Урок-исследование
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Швечикова Ирина Николаевна

Исследовательская деятельность на уроке русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-issledovanie_planirovanie.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность:

 «Собственные и нарицательные имена существительные»

Методы исследования: проблемно-поисковый (исследовательский), технология проблемного обучения, технология проблемного диалога.


Роль и место темы исследования в курсе: данное исследование входит в раздел «Чтение и письмо» и является исследованием данного раздела по изучению категорий имени существительного. 
Данному исследованию предшествовали темы уроков (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «
Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», знаки препинания в конце предложения».

Формы организации исследования: групповая.


Цель: организовать исследовательскую деятельность учащихся. 


ЗАДАЧИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:  дать возможность учащимся самостоятельно вывести понятие «собственные и нарицательные имена», определение групп собственные и нарицательные имена. 


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитание интереса к родному языку; стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников. 


РАЗВИВАЮЩАЯ: создать условия для развития самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности. 


Оборудование урока и ресурсное обеспечение: 
• компьютер, мультимедийный проектор;
• программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word; 
• русский язык: учебник для 1 класса: в 2 ч. Ч. 2. -  М.: Вентана-Граф, 2011. – (Начальная школа XXI века) -  с.24-26. 
  

Здоровьесберегающие технологии: физминутка, смена видов деятельности на уроке, работа в группах.

Ход исследования:

1. Организационный момент.

2. Подведение к проблеме: демонстрация фрагмента мультфильма «Котёнок по имени Гав».

Учитель:

        - Ребята, давайте с вами посмотрим фрагмент мультфильма (демонстрация фрагмента-). Вы узнали героев мультфильма? (Да).  Где вы встречали уже этих героев? (на уроках литературного чтения).

        - Скажите как зовут главного героя? (котенок Гав). А как вы думаете котёнок Гав один такой или таких как он много? (один) А просто котят много? (много). Подумайте,  что это за слово «котёнок»? (это имя нарицательное) Почему? (оно повторяемо и не единично). А слово «Гав»? (это имя собственное). Почему? (оно неповторяемо и единично). Скажите, как пишутся имена собственные и имена нарицательные? (с заглавной и строчной букв).

        - О чём чёрный кот предупреждал котенка? (во дворе его ждут неприятности). А что это за слово «двор» (имя нарицательное) Почему? (дворов много – оно повторяемо и не единично).

        - Чем похожи все эти слова «котёнок», «двор», «Гав»?  (все они отвечают на вопрос «кто?» или «что?». Спасибо.

 

3. Формулирование проблемы.

Учитель:

        - Влияет ли постановка вопросов «кто? что?» на определение имени собственного и имени нарицательного?

Вопрос задать несложно,
Трудней ответ найти,
И всякое возможно
На жизненном пути.
Не стоит вешать носа,
И слава храбрецам,
Решающим вопросы
Не уронив лица!

4. Составление плана исследования.

4.1. Гипотеза:

Учитель:

        - Давайте предположим, что постановка вопроса влияет на определение группы имён. «Все слова собственные отвечают на вопрос «кто?». Все имена нарицательные  отвечают на вопрос «что?».  

В качестве объекта исследования выберем учебник «Русский язык» и на основе текста на стр.24 проверим, правильно ли это предположение. Для этого на ваших столах лежат учебники и план, по которому мы будем работать.

4.2.План исследования:

1. Прочитайте словосочетания на стр.24

2.Задайте вопрос к каждому слову.

3. Определите собственное или нарицательное имена.

4. Сделайте вывод. Верно, что все имена собственные отвечают на вопрос «кто?».

Верно, что все имена нарицательные отвечают на вопрос «что?».

 

5. Проведение исследования.

5.1.Сбор, обработка информации:  работа с текстом учебника.  

5.2.Анализ и обобщение полученных материалов: структурирование собранного материала, выделение главных идей.

6.Физминутка (видео).

Учитель:

- Потрудились мы немного,

            Разомнёмся для итога.

7. Отчёт исследования с рефлексией. Отвечает один ученик из каждой группы.

 -  Как определить группу собственных, нарицательных имен? (единичны, неповторимы имена собственные; не единичные и повторяемы – нарицательные). Зависит ли их определение от вопроса, на который они отвечают? (нет).

Все участники исследования награждаются медалями за участие.

-Молодцы!!! Спасибо за внимание!

 

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по математике в 1 классе. Тема: «Величина. Длина. Сантиметр.» (урок - исследование по системе Л.В. Занкова.)

Цели: - познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр); - совместно установить общий принцип...

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств». Тип урока: урок-исследование.

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по  теме: «Твои помощники – органы чувств».Тип урока: урок-исследование.Цели:·...

Урок - исследование "Что рассказало нам слово? Исследование слова "снег"

Урок проводится в устной форме, что является абсолютно новым подходом в обучении русскому языку....

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...

Урок-исследование по природоведению 5 класс Тема: «Исследование свойств глины и песка»

Цель: формирование понятий о полезных ископаемых нерудного происхождения....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...