Технологическая карта урока русского языка 4 класс
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Гребенькова Наталья Валерьевна

Урок русского языка в 4 классе в соответствии с ФГОС по теме «Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_4_klass.docx35.56 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Гребенькова Н.В.

Предметная область: русский язык

Класс: 4 класс

Автор УМК: Русский язык 4 класс («Школа России»), автор: В.П.Канакина

Тип урока:   урок построения системы знаний.

Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных обучающимися 4 класса в предметной области «Русский язык» по теме: «Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже»; познакомить с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

1. создание условий для развития интереса к изучаемой теме;

2. развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

3.  Формирование умения слушать и слышать собеседника.

4. Формировать   умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Метапредметные:

1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение;

2 Формировать умение  принимать и сохранять учебную цель и задачи.

3 Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу.

4 Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

5 Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.

Предметные:

1. Актуализировать знания об именительном и винительном падеже имен существительных,

2. Сформировать представление о родительном падеже имени существительного,

3. Формировать знания для определения безударных окончаний существительных в родительном падеже,

3. Овладение умением обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных в родительном падеже

.Средства (оборудование):

1)учебник по русскому языку;

2)карточки с текстами;

3)проектор-компьютер

4) таблица  самооценки.

Содержание взаимодействия с учащимися

№п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Мотивация.

Чистописание.

Работа со словарем.

Актуализация опорных знаний, целеполагание.

Открытие нового знания

Физминутка

Закрепление нового знания.

Творческое задание (разноуровневое)

Игра «Узнай падеж»

Итог. Рефлексия

Домашнее задание.

—Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем много работать, поэтому нужно собраться, быть очень внимательными, активными. Готовы? Ну, тогда, начнем.

О  оло ело лоя

Охарактеризуйте звук

Работа со скороговоркой

Я бродил один у горки, собирал скороговорки.

—Разгадайте ребус. В нем зашифровано слово из словарика.

    Глаз = ?   ,,                ,,,,

—Запишите слово в тетрадь, подчеркнув непроверяемые орфограммы, поставив ударение.

  1. Знакомство с этимологией слова

—Слово «Около» - предлог. Образовалось оно путем присоединения предлога окформе винительного падежа единственного числа существительного «коло» (что означало «круг»). С давнего времени этот предлог употреблялся в значении «кругом», «вокруг», «вблизи», «возле».

От устаревшего слова «коло» образовалось немало других слов: колесо, кольцо, колея, околыш. Теперь вы знаете, почему в слове «около» и других словах, которые мы назвали, нужно писать букву о.

Запись и объяснение фразеологизмов с новыми словами.

—Ребята, отгадайте, что это?

Уклоняться от существа дела, вопроса, говорить намеками.

Ходить вокруг да около. Запишите в тетрадь.

—Около – это предлог какого падежа? (родительного)

—Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня?

Беседа по вопросам.

— А с какими еще предлогами употребляются существительные в родительном падеже?

— На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?

—Каким членом предложения может быть существительное в форме родительного падежа?

-Какую цель вы поставите для себя?

Как определить, какие окончания встречаются у им. сущ. в Р.П.?

Задание: Прочитайте им. сущ. Определите склонение. Поставьте в род.падеж. Выделите окончания. (1 ребёнок у доски, остальные на местах или с комментированием, любые варианты)

1 скл. земля, сестра

Р.п. земли, сестры

2 скл. окно, конь

Р.п. окна, коня

3 скл. ложь, рожь

Р.п. лжи, ржи

- Выделите окончания в именах существительных в родительном падеже. Какие окончания имеют существительные 1 склонения в родительном падеже? 2-го склонения? 3-го склонения?

Вывод: Заполняем таблицу:

1 скл. - -и, -ы

2 скл. - -а, -я

3 скл. - -и

Почему нам удалось легко определить окончания им. сущ. в родительном падеже?

В каком случае в окончании возникает орфограмма и его надо проверять?

Каким алгоритмом надо воспользоваться, что написать правильно окончание?

(Алгоритм составляем устно с опорой на вопросы, которые поставили на уроке.)

Алгоритм:

1. задать вопрос, посмотреть на предлог;

2. определить падеж;

3. поставить сущ. в начальную форму определить склонение;

4. вспомнить и написать окончание.

Запишите словосочетания  с существительным в родительном падеже.

Ходил около палатк…, стучал по крыш…, подъехал к избушк…, достал из печ…, искал брат…, полил масл…, придвинулся к парт…, связали из шерст…, вернулся излагер…, обрадовался гост…, испарился с поверхност…, сварил из клубник…, пришел из лес…,добежал до Кам… .

-Какие окончания имеют существительные 1-го склонения в родительном падеже?

—Какие окончания у существительных 2-го склонения?

—А в 3-ем склонении какие окончания?

1 уровень: поставьте имена существительные в форму родительного падежа и запишите в 3 столбика;

мудрость, олень, пустыня, грач, рожь, дрозд, дятел, повар

2 уровень: напиши существительные в три столбика, допиши в каждый столбик по одному своему существительному:

мудрости, оленя, пустыни, грача, ржи, дрозда, дятла, повара

3 уровень: замени в каждом словосочетании имя прилагательное однокоренным именем существительным с предлогом из, или без предлога в форме родительного падежа: деревянный дом – дом из …, кожаные сапоги – сапоги …, малиновое варенье – варенье …, школьный двор – двор …

—Я называю вопросы или вспомогательное слово, или предлоги, вы должны определить падеж и записать схематически.

Кому? (Д.п.)

На, за, под, через, про, в. (В.п.)

Нет (Р.п.)

«Щедрый падеж» (Д.п.)

Без предлога не употребляется. (П.п.)

Подлежащее. (И.п.)

«Падеж-работяга» (Т.п.)

О, об. (П.п.)

Ответ: ДВРДПИТП

Посмотрите на свой лист самооценки и оцените свою работу на уроке. Как думаете, достигли мы поставленной цели? Аргументируйте.

Д\з: составить 3 предложения с именами существительными 1, 2, 3 склонения в родительном падеже.

Приветствуют учителя, гостей. Настраиваются на работу.

Выделяют звук, дают характеристику

Дети высказывают свои предположения.записывают соединения букв

Учащиеся сравнивают с эталоном

Оценка детьми выполненной работы по таблице самооценки.

Вспоминают правила посадки при письме.

Работа со словарем

Оценка детьми выполненной работы по таблице самооценки

Высказывают свои предположения Высказывают свои мысли.

Дети самостоятельно работают.

Проверяют исправляют ошибки, объясняют сами или обращаются за помощью к классу.

(Оценка детьми выполненной работы по таблице самооценки)

(Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже)

(от, до, из, без, у, для, около, с)

(кого? чего?)

Дополнением, обстоятельством

Научиться правильно писать окончания существительных в родительном падеже

(подобрать им. сущ. с ударными окончаниями и поставить их в родительный падеж)

Записывают в род.падеже, выделяют окончания, заполняют таблицу.

ударные

безударная (слабая) позиция

Ученики работают в парах, повторяют правила работы в парах, работая по инструкции.

-и, -ы

-а, -я

Задания выполняют по выбору

Взаимопроверка по образцу

Определяют падеж, записывают, по начальным буквам.(шифровка)

Оценивают свою работу

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

Регулятивные: анализ, синтез звука

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные:

-умение слушать и слышать друг друга;

- высказывать свои мысли.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

Коммуникативные: уметьоформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.

Регулятивные: постановка темы и цели урока

Познавательные:

- развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения

Регулятивные:

- оценивать результаты своей работы.

Познавательные:

выявлять сходство и различие объектов,

-объединять в группы по признакам.Регулятивные:

-анализировать собственную работу.

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные:

 - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, узнать больше, сравнивать разные точки зрения.

Регулятивные

уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.

Регулятивные: умение сделать выбор в соответствии с уровнем собственных знаний.

Регулятивные:

- оценивать результаты своей работы.

Познавательные:

выявлять сходство и различие объектов,

-объединять в группы по признаку.

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные:

аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.

Регулятивные:

осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...