Склонение имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок по русскому языку в 4 классе. Представлены: конспект урока +презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_4_klass_prezentatsiya.zip405.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Три типа склонения имен существительных.

Цели:

Учебно-познавательные: Дать понятие о трех склонениях имен   существительных в единственном числе. Научить распознавать три типа склонения по окончанию и роду.

Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, обогащать словарный запас детей.

Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность, любовь к природе.

Тип урока: формирование новых знаний

Форма урока: проблемный урок

Оборудование: учебник В.П.Канакина  «Русский язык 4 класс», компьютер, проектор, презентация/

                                   ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

 - Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на экран.

Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает.  (ответы детей).

- У нас с вами в жизни много забот и сегодня мы должны найти лазейку, т.е. выход или решение наших проблем.

2. Постановка учебной задачи.

     На доске записано предложение, в двух словах выделены окончания. (Слайд № 3)

         Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.

- В каком падеже существительные по улице и по площади? (В дательном падеже)

- Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?

- Вот на этот вопрос нам предстоит сегодня ответить на уроке.

  1. Изучение нового материала.

На доске записаны слова:

КОНЬ, ВОДА, ЮРА, ЗЕМЛЯ, ДОЧЬ. МОРЕ, ДЯДЯ, СТОЛ, ОКНО, СТЕПЬ

- Прочитайте слова. Что у них общего? (все слова-существительные в единственном числе)

- Разделите имена существительные на три группы ориентируясь на указания.

- Назовите существительные ж.р. с окончаниями –а,-я.

- Назовите существительные м.р. с окончаниями –а,-я. (Слайд № 4)

-Прочитайте оставшиеся слова м.р.         Выделите в них окончания.

-Назовите существительные с.р. и выделите в них окончания. (Слайд № 5)

-Определите род,  выделите  окончания у оставшихся  существительных. (Слайд № 6)

-По каким признакам мы сгруппировали имена существительные? (по роду и окончанию)

- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его СКЛОНЕНИЕ. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.( Слайд № 7)

- Сделайте вывод: какие существительные относятся 1-му склонению, ко 2-му и 3-му? (к 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончанием –а, -я. Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о,-е. К 3-му склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце.) (Слайд № 8)

-Как определить склонение имени существительного?

Алгоритм (Слайд № 9)

  1. Первичное закрепление.

а) Упражнение «Определи склонение» - устно (Слайд № 10)

б) Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика – по склонениям. (Слайд № 11)

в) Проверка (Слайд № 12)

  1. Динамическая пауза.

- Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1 скл., - поворот направо, 2 скл., - поворот налево, 3 скл., - прямо.

А) Кто ни в жару, ни в стужу

     Не снимает шубу?  (баран)

Б) Кто на ветке шишки грыз

    И бросал объедки вниз? (белка)

В) Заверчу, закружу,

     В небеса улечу (вертолет)

Г) Ящик на  коленях пляшет –

    То поет, то горько плачет (гармонь)

Д) Никого не обижает,

    А её все толкают (дверь)

Е) Закутан ребенок в сто пеленок (капуста)

  1. Словарно-орфографическая работа

-Запишите данные слова в алфавитном порядке, вставьте пропущенные буквы.(Слайд № 13)

ГОРЕТЬ, ДОРОГА, МОРКОВЬ, ТРАМВАЙ, ШОССЕ

-По какому-либо признаку определите лишнее слово.

(ГОРЕТЬ-глагол, ТРАМВАЙ-безударная А, ДОРОГА-3 слога, )

-Определите склонение у существительных.

  1. Рефлексия деятельности.

- Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах ПО УЛИЦЕ и ПО ПЛОЩАДИ разные окончания? (существительное УЛИЦА – 1скл., существительное ПЛОЩАДЬ - 3 скл.).

- С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных? (чтобы правильно писать окончание существительного). (Слайд № 14)

  1. Домашнее задание.

Написать пять существительных 1-го склонения, пять – 2-го склонения, пять -3 склонения.

  1.  Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Как узнать склонение существительных?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...

Закрепление по теме "Склонение имён существительных. Признаки склонения имён существительных"

Обобщение знаний о грамматических признаках имён существительных....

Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен   сущес...

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....

Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"

Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"предназначена для учащихся 4 класса на этапе знакомства с данной темой....

Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных

Дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с признаками имён существительных 1- го склонения; учить распознавать имена существительные 1-го ...