Конспект урока русского языка "Что обозначает глагол" УМК "Школа России" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Тема урока: «Что обозначает глагол?»

 

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи, умения употреблять глаголы в речи.

 

Планируемые  результаты

 

Предметные:

  • знать, что такое глагол;
  • знать его постоянные и непостоянные признаки;
  • уметь применять все свои знания о глаголах при выполнении упражнений.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

 

Тип урока: открытие нового знания.

 

Оборудование: учебник: УМК системы «Школа России», презентация, карточки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Что обозначает глагол88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 12 апреля 2021г.

Школа: МОУ СОШ №13

Класс: 3 «К»

Кабинет: 22

      Учитель: Тарабаева С. Б.

             Студент: Шестакова Т., 41гр.

Методист: Солопова Т. В.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: «Что обозначает глагол?»

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи, умения употреблять глаголы в речи.

Планируемые  результаты

Предметные:

  • знать, что такое глагол;
  • знать его постоянные и непостоянные признаки;
  • уметь применять все свои знания о глаголах при выполнении упражнений.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник: УМК системы «Школа России», презентация, карточки.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный

метод: слово

учителя.

15 -30 сек.

-Ребята, на каждом уроке вы убеждаетесь, что русский язык интересен, красив и сложен. Вы уже многое знаете. В своих познаниях продолжаете идти дальше, раскрывая тайны русского языка.

Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые открытия. 

Будем мы внимательны, активны и старательны!

- Поприветствуйте друг друга улыбкой! Настройтесь на интересную и активную работу!

Замечательно! Желаю вам с удовольствием поработать!

Приветствуют учителя и друг друга. Проверяют готовность к уроку.

Р: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог

4-5

мин.

Словарно – орфографическая работа. (Слайд)

К..ртофель, ч…рный, р…бина, ж…лать, ж…лтый, ш…л.

- Прочитайте слова.

- Что вы о них можете сказать?

- На какие 3 группы можно разделить? (записать)

- Что можете сказать о словах каждого столбика?

- Что вы знаете об имени существительном?

- Что знаете об имени прилагательном?

- О части речи, слова которой записали в 3 столбик, мы поговорим чуть позже.

Слушают учителя

КАртофель, чЁрный, рЯбина, жЕлать, жЁлтый, шЁл.

Существительные, прилагательные, глаголы

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог

4 мин.

Прочитайте текст.

Гром. Молния. Дождь. Ручьи по дорожкам. Лесные озёра. Птицы на деревьях.

- Понравился ли вам текст?

- Всё ли было понятно?

- Что следует сделать, чтобы понять содержание текста?

- Какие слова вы предлагаете поставить?

- Давайте восстановим текст.

- Чем похожи слова?

- Что обозначают?

- На какие вопросы отвечают?

- Как называется часть речи?

- Определите тему урока?

- Какие задачи поставим перед собой?

- Нет.

- Нет.

- Добавить действие.

- Глаголы: гремит, сверкает, льёт, бегут, шумят, поют.

- Окончаниями

- Действие

- Отвечают на вопросы: что делает? Что делают?

- Глагол

- Тема сегодняшнего урока: «Глагол»

- Цели на урок: Вспомнить, что такое глагол. Вспомнить его характерные признаки.

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

IV. Открытие нового знания

Наглядный

метод:

презентация

Практический

метод:

выполнение

работы в тетради

8

мин.

Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая … кровь языка. (А. Югов).

Гудят глаголы, как деревья,

Промёрзшие и в хлопьях птиц! В. Соснора

Почему писатели произносят похвальное слово глаголу?

Кто может рассказать всё, что он знает о глаголе?

- Давайте проверим, правы ли мы с вами. А что об этом напечатано в учебнике?

С. 101 (сведения об языке)

- Совпало ли наше мнение с мнением автора учебника?

- У нас возникает проблема: а как отличить глагол от других частей речи?

- Давайте займёмся поисками решения этой проблемы

- Как будем действовать?

Предлагаю составить кластер. В центре кластера я запишу глагол, рядом же основные признаки глагола.

Откройте учебники на странице 100, упражнение 169. Прочитайте задание. Что необходимо сделать?

Упражнение 169

Прочитайте

  1. Художник, строитель, доктор, учитель, швея, маляр.
  2. Учит, шьёт, лечит, красит, строит, рисует.
  • Определите, к какой части речи относятся слова каждой группы. По каким признакам вы это определили?
  • Составьте и запишите нераспространённые предложения из данных слов. Подчеркните в предложениях основу.
  • Каким членом предложения является глагол.

Записываем предложения, разбираем предложение по членам.

Итак, каким членом предложения является глагол?

Можем записать это в наш кластер.

Теперь откройте страничку 101, посмотрите упражнение 171.

Упражнение 171

Прочитайте. Озаглавьте текст.

Среди пингвинов есть и драчуны. Однажды один пингвин бежал мимо нашей палатки и налетел на пустой бидон. Бидон звенит. Пингвин обратно вернулся и опять налетел. Бидон звенит. Пингвин с криком на него налетает и бьёт крыльями. Я пингвина оттаскиваю от бидона, а он мне руки клюёт, злится.

За камнями жил пингвин - забияка. Он меня всегда поджидал и набрасывался. Вцепит клювом в сапог и клюёт, бьёт крыльями.
Когда я ходил за водой, брал с собой половник. Как забияка налетит - я его сразу половником. Он очень половника боялся. Как забияка налетит – я его половником. Он очень половника боялся. Г.Снегирёв.

  • Объясните значение слова половник.
  • Назовите глаголы, обозначающие действия пингвина. В чём различие в значении слов налетел и налетает, звенит и зазвенит? Найдите в тексте глагол, близкий по значению глаголам встречаются, бывают.
  • Выпишите из предложений только глаголы. Подчеркните те, которые отвечают на вопрос что сделал?

Что мы ещё можем записать в кластер? Правильно, вопросы и то, что обозначает глагол.

Хорошо!

Отвечают на вопросы учителя

Потому что благодаря глаголу наша речь приобретает смысл.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? Что будет делать? И тд.

- Вспоминать информацию все вместе.

Упражнение 169

Прочитайте

1.Художник, строитель, доктор, учитель, швея, маляр.

2.Учит, шьёт, лечит, красит, строит, рисует.

  • Определите, к какой части речи относятся слова каждой группы. По каким признакам вы это определили?
  • Составьте и запишите нераспространённые предложения из данных слов. Подчеркните в предложениях основу.
  • Каким членом предложения является глагол.

Записываем предложения, разбираем предложение по членам.

1.Художник рисует, строитель строит, доктор лечит, учитель учит, швея шьёт, маляр красит.

Прочитайте. Озаглавьте текст.

Среди пингвинов есть и драчуны. Однажды один пингвин бежал мимо нашей палатки и налетел на пустой бидон. Бидон звенит. Пингвин обратно вернулся и опять налетел. Бидон звенит. Пингвин с криком на него налетает и бьёт крыльями. Я пингвина оттаскиваю от бидона, а он мне руки клюёт, злится.

За камнями жил пингвин - забияка. Он меня всегда поджидал и набрасывался. Вцепит клювом в сапог и клюёт, бьёт крыльями.
Когда я ходил за водой, брал с собой половник. Как забияка налетит - я его сразу половником. Он очень половника боялся. Г.Снегирёв.

  • Объясните значение слова половник (большая разливательная ложка с длинной ручкой.).
  • Назовите глаголы, обозначающие действия пингвина (бежал, налетел, вернулся, налетел, налетает, бьёт, клюёт, жил, поджидал, набрасывался, вцепит, налетит, боялся ). В чём различие в значении слов налетел и налетает, звенит и зазвенит? Найдите в тексте глагол, близкий по значению глаголам встречаются, бывают.
  • Выпишите из предложений только глаголы. Подчеркните те, которые отвечают на вопрос что сделал?

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический

метод:

выполнение

работы в тетради

4

мин.

Сейчас предлагаю вам подобрать к существительному, как можно больше слов со значением действия.

Слова: птица, рыба, снег, вода, собака, учебник, книга, камень.

Запишите существительное и несколько слов действий.

Птица летает, прыгает, умирает.

Рыба плавает, дышит.

Снег выпадает, тает.

Вода разливается, грязнеет.

Собака бегает, играет.

Учебник лежит.

Книга оформляется.

Камень бросают, кидают.

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи  к исполнению

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

метод:

выполнение

заданий

4 мин.

  Сейчас предлагаю вам поработать самостоятельно.

Два человека работают у доски. Выполнившие первые подходят, чтобы получить отметку.

Карточка 1.

Спиши слова, вставляя пропущенные буквы , подчеркни глаголы.

Б...гун, ру...кая, любить, н...родная, бегство, созд...вать, ра...казать, х...роший, ог...нек, б...жать, любо..., красить, память, темный, гулять, помнить.

Карточка 2.

Прочитай.

Ночь торопилась в чащи. Она падала на дно оврагов, покорно уходила в болото. Алмазной каплей дрогнула и погасла последняя звезда. Поднялись олени. Все живое встречало утр о нового дня.

Выпиши глаголы вместе со словами, с которыми они связаны. В скобках перед глаголами напиши вопрос.

Карточка 1.

Спиши слова, вставляя пропущенные буквы , подчеркни глаголы.

БЕгун, руССкая, любить, нАродная, создАвать, раССказать, хОроший, огОнек, бЕжать, любоВЬ, красить, память, темный, гулять, помнить.

Карточка 2.

Прочитай.

Ночь торопилась в чащи. Она падала на дно оврагов, покорно уходила в болото. Алмазной каплей дрогнула и погасла последняя звезда. Поднялись олени. Все живое встречало утр о нового дня.

Ночь (что делала?) торопилась

Она (что делала?) падала, уходила, дрогнула, погасла

Выпиши глаголы вместе со словами, с которыми они связаны. В скобках перед глаголами напиши вопрос.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  творческого выполнения задания;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа выполнения задания

VII. Включение в систему знаний

Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог

7

мин.

Давайте вернёмся к кластеру.

Глагол

  • Вопросы: Что делал? Что сделал? Что будет делать?
  • Изменяется по временам
  • Часть речи – Обозначает предмет действие
  • Изменяется по числам
  • В предложении является сказуемым

Молодцы!

Закончили работу!

Ребята, чем вы занимались сегодня на уроке?

-Какие цели вы ставили перед собой?

-Достигли ли вы поставленных целей?

Мы вспоминали, что такое глагол.

Цели на урок: Вспомнить, что такое глагол. Вспомнить его характерные признаки.

Всех целей мы достигли

П: обобщение и структурирование знаний в речи

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог

3-5 мин.

-Перед вами несколько предложений, которые вы должны продолжить:

Продолжить предложения:

- Я сумел …

- Я похвалил бы себя …

- После урока мне захотелось …

Спасибо за урок!

Я сумел вспомнить всё о глаголе.

 Похвалил бы себя за то, что верно выполнил упражнения.

После урока мне захотелось, ещё больше узнать сведения о глаголе.

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2-м классе. Тема : Правописание приставок на з-/с-.

                              Как создать на уроке ситуацию успеха?...

Конспект урока русского языка В 4 «А» классе. Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном».

Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.Форма проведения урока: урок-семинар.Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.Технологии: самооценка.Цель урока: обобщит...

План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)

Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...

Конспект урока русского языка в 3 «А» классе. Тема урока: «Подлежащее и сказуемое – смысловое и структурное ядро предложения.

Формировать УУД:- Личностные УУД:  определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критери...

1.Внеурочная деятельность 2 «А» класса. 2.Конспект урока русского языка в 4-м классе по программе "Школа-2100."

1.Внеурочная деятельность 2 «А» классаРабота над проектами: Здравствуй Осень! ( Поделки из природного материала)ЕгипетНовогодние чудеса (Групповой проект)Древняя ГрецияРодной крайОлимпиада в СочиГерои...

Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Родственные слова» (урок объяснения и усвоения новых знаний)

Данный урок является первым в изучаемой теме "Родственные слова". Цель урока: формирование умения находить,  различать и образовывать родственные слова; развивать речь учащихся; учить действовать...

Конспект урока русского языка во 2-ом классе УМК «Гармония» Тема: «Узнаём буквы корня в названиях признаков предметов» Тип урока: Получение новых знаний.

Цели урока:1) Познакомить учащихся с общими способапми поиска проверочных слов для корневых безударных гласных и парных согласных в именах прилагательных.2) Формировать умения подбмрать проверочные сл...