Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Колесникова Татьяна Леонидовна

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Настоящее время глагола"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Открытый урок по русскому языку в 4 классе

Тема: Настоящее время глагола.

Цель: учить различать глаголы по временам.

Задачи:

  • обучающие: формировать умение употреблять глаголы в речи, способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков;
  • развивающие: развивать умение обобщать знания, развивать орфографическую зоркость;
  • воспитательные: воспитывать любовь к родному языку

Оборудование: мульт. проектор, документ камера, экран, proclass, рисунок дерева и плодов, карточки со словами «ужинать», «позавтракать».

                                              Ход урока

  1. Орг. момент.

    -Итак, ребята. Начинаем урок русского языка, а начнём мы с приветствия:(Слайд 2) 

                                  Кто в дружбу верит горячо,

                                  Кто рядом чувствует плечо,

                                  Тот никогда не пропадёт,

                                  Тот никого не подведёт.

- Я надеюсь, вы не подведёте, друг друга, будете работать, дружно и слажено.

       - Садитесь.

II. Чистописание. -Откройте тетради, запишите число и классная работа. (Слайд 3) 

- Ребята, я не случайно начала урок с приветствия о дружбе. Сегодня на минутке чистописания вы    

Познакомитесь с новым афоризмом: (Слайд 4) 

«Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями»

Пифагор

- Как вы понимаете этот афоризм? (ответы детей)

- Какие орфограммы встретились в нём?

- Запишите в свои тетради.

III. Словарная работа. Работа в тетради №1 «Пишем грамотно» (Документ камера)

- Откройте тетради на странице 54, упражнение 4.

- Вы должны будете разгадать кроссворд.

(по одному ученику выходят к парте с документ камерой, читают вопрос и вписывают слово в клеточки)

 - Какие слова вы вписывали в клеточки кроссворда?  (словарные слова)

- Что вы знаете о словарных словах? ( их нельзя проверить, нужно запомнить)

  1. Целевая установка.

  - Попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? А поможет вам в этом стихотворение:

         Что без меня предметы?

         Лишь названья.

         А я приду – всё в действие придёт.

         Летит ракета, люди строят зданья,

         Цветут сады, и хлеб в полях растёт.

 - О какой части речи пойдёт разговор на уроке? (Глагол)

- Сегодня мы закрепим с вами всё, что знаем о глаголе, а также познакомимся ещё с одним признаком глагола.

V. Повторение. (PROclass)

Я предлагаю вам небольшой тест, а заодно поиграем в игру «Молчанка»: подумайте и выберите правильное утверждение. (Слайд 5)

- Что ещё известно о глаголе?

VI. Физкультминутка.

- Я называю глагол в прошедшем времени – вы наклоняетесь назад, в настоящем времени – приседаете, в будущем времени – выполняете наклоны вперёд. Играю, бегаю, буду смеяться, рисовал, прыгаю, читала, сижу, буду спать, сидела, скучала, знал.

VII. Работа по теме урока.

1. Работа над стихотворением.

– Как я уже сказала, глагол имеет ещё один грамматический признак, но какой вы должны догадаться сами. Послушайте внимательно стихотворение: 

Этот хитренький глагол

Себе время изобрёл

«Ухожу», - кричит сегодня.

«А вчера,- кричит, - ушёл».

«Завтра,- скажет, - я уйду!»

Позавидуйте ему!

- О чём это стихотворение?  (Глаголы изменяются по временам)

- Правильно, ребята, и сегодня на уроке вы узнаете, как глаголы изменяются по временам.

- Какое действие обозначают глаголы каждого времени, и на какие вопросы отвечают. (Слайд 6)

2. Сравнивание предложений.

- Для начала сравните предложения. (Слайд 7)

Я читаю правило.

Я читал правило.

Я буду читать правило.

- Какой грамматический признак отражён в предложениях?

- В этих предложениях отражён новый грамматический признак – время.

- Давайте определим, сколько времён у глагола.

- Из этих предложений выпишите в тетрадь глагол, называющий действие, которое происходит сейчас.

- Выпишите глагол, называющий действие, которое уже было.

- Выпишите глагол, называющий действие, которое произойдёт в будущем.

- Это можно представить так. (Слайд 8)

3. Работа по учебнику стр. 115.

Чтение рубрики «Тайны нашего языка».

- В каком времени могут употребляться глаголы?

- Какое действие обозначают глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени и на какие вопросы отвечают?

4. Работа над упражнением 1 на стр. 115 устно.

- Прочитайте задание.

- Что необходимо выполнить? (выписать из стихотворения глаголы в форме настоящего времени)

- Прочитайте стихотворение.

- Первое предложение ещё раз читает и находит глагол в форме настоящего времени…

- Записывайте в строчку через запятую.

5. Определение времени глагола, изменение глаголов по временам.

- В какой форме стоит глагол ужинать, позавтракать?

(В неопределённой). Почему?

- На какой вопрос они отвечают? (Что делать? Что сделать?)

- А можно ли у этих глаголов определить время?

- Какой вывод можно сделать?

Вывод. (Глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? нельзя определить временя)

6. Работа с рубрикой «Давай подумаем» стр. 116.

- Обратите внимание на окончания глаголов.

- Что вы заметили? 

- Значит, личное окончание глагола является показателем настоящего, будущего времени. А вот в форме прошедшего времени глаголы по лицам не изменяются, но образуется с помощью суффикса «Л», о котором вы узнаете на следующих уроках.

7. Чтение рубрики «Это важно знать».

VIII. Самостоятельная работа.

Выполнение упражнения 2, с. 116.

IX. Итог урока.

- С каким новым признаком глагола познакомились на сегодняшнем уроке?

- Сколько времён у глагола? Назовите.

- Послушайте стихотворение:

Прошедшее время –

То, что прошло:

«Вчера мы писали»,

«Солнце ушло».

Настоящее время

Приходит теперь:

«Мы пишем имя»,

«Бегает зверь».

Будущее время

Ещё не прошло:

«После уроков

Пойдём мы в кино».

Х. Домашнее задание. С.117, упр. 4.

- Дома прочитаете текст и выпишите из этого текста глаголы в форме настоящего времени. Определите вид лицо глаголов, отметите личные окончания. Например. (Слайд 9)

ХI. Оценивание учащихся.

Наш урок подошёл к концу. За это время выросло удивительное дерево. Благодаря нему каждый из вас может показать пользу или бесполезность сегодняшнего урока.

  • Если урок для вас прошёл плодотворно, и вы остались довольны, вы прикрепите к дереву красные яблоки.
  • Если урок прошёл хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепляете зелёные яблоки.
  • А если уж совсем напрасно было потрачено время на уроке – жёлтые яблоки

- Урок окончен, спасибо за урок!



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....