Урок русского языка в 3 классе "Предлог и приставка"
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему

Березина Ирина Евгеньевна
Цель: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать. Задачи: Образовательные: 1. ознакомление с отличительными признаками приставок и предлогов; 2. формирование навыков правильного написания предлогов и приставок; 3. формирование коммуникативных умений учащихся (включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга; умение формулировать и задавать вопрос). Развивающие: 1. развитие логического мышления; 2. развитие зрительного внимания; 3. развитие умения ориентироваться в пространстве; 4. развитие мелкой моторики рук. Воспитательные: 1. учить взаимопомощи в трудных ситуациях, 2. воспитывать дисциплинированность, аккуратность, активность. Оборудование: обучающая презентация; индивидуальная рабочая тетрадь; раздаточный индивидуальный материал. Тип урока: комбинированный

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predlog_i_pristavka.doc63.5 КБ
Файл predlog_i_pristavka.pptx608.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Приставка и предлог.

Цель: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.

Задачи:

Образовательные:

  1. ознакомление с отличительными признаками приставок и предлогов;
  2. формирование навыков правильного написания предлогов и приставок;
  3. формирование коммуникативных умений учащихся (включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга; умение формулировать и задавать вопрос).

Развивающие:

  1. развитие логического мышления;
  2. развитие зрительного внимания;
  3. развитие умения ориентироваться в пространстве;
  4. развитие мелкой моторики рук.

Воспитательные:

  1. учить взаимопомощи в трудных ситуациях,
  2. воспитывать дисциплинированность, аккуратность, активность.

Оборудование:
обучающая презентация;
индивидуальная рабочая тетрадь;
раздаточный индивидуальный материал.

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

(Слайд 2)

II. Организационный  момент.

- Сегодня наш урок пройдет под девизом:

Не говори – не умею,

А говори – научусь.

- Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. И начнем наш урок.

(Слайд 3)

II. Минутка чистописания. 

Я тетрадочку открою.

Уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

(Слайд 4-5)

От  по  вы  за  пере с под

III. Постановка темы и целей урока.

1. Подготовительное упражнение

- Чем являются данные буквы и сочетания букв, если рассматривать их в слове?

- Образуйте новые однокоренные слова с помощью данных приставок от корня ЛЁТ. (Отлет, полет, подлет, слет, перелет, вылет, залет)       (Записать слова.)

- Что называется приставкой?

- А могут ли данные сочетания букв превратиться в отдельные слова? (Могут, если их употребить как предлоги)

- Придумайте слова с данными предлогами. (С ветки, про ветер)

(Слайд 6)

- Что мы должны вспомнить, прежде чем написать слова с предлогами?

                                               (Записать слова.)

Вывод: Что же у нас получилось: одни и те же сочетания букв могут быть как приставками, так и предлогами.

(Слайд 7)

2. Постановка темы и целей урока.

- Попробуем определить тему урока. Не трудно догадаться, о чем мы будем говорить на уроке?  (о приставках и  предлогах)

- Мы вспомним, что знаем о приставке и предлоге.

- Почему такие разные понятия мы должны рассмотреть на одном уроке?

- Что же мы не знаем? Чему мы должны научиться? (Как отличить приставку от предлога?)    

IV. Повторение необходимых знаний для дальнейшей работы.

1. Давайте для начала сравним эти понятия. В этом нам помогут донесения разведчиков. А разведчиками будем мы с вами. (Дети делятся на две группы)

Игра «Разведчики» 

 
1 «группа разведчиков» – собирает донесение о предлоге
2 «группа разведчиков» – собирает донесение о приставке
-  Слова на карточках:
часть, часть, слова, речи, служит, служат, для связи слов в предложении, для образования однокоренных слов,
-  Группы составляют свои донесения (расшифровка донесения)
-  Коллективная проверка донесений.

(Слайд 8)

2. Составление таблицы для сравнения    

ПРЕДЛОГ

ПРИСТАВКА

 часть речи

 служит для связи слов в предложении

 пишется отдельно

 часть слова

 служит для образования однокоренных слов

 пишется слитно

3. Анализ полученных результатов.
- Очень много отличий. Ошибиться нет причин? Или есть?
- В чем же трудность?  (Они похожи по написанию и отличать будет сложно).

(Слайд 9)

V. Составление алгоритма действий.

1. Определить, где приставка, а где предлог?

(в)скочил  (в)кроватке,           (на)рисовал  (на)доске,

(до)писал  (до)точки,               (с)летел  (с)дерева

- Что мы должны вспомнить, чтобы определить, где приставка, а где предлог?

(Слайд 10)

1 шаг.
Вывод:
 Предлоги не пишутся перед глаголами. Значит, сначала нужно определить часть речи (определить глагол или другая часть речи)      

2 шаг.
– Как проверить существительные?
Вывод:
 Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово. Между приставкой и корнем – нельзя.        

- Какие действия мы выполняли, для того чтобы определить, где предлог?
(Появляется
 слайд Детям раздаются памятки.)

(Слайд 11)

САМ  ИНСТРУКЦИЯ

«Как при письме отличить предлог от приставки?»

Предлоги пишутся отдельно,

приставки пишутся слитно.

1. Определи часть речи. Помни, что предлоги перед глаголами не пишутся.

(Побежать, вскочить, перепрыгнуть)

2. Между предлогом и следующим словом можно вставить ещё какое-нибудь слово или вопрос.

(По (большой) дороге, в (какой? большой) дом)

- А теперь мы с вами немного отдохнем и выполним такое задание. Я вам предлагаю выполнить какую-либо просьбу, вы выполняете ее и называете, какой предлог прозвучал в этой просьбе.

Например:     «Игорь, подойди к доске»

                       «Таня,  встань перед стулом»

                       «Вероника, положи ручку под стул»

                       «Леша,  положи руки на стол».

«Уля, достань из портфеля тетрадь».

«Кристина, погладь себя по голове».

«Кристина, положи дневник рядом с книгой».

(Слайд 12)

VI. Физкультминутка.

Упражнение для глаз.

VII. Закрепление алгоритма действий.

(Слайд 13-14)

1. Самостоятельная работа

Колобок (с)катился (с)окошка, (по)катился (по)дорожке, (до)катился (до)леса.

(Слайд 15)

2. Работа со стихотворением-шуткой.

Записать двустишия, раскрыв скобки:

Решили лисы кролика (за)печь,
А кролик из духовки прыг (за)печь.

- Докажите, в каком слове за – приставка, а в каком – предлог.

(Слайд 16)

3.Отличия приставок и предлогов.

  1. (от)проруби, (от)грузка, (от)нести;
  2. (про)сушка, (про)книгу, (про)школу;
  3. (за)шипело,(за)качало, (за)окно;
  4. (за)стеклом, (за)садом, (за)ехал.

Прочитайте цепочки слов. Найдите в каждой из них лишнее. Лишние слова запишите в тетрадь. Раскройте скобки. (Поэтапная проверка).

(Слайд 17)

VII. Итог урока.

- Чему мы научились на уроке?
- Что общего между приставкой и предлогом?
- Чем отличаются приставка от предлога?
- С какой частью речи не бывает предлогов?
- Кто составил для нас самоинструкцию? Как мы это смогли сделать?
- Что особенно понравилось на уроке?
- Какое задание показалось самым интересным или самым сложным?

(Слайд 18)

Литература:

1.Л.В.Зубарева «Развитие словесно-логического мышления и связной речи  младших школьников» (задания и упражнения). - «Учитель», Волгоград, 2010г.
2.А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова  «Обучаем читать и писать без ошибок»,«Аркти»,  Москва, 2007.
3.Л.М. Козырева  «Как образуются слова»,«Академия развития», Ярославль, 2001г.

4. Ресурсы интернета.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 3 класс Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №15 н.п. Нивский» Березина Ирина Евгеньевна

Слайд 2

Девиз: Не говори – не умею, А говори – научусь!

Слайд 3

Я тетрадочку открою. Уголочком положу. Я, друзья, от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо , не согнусь, За работу я возьмусь.

Слайд 4

Минутка чистописания. От по за с под -лёт-

Слайд 5

Проверь себя. Отлёт, полёт, вы лет, слёт , подлёт .

Слайд 6

От по за с под От дома, по улице, за деревом, с другом, под партой.

Слайд 7

Тема урока: Как отличить? Предлог Приставка

Слайд 8

часть - речи служит - для связи слов в предложении - слова - для образования новых слов Приставка Предлог пишется - слитно - отдельно

Слайд 9

дописал до точки (на)рисовал (на)доске (до)писал (до)точки ( в ) скочил (в)кроватке нарисовал на доске слетел с дерева вскочил в кроватке (с)летел (с)дерева

Слайд 10

2.Как проверить имя существительное? Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово. Между приставкой и корнем – нельзя. Как при письме отличить предлог от приставки? 1. Сначала нужно определить часть речи (определить глагол или другая часть речи)

Слайд 11

САМ  ИНСТРУКЦИЯ «Как при письме отличить предлог от приставки?» 1. Определи часть речи. Помни, что предлоги перед глаголами не пишутся. (Побежать, вскочить, перепрыгнуть) 2. Между предлогом и следующим словом можно вставить ещё какое-нибудь слово или вопрос. (По (большой) дороге, в (какой? большой) дом)

Слайд 13

Самостоятельная работа Колобок (с)катился (с)окошка, (по)катился (по)дорожке, (до)катился (до)леса.

Слайд 14

Проверка Колобок скатился с окошка, покатился по дорожке, докатился до леса.

Слайд 15

Решили лисы кролика (за)печь, А кролик из духовки прыг (за)печь. Решили лисы кролика запечь, А кролик из духовки прыг за печь.

Слайд 16

1. (от)дороги, (от)грузка, (от)нести; 2. просушка, про школу, про книгу; 3. (За)шипело, (за)качало, (за)окно; 4. (За)стеклом, (за)садом, (за)ехал. 1. от дороги, отгрузка, отнести; 3. зашипело, закачало, за окно; 2. (про)сушка, (про)школу, (про)книгу; 4. за стеклом, за садом, заехал.

Слайд 17

Итог урока: Чему мы научились на уроке? Что общего между приставкой и предлогом? Чем отличаются приставки от предлогов?

Слайд 18

Молодцы!

Слайд 19

Литература: 1.Л.В.Зубарева «Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников» (задания и упражнения). - «Учитель», Волгоград, 2010г. 2.А.В. Ястребова , Т.П.Бессонова «Обучаем читать и писать без ошибок»,« Аркти », Москва, 2007. 3.Л.М. Козырева «Как образуются слова»,«Академия развития», Ярославль, 2001г. 4. Ресурсы интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Приставка и её роль в слове" (с презентацией)

Урок русского языка в 3 классе по теме "Приставка и её роль в слове". Это урок - исследование. На уроке дети знакомятся с ролью приставок, основными правилами правописания приставок. На уроке формируе...

Урок русского языка во 2 классе "Приставка как часть слова"

Данный урок первый в теме "Приставка как часть слова", представлен с презентацией....

урок русского языка 2 класс тема: приставка

Урок русского языка 2 класс тема: " Приставка"  .  Конспект урока составлен в технологической карте. К уроку предлагаю небольшой самоанализ....

Урок русского языка "Развитие умения различать приставки и предлоги"

Программа "Школа 2100".  Тип урока - урок открытия нового знания.  На уроке использовалась технология проблемного диалога. Цели урока - 1)развитие умения различать сходные приставки и п...

Презентация к уроку русского языка "Правописание согласных в приставках"

Презентация к уроку русского языка по теме:"Правописание приставок, оканчивающихся на согласный"....

Урок русского языка "Общие понятия о приставке и суффиксе", 2 класс (УМК "Гармония", Соловейчик)

Компект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Общие понятия о приставке и суффиксе"....