Методическая разработка урока русского языка на тему "Перенос слов".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Кирьянова Инга Викторовна

Цель: Научить переносить слова с одной строки на другую.

Планируемые результаты:

предметные:

переносить слова с одной строки на другую по алгоритму;

личностные:

·        проявлять учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу;

·        понимать причины успеха в учебной деятельности;

Универсальные учебные действия:

регулятивные:

·        определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

·        учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные:

·        делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

·        составлять алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные:

·        слушать и понимать речь других;

·        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_perenos_slov.docx32.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 1 класс. ОС «Школа 2100»

Тема: Перенос слов

Учитель: Кирьянова И. В.

Цель: Научить переносить слова с одной строки на другую.

Планируемые результаты:

предметные:

переносить слова с одной строки на другую по алгоритму;

личностные:

  • проявлять учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • понимать причины успеха в учебной деятельности;

Универсальные учебные действия:

регулятивные:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные:

  • делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
  • составлять алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные:

  • слушать и понимать речь других;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;

Образовательные ресурсы:

  • учебник, словарь, тетрадь;
  • листок разделенный на три части;
  • лист самооценки;
  • карточки со словарными словами,

с «о» бака, собака;

  • листы с правилами;
  • тема урока «Перенос слов»;
  • алгоритм: читаем, слоги, правило, записываем;
  • SMART доска

Ход урока:

  1. Мобилизующее начало.

Громко прозвенел звонок.                                                                                                                                        Начинается урок.                                                                                                                                                                          Наши ушки на макушке,                                                                                                                                            Глазки широко открыты.                                                                                                                                  Слушаем, запоминаем,                                                                                                                                                    Ни минуты не теряем.

У. Проверьте, правильно ли я подготовилась к уроку.

  1. Чистописание.
  1. Откройте тетрадь на с.9. Запишите число. Рассмотрите рисунок.

- Куда спешит улитка? Интересно, кто ее там ждет?

- Нарисуем улитку на строчке. Учитель показывает последовательность выполнения на доске.                                                                                                          (Сначала е- образные рожки, затем туловище и «домик»). Затем дети рисуют самостоятельно.

  1. – Назовите буквы алфавита, с которых не начинаются слова.                                         (Мягкий знак, твердый знак, ы).                  

Поэтому в русском языке нет этих…

(дети договаривают: «заглавных букв»).      

- Обратите внимание на одинаковые элементы в написании этих букв, на соединение с другими буквами. (Ученики проговаривают написание букв и прописывают по образцу.)

  1. – Прочитайте слова про себя.

- Прочитайте вслух слова, состоящие из одного слога (моль, съел); из двух слогов ( платье, рыбы); из трех слогов ( объявил); слова, в которых звуков и букв поровну (платье, съел, объявил, рыбы.)

- Запишите слова, диктуя их по слогам.

- Какую роль в словах играют буквы мягкий и твердый знак?

- Подчеркните их в словах.

  1. Упражнения для самоконтроля.

Улитка в гости к буквам поспешила,

А адрес дома взять она забыла.

Вам надо за нее решить,

Куда отправиться гостить!

Принять ее готовы, факт,

«ы», твердый или мягкий знак.

(Лучшую из трех букв ученики вписывают в окошко домика).

Оцените свою работу с помощью кружков разного цвета. (Зеленый, желтый, красный.)

  1. Словарная работа.
  1. Яблоко, яблоня, ягода, сорока, корова.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа. (Сравните с образцом.) Оцените работу с помощью кружков.

  1. Сегодня мы познакомимся с написанием нового слова и запишем его в словарь. Прочитайте его.

- Послушайте сказку, почему слово собака пишется с буквой О.

           Жила давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом, любила выть на круглую луну, которая похожа на букву «О» и грызть бублик, похожий на букву «О». Любила смотреть на круглое облако, солнце, любила осень. Полюбила бака букву «О» и захотела, чтобы она появилась в ее названии.

- Ну хорошо, - сказали ей, - будем писать тебя «бока».

- Нет. Я так не хочу! С какого еще бока?! - обиделась бака. – Я не хочу так называться! Я просто хочу писаться с «О». Вот так: с «о» бака. А потом просто собака.                                                                                                          Так и до сих пор пишут. (По О. Соболевской)  

Записать слово «собака» в словарь

- Сделайте звуко-буквенный анализ слова: собака. Оцените свою работу.

Музыкальная физкультминутка.

  1. Актуализация знаний.

- Сколько букв в русском алфавите?

- Что такое буква?

- Какие бывают буквы?

(Письменные и печатные, строчные и заглавные).

Буквы можем мы читать

И в тетрадку записать.

В алфавите, посмотри,

Их всего лишь 33.

- Какие бывают речевые звуки?

- Чем отличаются при произношении гласные звуки от согласных?

- Сколько всего звуков в русском языке?

Звуков целых 42!

Ах кружиться голова.

Какие они разные:

Гласные и согласные.    

            - Что такое слог?

            - Как определить, сколько слогов в слове?

Сколько в слове гласных,

Столько и слогов.

Это знает каждый

Из учеников.

  1. Постановка проблемного вопроса.

Разделите слова на 3 группы:

(Дети работают на подготовленных листочках. Записывают в три столбика слова по количеству слогов. В третью колонку не поместится слово состоящее из трех слогов.)

Волк, заяц, лось, енот, лисица.

        (По одному ученику выходят к доске).

      Работа по алгоритму:

  1. Прочитай (произнеси) слово с ударением.
  2. Сосчитай количество гласных.
  3. Определи, сколько в слове слогов по количеству гласных

- Слово лисица не поместилось на строке.

- Что же делать?

- Что значит перенести?

- Сформулируйте тему урока.

- Какую цель поставим?

(Научиться переносить слова).

- Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочет пишущий?

- Чтобы узнать правила переноса, будем работать в группах.

(Повторить правила работы в группе.)

  1. Открытие новых знаний.

У каждой группы лист с одним правилом.

- Прочитайте слова на листе. Обратите внимание на выделенные буквы и знак переноса, догадайтесь какое здесь правило и сформулируйте его.

1 группа:

Бу- ра- ти- но                                                                                                                                                                                        Ба- ра- бан                                      …             - ...            - …  

Ра- бо- та

То- пор

Слова со строки на строку нужно переносить по слогам.

(Один ученик от группы озвучивает правило).

2 группа:

Маль- вина                                                                                                                                                                                             Паль- то                                 … Ь - …

Конь- ки

Маль- чик

(Буква ь не переносится на другую строку).

3 группа:

Объ- езд

Подъ- ехал                             …Ъ - …

Подъ- ем

(Буква ъ не переносится на другую строчку).

4 группа:

Незнай- ка

Май- ка            …Й -…

Чай- ник

Зай- чик

( Буква й не переносится на другую строку).

5 группа:

Ежик

Гном                О…!    ...           …!

Дом

Оля

Свет

(Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку).

6 группа:

Чипол- лино

Груп- па

Тон- на         … С – С …

Кас- са

(Две одинаковые буквы в середине слова разделяются переносом).                                                                         (Все опоры прикрепляются на доску).

- Перечислим все правила переноса.

(Составление алгоритма).

Алгоритм:

  1. Читаем слово.
  2. Делим на слоги.
  3. Вспоминаем, какое правило подходит.
  4. Записываем.

- Сравним с учебником с. 21

Вернемся к проблемной ситуации.

(Работа на листочках).

- Как перенести слово лисица?

(Ли- сица, лиси- ца.)

Физкультминутка.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки.

Рано утром умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали.

Ручками хлопали,

Влево, вправо наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет,

Всем друзьям физкульт-привет!

  1. Первичное закрепление.

Выполнение упр. 21, с. 21

- Разделите слова для переноса, пользуясь правилами переноса.

(По одному ученику выходят к доске, остальные в тетради).

(Самооценка).

До- рога, доро- га, яго- да, ве- тер, поч- тальон, почталь- он, ри- сую, Ал- ла, Рая, оси- на, подъ- езд, конь- ки, зай- ка.

  1. Самостоятельная работа.

(Работа со SMART доской.)

- Исправьте ошибки.

Учащиеся работают самостоятельно в тетрадях, по одному ученику выходят к доске для проверки.

  1. Итог урока.

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

- Над какой проблемой работали?

- Какую цель мы поставили в начале урока?

- Достигли мы поставленной цели?

- Как надо переносить слова?

  1. Рефлексия.

- Где мы будем использовать новые знания?

Продолжите предложения:

  • Я научился…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Могу похвалить себя за то, что…
  • Могу похвалить одноклассников за то, что…

Лист самооценки:

  • Формулировал тему и цель урока с помощью учителя.
  • Работал по предложенному плану.
  • Высказывал свое предположение.
  • Участвовал в составлении алгоритма.
  • Научился переносить слова с помощь алгоритма.

- Оцените себя с помощью кружков разного цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме « Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов».

Орфографическая грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотно...

Методическая разработка урока русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи и ши"

Конспект открытого урока русского языка в 1 классе.Тема: Правописание слов с сочетаниями  жи и ши.Цели: 1. Уточнить представление учащихся о звуках /ш/ и /ж/, как твёрдых согласных, сформировать ...

Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»

Конспект урока  в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА"  Разработка содержит  материал по развитию речи на данную...

Методическая разработка урока русского языка "Написание слов с непроизносимыми согласными"

Интегрированный урок "русский язык + марийский язык + английский язык". Материал урока направлен на развитие речи учащихся...

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" (урок-путешествие)

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" предназначена для учащихся 2 класса. Тип урока: Изучение нового. Методы. Словесный, наглядный, практический.Методики. Ди...