Урок русского языка "Слова, которые обозначают чувства"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Данный урок предназначен для учителя, работающего по программе "Школа 2100".  Урок позволяет:

 1.      познакомить учащихся с группой слов, выражающих разные чувства, понятием «междометье» и их ролью в речи;

2.      развивать логическое и творческое мышление учащихся, речь, инициативу, умения составлять предложения с междометьями и правильно оформлять их на письме;

3.      воспитывать коллективизм, взаимопомощь, положительную мотивацию к учению, интерес к русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

учителя 2 «Г» класса

МБОУ «Начальная школа»

г-к.Железноводска

Тюковой Л.А.

Тема урока: «Слова, которые выражают разные чувства» (2 класс.)

Цели:

  1. познакомить учащихся с группой слов, выражающих разные чувства, понятием «междометье» и их ролью в речи;
  2. развивать логическое и творческое мышление учащихся, речь, инициативу, умения составлять предложения с междометьями и правильно оформлять их на письме;
  3. воспитывать коллективизм, взаимопомощь, положительную мотивацию к учению, интерес к русскому языку.

Оборудование: телевизор, DVD, диск с мультфильмом «Ах и Ох», магнитофон, таблички с пунктами плана урока, таблички: «кто? что?», «какой?», «что делали?», «?», «чувства», «не имеет вопроса», «междометия»; «слова для справок: подснежник, красивый, маленький, какой».

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Чистописание с актуализацией изученных знаний.

(На доске запись: Х, А, О.)

- Что вы можете сказать об этих буквах?

(П/о: - Буква «Х» - обозначает согласный звук, глухой и непарный. Буквы «А» и «О» - гласные, придающие твердость согласным звукам)

- Запишите эти буквы парами, применяя закономерность: согласный – гласный. Если правильно выполните задание – встретитесь со сказочными героями.

- Какие пары получились?

(П/о: - Ах, ох.)

  - Молодцы!

3. Постановка учебной проблемы.

-У нас в гостях герои из мультфильма Ах и Ох.

(Учитель показывает фрагмент из мультфильма «Ах и Ох», затем останавливает кадр с изображением сказочных героев и на этом фоне продолжает речь)

- Ребята, Ах и Ох появились на нашем уроке не случайно. Они просят вас о помощи. Вы готовы им помочь?

(П/о: - Да!)

- Тогда послушайте звуковое письмо от сказочных героев, которое послужит планом работы на нашем уроке.

(Учитель включает магнитофонную запись, по ходу которой на доску прикрепляет таблички с пунктами плана. Звучит речь: «Дорогие второклассники! Помогите нам разобраться со словами, обозначающими наши имена. Очень просим вас найти ответы на следующие вопросы:

1. Существуют ли в русском языке слова, подобные «ох» и «ах»?

2. На какие вопросы они отвечают?

3. Что обозначают?

4.Какое у них научное название?

Заранее вам благодарны. Ждем ответа. Ваши друзья - Ах и Ох».)

- Можете ли вы сразу ответить на вопросы сказочных героев?

(П/о: - Нет)

- Значит, нам предстоит исследовательская работа по этой теме. Работать будем в группах.

4. Поиск решения. Выдвижение гипотез.

- Подумайте и обсудите в группах ответ на первый пункт плана: существуют ли в русском языке слова, подобные «ох» и «ах». В случае затруднения воспользуйтесь словами из упражнения № 105.

(П/о: - В русском языке существуют слова, подобные  «ох» и «ах», например: «фу», «эх», «ух».

(По ходу работы учитель пишет на доску слова, названные детьми.)

- Попытаемся ответить на второй пункт плана: на какие вопросы отвечает новая группа слов? Продолжим работу в группах, выполняя упражнение № 105.

-Задание первой группе: найти и выписать слова, отвечающие на вопросы: кто? что? И рассказать о них все, что знаете.

(Учитель прикрепляет к доске табличку кто? что?)

- Задание второй группе: найти и выписать слова, отвечающие на вопрос:  какой? И подготовить сообщение о своей группе слов.

(Учитель прикрепляет к доске табличку какой?)

- Задание третьей группе: найти и выписать слова, отвечающие на вопрос:  что делали? И подготовить сообщение о своей группе слов.

(Учитель прикрепляет к доске табличку что делали?)

- А четвертой группе надо будет выписать слова новой группы и постараться задать к ним вопрос.

(Учитель прикрепляет к доске табличку с вопросительным знаком.)

- Послушаем представителей первой (второй, третьей, четвертой) группы.

(По ходу работы ученики каждой группы, записывают слова на доске.)

имя существительное       имя прилагательное       глагол                                 ?

предмет                              признак предмета           действие предмета            ?

кто? что?                            какой?                              что делали?                        ?

кувшин                               пушистый                        кружились                        фу

чаща                                    частый                              дружили                           эх

                                                                                                                                 ух

- Можете ли вы задать вопрос к новой группе?

(П/о: - Нет)

- Может быть, мы сумеем это сделать, если разберемся, что же обозначают эти слова? Поработаем с предложениями из упражнения № 103.

- Обсудите в группах, что выражают слова «ах, ох, ух» в каждом предложении.

(П/о: - Ах – радость, удовольствие;

          - Ох – усталость, неудовольствие;

          - Ух – страх, испуг.)

-Как же одним словом назвать то, что чувствует человек: радость, усталость, страх?

(П/о: - Чувства)

- А можно ли задать вопрос к словам, выражающим чувства?

 (Учитель делает запись над новой (четвертой) группой слов: чувства, не имеет вопроса)

- Вот мы и ответили на второй и третий пункты нашего плана.

5. Проверка гипотезы.

- Сравним наши выводы с выводами ученых. Переверните страницу учебника и найдите правило в желтой рамочке. (Один ученик читает правило вслух, остальные – про себя)

- Что можете сказать?

(П/о: - Наши выводы совпадают)

- Ребята, есть ли в учебнике информация о том, как в науке называются слова, выражающие чувства?

(П/о: - Нет)

-Как же нам быть в этом случае? Кто или что нам может помочь?

(П/о: - информационный столик, учитель, информационный конверт, библиотека)

- Недостающую научную информацию мы сегодня получим из библиотеки.

(Два ученика отправляются в школьную библиотеку.)

- А пока ваши товарищи пошли за новой информацией, мы повторим по схеме правило, которое сегодня «открыли» сами.

(На доске схема, составленная по ходу урока.)              

                                      ?

                                 чувства

                           не имеет вопроса  

                                      фу

                                      эх

                                      ух

-Давайте продолжим наш столбик словами, обозначающими разные чувства. Какие слова допишем?

(Учитель дописывает слова на доске, а дети в тетрадях)

(П/о: - Ой, ай, хе-хе, ха-ха и т.д.)

- А теперь послушайте научную информацию, полученную в библиотеке. Как называются слова, обозначающие чувства?

(П/о: - Междометиями)

- Спасибо!

(Учитель прикрепляет табличку междометия)  

-Вот мы и узнали ответ на последний пункт нашего плана.  Как же называется тема нашего урока?    

(П/о: - Междометия)

6. Физминутка.

(Проводит заранее подготовленный ученик)

Мы немножечко устали –

Междометья изучали.

Эх! и Ох! – не для нас!

Ух! и Ах! – любит класс!

Надо знанья добывать,

Чтобы грамотными стать!

7. Первичное закрепление.

-Чтобы стать грамотными, надо продолжать работу над темой «Междометия».

Выполним упражнение № 104 на доске и в тетрадях.

- Какие знаки ставятся после междометий?

(П/о: -Восклицательный знак или запятая.)

- Помните об этом правиле. Оно вам пригодится в самостоятельной работе.

8. Творческая самостоятельная работа.

-В учебнике на странице 66 рассмотрите кадр из фильма.

- Кто изображен на рисунке?

(П/о: - Катя Персикова и Вова Колесников)

-Что увидели дети?

(П/о:  - Подснежник.)

- Какие чувства вызвал цветок у Кати?

(П/о: - Радость, восхищение)

- А у Вовы?

(П/о: - Безразличие)

- Составьте и запишите предложение по картинке, используя междометия. Девочки запишут предложение, сказанное Катей, а мальчики – сказанное Вовой.

(На доске слова для справок: подснежник, красивый, маленький, какой)

- Не забудьте о знаках препинания после междометий.

- Проинсценируйте свой вариант предложения.

- Какой знак поставили после междометия?

9. Итог.

- Над какой темой работали?

- Что нового узнали?

- А теперь, я расскажу о междометии, а вы мне будете помогать.

Мне, - сказало Междометье,-

Интересно жить на свете.

Выражаю поощренье,

Похвалу, упрек, запрет,

Благодарность, восхищенье,

Возмущенье и привет…

Те, кого охватит страх,

Произносят слово … (П/о: -Ах!)

У кого тяжелый вздох,

Произносят слово … (П/о: -Ох!)

Кто встречается с бедой,

Произносят слово … (П/о: -Ой!)

Кто отстанет от друзей,

Произносят слово … (П/о: -Эй!)

У кого захватит дух,

Произносят слово … (П/о: -Ух!)

Интересно жить на свете,

Если знаешь междометья!

10. Творческое домашнее задание.

- Напишите письмо для Оха и Аха, с применением новых знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Слова, которые обозначают признаки предмета.

Тема урока: Слова, которые  обозначают признаки предмета.Цели:  познакомить со смысловым значением слов, обозначающих признаки предмета и их ролью в нашей речи, учить ставить к ним воп...

урок русского языка во 2 классе по программе школа России по теме:Признаки которые обозначают имена прилагательные

Урок начинается с психологического настроя. Первый урок по данной теме. Расписани этапы и цели. Содержит упражнения для развития мелкой моторики.  Учащиеся составляют кластер....

Конспект урока русского языка «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»

Конспект урока русского языка «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]» 3 класс УМК «Начальная школа ХХI век»...

Урок русского языка для учащихся 1-го класса с ОВЗ по теме: «Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме»

Цель: создать условия для,  развития умения различать, как обозначена мягкость согласных звуков на письме....

Конспект урока русского языка "Что обозначает глагол" УМК "Школа России" 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Что обозначает глагол?» Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи, умения употреблят...

Технологическая карта урока русского языка "Что обозначает глагол" УМК "Школа России" (3 класс)

Тема урока «Что обозначает глагол?»Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования умения распознавать глаголы среди других частей речи, умения употреблять ...