"Деловой текст.Составление текста - инструкции"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Малахова Наталья Георгиевна

Составление текста - инструкции "Как слепить снеговика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovoy_tekst._sostavlenie_teksta-instruktsiya_.3kl.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Деловой текст. Составление текста-инструкции.
Тип: урок формирования умений, навыков
Цели:1. Обучающая: Формирование осознанных, контролируемых языковых и речевых умений
2. Развивающая: Совершенствование языковой интуиции, становление лингвистического мышления, учебной самостоятельности (в т.ч. умения работать с книгой, словарями, справочниками)
3. Воспитывающая: Обеспечение интереса к изучению русского языка, привитие уважения к языку и себе как его носителю, внимания к качеству своей устной и письменной речи
  Развитие речи школьников, их умения общаться в устной и письменной форме

Этап урока

Учитель

Учащиеся

І Сообще-ние темы

ІІ

Провер-ка домаш

него за-дания

ІІІ

.Ф/мин

Ф/мин.

Подготов-ка напис. инструкц

Итог

Урока

- Сегодня на уроке мы поговорим о деловом тексте, будем учиться составлять текст-инструкцию. Но мы повторим и признаки художественного текста. Это поможет в дальнейшей работе.

-Какое время года сейчас у нас?

- В какие игры вы играете зимой?

- Да, это радостные, веселые забавы и развлечения

- А теперь отгадайте загадку.

1 слайд

Что за странный человек

Прибыл в двадцать первый век:

Морковкой нос, в руке метла,           картинка

Боится солнца и тепла?                     снеговика

- Дома вы составляли художественный текст на тему «Лепим снеговика». Сейчас мы послушаем несколько ваших словесных зарисовок.

- Но давайте перед этим назовем признаки художественного текста.

                                     2 слайд

        Художественный текст

 - образ – картинка

 - художественные средства (красочные   прилагательные, сравнения )

 - свое отношение

- А теперь слушаем зарисовки.

- Чья картинка-зарисовка вам больше понравилась? Почему?

- Вот у … (отметить, что у него хорошо)

- Кто это?

Вместе с нами учится мальчик-иностранец. Он приехал из страны, где никогда не бывает снега. Для него такие игры в диковинку. Сейчас он услышал о красивом снеговике, о том, как дети его лепили. Ему стало очень интересно и самому захотелось сделать снеговика. А вот как, он не знает.

Вот сейчас мы ему в этом и поможем.

Давайте составим для него инструкцию, как лепить снеговика.

- Какой материал нужен для работы?

- Что такое снег?

- Давайте объясним Джеку.

- Заглянем вначале в словарь Ожегова.

- Каким текстом пользовались?

Представим себя снежинками, слетевшими с тучки

«Вальс снежных хлопьев»

-  Как же делают снеговика?

- Вот мы и покажем, как это сделать и разомнем пальчики.

- А теперь опишем наши действия и составим инструкцию

- Вспомним, что такое инструкция?

- Ваш текст должен быть художественным или деловым?

- Что же самое главное в тексте-инструкции?

- Из каких частей состоит текст-инструкция?

                             3 слайд

Инструкция – деловой текст, в котором говорится о действиях и о том порядке, в котором их следует выполнять.

  План написания инструкции

  1. Что необходимо приготовить для работы.
  2. Порядок действий.

Физминутка.

-Давайте немного разомнемся.

От вас требуется точно выполнять мои команды.

- Встали. Руки на пояс, вверх подняли, в стороны, присели, встали, повернули голову направо, налево, сели за стол.

- Каким текстом я пользовалась?

Цель нашего урока узнать признаки делового текста.

Знаем?( можно повторить)

- Посмотрите еще раз на снеговика и давайте напишем инструкцию для мальчика-иностранца.

- О чем и что следует написать?

- С чего же мы начнем писать?

- Затем, что будем писать?

- Для того, чтобы легче составлять инструкцию, вам помогут слова опоры.

                         4 слайд

                     Слова – опоры

  1. Чтобы …, нужны (понадобится, может пригодиться, …) … .
  2. … делать  так.

Используй : слепить, скатать,     Не повторяй одно

поставить …                                 слово, у тебя есть

             или                                    выбор:

можно          

надо             приготовить             потом, затем

нужно          слепить                    после этого

лучше          надеть                       когда делают, …

следует        вставить                   в последнюю очередь

                                                       наконец, …

- Какая часть речи помогла составить инструкцию?

- В какой форме будем использовать глаголы?

- Перечислите глаголы, отражающие основные операции.

Написание текста-инструкции. Обсуждение ошибок, допущенных в текстах.

Цель нашего урока научиться составлять инструкцию. Научились? Умеем?

А дома вы закрепите свои умения.

Д / З  Составить инструкцию, как вырезать снежинку.

А Джеку в подарок снеговик с инструкцией, как его слепить. И по образцу сможешь написать свою, как вырезать снежинку.

Р е ч е в а я  с и т у а ц и я: где вы можете применить сегодняшние знания?

 ( рецепты, инстр. по применению бытовой техники)

О ц е н к и  и  комментарий к ним.

Спасибо всем.

Зима

Катаемся на коньках, санках, играем в снежки, лепим снеговиков.

Зачитывают свои работы

Снег

Читает

Деловым

Лепят комья

Лепят комья из бумаги  

Текст, в котором говорится о действиях и указывается, в каком порядке их выполнять.

Деловым

Деловым

Рассказывают

Глаголы

В неопределенной форме

Слепить, скатать, поставить, надеть, вставить, сделать руки, дать в одну  из них

Как слепить снеговика

   Чтобы слепить снеговика, нам потребуется снег, морковка, угольки, ведро,

 метла, веточки.

   Снеговик лепят так. Скатать из снега три разных кома. Один большой,

другой поменьше, а третий ещё меньше. Затем поставить снежные комья

друг на друга. Потом надеть на голову ведро. Глаза сделать из угольков, а

вместо носа вставить морковку. Ниже морковки прикладывают веточку. Это

будет рот. После этого из снега сделать руки и дать в одну из них метлу.

Снеговик готов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему: Лес. Текст. Составление, озаглавливание текста.

Интегрированный урок (ОМ + развитие речи). Урок направлен на:формирование умения применять полученные знания в различных ситуациях;развитие коммутативных навыков в ходе групповой работы;формирова...

Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК " Планета знаний" на тему: " Развиваем главные мысли в тексте. Составление текста по схеме-модели Солнечный цветок" в соответствии с ФГОС

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС НОО. Это 4 урок по теме: "Развиваем главные мысли в тексте".Тема урока: " Развитие речи. Составление текста по схеме - модели "Солнечный цветок"...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку.Цели урока: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержа...

Русский язык. 4 класс. Изложение текста - инструкции "Морской бой"

Цели деятельности учителя: формирование навыка написания плана к тексту; выработка умения писать изложение по плану.Планируемые результаты:·        Предметные...