Урок- повторение "Состав слова" (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Журавлёва Светлана Вадимовна

Урок русского языка предназначен для учащихся 2 класса по программе УМК "Школа России". Урок-повторение проходит в виде игры "Счастливый случай".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_slova.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Журавлева Светлана Вадимовна

МБОУ сош №4 г.Дюртюли респ. Башкортостан

учитель начальных классов

Урок русского языка во 2 классе. Тема: Состав слова.

Тип урока: обобщающее повторение

Цели урока:

- создание условий для систематизации знаний по теме «Состав слова».

Задачи:

- сформировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;

-  развивать память, внимание, мышление, речь;

- развить у учащихся умения выделять главное,  обобщать изученное;

 - работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания;

- воспитывать у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки;

- обобщать и классифицировать по признакам;

- представлять информацию в виде схемы. 

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Учитель. Сядьте удобно, настройтесь на работу,  улыбнитесь друг другу и повторяйте за мной:

-Я в школе на уроке. Сейчас начну учиться. Я радуюсь этому. Внимание моё растет. Я, как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я очень хочу учиться. Я готов к работе. Работаю.

  1. Сообщение темы урока.

Учитель. Урок русского языка мы проведем в форме игры «Счастливый случай». Продолжим учиться писать красиво,  думать и рассуждать. Сегодня встретятся три команды друзей. Раз это командная игра, как вы думаете, какая задача будет стоять перед вами? (узнать, кто лучше знает русский язык и кто победит). За верный ответ будет даваться жетон. Дадим командам названия.

Молодцы. А еще отгадав кроссворд, вы узнаете, как называется тема нашего урока. Вы должны догадаться, о каком предмете идет речь, и записать слова к соответствующим номерам. Работать будем  в парах.

у детей на партах листы с кроссвордами, работают в парах

Кроссворд:

1.    Учебное помещение для занятий.

2.    Верхняя женская или мужская одежда.

3.    Корм для лошади.

4.    Защитник Отечества.

5.    Лиственное дерево с белым стволом.

6.    Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

- Ребята, если вы внимательно посмотрите на слова, то найдете спрятавшееся слово, которое будет подсказкой для определения темы урока. (состав)

- Верно! Состав чего?  (слова)

  1. Минутка чистописания.

-  Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше? (Классная работа).

- Отгадайте, какая буква похожа на лесной шалашик. (л) Дайте характеристику этому звуку. (Буква л обозначает [л], он согласный, звонкий, непарный, может быть мягким и твердым).

- Будем писать строчную букву л с элементами скорописи.

  1. Обобщение по теме.

1 гейм: «Найди друзей»

Прочитайте слова и определите часть речи.

ЛЕНЬ                                            БОЛЬ                                             СОЛЬ

От данных слов образуйте однокоренные слова. А чтобы правильно это сделать вспомните, какие условия должны выполняться? ( У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень. В корне заключён общий смысл однокоренных слов. От него образуются («растут») другие слова).

 (физкультминутка)

На болоте две лягушки                       Вправо, влево наклонились

Утром рано умывались,                            И обратно возвратились.

Полотенцем обтирались.                    Вот здоровья в чём секрет

Ножками потопали,                              Всем друзьям

Ручками похлопали,                              Физкульт – привет!

2 гейм: «Угадай слово» (на доске –карточки)

- Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово.

Ученики знакомятся с содержанием таблицы

ПРИСТАВКА     КОРЕНЬ     СУФФИКС     ОКОНЧАНИЕ    

походка        ученик             сестрицы                   река    

3 гейм: «Спешите видеть». Это зрительный диктант, но сначала вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

Жили-были серый…. и его  ……

Серый ….. был очень тих и ….. тоже.

И ребенок был у них, очень тихий…..  (Слова для справок: ёж, ежиха, ёжик).

- Найдите однокоренные слова и выделите корень.

 (физкультминутка для глаз)

Целый день Ежи Ежовичи             Огурцы и помидоры

Собирают фрукты-овощи.              Осторожно носят в норы...

Сливы, яблоки и груши                    Знают, если есть еда,

На пеньках и кочках сушат.             Не страшны и холода.

- Проследите глазками  за движениями ежиков.

4 гейм: «Кто больше».

Задание заключается в том, чтобы как можно больше слов записать за две минуты.

1-вариант – при помощи приставок от корня ход образовать и записать новые слова. Приставки выделить.

на доске появляется корень в окружении различных приставок

2-вариант – от заданных слов при помощи суффиксов образовать и записать новые слова. Суффиксы выделить. (нос, волос, хвост, стол, лось, мышка, слон -ок, -ик, -ёнок, онок)

5 гейм: «Это все мы проходили» (команды задают друг другу вопросы)

Что вы знаете о родственных словах? Какая часть слова бывает во всех словах? Что называется корнем? Для чего нам нужны суффиксы и приставки?

Что называется окончанием? Для чего нужно окончание? Что называется приставкой?- что называется суффиксом? и т. д

5. Итог урока.

Какую тему мы изучали на уроке? Как вы думаете, мы справились с поставленными целями? Что запомнилось или понравилось на сегодняшнем уроке? 

6. Рефлексия:  Ребята, отгадайте шараду.

Корень мой находится в цене,

В очерке найти приставку мне

Суффикс мой в тетрадке, все встречаем

Весь же в дневнике я и в журнале (О-цен-ка)

Итак, ребята вы хорошо поработали, оцените себя. Выберите значок, который больше вам подходит. А теперь вспомните, какую задачу вы поставили перед уроком? (узнать, кто лучше знает русский язык и кто победит) Давайте определим победителей. Какое настроение у вас после

урока? Покажите цветные карточки, которые соответствуют вашему настроению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Корень слова. Однокоренные слова. 3- к класс специальный(коррекционный) VII вида уровень: общеобразовательный

Данный конспект содержит материал, направленный на знакомство детей с понятиями "корень", "однокоренные слова"....

Урок во 2 классе по русскому языку «Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов»

Урок во 2 классе по русскому языку«Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов»  (март 2013г.).Цель: развитие умений находить проверочные слова в группе однокоренных и писать бу...

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Конспект урока во 2 классе.

Конспект урока во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века".Задачи. Обучающие:формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с  опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная ...

План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по тема урока: «Правописание слов с парными согласными на конце слова»

Конспект открытого урока русского языка  в 3 классе  по тема урока: «Правописание слов с парными согласными на конце слова»  (по АООП 1 вариант для детей с умственной отстал...