Главные вкладки

    Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Синонимы" 19 ноября 2014 год.
    план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

    Сасиновская  (Мажейкайте) Ирина Витауто

    Тип  урока  : закрепление  знаний.    

    ТЕМА: «СИНОНИМЫ».

    Цели :

    1.     Закрепить  понятие  о  синонимах,  показать значение синонимов в речи, учить подбирать синонимы к словам, расширять кругозор учащихся;

    2.     Развивать  речь, обогащать  словарный  запас, повышать уровень  языкового  развития. Способствовать  более  прочному  и сознательному  усвоению  изученного  материала, точному  употреблению слов  речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sinonimy.doc132.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                    муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа п. Нивенское

                                    КОНСПЕКТ

                    открытого  урока  по  русскому  языку  в  3  классе

                                    

                                    тема: «Синонимы».

                    составитель  учитель  начальных  классов

                    МБОУ СОШ  п. Нивенское Багратионовского района

                                    Калининградской  области

                                    Сасиновская  Ирина Витауто.

                                                    Ноябрь 2014 г.

    Тип  урока  : закрепление  знаний.

    Тема  урока :         

    ТЕМА: «СИНОНИМЫ».

    Цели :

    1. Закрепить  понятие  о  синонимах,  показать значение синонимов в речи, учить подбирать синонимы к словам, расширять кругозор учащихся;
    2. Развивать  речь, обогащать  словарный  запас, повышать уровень  языкового  развития. Способствовать  более  прочному  и сознательному  усвоению  изученного  материала, точному  употреблению слов  речи.

    УУД:

    Личностные:

    - внутренняя позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

    - соотносить результат действия с поставленной целью;

    - способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

    Метапредметные:

    1. Регулятивные:

    - принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

    - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

    - выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

    - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

       2. Познавательные:

    - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

    - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

    - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

    - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

    - обобщать;

    - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

    3. Коммуникативные:

    - выражать в речи свои мысли и действия;

    - задавать вопросы.

    4. Регулятивные:

    - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;  

    - различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

    - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе  его оценки  и учета характера сделанных ошибок;

    - выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме;  

    - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

    - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

    - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

    Оборудование:  ноутбук , проектор, доска.

    Ход урока

    1.Орг. Момент

    Итак, друзья, внимание!

    Ведь прозвенел звонок.

    Садитесь поудобнее.

    Начнём скорей урок! (Слайд 2)

    Психологический настрой: Ребята, повернитесь друг к другу лицом, посмотрите в глаза соседу по парте, улыбнитесь, передайте глазами, что вы желаете друг другу хорошего настроения и удачной работы,  сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном.

    1. Запишите в своих тетрадях число,  классная работа. (Слайд 3)

    а  о  у  э  и  ы  е  ё  я  ю (Слайд 3)

    -  Для чего проводим минутку чистописания? Правописание каких букв закрепляем на первой строчке? Что общего у этих букв? 

    -Запишите гласные в тетрадь.

    Ходить, шагать, плестись(Слайд 3)

    -Прочитайте слова второй строчки. Что общего у этих слов? ( Это глаголы. Слова отвечают на один и тот же вопрос, обозначают действие предмета. Синонимы)

    3. Назовите тему нашего урока.

    - Какие слова называются синонимами?(Слайд 4) Откроем учебник на стр.64 и прочитаем памятку от Летучей мыши.

    - Прочитайте внимательно оставшиеся слова, и мы узнаем, что предстоит сделать на этом уроке? (Слушать слова, слышать и сравнивать) (Слайд 5)

    1. - Прежде чем  приступить к закреплению знаний о синонимах, мы вспомним как пишутся некоторые словарные слова. Спишите. Вставляя пропущенные буквы. (Слайд 6)

    - Выполните взаимопроверку в парах (Слайд 7).

    Теперь приступим к закреплению знаний о синонимах.

    1. Задание первое: нахождение  синонимов  в  стихотворениях (работа в группах). 

    (Слайд 8).

    • Где  мы? Отгадайте.

    Не  море, не земля,

    Пароходы  не  плавают

    И ходить  нельзя. (Болото).

    • На  пути  топкое  болото. Сидит  водяной. На  болоте  плавают  одинокие  кувшинки, а  на  них припрятаны  задания, ваша задача  найти синонимы в стихах, записать в тетрадь и определить, какой частью речи они являются. (стихотворения записаны  на  кочках

    1-я группа.                                                                              

    Бураны, вьюги и метели,                                                    
    Как много с ними канители,                                             
    Как много шума, толкотни,                                               
    Как надоели мне они! –                                                      
    Так проворчал мороз угрюмый 
    И речку в лед сковал без шума.

     2-я группа        

    Зябнет осинка                                                              
    Дрожит на ветру,                                                        
    Стынет на солнышке,                                                  
    Мерзнет в жару.                                                        

         

    3-я группа                                                                    

    Вьюга снежная, пурга
    Напряди нам пряжи,
    Взбей пушистые снега
    Словно пух лебяжий.

    (Посоветовавшись, каждая  команда  отвечает  и  защищает  свой  ответ ).

    • Почему  вы  решили, что  это  синонимы ? (это  близкие  по  значению  слова. которые  по – разному  называют  одно  и  то  же , являются  одной  и  той  же частью  речи ).
    • Какой  частью  речи  являются  синонимы  в  1-й  группе? Во  второй ? В третьей ? (существительные, глаголы, прилагательные).

    Итог:  Итак, какими  частями  речи  могут  быть  синонимы ?

            (существительными, прилагательными, глаголами ).

    Молодцы, приступим к следующему заданию

    1. Формирование  навыков  подбирать  синонимы.

    • Отгадайте  загадку.

    На  горе  шумит,

    Под  горой  молчит. ( Лес ). (Слайд 9).

    • Мы  в  дремучем  лесу. Его  охраняет  старичок – лесовичок. Он  пропустит  нас через  лес  если  мы  найдём  синонимы  в  первом  и  втором  столбиках  и соединим  их  стрелкой. А  полученные  пары  слов  запишем  в  тетрадь.

    1 группа выписывает существительные

    2 группа выписывает прилагательные

    3 группа выписывает глаголы

    На  доске:                огонь                        скакать

                            шалун                аккуратный

                            чистый                скакун

                            конница                азбука

                            прыгать                пламя

                            конь                        кавалерия

                            алфавит                озорник

    • Итак, делаем вывод: (Слайд 10).

                            ФИЗМИНУТКА

    Отдохнули, А теперь у нас на пути….

    1. Закрепление  умения  подбирать  синонимы  из  4  букв.

    Замок  злого  людоеда (Слайд 11,12).

    Он сейчас спит, но  если  проснётся, то  всех  нас  съест. Нужно  быстро  закрыть окна шторками – синонимами  из  4  букв. Подберите  такие  слова, и , занавесьте окна, и  тогда  мы  сможем  пройти  мимо  замка.

    Запишите слова в столбик в той последовательности, в которой они появляются в замке.

    1. приятель – друг                           - одной частью речи

    2. солдат – воин,                                         - по разному звучат

    3.шагать – идти                                                 - одинаковые по смыслу

    4.доктор – врач

    5.противник – враг

    6.красный – алый

    Полученные  пары  синонимов  запишем  в  тетрадь.

    Мы  благополучно  миновали  замок  людоеда.

    1. Наше  путешествие  продолжается. На стене в одном классе я увидела листочки с написанными словами, меня попросили написать к ним слова, я не справлюсь одна и хочу чтобы вы стали моими помощниками. (Слайд 13).

    Работа в парах, распределите работу. Один выписывает слова и подбирает синонимы в первом ряду. А второй работает со словами второго ряда.

     (Картинки  со  словами: резинка, стол, дерево, карандаш, собака, месяц).

    Луна – месяц, собака – пёс, резинка – ластик, стол, дерево, карандаш.

    • Если  вы  не  смогли  подобрать  синоним  к  слову  резинка, то  послушайте сообщение, и  вы  обязательно  догадаетесь (рассказывает  ученик )

    (У  резинки, обычной  школьной  резинки  есть  ещё  одно  название : ластик.

    Почему  резинка – понятно : делается  из  резины. А  из  чего  делается  резина ? Из  каучука. Ну, а  каучук  по – латыни  называется  «гумми  эластикум». Отсюда – ластик, что  значит  упругий, хорошо  растягивающийся.)

    Итог:

    Ко  всем  ли  словам  можно  подобрать  синонимы ?  Ответы  и  обобщения  детей).

    1. Работа  по  восстановлению  авторского  текста. (Слайд 14).

    Мы с вами проделали огромную работу, а сейчас мы прочитаем текст и скажем. Что вам здесь не нравится, и кажется не очень красивым.

    С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

     (Повторяется слово «ребята».)

    - Попробуйте исправить текст.

    С самого утра во дворе слышны веселые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.

    1. Подведение итогов урока. (Слайд 15-16-17).

    - Что такое синонимы?

    Слайд

    Какими частями речи могут быть синонимы?

    Слайд

    Ко всем ли словам можно подобрать синонимы?

    Слайд

    1.  У вас на партах лежат подсказки к моим следующим вопросам:

    - Для чего в русском языке изучают синонимы, какую роль в речи они играют? Выберите правильный ответ.

    • Чтобы дети много знали.
    • Чтобы было не скучно.
    • Чтобы наша речь стала выразительнее и ярче.

    -Когда вы придёте домой, родители заглянут в ваши тетради и спросят, что нового вы узнали на уроке? А вы ответите.

    • Узнали, что сегодня среда.
    • Узнали, что надо много писать на уроке, чтобы быть умным
    • Узнали, что такое синонимы.

    -А что же такое синонимы, спросят родители?

    • Это слова близкие по значению и одинаковые по звучанию.
    • Это слова близкие по значению и имеющие общую часть – корень
    • Это слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос.

    1. Оценивание (Слайд 21)
      У вас на партах лежат сердечки, возьмите эти сердечки, напишите свое имя и поставьте себе оценку, которую вы заслужили. А я проверю ваши тетради и выставлю оценки в журнал, но некоторых учеников я хочу отметить уже сейчас это….

    1. Домашнее  задание. (Слайд 22)

    1.Написать  по  5  пар  синонимов.

    2.С  одной  парой составить  предложение.

                                                    УРОК  ОКОНЧЕН.

    ВСЕМ  СПАСИБО!

                    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

    Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

    Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

    Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

    Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

    Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

    Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

    Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

    План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

    Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

    Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

    Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....