Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему:
    Урок русского языка 3 класс Определение имени прилагательного

    Ионова Марина Владимировна

    Урок русского языка в 3 классе "Определение имени прилагательного"  ОС "Школа 2100". с использованием проблемно-диалогической технологии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opredelenie_imeni_prilagatelnogo.doc111.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 3 классе.

    Образовательная программа «Школа 2100»

    Тема урока: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

    Тип урока: открытие нового знания

    Цели урока

    Образовательные цели: через самостоятельную работу учащихся в группах, парах, провести исследовательскую работу по открытию новых знаний, а именно: об определении имени прилагательного; формировать умение точно употреблять прилагательные в речи; расширять словарный запас учащихся

    Развивающие цели: развивать критическое мышление учащихся; самостоятельность на уроке, интерес к русскому языку;

    Воспитательные цели: развивать такие коммуникативные качества, как коммуникабельность, толерантность; воспитывать любовь к родному языку.

    Оборудование: чёрно-белая картина с изображением леса, цветная картина с изображением леса, карточки  с изображением предметов, карточки для составления кластера

    Ход урока.

    1. Орг. момент.

    Ребята, давайте сегодня отправимся в сказку. Хотите? Тогда вперёд.

    1. Словарная работа.
    • Но что-то мешает нашему путешествию?
    • Посмотрите на эти слова.

    Совесть,  волшебный, соловьиный, серебро, серебряный, малина,  лимон, яблоко, гороховый, апельсин.

    • Что можете сказать про них? (словарные, есть однокоренные слова – серебро, серебряный)
    • На какие группы можно разбить эти слова? (существительные и прилагательные)
    • Какие ещё части речи знаем? (глагол, предлог, союз)
    • Чтобы нам дальше двинуться в путь надо записать эти слова в два столбика  и выделить орфограммы.

    Проверка работы.

    1. Актуализация знаний.
    • Беседа по картине.

    ,THTPRBкартинки 022

    Посмотрите на картинку.

    • Куда мы с вами попали? (в лес)
    • Обыкновенный какой-то лес, неинтересный. Но вот появилась художница-волшебница. И всё к чему прикасалась её необыкновенная кисточка, удивительным образом преображалось. Каждый предмет становился каким-нибудь особенным.
    • Вот было деревце. Прикоснулась к нему художница кисточкой. Смотрите, какое стало деревце? (зелёное, ветвистое, высокое)
    • Была просто трава, а стала какая? (зелёная, сочная, мягкая).
    • Была обыкновенная ягода, а стала какая? (красная, сочная).
    • Был просто гриб, непонятный какой-то. И тут художница принялась раскрашивать его. Теперь узнали его? Это – мухомор. А почему мы смогли узнать его? Какой стал гриб? (красный, пятнистый, яркий)
    • Это его признаки. По ним ты сразу признаешь мухомор и никогда не положишь его в корзинку, а то можно отравиться и заболеть.
    • Какая волшебница украсила лес, помогла нам узнать гриб? Вы догадались? Это имя прилагательное.
    • Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на нашем уроке?
    • Что мы уже знаем об имени прилагательном?

    (Имя прилагательное  называет признак предмета, отвечает на вопросы

    Какой? Какая? Какое? Какие?)

    Художницу нашу знает весь свет,

    Раскрасит художница всякий предмет.

    Ответит всегда на вопросы такие:

    КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

    1. Составление кластера на доске.

    Давайте запишем то, что мы уже знаем об имени прилагательном

    ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

    Обозначает                 Отвечает                        ?

    признак                        на вопросы

    предмета                        какой

    какая

    какое

    какие

    • А как вам кажется, мы уже всё знаем об этой удивительной части речи? (Наверное, нет)

    Давайте пока поставим знак вопроса. Может быть, путешествуя сегодня на уроке, мы сможем ещё что-то добавить в нашу схему.

    1. Тренировочные упражнения
    • Игра «Угадайка»

    А сейчас имя прилагательное предлагает нам сыграть в игру «Угадайка». Я буду называть вам признаки предмета, т.е. прилагательные, а вам надо будет угадать, какой предмет изображён  на картинке.

    Любимая, интересная, библиотечная – книга.

    Пожухлые, осенние, багряные – листья.

    Круглый, деревянный, обеденный – стол.

    Ясный, зимний, морозный – день.

    Скорый, пассажирский, длинный – поезд.

    Вкусные, лесные, грецкие – орехи.

    Чистая, прозрачная, питьевая – вода.

    Бурый, неуклюжий, косолапый – медведь.

    Рыжая, пушистая, хитрая – лиса.

    Молодцы! Умеете отгадывать загадки.

    • Работа группами по 4 человека. Каждая группа получает свою картинку.

    А теперь вы попробуйте записать 5-6 прилагательных к существительному, так, чтобы остальные ребята отгадали какой  у вас предмет.

    Малина – душистая, красная, сладкая, вкусная, сочная, лесная.

    Лимон – кислый, жёлтый, душистый, овальный.

    Яблоко – красное, жёлтое, спелое, садовое, круглое, гладкое.

    Апельсин – оранжевый, круглый, вкусный, сладкий, плотный.

    Горох – зелёный, молодой, спелый, полезный, жёсткий.

    Огурец – зелёный, солёный, свежий, маленький, маринованный.

    • Проверка работы: группа читает прилагательные, класс должен отгадать предмет.

    Хорошо поработали. Вспомнили много прилагательных.

    А сейчас отдохнём.

    1. Физкультминутка.
    2. История происхождения слова «прилагательное»
    • Скажите, а что бы вам хотелось узнать об имени прилагательном?

    (Может ли изменяться имя прилагательное. Почему его так назвали).

    • На эти вопросы мы сегодня попытаемся ответить.
    • Вслушайтесь в слово прилагательное. Как вам кажется, почему прилагательное так назвали? (прилагается к чему-либо)
    • Откройте учебник на стр.69, упр. 308.

    Прочитайте, что означает название части речи «прилагательное»?

    Название части речи «прилагательное» произошло от латинского слова. Оно означает «присоединение, прибавление».

    • К словам какой части речи «присоединяются, прибавляются» имена  прилагательные?
    • Как ты думаешь, почему именно с именами существительными связаны имена прилагательные, а не с другой частью речи?

    Вывод: Имя прилагательное обозначает признак предмета, поэтому всегда присоединяется, «прилагается» к имени существительному.

    1. Изменение имён прилагательных по родам и числам.

    Наша художница – имя прилагательное продолжает рисовать.

    Взяла волшебница только зелёную краску и теперь у нас

    мох (какой?) – зелёный

    ель (какая?) – зелёная

    поле (какое?) – зелёное

    Дети записывают словосочетания в тетради.

    • Что заметили? ( У прилагательного изменилось окончание.)
    •  Выделите окончания прилагательных.
    • Как вы думаете, почему изменилось окончание? От чего зависит окончание прилагательных? (Подобраны были существительные разного рода.)
    • Определите род и число существительных.

    Давайте сравним имена существительные и имена прилагательные.

    • Вспомните, как изменяются имена существительные?

    (Имена существительные изменяются по родам и числам)

    • Приведите примеры.

    Заполним таблицу на доске.

    По родам

    По числам

    Существительные

    -

    +

    Прилагательные

    +

    +

    А Д

    Давайте понаблюдаем, а имена прилагательные изменяются по числам или нет?

    Запишите:

    Листья (какие?) – зелёные.

    Выделите окончание прилагательного. Что заметили?

    Вывод: имена прилагательные изменяются по родам и числам.

    1. Работа с правилом.
    • Прочитай правило на стр.69.
    • Что обозначают имена прилагательные?
    • На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
    • Как изменяются имена прилагательные?
    • С какой частью речи связаны имена прилагательные?
    1. Дополни кластер.

    ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

    Обозначает                 Отвечает                        Изменяется

    признак                        на вопросы        

    предмета                какой                        по родам                по числам

    какая

    какое

    какие

    • Что мы сегодня нового узнали об имени прилагательном?
    • Пользуясь кластером расскажи всё, что знаешь об имени прилагательном.
    1. Первичное закрепление.
    • Работа с учебником.

    Стр.70 упр.309.

    Прочитай. Понаблюдай за тем, как изменяются имена прилагательные. Что ты напишешь вместо точек? Спиши. Выдели окончания прилагательных.

    синий карандаш                        сладкий …

    синяя лента                        сладкая …

    синее море                                сладкое …

    синие зонтики                        сладкие …

    • Индивидуальная работа.

    Измени прилагательное светлый по родам и числам, Подбери подходящие по смыслу существительные.

    Светлый лес.

    Светлая комната.

    Светлое небо.

    Светлые обои.

    Выдели окончания.

    Проверка работы.

    • Составление словосочетаний.

    В нашем сказочном лесу случилась беда. Существительные и прилагательные поссорились.

    Давайте их помирим и запишем правильно словосочетания.

    сливочное                                берёзки

    скрипучее                                девочка

    вкусный                                масло

    весёлая                                дерево

    белоствольные                        пирог        

    • Творческая работа парами.

    Прочитайте рассказ . Что можете сказать о нём? (рассказ неинтересный, нет прилагательных)

    Спишите, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные.

    Наступает … весна. Солнце льёт на землю … лучи. Шумит … ручеёк. Скоро … … цветы распустят свои … головки.

    Проверка. Зачитайте рассказ. (2-3 гр.)

    1. Рефлексия.

    Составление синквейна.

    Что понравилось на уроке?

    Как вы оцените свою работу на уроке?

    Что нового узнали об имени прилагательном?

    Какую цель поставите для себя на следующий урок?

    1. Оценки за работу на уроке.
    2. Домашнее задание

    Выучить правило на стр.69, упр. 310.

    Найти или сочинить загадки в которых прилагательные помогают отгадать предмет* (по желанию)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка 4 класс. Склонение имен прилагательных.

    Склонение имен прилагательных 4 класс Рамзаева...

    русский язык, 3 класс "Изменение имен прилагательных по родам"

    конспект урока УМК "Планета Знаний" на тему "Изменение имён прилагательных по родам"...

    Конспект урока русского языка 3 класс " Род имен существительных"

    Методические рекомендации к уроку русского языка по теме  « Род имен существительных» по программе " Начальная школа 21 век".   На этапе чистописания образец буквосочетаний и слов учитель ...

    презентация по русскому языку, 3 класс "Изменение имен прилагательных по падежам. Закрепление"

    данная презентация предусмотрена, как дополнительный материал при закреплении темы "Изменение имен прилагательных по падежам"...

    Урок русского языка. 3 класс. "Изменение имен прилагательных по родам".

    Урок разработан по учебнику В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого. Соответствует требованиям ФГОС....