Урок по развитию речи
план-конспект урока по русскому языку на тему

Тема: Составление диалогов и монологов неодушевленных предметов.(«Бином-фантазии»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok1.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по развитию речи   учителя начальных классов МАОУ  « Средней обшеобразовательной школы № 3» г. Пушкино  Кондаковой Л.А.

Тема:  Составление диалогов и монологов неодушевленных предметов.(«Бином-фантазии»).

Цель:закрепить понятие о монологе и диалоге.

Планируемые результаты :

Предметные:1)расширить представление об олицетворении ,вымысле в художественном произведении;

2)учить составлению монологов и диалогов неодушевленных предметов;

3)развитие творческих способностей учащихся;совершенствование умения воспроизводить текст в устной и письменной речи.

Метапредметные :УУД ( коммуникативные-работа в паре;в группе;регулятивные--самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

                            познавательные-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;)

Оборудование:

1.Тексты из рассказа С.Черного «В полночь»,сказки Д.Родари, отрывок «Говорящий портфель»

2.Дидактический материал (раздаточный)

Ход урока:

1.Речевая разминка (на доске)

Яша думал:

Вещи все на разный лад,

Как живые , говорят.

Только ты откроешь дверь,

Заворчит она, как зверь:

Ходят -бродят! Вот беда!

То туда, то сюда!

Только сядешь ты на стул,

Он уж песню затянул:

«Ты опять сидишь, лентяй?

Встань ,поди-ка погуляй!»

Меж собой болтают звонко

Вилки, ложки и солонка.

(Л . Квитко)

2.Прочитайте стихотворение про себя:

- О чем оно?- в чем заключается его особенность?

-В этом стихотворении представлена необычная фантастическая ситуация -предметы  разговаривают.

(«заворчит»,»песню затянул»

-Прочитайте стихотворение по ролям (прежде выделите в тексте слова, которые подсказывают, как надо читать.

РАБОТА ПО ТЕМЕ: (беседа)

1.-Возможно ли такое, чтобы «меж собой»болтали звонко» вилки, ложки и солонка»?Где же все таки такое может быть?

-В жизни невозможно но в художественной литературе –да.

2.-Вспомните произведения, изученные на уроках литературы или прочитанные вами самостоятельно, в которых предметы разговаривают(Сказки Г-Х Андерсена, Н.Вагнера, Д.Родари , рассказы С.Черного)

3.Произведения какого жанра послужили примером для написания монологов и диалогов неодушевленных предметов .(Сказки. В волшебных сказках многие предметы умеют говорить)

4.-С какой целью включаются монологи и диалоги неодушевленных предметов в текст художественного произведения? (монологи и диалоги неодушевленных предметов делают текст необычным ,сказочным , помогают автору раскрыть характеры героев, идею произведения и т.д.)

ПОЗНАКОМИМСЯ С МОНОЛОГОМ НЕОДУШЕВЛЕННОГО ПРЕДМЕТА.

(Его произносит старое кресло в рассказе С.Черного»В полночь»

-ПРОСЛУШАЙТЕ (Чтение учителем или подготовленное ученика)

-Перечитайте самостоятельно.

-Какое впечатление произвел на вас монолог?

-Какое впечатление сложилось о предмете ?

-Кого напоминает вам старое кресло?( Это старое вольтеровское кресло»с высокой спинкой, на колесиках обивка потертая, оно напоминает добродушного дедушку, немного ворчливого)

-Что делает этот монолог смешным?

-Приведите примеры из текста улыбку  вызывает добродушное ворчание старого кресла,

Те характеристики , которые оно дает коту , детям ,употребление слов в несвойственном им значении.

-ПРОЧИТАЙТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО МОНОЛОГ СВИНЬИ-КОПИЛКИ ИЗ ЭТОГО ЖЕ РАССКАЗА:

-Какое впечатление на вас произвела эта героиня? Какие особенности ее натуры раскрываются в монологе?

-ДОКАЖИТЕ.

(Героиня недалекая, корыстная. Смешная в своем невежестве ,стремлении все рассуждения свести к деньгам)

ОБРАТИМСЯ К ДИАЛОГАМ НЕОДУШЕВЛЕННЫХ ПРЕДМТОВ: прочитайте по ролям один из них.

     -Где мог происходить этот разговор?

СКАЗКА ДЖ.РОДАРИ, отрывок из которой представлен, так и называется:»ГОВОРЯЩИЙ ПОРТФЕЛЬ»

-О чем говорят книга, ручка , карандаш?

(На письменном столе ,  в портфеле ученика?)

-На что они жалуются?

(Говорят о своем хозяине-ученике. Жалуются на него, на отношение к ним.)

ПЕРЕЧИТАЙТЕ ПРО СЕБЯ РЕПЛИКИ ПРЕДМЕТОВ И ПОДТВЕРДИТЕ СПРАВЕДЛИВОСТЬ ВОЗМУЩЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ОТНОШЕНИЕМ К НИМ МАЛЬЧИКА.

-С какой целью включается в текст сказки диалог ?  представление сложилось у вас об ученике? (Включение диалога необходимо для более яркой характеристики мальчика-школьника. Он предстает очень безответственным ,неряшливым и нерадивым.)

ЗАСТАВИТЬ  ПРЕДМЕТЫ « ГОВОРИТЬ»-излюбленный прием итальянского писателя ДЖ.РОДАРИ.В его произведениях предметы говорят  друг с другом или рассуждают

наедине с собой. Например: « О ЧЕМ ВСПОМИНАЕТ ЛУНА», «ЖАЛОБА ГЛАЗА», «СТАРЫЕ ПОСЛОВИЦЫ», «СОЛНЦЕ И ТУЧА»

РОЖДАЛИСЬ ТАКИЕ СКАЗКИ   У  Д.РОДАРИ  НЕОБЫЧНО.

Они появлялись из «БИНОМА ФАНТАЗИИ»

Писатель сам придумал это  выражение.

«БИНОМ ФАНТАЗИИ»

-Что это обозначает?

…..ДА ничего особенного….

Берутся два слова. Например: вспоминать и луна ;солнце и туча;

Писатель соединяет эти слова ,вводит в текст диалоги даже неодушевленных предметов. И рождается сказка. Сказка из «БИНОМА ФАНТАЗИИ»!

Так написаны все его сказки.»СКАЗКИ ПО ТЕЛЕФОНУ»

-Какие из сказок по телефону вы помните?

-ПОПЫТАЙТЕСЬ ПО НАЗВАНИЮ ОПРЕДЕЛИТЬ, ИЗ КАКОГО «БИНОМА ФАНТАЗИИ» ОНИ РОДИЛИСЬ.(«ТОНИНО-НЕВИДИМКА»,»ВОЙНА КОЛОКОЛОВ»)

ПОЗНАКОМИВШИСЬ С «БИНОМОМ ФАНТАЗИИ»,вы сами можете сочинить хотя бы диалоги неодушевленных предметов. Такую работу вам и предстоит сейчас выполнить.

ВСПОМНИТЕ СКАЗКУ-БЫЛЬ М.М.ПРИШВИНА»КЛАДОВАЯ СОЛНЦА»

-Какая ее идея?(Все в природе взаимосвязано .Человек –часть природы ,ее разумный хозяин и исследователь)

ПРОЧИТАЙТЕ  ОТРЫВОК из 3-й главы сказки-были(с.220,1-абзац)

-О чем повествуется в этом отрывке?

(О жизни ели и сосны , растущих вместе, об их борьбе за жизнь)

-Какое чувство испытывали деревья по отношению друг к другу? Подтвердите своими словами из текста .( деревья враждовали ,старались обогнать друг друга ,боролись между собой корнями;…)

ОБРАТИТЕ   ВНИМАНИЕ НА  ЖАНР  ПРОИЗВЕДЕНИЯ ( СКАЗКА-БЫЛЬ)

-Что сказочного, необычного в поведении деревьев? Какое сравнение находит для них автор?

-Исходя из того ,что автор олицетворяет деревья ,составьте диалог между елью и сосной .Каким он будет по содержанию?

-О чем могут говорить «деревья»,ведущие борьбу за жизнь?

-Что могут содержать их реплики?

-Что должно предшествовать диалогу ,чтобы была понятна суть спора деревьев?

Какие выражения из текста можно употребить в словах автора при оформлении реплик?

(Впивались сучьями ;прокололи друг друга ;стонали, выли)

Групповая работа:

Составьте и запишите диалог ели и сосны.

(Запись и рецензирование работ)

Подведение итога урока:

-Чем занимались ?

-Что узнали нового?

--Было интересно?

ЗАДАНИЕ НА ДОМ:

(По выбору учащихся)

1.Сочинить монолог любимого предмета ,придать тексту юмористическую окраску.

2.Составить диалог любых предметов.(ТЕМЫ:»В ПОЛНОЧЬ»,»ПОДСЛУШАННЫЙ РАЗГОВОР» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по развитию речи 1 класс

Не все дети умеют договариваться, учителю есть над чем подумать....

Открытый урок по развитию речи 3 класс. работа с деформированным текстом

Конспект урока по русскому языку в третьем классе, тема% " Работа с деформированным текстом"....

Урок по развитию речи. Мастерская. 4 класс. Тема: Родина.

Предлагаю конспект урока(мастерская), для проведения в 4 классе. Урок проводится по группам. На каждую ассоциацию(слуховую, зрительную, осязание, запах) ученики подбирают по 2-3 слова, которые заносят...

Разработка урока по развитию речи.

Представлена разработка урока по русскому языку. Тема:" Сочинение о зиме"...

Презентация к уроку по развитию речи в 4 классе

Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста...

Конспект урока по развитию речи во 2 классе. Тема урока: Весна - пробуждение природы.

Урок проведен в коррекционной школе VIII вида с использованием технологии группового обучения.Такая форма проведения существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебно-воспит...

Методическая разработка урока по развитию речи у детей с задержкой психического развития

Задания  направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и развитие речи...