Конспект урока обучения грамоте "Буква Н"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Чижова Светлана Александровна

Конспект интегрированного урока обучения грамоте (письмо, чтение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chizhova_s.a._obuchenie_gramote._uroki_1-2.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Чижова Светлана Александровна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки Безенчукского района Самарской области

Тема: Буквы «Н», «н», обозначающие согласные звуки [ н ], [н ´].

Цели: познакомить учащихся со звуками [ н ], [н ´]., с буквами «Н», «н»; формировать навыки безотрывного письма и плавного чтения; развивать речь, логическое мышление учащихся.

                                                                 

                                                               Ход занятий.

   1*Организационный момент.

Начинаем мы урок,

Затаив дыханье.

Кто же ступит на порог,  

Гадаем в ожиданье.   ( С. Чижова)

Появляется Незнайка.

-Что же за гость пожаловал к нам на урок? (Незнайка).

Обидно Незнайке за имя своё.

Не хочет Незнайка не знать ничего.

Поможем бедняге мы грамотным стать

И буквы начнём вместе с ним повторять.   (С. Чижова)

   2* Повторение ранее пройденного материала

  1. Вспомнить изученные буквы, расположенные в «Замке букв».
  2. Чтение букв, буквосочетаний.

   3* Определение темы урока.

- Назовите гостя, пришедшего к нам на урок.

- Незнайка – назовите первый звук.

- Назовите фамилию автора, придумавшего этого героя.

- Носов – назовите первый звук.

- С какими же звуками мы будем работать на уроке? А ещё мы познакомимся с новыми буквами, научимся их писать.

- Вы посмотрите, куда забрался Незнайка!  

   4* Книжная пятиминутка.

Незнайка:   Как появился я, Незнайка?

                    И почему всё знает Знайка?

                    А кто придумал Пульку с Булькой?

                    А кто такой болтливый Гунька?

                    Как много слышу я вопросов!

                    Всех нас придумал автор Носов!   (С. Чижова )

   

Показ портрета Н. Н. Носова (1908 – 1976).

   Николай Николаевич Носов родился 23 ноября в Киеве в актёрской семье. В юности увлекался театром, музыкой, занимался самообразованием.

   Н. Н. Носов – детский писатель-юморист, кинорежиссёр.

   В детстве Носов читал книги Пальмера Кокса «Новый Мурзилка» о приключениях маленьких человечков. Среди них были Знайка, Незнайка и их смешные друзья. Носов «взял» Знайку и Незнайку и «повёл» к новым друзьям в другой мир – в мир коротышек из Цветочного города. Так появилась трилогия о Незнайке: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне».

   Произведения: «Мишкина каша», «Фантазёры», «Телефон», «Затейники», «Дружок», «На горке» и др.

   

5* Изучение нового материала

.

  1. Слого-звуковой анализ слов (учебник – стр. 45).

Характеристика звуков н , н в процессе слого-звукового анализа слов «барабан». «конь».

Учитель пользуется демонстрационными предметными картинками и демонстрационными фишками для составления слого-звуковых схем на наборном полотне, расположенном на доске. Ученики работают с фишками, выкладывая схемы слов на своих рабочих местах.

   Вывод:

  • звук [ н ]  – согласный (при произношении есть преграда, воздух задерживается), звонкий (при произношении участвует голос – при прикладывании ладошки к горлу чувствуется дрожание), твёрдый;
  • звук  [ н´].– согласный, звонкий, мягкий;
  • оба звука мы будем обозначать буквой «н» («эн»).

  1. «Новоселье» буквы в «Замке букв» (в ленте букв).

   - Поселим новую букву «н» в «Замок букв».

   - Какое место она займёт и почему?  (Буква «н» поселится в сине-зелёной «гостиной»,

т. к. обозначает твёрдый и мягкий согласные звуки; на верхнем этаже, т. к. обозначат звонкие согласные звуки).

  1. Из истории буквы «н».

   - Сейчас эта буква называется «эн», а когда-то называлась иначе – «наш», т. е. «свой, принадлежащий нам». В старину так называлась буква, а теперь это самостоятельное слово. С этим словом существует много речевых оборотов:          

  • «знай наших» - восхваление самого себя;
  • «наша взяла» - мы одержали победу;
  • «наше вам с кисточкой» - шутливое приветствие.

  1. Работа с учебником  (стр. 44 – 45) .

   Составление предложений по картинке (по заданным схемам).

- Кто изображён на картинке?

   Словарная работа:

  • богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги; человек очень большой силы, стойкости, отваги;
  • былина – русская народная песня, сказание о богатырях.

- Какие русские богатыри вам известны7

- Почему русский богатырь сражается со Змеем Горынычем?

   Чтение отрывка из стихотворения И. Никитина учителем, пословиц читающими учениками, анализ пословиц, подчёркивание в них новой буквы «н».

  1. Обучение письму строчной буквы «н».

     *Зрительное восприятие.

-На что похожа буква «н»?  (Работа с иллюстрациями на доске).

Там я букву «н» найду,

Где гамак висит в саду.  (В. Степанов)

На букве «н» я, как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки.   (Е. Тарлапан)

    *«Тактильное знакомство» со строчной буквой «н» методом ощупывания буквы, вырезанной из наждачной бумаги, в направлении письма.

     *Письмо буквы «н» с помощью вкладыша.

     *Работа в прописи № 1 (стр. 24).

Написание буквы «н», слогов и слов с новой буквой после слого-звукового анализа.

   

  1. Пальчиковая гимнастика.  

Две весёлые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.   (О. Узорова )

   Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту, поджимая пальцы. Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.

  1. Риторическая пятиминутка.

   Неожиданно появляется Буратино:

- Я сейчас торопился на урок и очень боялся опоздать. Кричу прохожему: «Скажи, сколько часов?» Он посмотрел на меня сердито, ничего не сказал и пошёл дальше. Незнайка. Ты случайно не знаешь, почему он не стал на мой вопрос?

   Незнайка:

- Обращаясь к прохожему, ты допустил целых 4 ошибки. Ребята, давайте поможем Буратино их отыскать. (1 ошибка: обращался на «ты» к незнакомому взрослому человек, а надо на «Вы». 2 ошибка: не употребил волшебное слово «пожалуйста». 3 ошибка: выражение «сколько часов» не точно, его можно понять по-разному. Нужно было спросить: «сколько времени?» или «который час?». 4 ошибка: кричал, обращаясь к прохожему, надо было говорить спокойным голосом.

-Каким должен быть голос, когда мы обращаемся на улице к незнакомому человеку? (По высоте – средним, по силе – уверенным, спокойным).

  1. Физминутка.

Буратино быстро мчался,

На пригорок он взобрался.

А затем он вниз стремился –

Чуть, бедняга не разбился.

Влево, вправо он петлял –

Всё же в школу опоздал.

Но не зря в класс торопился –

Быть культурным научился.    (С. Чижова )

  1. Продолжение работы с учебником (стр. 46).

   

   Соотнесение предмета с местоимением. Работа с предложением: большая буква в начале предложения, в именах собственных, знаки в конце предложения. Чтение предложений.

   Буратино знакомит с папой Карло, просит вспомнить название сказки.

   Определение значения слова «на»: «возьми» и предлог, указывающий место.

   Чтение стихотворения читающими учениками.

   Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»:

- Отгадайте загадки:

Рыжая птичница

В курятник пришла,

Всех кур пересчитала

И с собой унесла.   (Лиса)

Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку.   (Заяц)

- Это герои сказки, которую нам предстоит вспомнить.

- Измените данные слова так, чтобы в них звучали новые изученные звуки. (Заинька, лисонька – ласковые слова).

- Какой изученный звук мы слышим в данных словах?

   Рассказывание сказки по картинкам.

        

  1. Обучение письму заглавной буквы «Н» (аналогично обучению письму строчной буквы).                                          

   Работа в прописи № 1 (стр. 25).

   Слого-звуковой анализ слова «Незнайка».

   Письмо восклицательных предложений (восклицательный знак, восклицательная интонация).

   Письмо предложений в соответствии с правилами: первое слово в предложении и имена собственные пишутся с большой буквы; слова в предложении пишутся отдельно; в конце предложения ставится пунктуационный знак  ( . ! ? ).

  1. Разминка для глаз с использованием тренажёра Базарного.

   7* Закрепление изученного на уроке материала.

  1. Упражнение «Слогочиталочка».

   Дети читают слоги с изученной буквой, перемещая в абаке полоску с гласными; работают в парах (сигнал) по принципу «учитель – ученик», меняясь ролями.

  1. Упражнение «Твёрдый – мягкий».

- Приготовьте карточки (синие и зелёные сигналы). Отгадайте загадки; определите, какой изученный звук встретился в отгадках; покажите нужную карточку.

На пальце одном

Ведёрко вверх дном.   (Напёрсток)

Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут.   (Ноги)

Есть всегда он у людей,

Есть всегда у кораблей.   (Нос)

Пять ступенек – лесенка,

На ступеньках – песенка.   (Ноты)

Есть семь братьев,

Годами равные,

А именинами разные.   (Неделя)

  1. Лексическая пятиминутка.

   *Слова-близнецы.

- Послушайте стихотворение, назовите слово, имеющее несколько разных значений. Объясните их. Определите местонахождение нового звука, дайте ему характеристику.

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Если в норке нету норки,

Может, норка возле норки?

Нет нигде, пропал и след.

Норка здесь, а норки нет!   (А. Шибаев)

   *Слова-наоборот  (противоположные по смыслу).

- Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звуков н, н:

налево - … (направо), высоко - … (низко), верхний - … (нижний), высушить - … (намочить).

   *Шарада (для читающих учеников).

С буквой «н», мои друзья,

Ничего не знаю я,

«Н» на «с» перемените –

Смело в суп меня кладите.

Не берите с буквой «м» -

Я пальто у вас проем.   (Ноль – соль – моль)

   *Анаграммы (для читающих учеников):

насос - … (сосна), накат - … (канат), норма - … (роман).

   *Упражнение «Цветочная поляна».

Мы уже немало знаем,

А теперь мы поиграем –

Вспомним травы и цветы

С буквой «н» - и я и ты.

(Незабудка, нарцисс, настурция, нимфея – озёрная кувшинка, нелюмбиум - один из видов лотоса и др.)

   Если позволяет время, предложить прочесть читающим ученикам следующие четверостишия:

Я в холодный обнажённый сад пойду –

Весь рассеян по земле его наряд.

Бирюзой сияет небо, а в саду

Красным пламенем настурции горят.   (И. Бунин)

Расскажи, цветочек голубой,

Почему зовёшься незабудкой?

Не таись, сердечко приоткрой!

Наклонюсь и буду слушать чутко.   (Т. Шорыгина)

Незабудок цвет чудесный,

В самом деле поднебесный.

Полдень, зноя душный плен,

Здесь повсюду буква …    («эн»).

   7* Подведение итогов.

- С какими новыми звуками познакомились?

- Что узнали об этих звуках?

- Что особенно запомнилось на уроке?

- Урок окончен.   (Домашнее задание в первом классе не задаётся)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте 1 класс

На данном уроке дети осваивают работу в четвёрках(подготовка к работе в группе). Работа проводится на этапе закрепления.Задания на уроке - моя педагогическая находка....

Конспект урока обучения грамоте Тема урока: «Гласные и согласные звуки» (УМК « Система Л.В.Занкова»)

Конспект урока обучения грамоте  с использованием интерактивной доски, нетбуков для детей, Единой Коллекции ЦОР,  CD Программно-методического комплекса "Развитие речи"для интерактивной доски...

Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.

Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...

План - конспект урока обучения чтению в первом классе и урок русского языка во втором классе. УМК Перспективная начальная школа

ФИО (полностью)Агафонова Антонина ВладимировнаМесто работыМАОУ «Окунёвская СОШ» Тюменская обл., Омутинский р.-н с.ОкунёвскоеДолжностьУчительПредметОбучение чтению (обучение грамоте)   и русс...

Конспект урока обучения чтению по УМК "Школа России". Тема урока "Звук й, Буквы Йй

В ходе урока дети определяют особенность буквы й (обозначает согласный звук, не входящий в слияние; звук [j’] слога не образует; в русских словах буква й бывает только строчная); выполняют слого-звуко...

Конспект урока обучения грамоте 1 «В» класс. Тема урока: «Век живи, век учись. Как образуется слог?»

1.      Обсудить тему «Век живи, век учись».2.      Вспомнить сказку «Волк и семеро козлят».3.      Р...

Конспект урока обучения грамоте (чтение). УМК «Перспектива». Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».

Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».Тип урока: урок открытия нового знанияЦель. Создать условия для формирования новых знаний  учащихся о звуках [в] и [в̓]...