Конспект урока развития речи в 1 классе.Деловая игра "Строим дом"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Куцева Наталья Ивановна

Конспект урока развития речи в 1 классе Деловая игра "Строим дом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_uchitel_goda.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 1 классе по ОС «Школа 2100»

  1. Организация внимания.

–Здравствуйте, дети.  Меня зовут Н.И.  Сегодня  урок проведу у вас я. Тихо сядьте.

  1. Постановка темы и цели урока. Эмоциональное введение в тему.

-Сегодня у нас необычный урок.  Весь урок мы будем трудиться над развитием речи.

-Мы будем строить.

-Что можно построить?

-Мы будем строить дом. Но не простой дом, а дом наших знаний.

-Что такое дом?

-Дом – это,  то место где тебя всегда поддержат. Всегда примут. Место куда ты можешь вернуться, где тебя любят, где  тепло и уют. Где всегда ждут друзья, готовые подставить своё крепкое и надёжное плечо. И чтобы наш дом получился таким, давайте подарим друг другу улыбки. 

-А с чего начинается строительство дома?

(п\о с набора строителей)

-  А строителями будете  все мы. Вы согласны?

-Сегодня вы поймёте с чего начинается строительство, как проходит подготовка, какие рабочие осуществляют этот процесс, какими инструментами они пользуются   и какая техника им в этом помогает.  Вы поймёте с помощью каких заданий и  упражнений можно развить речь.

3. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.

-А что такое речь?

- Какая бывает речь?

( п\о письменная и устная)

- Какую речь мы называем устной?

- Какая речь называется письменной?

- А из чего состоит наша речь?

(п\о из предложений)

-Из чего состоят предложения?

-Из чего состоят слова?

Микроитог.

-Молодцы вы все на славу поработали, но самыми активными были ….

-У всех строителей есть лестницы. А зачем лестницы строителям?

(п\о лестница нужна строителю, чтобы выполнять строительные работы на высоте)

-Такие лестницы есть и у нас.

-Обведите самую нижнюю ступеньку, если вы вспомнили все  вопросы, если вам это не удалось, то не обводите - ничего.

4.Подготовка площадки.   Составление слов. Выставка книг.

–Где строится дом?

        - Строительство дома осуществляется на специально предназначенных для этого земельных участках. Эти участки называются строительными площадками.

Слайд 2

        \на доске   облака, под ними – «один в поле не воин»

-Что находится над нашей строительной площадкой?

(п\о облака)

-Что за ними прячется?

-А кто из вас прав, узнаем в конце нашего урока. Но так как мы выполнили первое задание- актуализировали наши знания, одно облачко исчезает.

-Нам нужно подготовить участок для строительства дома. Что для этого необходимо?

(п\о убрать камни)

                \камни прикреплены на доске.

-Посмотрите внимательно на камни, что на них написано?

-Давайте их прочитаем.

-Что получится, если сложить вместе несколько  слогов?

(п\о:  слова)

-Для строительства дома нужны инструменты.

-Как вы думаете, название  чего можно сложить из данных слогов?

-Если сложить слоги, то получатся слова – названия инструментов, которые будут нам помощниками. И тогда вы сможете убрать камни.

                \дети выполняют задание.

СЛОГИ НА КАМНЯХ:  ПИ    ЛА   МО  ЛО    ТОК    ТО    ПОР   ТЕ    РЕ   МОК

(п\о  пила, молоток, топор, теремок)

Слайд 3

-Давайте проверим: правильно ли мы выполнили это задание?

Слайд 4

-Молодцы, очень постарались. Но это ещё не все инструменты нужные для строительства дома, их существует огромное количество, среди них: рубанки, кисти, молотки, плоскогубцы, шурупы, дрели, ключи,   лобзики, шпателя, рулетки, кувалды, можно перечислять очень долго.

-Какое слово получилось лишним? Почему?

-Что такое теремок?

-А вот правы вы или нет, мы узнаем, после того, как обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова.

\читает ученик

Слайд 5

Слайд 6

-Очень важны толковые словари — они  объясняют значения слов. Самый известный среди толковых словарей — «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Но не менее известен «Словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова. Эти словари включают в свой состав основную лексику современного русского литературного языка.

-А какие вы произведения знаете, где встречается названия жилища?

( п\о « Кошкин дом», «Теремок», «Дом, который построил Джек», «Рукавичка», «Зайкина избушка», «Грибок – теремок»)

-Существует много разных  произведений. И чтобы знать эти произведения, нужно их читать. Чтение обогащает словарный запас каждого человека, развивает его речь, делая её грамотной, мелодичной и красивой. Я предлагаю вам прочитать следующие книги.

Слайд 7

-Какие задания и упражнения мы выполняли, чтобы расчистить строительную площадку?

(п\о складывали слова из слогов,  работали с толковым словарём, знакомились с произведениями.)

-Всё это мы делали, чтобы развить свою речь.

-Кто из вас составил такие же слова? Нарисуйте кружок на верхней ступеньке, кто допустил ошибки- на средней ступеньке, кто не справился с заданием – на нижней ступеньке.

-Мы справились с заданием, а это значит, - исчезло ещё одно облачко.

5. Закладка фундамента.

   -Нам нужна строительная техника.

-А кто знает, какая техника помогает в строительстве дома?  

Слайд 8

-Что делала техника на строительной площадке?

-Что производила техника при работе?

-Кто там жил?

-Где находились норки  мышек?

-Чем всё это завершилось?

Слайд 9-15.

Мышка полевая – живёт на лугу, пустыре и в  поле. Всюду она осторожна, передвигается бесшумно, в случае опасности быстро убегает и может притаиться. Активна она в дневные часы, а ночь проводит в норке, расположенной неглубоко в почве. Норку делает из сухих стеблей, листьев, трав. Неподалёку мышка устраивает кладовую с запасом пищи, что помогает ей зимовать.

- Мышки лишились дома. Они разбежались: кто куда. Посмотрите вокруг, а может и к нам несколько забежали?

                \дети находят мышек в классе

-А хорошо ли лишиться дома?

-Как им помочь?

-Давайте представим себя мышками.

-Озвучьте мысли мышек, поставьте себя на их место, попробуйте «влезть в их шкуру»

-Мы можем помочь мышкам?

-Давайте найдём пути решения, тем самым зальём фундамент нашего дома.

( п\о заберём мышек себе)

Микроитог.

-Молодцы, вот и справились мы с заданием, а значит, у нас появился фундамент.

        \учитель прикрепляет фундамент.

-Какие задания и упражнения мы выполняли, чтобы залить фундамент?

(п\о знакомились с техникой,  с жизнью мышек, помогали мышкам.)

-Всё это мы делали, чтобы развить свою речь.

-Кто из вас считает, что справился, нарисуйте кружок на верхней ступеньке, кто допустил ошибки- на средней ступеньке, кто не справился с заданием – на нижней ступеньке.

-Мы справились с заданием, а это значит, - исчезло ещё одно облачко.

Физминутка.

-А сейчас время перерыва, а значит, время отдыха.

 То не град, то не гром (Дети встают на носочки, поднимают руки вверх,
Строят рядом новый дом. (изображая стук молотком кулачками)
Бьют так  громко молотком –

Вся округа слышит (закрывают ладонями уши)
То железом кроют дом,
Чтобы сухо было в нем. (наклоняются вниз, доставая ладонями пол)

6. Подготовка кирпичей для строительства. Строительство стен. Работа в парах.

-У вас на столах есть «ведёрки». Там лежат кирпичики. Мы будем строить стены.

- . Прочитайте слова на кирпичиках, их нужно соединить по два.

 А вот как, придумайте сами, работайте в парах, советуйтесь, спорьте, ищите истину.

СЛОВА НА КИРПИЧИКАХ: высокий, низкий, тяжёлый, лёгкий, новый, старый.

Слайд 16.

-Проверьте. Сравните с доской.

-Подберите слово – предмет, про которое можно сказать Высокий или низкий, и т. д.

-Составьте красивые предложения с любым из слов на кирпичиках.

Микроитог.

-Те пары, которые выполнили задание правильно - молодцы, сразу видно – работали дружно, сплочённо.

-Почётное право поставить стены предоставляется …  (первой выполневшей задание  паре)

-Какое задание   мы выполняли, чтобы поставить стены?

(п\о складывали кирпичики с противоположными по смыслу словами, составляли предложения)

-А  делали мы задание, чтобы развить свою речь.

-Кто из вас считает, что справился с заданием, нарисуйте кружок на верхней ступеньке, кто допустил ошибки- на средней ступеньке, кто не справился с заданием – на нижней ступеньке.

-Мы справились с заданием, а это значит, - исчезло ещё одно облачко.

7.Строительство крыши. Отличие набора предложений от текста

Слайд 17

-Перед вами две группы предложений. Найдите среди них текст.

-Что такое текст?

-Первая группа.

1. Строители строят дом. В лесу растёт ёлка. На небе много звёзд.

\ (читает учитель)

-Вторая группа.

2. Строители строят дом. Каменщик кладёт кирпичи. Кровельщик кроет крышу.

\ (читает учитель)

-Какой из двух вариантов является текстом?

- Докажите, что это текст.

- Про что текст?

-Давайте его озаглавим.

-Какие слова вам не понятны?

(п\о кровельщик, каменщик)

-Почему в конце текста стоит многоточие? Что это значит?

(п\о текст нужно продолжить)

-Давайте составим ещё одно предложение, что ещё может происходить на стройке?

Слайд 18

Микроитог            

 -Молодцы, мы  очень хорошо поработали, а особенно потрудились ….

-А раз мы хорошо поработали, то у нас появилась крыша.

-Какое задание   мы выполняли, чтобы появилась крыша?

(п\о отличали текст от набора предложений, продолжали текст)

-А  делали мы это  задание, чтобы развить свою речь.

-Кто из вас считает, что справился с заданием, нарисуйте кружок на верхней ступеньке, кто допустил ошибки- на средней ступеньке, кто не справился с заданием – на нижней ступеньке.

- Мы построили дом. И, конечно, каждый из вас мог убедиться, что нелёгкое дело – строить дом.

-Давайте пофантазируем, что будет с домом через много, много лет,  скажем лет через 100?

6. Работа с пословицей

-Мы справились с заданием, а это значит, - исчезло ещё одно облачко.

 -Прочитайте предложение, которое пряталось под облаками.

(п\о один в поле не воин)

- Что это за предложение?

-Что она означает?

( п\о один в поле не воин — один ничего не сделаешь. Мы должны понимать, что, по пословице один в поле не воин, одному сдвинуть тяжёлый камень  невозможно: необходимы  верные, надежные и умелые помощники)

-Подумайте, почему именно эта пословица спряталась за облаками?

(п\о её можно применить к нашей работе, про нас можно сказать:»один в поле не воин»)

-Очень важно знать пословицы и применять в своей речи. Они развивают нашу речь, обогащают наш словарный запас.

Микроитог.

- Мне понравилось как работали….

-Кто из вас считает, что справился с заданием, нарисуйте кружок на верхней ступеньке, кто допустил ошибки- на средней ступеньке, кто не справился с заданием – на нижней ступеньке.

-Поднимите руки,  у кого из вас кружок на всех лесенках  оказался на самой верхней ступеньке?

 -Поднимите руки,  у кого из вас кружок на всех лесенках  оказался на самой нижней ступеньке?

7.  Итог урока.

-. Почему строительство прошло успешно?

-Какие упражнения мы выполняли?

-Для чего мы выполняли эти упражнения?

-Для чего нужно развивать свою речь?

-Какое упражнение вам было трудно выполнить? Какие было – легче?

-Что вы не знали до урока, а теперь знаете?

Рефлексия.

-Кому из вас было интересно и легко работать, возьмите цветок, я предлагаю украсить  наш дом знаний клумбой, а кому из вас было неинтересно и трудно работать – оставьте цветок себе.

-И на память о нашем уроке, я вручу вам маленькие сувенирчики – это изображение построенного вами дома знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи 2 класс.

Конспект урока русского языка по теме "Развитие речи. Текст" во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века"....

конспект урока развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида на тему: "Зимующие птицы. Воробей"

На данном уроке учащиеся На основе системно-деятельностного подхода выявляют основные признаки зимующих птиц, обощают, делают выводы.урок представляет сосбой серию учебных ситуаций, развивающихся ...

Конспект урока развития речи в 1 классе "Домашние животные. Кошка".

Урок развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 1 классе....

Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"

Конспект урока развития речи по русскому языку  во 2 классе, тема урока:  "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная ш...

Конспект урока развитя речи в 1 классе коррекционной школы 8 вида. Тема: "Чайная посуда"

-  Познакомить детей с названием предметов чайной посуды: чашка, блюдце, чайник, чайная ложка, сахарница, молочник, чайный сервиз, чайная пара.-  Обобщить названия предметов чайной посуды в ...

Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.

Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок  на литературном чтении или на уроке русского языка,  можно провести интегрированный урок. И жела...

Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.

Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок  на литературном чтении или на уроке русского языка,  можно провести интегрированный урок. И жела...