Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Синонимы" 19 ноября 2014 год.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Сасиновская  (Мажейкайте) Ирина Витауто

Тип  урока  : закрепление  знаний.    

ТЕМА: «СИНОНИМЫ».

Цели :

1.     Закрепить  понятие  о  синонимах,  показать значение синонимов в речи, учить подбирать синонимы к словам, расширять кругозор учащихся;

2.     Развивать  речь, обогащать  словарный  запас, повышать уровень  языкового  развития. Способствовать  более  прочному  и сознательному  усвоению  изученного  материала, точному  употреблению слов  речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sinonimy.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

                муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Нивенское

                                КОНСПЕКТ

                открытого  урока  по  русскому  языку  в  3  классе

                                

                                тема: «Синонимы».

                составитель  учитель  начальных  классов

                МБОУ СОШ  п. Нивенское Багратионовского района

                                Калининградской  области

                                Сасиновская  Ирина Витауто.

                                                Ноябрь 2014 г.

Тип  урока  : закрепление  знаний.

Тема  урока :         

ТЕМА: «СИНОНИМЫ».

Цели :

  1. Закрепить  понятие  о  синонимах,  показать значение синонимов в речи, учить подбирать синонимы к словам, расширять кругозор учащихся;
  2. Развивать  речь, обогащать  словарный  запас, повышать уровень  языкового  развития. Способствовать  более  прочному  и сознательному  усвоению  изученного  материала, точному  употреблению слов  речи.

УУД:

Личностные:

- внутренняя позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

- соотносить результат действия с поставленной целью;

- способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Метапредметные:

  1. Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

- выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

   2. Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

- обобщать;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

3. Коммуникативные:

- выражать в речи свои мысли и действия;

- задавать вопросы.

4. Регулятивные:

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;  

- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе  его оценки  и учета характера сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме;  

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Оборудование:  ноутбук , проектор, доска.

Ход урока

1.Орг. Момент

Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее.

Начнём скорей урок! (Слайд 2)

Психологический настрой: Ребята, повернитесь друг к другу лицом, посмотрите в глаза соседу по парте, улыбнитесь, передайте глазами, что вы желаете друг другу хорошего настроения и удачной работы,  сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном.

  1. Запишите в своих тетрадях число,  классная работа. (Слайд 3)

а  о  у  э  и  ы  е  ё  я  ю (Слайд 3)

-  Для чего проводим минутку чистописания? Правописание каких букв закрепляем на первой строчке? Что общего у этих букв? 

-Запишите гласные в тетрадь.

Ходить, шагать, плестись(Слайд 3)

-Прочитайте слова второй строчки. Что общего у этих слов? ( Это глаголы. Слова отвечают на один и тот же вопрос, обозначают действие предмета. Синонимы)

3. Назовите тему нашего урока.

- Какие слова называются синонимами?(Слайд 4) Откроем учебник на стр.64 и прочитаем памятку от Летучей мыши.

- Прочитайте внимательно оставшиеся слова, и мы узнаем, что предстоит сделать на этом уроке? (Слушать слова, слышать и сравнивать) (Слайд 5)

  1. - Прежде чем  приступить к закреплению знаний о синонимах, мы вспомним как пишутся некоторые словарные слова. Спишите. Вставляя пропущенные буквы. (Слайд 6)

- Выполните взаимопроверку в парах (Слайд 7).

Теперь приступим к закреплению знаний о синонимах.

  1. Задание первое: нахождение  синонимов  в  стихотворениях (работа в группах). 

(Слайд 8).

  • Где  мы? Отгадайте.

Не  море, не земля,

Пароходы  не  плавают

И ходить  нельзя. (Болото).

  • На  пути  топкое  болото. Сидит  водяной. На  болоте  плавают  одинокие  кувшинки, а  на  них припрятаны  задания, ваша задача  найти синонимы в стихах, записать в тетрадь и определить, какой частью речи они являются. (стихотворения записаны  на  кочках

1-я группа.                                                                              

Бураны, вьюги и метели,                                                    
Как много с ними канители,                                             
Как много шума, толкотни,                                               
Как надоели мне они! –                                                      
Так проворчал мороз угрюмый 
И речку в лед сковал без шума.

 2-я группа        

Зябнет осинка                                                              
Дрожит на ветру,                                                        
Стынет на солнышке,                                                  
Мерзнет в жару.                                                        

     

3-я группа                                                                    

Вьюга снежная, пурга
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега
Словно пух лебяжий.

(Посоветовавшись, каждая  команда  отвечает  и  защищает  свой  ответ ).

  • Почему  вы  решили, что  это  синонимы ? (это  близкие  по  значению  слова. которые  по – разному  называют  одно  и  то  же , являются  одной  и  той  же частью  речи ).
  • Какой  частью  речи  являются  синонимы  в  1-й  группе? Во  второй ? В третьей ? (существительные, глаголы, прилагательные).

Итог:  Итак, какими  частями  речи  могут  быть  синонимы ?

        (существительными, прилагательными, глаголами ).

Молодцы, приступим к следующему заданию

  1. Формирование  навыков  подбирать  синонимы.

  • Отгадайте  загадку.

На  горе  шумит,

Под  горой  молчит. ( Лес ). (Слайд 9).

  • Мы  в  дремучем  лесу. Его  охраняет  старичок – лесовичок. Он  пропустит  нас через  лес  если  мы  найдём  синонимы  в  первом  и  втором  столбиках  и соединим  их  стрелкой. А  полученные  пары  слов  запишем  в  тетрадь.

1 группа выписывает существительные

2 группа выписывает прилагательные

3 группа выписывает глаголы

На  доске:                огонь                        скакать

                        шалун                аккуратный

                        чистый                скакун

                        конница                азбука

                        прыгать                пламя

                        конь                        кавалерия

                        алфавит                озорник

  • Итак, делаем вывод: (Слайд 10).

                        ФИЗМИНУТКА

Отдохнули, А теперь у нас на пути….

  1. Закрепление  умения  подбирать  синонимы  из  4  букв.

Замок  злого  людоеда (Слайд 11,12).

Он сейчас спит, но  если  проснётся, то  всех  нас  съест. Нужно  быстро  закрыть окна шторками – синонимами  из  4  букв. Подберите  такие  слова, и , занавесьте окна, и  тогда  мы  сможем  пройти  мимо  замка.

Запишите слова в столбик в той последовательности, в которой они появляются в замке.

1. приятель – друг                           - одной частью речи

2. солдат – воин,                                         - по разному звучат

3.шагать – идти                                                 - одинаковые по смыслу

4.доктор – врач

5.противник – враг

6.красный – алый

Полученные  пары  синонимов  запишем  в  тетрадь.

Мы  благополучно  миновали  замок  людоеда.

  1. Наше  путешествие  продолжается. На стене в одном классе я увидела листочки с написанными словами, меня попросили написать к ним слова, я не справлюсь одна и хочу чтобы вы стали моими помощниками. (Слайд 13).

Работа в парах, распределите работу. Один выписывает слова и подбирает синонимы в первом ряду. А второй работает со словами второго ряда.

 (Картинки  со  словами: резинка, стол, дерево, карандаш, собака, месяц).

Луна – месяц, собака – пёс, резинка – ластик, стол, дерево, карандаш.

  • Если  вы  не  смогли  подобрать  синоним  к  слову  резинка, то  послушайте сообщение, и  вы  обязательно  догадаетесь (рассказывает  ученик )

(У  резинки, обычной  школьной  резинки  есть  ещё  одно  название : ластик.

Почему  резинка – понятно : делается  из  резины. А  из  чего  делается  резина ? Из  каучука. Ну, а  каучук  по – латыни  называется  «гумми  эластикум». Отсюда – ластик, что  значит  упругий, хорошо  растягивающийся.)

Итог:

Ко  всем  ли  словам  можно  подобрать  синонимы ?  Ответы  и  обобщения  детей).

  1. Работа  по  восстановлению  авторского  текста. (Слайд 14).

Мы с вами проделали огромную работу, а сейчас мы прочитаем текст и скажем. Что вам здесь не нравится, и кажется не очень красивым.

С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

 (Повторяется слово «ребята».)

- Попробуйте исправить текст.

С самого утра во дворе слышны веселые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.

  1. Подведение итогов урока. (Слайд 15-16-17).

- Что такое синонимы?

Слайд

Какими частями речи могут быть синонимы?

Слайд

Ко всем ли словам можно подобрать синонимы?

Слайд

  1.  У вас на партах лежат подсказки к моим следующим вопросам:

- Для чего в русском языке изучают синонимы, какую роль в речи они играют? Выберите правильный ответ.

  • Чтобы дети много знали.
  • Чтобы было не скучно.
  • Чтобы наша речь стала выразительнее и ярче.

-Когда вы придёте домой, родители заглянут в ваши тетради и спросят, что нового вы узнали на уроке? А вы ответите.

  • Узнали, что сегодня среда.
  • Узнали, что надо много писать на уроке, чтобы быть умным
  • Узнали, что такое синонимы.

-А что же такое синонимы, спросят родители?

  • Это слова близкие по значению и одинаковые по звучанию.
  • Это слова близкие по значению и имеющие общую часть – корень
  • Это слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос.

  1. Оценивание (Слайд 21)
    У вас на партах лежат сердечки, возьмите эти сердечки, напишите свое имя и поставьте себе оценку, которую вы заслужили. А я проверю ваши тетради и выставлю оценки в журнал, но некоторых учеников я хочу отметить уже сейчас это….

  1. Домашнее  задание. (Слайд 22)

1.Написать  по  5  пар  синонимов.

2.С  одной  парой составить  предложение.

                                                УРОК  ОКОНЧЕН.

ВСЕМ  СПАСИБО!