичек и поехали.
    – Посмотрите какой след оставили наши сани. 
    (Показ на доске, работа в тетради)

    2) – Приехали мы в сказку, а вот в какую, нужно угадать. Для этого запишем на следующей строке то, что я продиктую.

    Ручка на верхней рабочей строке, маленькая наклонная вниз,  
    возвращаемся секретно на 1/3 сверху, бугорок, 
    наклонная вниз до нижней строки,
    секретно возвращаемся до 1/3, бугорок, наклонная,
    качалочка, крючок до середины.

    (т)

    Ручка на верхней рабочей строке, наклонная до 2/3 дополнительной
    строки вниз, отрываем руку на 1/3 от верхней рабочей строки,
    бугорок, наклонная, качалочка, крючок до середины.

    (р)

    Ручка на 1/3 нижней строки, качалочка, падающая клюшка до 2/3, 
    ломаем секрет, прячем секрет, наклонная,
    качалочка, крючок до середины, ломаем секрет,
    наклонная, качалочка, крючок до середины.

    (м)

    Ручка на верхней рабочей строке, наклонная, 
    секретно вернулись до 1/2, падающая наклонная, 
    бугорок, оторвали ручку, на ? стульчик.

    (к)

    3)– Здесь выпали гласные буквы. Кто догадался, что за сказка?  (Теремок)
    – Кто написал эту сказку? 
    (Это народная сказка)
    – А какие еще бывают сказки? 
    (Авторские)  (Иллюстрация сказки)

    III.Актуализация опорных знаний.

    1) – Начинается наша сказка. Возьмите карточки №1. Давайте прочитаем.
    – Как можно назвать то, что мы прочитали? 
    (Текст)
    – Докажите (состоит из предложений, предложения связаны по смыслу)
    – Какие еще признаки текста вы знаете? 
    (Абзац, красная строка, заглавие)
    – Что обозначает тире в начале строки? 
    (Диалог)
    – Что произошло дальше? 
    (Никто не ответил, мышка поселилась в теремке)

    2) – А наша мышка сможет там поселиться, если мы выполним задание. Нужно сделать звуко-буквенный анализ первого предложения, прочитайте его. (В карточках и на доске)

    (Разделить на слоги, ударение, первая буква «с» обозначает звук [с], он согл., глух., тверд, парн, синий цвет и т.д.)

    3) – А теперь спишите это предложение в тетрадь, подчеркните главные члены. (Работа в паре, проверка на доске)

    4) – Еще раз давайте вспомним, как мы определяли, сколько слогов в слове?

    Сколько в слове гласных,
    Столько и слогов.
    Это знает каждый
    Из учеников.

    – Мышка поселилась в теремке, а мы дадим нашим глазкам отдохнуть.

    IV. Физкультминутка для глаз.

    Часто-часто поморгай,
    После глазки закрывай,
    Сосчитай так до пяти
    И сначала все начни.

    Руку держим пред собой,
    Не мотая головой,
    Пальцем водим вверх и вниз,
    Влево-вправо и –следим.

    V. Сообщение темы урока и постановка цели.

    1) – Наша сказка продолжается. Кто следующий прибежал к теремку? (Иллюстрация)
    – У лягушки-квакушки к вам есть вопросы.
    – Вот вы сейчас записали в тетрадь предложение. Докажите, что это предложение. 
    (Состоит из слов, слова связаны по смыслу, выражает законченную мысль)
    – Скажите, а кто из вас сталкивался с проблемой: пишем  предложение, часть слова не помещается на строке? 
    (Поднимают руки)

    2) – Какие способы вы использовали? (Перенести часть слова на другую строчку)

    VI. Изучение нового материала.

    1) – Что значит перенести?  (Написать часть слова на другой строчке, поставив тире)
    – А какую часть мы можем перенести? (Учебник стр14 правило)

    2) –Лягушка наша очень хочет попасть в теремок, но сможет только тогда, когда вы разделите слово «лягушка» на слоги для переноса. (Работа в группах, карточка № 2)
    – Проверим, что вы предлагаете? 
    (Ля-гушка, лягуш-ка, показ на доске)
    – Вот и лягушка поселилась в теремке.

    VII. Первичное закрепление изученного.

    1) – Кто же дальше появился в сказке? (Заяц, иллюстрация)
    – И принес он вам задания, чтобы вы помогли ему их сделать, и зайчик смог бы поселиться в теремке.
    – Возьмите карточки №3 : синим кружком отмечена сложная карточка, а желтым полегче, выберите ту, с которой вы считаете, что справитесь. Ваша задача найти и подчеркнуть слова, которые нельзя перенести.  
    (Выполнение)

    2) – Кто выбрал желтые карточки? Какие слова вы подчеркнули? Почему? (Один слог, проверка на доске)
    – Кто выбрал синие карточки? Какие слова вы подчеркнули? Почему? 
    (Есть слова, где слог состоит из одной буквы, проверка на доске)

    3) – Итак, кто сделает вывод: когда нельзя перенести слово? (Если один слог или слог состоит из одной буквы)
    – Вот и зайчик поселился в теремке.

    VIII. Физкультминутка.

    – Кто прибежал к теремку следующий? (Лиса)
    – Вот она предлагает вам поиграть.

    Вы, наверное, устали?
    Ну, тогда все дружно встали.
    Мы проверили осанку
    И свели лопатки.
    Мы походим на носках,
    А потом на пятках..
    Пойдем мягко, как лисята,
    И как мишка косолапый,
    И как заинька-трусишка,
    И как серый волк-волчишко.

    IX. Словарно-орфографическая работа.

    – Кто же дальше прибежал? (Волк)
    – Принес он вам загадку.

    Если б не было его,
    Не сказал бы ничего.
    Всегда во рту,
    А не проглотишь. 
    (Язык)

    – Какие значения имеет это слово? (Орган, средство общения)
    – Как называют такие слова ? 
    (Многозначные)
    – А написание этого слова еще и запомнить нужно. Как такое слово называется? 
    (Словарное)
    – Отметьте его в словарной карточке. Что с ним нужно сделать? 
    (Выучить)
    – Запишите это слово зеленой ручкой на следующей строке, подчеркните орфограмму. 
    (Показ на доске)
    – А как можно перенести слово «язык»? 
    (Нельзя перенести, слог из одной буквы)
    – Вот и волк поселился в теремке.

    X. Закрепление изученного материала.

    1) – И последним кто пришел? (Медведь, иллюстрация) 
    – Кто может рассказать, что же дальше произошло? 
    (Залез на теремок и развалил его, иллюстрация)
    – Ах, разбежались звери, остались без дома. Кто же разбежался?
     (Мышка, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь).
    – А хотите помочь зверям построить новый дом? 
    (Да)
    – Для этого на следующей строчке запишите названия зверей, разделив их для переноса. 
    (Показ образца).

    2) – Проверим, что у вас получилось. Как разделили 1, 2, … слово?
    – Почему слово «волк» нельзя перенести? 
    (Один слог)
    – Вот и построили мы новый теремок 
    (Иллюстрация)

    XI. Итог урока.

    – Чему учились на уроке?
    – Что вспомнили на уроке?

    Зная правила переноса,
    Не останемся мы с носом.

    – Дома вы разделите слова для переноса в карточке №4. Можно выбрать
    задание посложнее на большой карточке и полегче на маленькой карточке.

    XII. Рефлексия.

    – На полях в тетради нарисуйте светофорчик.

    Тут и сказочке конец,
    А кто слушал, молодец


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме "Слова - признаки", 1 класс

    Урок русского языка по теме "Слова - признаки". 1 класс...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

    Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

    1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

    Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

    урок русского языка по теме "Слова с безударной гласной в корне слова" 3 класс по системе Л.Занкова

    урок русского языка по теме "Слова с безударной гласной в корне слова" 3 класс по системе Л.Занкова с презентацией...

    конспект урока русского языка "Правописание частей слова. Закрепление" 2 класс

    Урок русского языка 2 класс "Правописание частей слова. Закрепление"Цель: обобщить и систематизировать знания по правописанию частей слова.Задачи урока:·...

    Урок русского языка по теме "Слова антонимы" 2 класс

    Проблемный урок русского языка 2 класса по теме "Слова антонимы"...

    Технологическая карта урока русского языка на тему; "Слова-синонимы".2 класс

    Технологическая карта урока русского языка на тему: "Слова-синонимы". 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века"...