Главные вкладки

    Урок русского языка в 4 классе по теме: "Три типа склонения имен существительных"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Пономаренко Ирина Юрьевна

    Цель урока: обобщить знания о склонении имен существительных, совершенствовать умения учащихся определять тип склонения имен существительных.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок   русского   языка  в  4  классе по теме:

    «Три типа склонения имен существительных».


    Цели: 1. Обобщить знания о склонении имен существительных, совершенствовать умения учащихся определять тип склонения; 
    2. Развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, логическое мышление; 
    3. Воспитывать доброе отношение к близким, природе, аккуратность письма, интерес к предмету.

     
    Оборудование: компьютер, проектор, видеоролики песен «Дорога добра» и «Живет повсюду красота», толковый словарь С.И.Ожегова, раздаточный материал: карточки с заданиями, картина «Кормушка», аудиозапись песни «Про воробья», сигнальные карточки, словарик добрых качеств человека 


                                                        Ход урока: 

    1.Организационный момент. 
    У.: Дорогие, ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята. 
    2.Минутка каллиграфии. 
    У.: Наш урок мне хотелось бы начать вот с таких слов: 
    Прикоснись ко мне добротой, 
    И болезни смоет волной, 
    И печаль обойдёт стороной, 
    Озарится душа красотой… 
    - Ребята, а что такое, по-вашему, доброта? 
    Д.: Доброта – это когда человек любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её, заботится о близких, выручает друзей в беде, никогда ни с кем не ссорится, всегда улыбается. Человек добрый, если он стремится сделать других людей счастливыми. 
    У.: Молодцы, ребята! А вот в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, стремление делать добро другим». 
    - Ребята, откройте тетради и напишите число, классная работа. 
    -Сегодня мы отрабатываем высоту буквы Дд и правильное соединение буквы д с буквой о. Какое это соединение? (нижнее) 
    Добро, дорога, походка 
    Объясните орфограммы! (дорога- это словарное слово) 
    -Придумайте однокоренные слова к слову «добро»: Добро- доброта, задобрить, добряк. 
    Какие слова называются однокоренными? Д.: Слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу, называются однокоренными. 
    Итог: Я посмотрела ваши работы, за высотой букв следили…, красивая каллиграфия у … 


    3. Постановка темы и целей урока. 

    -А какое слово из написанных на доске лишнее? -- Задобрить – количество звуков и букв неодинаково; оно начинается не на букву д; в этом слове есть приставка; это слово – глагол, а все остальные слова – существительные. 
    У.: А по каким признакам вы определили, что все остальные слова – это существительные? 
    Д.: Существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? обозначает предмет, явления природы, чувства человека. 
    -Значит, какая тема сегодняшнего урока? Имя сущ-ное. А точнее: «склонение имен существительных». Какова цель нашего урока? Цель: Сегодня мы научимся правильно определять падежи имен существительных и тип их склонений, будем развивать орфографическую зоркость, внимание, нашу речь, а также расширим наш словарный запас. 
    Что для этого надо сделать? (повторить все признаки существительных, знать все падежи и типы склонений и уметь их определять) 
    -Для чего мы изучаем типы склонений? (чтобы быть грамотными) 
    4.Применение знаний, умений и навыков. 
    -А какие пословицы о доброте вы нашли и записали дома? 
    Д.: 1. Земля согревается солнышком, а душа – добротой. 
    2. Доброе слово и кошке приятно. 
    3. Мир не без добрых людей. 
    4. Нет худа без добра. 
    5. Доброе слово лечит, злое калечит. 
    6. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила. 
    7. Путём зла не доходят до добра. 
    У.: А как вы понимаете пословицу «Жизнь дана на добрые дела»? (ответы учащихся). 
    У.: Запишите пословицу к себе в тетрадь. Подчеркните грамматическую основу, объясните нам. Найдите имена сущ-ные в предложении и определите их число и падеж! ( Жизнь- ед.ч., Им.п., ( На) дела- мн.ч., Вин.п.) 
    Повторим все признаки существительных, с которыми мы знакомы. Назовите постоянные признаки имен сущ-ных! 
    Назовите непостоянные признаки имен сущ-ных! (изменяются по падежам и числам) 
    Сколько падежей в русском языке? Назовите их! 
    Просклоняйте слово «доброта». (1 ученик устно) Сигнальные карточки! 
    Что изменилось у слова в каждом падеже? Как это еще называется? (склонение) Для чего мы изучаем склонения существительных? 
    Итог: Мы повторили признаки имен существительных! Закрепим наше умение определять падежи. 
     5.Творческая работа учащихся.

    -Рассмотрим картину!-Что мы видим? Какие у вас возникают чувства? Что испытывают дети? (восторг, радость, счастье) Как можно назвать картину? 
    У.: Ребята, а о чём говорит нам эта картина? 
    Д.: О том, что добрым можно быть не только по отношению к людям, но и к животным, растениям, что нужно любить не только людей, близких, но и природу. Составление рассказа по картине. Например: Наступили морозные дни. Холодно и голодно бедным птицам. Школьники сделали кормушку для пернатых друзей и повесили ее в парке. Рады дети, что помогли в лютую зиму птицам. 
    Запись 1-го предложения! Школьники сделали кормушку для пернатых друзей. 
    Определите падеж имен существительных. 
    Проверка. С сигнальными карт. 
    Итог: Ребята, чему мы научились? Что повторили? 
    6.Физминутка. (музыкальная на песню «Воробей») 
    7.Проверка усвоения знаний.

    - Итак, я вижу, что падежи у имен сущ-ных вы определять научились, а как вы умеете определять склонение сущ-го? Это мы сейчас проверим и закрепим. Что нужно сделать, чтоб определить склонение существительного? (таблица) Сколько типов склонения имеет существительное? Расскажите об их особенностях. 
    1 склонение 2 склонение 3 склонение 
    ж.р. -

    м.р. – м.р. –

    ср.р. - сущ ж.р. с ь на конце

    Сейчас я буду диктовать имена существительные, а вы будете писать их антонимы и определять склонение записанных слов. Что такое антонимы? 
    Злость- доброта-1, грубость-вежливость-3, жадность-щедрость-3 
    Я диктовала «Плохие слова». Мне бы очень хотелось, чтобы для вас святыми стали такие качества как доброта, вежливость, щедрость. Мы с вами закрепили умение определять тип склонения сущ-ных. И в самостоятельной работе вы покажете, как вы с этим можете сами справиться. 
    8.Работа с текстом.

    -Посмотрите на слайд. Прочитайте стихотворение. 
    Не прячьте доброты своей, 
    Откройте сердце всем наружу. 
    Тем, что имеете, щедрей 
    Делитесь, распахните душу! О чем? 
    Задание: списать текст и определить у всех имен сущ-ных тип склонения. 
    Проверка в парах. 
    Как вы определяли склонение у существительных? (сначала – в нач.форму!) 
    - Кому было трудно выполнять такое задание? 
    9.Работа у доски.

     Игра «Собери цветок доброты!» 
    -Вспомните о волшебном Цветике-семицветике из сказки Катаева. Девочка совершила добрый поступок. А куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка? на доске – три серединки ромашек! На лепестках вы прочитаете слова, обозначающие добрые качества человека. Задание: выйти к доске и прикрепить эти существительные по типу склонения: 1-го, 2-го, 3-го. 
    1.Доброта, отвага, дружба, ласка, забота 
    2.Внимание, уважение, мир, сочувствие, мужество 
    3.скромность, честность, щедрость, чуткость, справедливость, Любовь! 
    Молодцы! Все сделали верно! У нас получился букет из цветов доброты! Быть добрым- значит быть внимательным , чутким и т.д. И любить все живое вокруг! Вспомните, нас окружает красота, и надо ее беречь!
    (видеоролик «Живет повсюду красота») 
    Итог: давайте будем беречь все живое на Земле! 
    10. Задание на развитие внимания! 
    «Кто играет с нами в прятки?» 
    Среди данного набора букв найдите слова- имена существительные, выпишите их в тетрадь и определите тип склонения! 
    кнотидружбаьжоменкв 
    ъдцсчастьеядакуычщш 
    чяьтвсодтолдсмелость 
    Итог: Кто нашел все 3 слова? И кто определил правильно склонение? 
    11.Снеговики! 
    Веселые Снеговики предлагают вам игру: «Слова-находки». Задание: найдите в словарике имена существительные 3 склонения, которые обозначают доброе качество человека! Пусть те, у кого остановятся Снеговики, положат их в шкатулку! 
    Например: смелость, внимательность, чуткость… 
    13. Рефлексия. 

    -Молодцы, ребята! Ваша работа на уроке мне очень понравилась. Вы справились со всеми заданиями. Я хочу отметить отличную работу на уроке … Вернемся к нашему цветку доброты. Какими же качествами должен обладать человек, про которого говорят, что он добрый? 
    Будьте и вы добры ко всем окружающим вас людям, животным, природе. Спешите делать добро! Для этого я вам дарю сегодня сок «Добрый» 
    14.Д/з

    - Написать дома минисочинение «Для чего на свете доброта?» 
    15. Подведение итогов. Рефлексия. 
    Какое настроение у вас было на уроке? Какое задание показалось вам самым трудным? Чем вам понравился урок? 
    16.(Видеоролик «Дорога добра»)

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"

    Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...

    Урок русского языка в 4 классе по теме "Три типа склонения имен существительных" по программе " Школа России "

    Урок русского языка  в 4 классе по УМК " Школа России " с презентацией. Урок по учебнику " Русский язык" Рамзаевой А.Г. На уроке отрабатываются умения определять склонение имен существи...

    Урок русского языка в 4 классе по теме "Три типа склонения имен существительных" по программе " Школа России "

    Урок русского языка  в 4 классе по УМК " Школа России " с презентацией. Урок по учебнику " Русский язык" Рамзаевой А.Г. На уроке отрабатываются умения определять склонение имен существи...

    Презентация к уроку по русскому языку 3 класса по теме"Обобщение знаний об имени существительном".

    Основной задачей презентации являлось обобщение знаний об имени существительном. При реализации воспитательных задач развивающих учитывались особенности класса и отдельных учащихся. Ярко выражено восп...

    Презентация урока русского языка. 4 класс. УМК "Гармония" "Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных"

    Комбинированный урок русского языка и литературного чтения, построенный на  на материале басен, по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных"....