Урок русского языка в 1 классе по теме "Признак и слово"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Урок русского языка в 1 классе по теме "Признак и слово", авторы учебника Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Образовательна цель урока: учить детей находить слова - признаки, задавать вопросы к этим словам; формировать опыт различения слов - названий предметов, действий предметов и признаков предметов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_1_klasse_ziganshina_s.v.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по  русскому языку  для 1 класса (учитель Зиганшина С.В.)

Название программы: УМК «Школа  России»

Учебник:  «Русский язык», авторы Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова

Тема урока:  Признак и слово

Тип урока:  урок изучения новых знаний.

Цели урока:

Образовательная: учить детей находить слова – признаки, задавать вопросы к этим словам;  формировать опыт различения слов—названий предметов, действий предметов и признаков предметов.

Развивающая: способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления (внимания, умения устанавливать причинно-следственные связи,  самостоятельно добывать знания, сравнивать, обобщать и делать выводы); развивать опыт использования в речи слов—названий признаков предметов,

Воспитательная: формировать потребности к новым знаниям; воспитывать интерес к изучению русского языка;  создать условия для воспитания коммуникативной культуры общения и умения учащихся работать в паре.

Используемые технологии:   проблемного обучения; ИКТ.

Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый; диалогический.

Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах.

Оборудование: мультимедийная установка; авторская презентация, подготовленная с помощью приставки mimio;  раздаточный материал.

Прогнозируемый результат (формируемые УУД):

  • регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция);
  • познавательные (общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, постановка и формулирование проблемы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение, построение логической цепи рассуждений, доказательство);
  • коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речи в соответствии с нормами родного языка).

Ожидаемый результат: Дети должны к концу урока уметь находить в предложении слова, обозначающие признак предмета и задавать к ним вопросы.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся.

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес

- Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Улыбнитесь друг другу, мне и гостям. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудиться,

 Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

 Так как мы – ученики.

- Я желаю вам, ребята, извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний. А большой ли багаж знаний вы унесете с урока это зависит прежде всего от вас. Спорьте, отстаивайте свою точку зрения, но будьте внимательны и добры к своим товарищам.

- С какой целью вы пришли на урок?

- Для чего?

На доске: Век живи – век учись!

- Что записано на доске?

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Я предлагаю считать эту пословицу девизом нашего урока.

- Давайте повторим, какие шаги нам нужно сделать для того, чтобы «открыть» новое?

Приветствуют гостей.

«Дарят» друг другу улыбки

Чему-то научиться

Пословица.

Постоянно узнавать что-то новое.

(На доске опоры)

1 шаг – понять, что нам известно.

2 шаг – узнать то, что нам неизвестно. 

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества)

Личностные (Смыслообразование, Учебно-познавательная мотивация, внутренняя мотивация школьника)

Познавательные (извлечение из памяти сохраненной информации)

II. Актуализация знаний  

Цель: актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднений в выполнении учебного действия

1. Моделирование плана урока.

- Ребята, мне необходима ваша помощь.  Давайте составим план  нашего урока

Перед нами план урока. Мы должны его с вами выполнить. Будем внимательными и активными, и обязательно справимся.

- Давайте договоримся, что мы можем корректировать наш план по ходу урока.

2. Повторение знаний о словах, обозначающих предметы и действия.

- Вспомните, что обозначают слова, с которыми мы познакомились на предыдущих уроках.

- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы? А слова – действия?

- Проверим ваши знания на практике.

На доске текст:

Наступила весна. Светит солнце. Тает снег. Журчат  ручьи.

- Что записано на доске и  у вас на карточке?

- О чем этот текст?

- Как догадались?

- Какое задание вы бы предложили?

- Найдите слово, обозначающее предмет в первом предложении, подчеркнем его одной чертой. Задайте от  этого слова вопрос к слову, обозначающему действие этого предмета.

- Оцените себя.

Проговаривают и совместно с учителем составляют картинный план урока.

Слова обозначают предметы и слова  обозначают действие предмета

Кто? что?  Что делает?

 

(у каждого карточка с текстом)

Текст

О весне.

Помогли отдельные слова.

Найти и подчеркнуть слова, обозначающие предметы и слова, обозначающие действия предметов.

(выполняют задания с комментированием)

Оценивают себя по условным знакам:

+ знаю, умею

- не усвоил

0 допускаю 1-2 ошибки

? сомневаюсь

Коммуникативная (умение договариваться с учениками, планирование учебного сотрудничества)

Познавательные (моделирование)

Познавательные (извлечение из памяти сохраненной информации)

Познавательные (умение использовать полученные знания на практике)

Познавательные (выделение необходимой информации)

Коммуникативные (планирование сотрудничества)

Познавательные (поиск и выделение необходимой информации)

Логические (анализ)

Регулятивные (самоконтроль)

III. Фиксация затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднения.

Цель: фиксация учащимися затруднений в выполнении учебного действия

- Прочитайте другой текст.

 Наступила ранняя  весна. Светит  ласковое  солнце. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи.

- Что можете сказать об этом тексте?

- Что же отличает первый текст от второго? Назовите эти слова.

- Предположите, к какой группе слов можно отнести слова, которые появились в тексте.

-  Какое действие должны совершить, чтобы найти выход из затруднения?

- Задайте вопросы, которые задавали к предметам и словам – действиям.         (Дети задают вопросы: что? кто? что делает?)  

- Что можете сказать?

- Предположите, какие это могут быть вопросы.

- У нас возникла проблема. Где мы можем найти ответ на наш вопрос?

-  Давайте обратимся к справочнику школьника и найдем ответ на наш вопрос.

- Какую информацию вы получили? Что обозначают новые слова? - Проверим по учебнику. (стр. 45) 

- На какие вопросы отвечают?

- Как называются такие слова?  Об этом мы будем говорить с вами во 2 классе.

 На доске слайд:

Наступила (………………) ранняя  весна. Светит (……… ) ласковое  солнце.      Тает  (………………..) последний снег. Журчат (……………) говорливые ручьи.

(Текст на доске и на карточке у каждого)

Этот текст тоже о весне.

Во втором тексте есть новые слова

Трудно определить. Мы не знаем, как называются такие слова.

Задать вопросы к этим словам.

Вопросы не подходят. Значит должны быть другие вопросы.

Предположения детей.

В учебнике, справочнике.

(Ученик читает информацию)

Признаки предметов.

- Договоримся- названия признаков предметов – это слова.

Какой? Какая? Какое? Какие?

Имя прилагательное.

Познавательные (выделение необходимой информации)

Логические (сравнение)

Познавательные (формулирование проблемы)

Логические (обобщение, анализ, выведение следствий)

Познавательные (построение устного высказывания)

Регулятивные (предположение)

Познавательные (работа с информацией)

Логические (подведение под понятие)

 IV. Постановка цели урока.  

 Цель: сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели.

- Предположите, какова будет тема сегодняшнего урока?

- Какие цели вы поставите перед собой на урок?

УЗНАТЬ:

НАУЧИТЬСЯ:

Тема. Слова и ……….. (признаки)

Что обозначают новые слова.

Задавать вопросы к этим словам; будем учиться различать среди других слов, слова, которые называют признаки предметов.

 Регулятивные (целеполагание, умение формулировать тему, постановка цели)

V. Составление и реализация проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний.

Цель: апробация способа действий, направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование.

 - Продолжаем работать с текстом.

- Попробуем определить какие вопросы подходят к этим словам. Для этого зададим вопросы от слов, обозначающих предметы к словам признакам.

Например, весна (какая?) ранняя. Попробуйте теперь сами определить вопросы к новым словам.

- Оцените себя.

Дети задают от слов, обозначающих предметы вопросы (вопросы появляются на доске)

Задают вопросы, записывают на карточке.

Логические (анализ объектов с целью выделения признаков)

Познавательные (построение устного высказывания)

Регулятивные (самоконтроль, самооценка)

VI. Физкультминутка

Цель: снятие утомления через физические упражнения.

Мы  поработали. Пора отдохнуть, снять напряжение.

Физкультминутку проводит ученик.

На уроке мы писали

И, конечно же, устали.

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Вот проверили осанку

И свели лопатки.

На носочки поднялись.

Руки опустили,

А теперь присели вниз.

Коленки обхватили.

Снова встали - ноги вместе

И уже сидим на месте.

Коммуникативные

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: Организовать решение учащимися практико-ориентированных заданий в парах с целью выявления границ применимости нового знания

На доске не цветная картина.

C:\Documents and Settings\Юлия\Рабочий стол\Солнышко.jpg

- Теперь посмотрите на доску. Скоро должна наступить весна. Но злой волшебник заколдовал картину. Чтобы весна пришла к нам в срок, давайте оживим картину.

Повторим правила работы в паре.

Первый ряд будет оживлять солнце, второй – облака, а третий –траву.

 Запишите по два слова. 

Солнце (какое?) ................................................

Облака (какие?)................................................

Трава (какая?)....................................................

Проверка работы, чтение вслух.

- Подберите свои слова – признаки.

- Найдите и назовите слова – признаки в переносном значении.

-Вот мы с вами и расколдовали картину.

(Картина переворачивается, появляется цветное изображение).

Оцените себя.

- Какую роль выполняют слова – признаки в нашей речи?

- Вновь вернемся к нашей картинке. Составьте предложения, используя слова – признаки.

Называют правила работы

Учащиеся получают карточки с именами прилагательными, из которых нужно выбрать подходящие слова.

Солнце (какое?) злое, круглое, желтое, холодное, ласковое, старое, яркое.

Облака (какие?) колючие, ватные, высокие, желтые, белые.

Трава (какая?) молодая, ленивая, зеленая, высокая, вкусная.

Солнце (какое?) круглое, желтое, ласковое, яркое, слепящее, весеннее.

Облака (какие?) ватные, высокие, белые, пушистые

Трава (какая?) молодая, первая, зеленая, высокая, густая, шелковая.

Речь становится красивой.

Дети составляют предложения.

Коммуникативные (планирование учебного струдничества)

Познавательные (моделирование)

Логические (анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение)

Познавательные (построение устного высказывания)

Личностный (учебно-познавательная мотивация)

Познавательные (построение устного высказывания)

VIII. Повторение, включение новых знаний в систему знаний.

Цель: Применение новых знаний, обогащение словарного запаса.

- Оказывается, если точно описать предмет с помощью слов – признаков, то можно узнать его даже не видя. Сейчас мы с вами это докажем. Я буду называть слова – признаки, а вы попробуйте определить слово – предмет.

(Учитель называет прилагательные. Дети угадывают предмет. Учитель показывает картинку).

- бурый, мохнатый, косолапый

- серый, хищный, злой

- косой, быстрый, трусливый

- маленький, колючий, запасливый

 - рыжая, хитрая, ловкая (загадку читает ученик)

медведь

волк

заяц

ёж

лиса

Логические (анализ, обобщение, установление причинно-следственных связей)

IX. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Цель: Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, соотнести поставленную цель и результаты, способствовать формированию самооценки своей деятельности

- Подведем итог нашего урока.

- Вернемся к нашим целям. Что нового  узнали на уроке?

- Чему научились?

- Где и как вы можете применить новое знание?

- Как вы думаете, хорошо ли мы поработали на уроке?

(метод «Светофор»)

- А теперь я хочу, чтобы каждый из вас оценил свою работу на уроке.

У каждого из вас на партах лежат смайлики, выберите одного, который соответствует вашему состоянию. (трех цветов)

         

* Узнали много нового и интересного, отлично поработали.  (зеленый)   

* Хорошо поработали, узнали на уроке новое для себя.  (желтый)

 *  Не всё получилось.  (красный)

- А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас на начало урока; теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя  за работу на уроке.

Вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Урок окончен.

Слова – признаки

Задавать вопросы к этим словам, находить их в тексте.

Дети на доску прикрепляют своих смайликов.

Ученики поднимают ладошки, потом хлопают

Познавательные (рефлексия)

Регулятивные (самооценка)

Личностные (мотивация на успех)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс по теме: "Состав слова. Приставка-часть слова".

Дать представление о приставке  как части  слова и его роли в речи; формировать умение писать приставки, создавать условия для активизации познавательной деятельности учеников....

Учебно-методический комплекс к уроку русского языка, 2 класс. Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие приставки и предлога"

Цель деятельности учителя: ввести понятие «приставка», познакомить с функциями приставки; учить находить приставку в словах и выделять ее графически на письме; тренироваться в образовании слов с помощ...

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: : учить правильно пи­сать слова с предлогами и приставками; совершенствовать ум...

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: дать определение слова «приставка»; значение приставки; учить образ...

Урок русского языка. 2 класс. Тема: Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах.

Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах....