Знакомство с текстом-описанием.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Никифорцева Анна Андреевна

Тип урока: развитие речи

Цель: формировать умение создавать текст-описание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_-_opisanie.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя  общеобразовательная школа №14

имени К.С.Федоровского»

г.Юрги Кемеровской области

Конспект урока русского языка по теме:

«Знакомство с текстом – описанием».

Подготовила:

Никифорцева Анна Андреевна,

учитель начальных классов

г.Юрга

2014

Конспект урока русского языка по теме:

«Знакомство с текстом – описанием».

Тип: развитие речи.

Цель: формировать умение создавать текст описание.

Задачи: 1. Образовательная: ознакомление с типом текста – описанием, учить находить описание, учить отличать от остальных типов, учить составлять тип – описание.

               2. Воспитательная: воспитывать культуру устного ответа, письменной записи, культуру речи.

               3. Развивающая: развивать речь, диалог, орфографическую зоркость, обогащать словарный запас.

Литература: Иванов С.В., Евдокимова О.А., Кузнецова М.И. «Русский язык».

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация.

УМК:  «Начальная школа XXI века»

Ход урока:

Этап урока

Действие учителя

Действие ученика

Примечание

I. Орг.момент.

II.Подготовка к новой теме.

III. Изучение

       нового

      материала.

IV. Первичное

   закрепление.

V. Итог.

     Домашнее

     задание

Приветствие.

1.Дыхательная разминка.

- Сегодня нам необходимо много говорить. Подготовим к этому свой организм.

- Надо будет сделать глубокий вдох, а на выдохе громко считать, пока не кончится воздух.

Как то раз пчела

Мед в улей принесла (глубокий вдох)

Раз пчела, два пчела, три пчела…

2. Речевая разминка

- На доске написана речевая разминка. Прочтите ее.

- Приготовьте свой ротик к говорению.

Живет на свете Маша.

Во рту у Маши – каша,

Не рисовая каша.

Не гречневая каша.

Не манка, не овсянка

Речевая разминка

На сладком молоке.

- А теперь увеличим темп.

1. Рецептивный метод.

А) Анализ языкового материала.

- Прочтите текст на экране.

У меня есть кошка Мурка. Она красивая, гладкая, ласковая и умная.

- На сколько частей его можно разделить?

- О чем говорится в первой части?

- О чем говорится во второй части?

- Для чего нам необходима вторая часть?

- Посмотрите на схему.

- Подумайте почему несколько табличек с надписью «описание»?

- Нам необходимы обе части или можно обойтись одной? Почему?

- Что мы делали в этом тексте?

- На какой вопрос отвечали?

- В каком предложении мы получили ответ на этот вопрос?

Б) Слово учителя.

- Мы познакомились с новым типом текста – описанием.

- Он служит для описания какого – либо предмета или явления. Отвечает на вопрос «КАКОЙ?».В тексте есть две обязательные части: 1часть – общий вид, 2 часть – описание деталей.

В)Составление памятки.

- Ну а сейчас мы еще раз повторим, что узнали о новом типе текста и составим памятку.

-С каким типом текста познакомились?

- Для чего он служит?

- Назовите главный вопрос, на который отвечает этот тип текста?

- Из скольких частей состоит?

Памятка:

  1. Служит для описания.
  2. Главный вопрос «КАКОЙ?»
  3. Состоит из 2 частей.

Г) Анализ текста № 2.

- Прочтите текст на экране и найдите в нем описание.

Сегодня в саду я увидела розу. Она была красная, со светлыми краями и от нее исходил дивный аромат. Розы – мои любимые цветы.

- Где находится описание?

- Как определили?

-На сколько частей можно разделить?

- Составим схему.

- Как будет называться последняя табличка? Почему?

- Какой пункт мы добавим в нашу памятку?

Д) Подведение итогов.

- Итак, подведем итог.

- С каким типом текста познакомились?

- Для чего он служит?

- Назовите главный вопрос такого текста?

- Из скольких частей может состоять?

- Кто обратил внимание какая часть речи встречается в таких текстах чаще?

- В тексте-описании нет событий.

2. Репродуктивный метод.

А) Работа с деформированным текстом.

- У вас на столах лежат конверты. Откройте их.

- Можно ли это назвать текстом? Почему?

1ч. – Подснежник – первый весенний цветок.

2ч. – Чистый, свежий, пахнущий весной, он появился на проталинке среди пропитавшегося влагой снега. Его фарфоровая чашечка светилась ослепительной белизной. Он казался хрупким и беззащитным.

3ч. – Но сколько в нем жизни, смелости, отваги. Не побоялся, первым вылез из мёрзлой земли.

4ч. – Настоящий герой!

- Сейчас вы поработаете в парах. Вместе со своим соседом вы из этих кусочков составляете текст.

- Какой это тип текста?

- По каким признакам вы это определили?

- Давайте озаглавим текст.

- Запишите получившийся текст после названия.

Б) Работа по учебнику.

- Откройте учебник на с.105, прочитайте упражнение №1.

- О чем в нем говорится?

- Закройте глаза, я буду читать текст, я вы внимательно слушайте.

- Какие картины возникли во время моего чтения?

- Выпишите из этого текста предложение про облака.

1) Продуктивный метод.

А) Составление текста по картине.

- Перед вами картина И.Левитана «Осенний день».

- Что изображено на картине?

- Что можно сказать про осень? Какая она? Что происходит осенью?

- Нравится ли вам это время года?

- Вернемся к схеме текста – описания.

- Сейчас по этой картине вам необходимо самостоятельно составить текст – описание, состоящий из 2-3 предложений.

Б) Проверка составленных текстов.

- Назовите признаки текста – описания.

- Дом.зад. с 105-106, списать любое четверостишие.

- На 2 части.

- О том, что есть кошка Мурка.

- Описывается кошка.

- В ней описывается какая кошка, чтобы показать особенные черты.

- Описываются разные черты характера, разные части тела, разные предметы и др.

- Обе, потому что они связанны между собой. Если убрать хотя бы одну часть, потеряется смысл.

- Описываем кошку.

- Какая кошка?

- Во втором предложении.

- Текст-описание

- Чтобы описать предмет предмет, явление.

- «Какой?»

- Состоит из 2 частей

- Во втором предложении.

- В этом предложении описывается роза.

- На три.

- Нам необходимо сделать вывод, за что мы любим розы, поэтому последняя табличка «Вывод»

- Текст-описание может состоять из 3 частей. Может быть вывод.

- текст – описание.

- Помогает описывать предметы и явления.

- КАКОЙ?

- Из 3 частей.

- В таких текстах чаще встречается имя прилагательное.

- Текст разрезан на части и непонятно о чем речь. Это просто предложения.

- Текст-описание

- В тексте много имен прилагательных, описывается подснежник.

- Описываются природные явления.

Ответы детей

- Изображена осень.

- Осенью пасмурная погода, часто идут дожди, с деревьев осыпаются листья, желтеет трава, на дорогах лужи.

Запись на доске

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

На столах конверты с разрезан ным текстом

Работа в парах

Схема на доске


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. 2 класс.Тема:«Особенности построения текста – описание.Подготовка к сочинению – описанию игрушки».

Создание письменного текста-описания – более сложная работа, чем создание повествовательного текста. Работа на уроке направлена на формирование  аналитических умений. Знакомство с типом тек...

Русский язык 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Составление текста-описания домашнего животного»

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о тексте-описании и его отличительных признаках; развитие речи; развитие  коммуникативных навыков.  Планируемые результаты:Предметные: зна...

Русский язык "Текст - описание и роль в нем имен прилагательных. Составление текста-описания домашнего животного"

Цели  деятельности  учителя:  закрепление  знаний  о  тексте-описании  и  его  отличительных  признаках;  развитие  речи;  развитие...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Что такое текст-описание? Роль имен прилагательных в тексте-описании». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные: Знать: знать, что такое текст-описание, его структур...