Урок русского языка в 1 классе по системе Занкова по теме "Написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) по теме

Аббакумова Елена Викторовна

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся 1 класса по программе Занкова. Направлен на развитие умения находить орфограмму и правильно писать гласную  букву в сочетаниях, развитие устной и письменной речи, формирование коммуникативных умений. К уроку разработана презентация. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема: Написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цель: систематизировать знания учащихся о написании гласных после шипящих

Задачи: 1) развивать умение находить орфограмму и правильно писать    

               гласную букву в сочетаниях;

              2) развивать устную и письменную речь;

              3) формировать коммуникативные умения;

              4) воспитывать внимательное отношение к «пернатым друзьям»;

               эстетическое восприятие окружающего мира

УУД: 1) познавательные (пропедевтика понятий: слова, называющие  

             предметы, признаки предметов, действия предметов);

          2) регулятивные (поиск информации, выполнение заданий

           соответственно предложенным условиям);

          3) личностные (построение свободных высказываний по предложенной

             теме, заданию);

          4) коммуникативные (умение строить деловое общение, договари-

            ваться)

Оборудование: таблицы по русскому языку («Жи-ши, ча-ща, чу-щу»;

                           «Имя существительное», «Имя прилагательное»,

                           «Глагол»; карточки для групповой и индивидуальной

                            работы)    

I.Оргмомент

«Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем»

II. Актуализация знаний учащихся. Формулирование темы и цели урока.

ж  ш  ч  ц  щ

-Произнесите звуки, обозначенные этими буквами.

-Что у них общего? (согласные)

-На какие группы их можно разделить? (согласные твёрдые и мягкие)

-Обозначим эти звуки буквами.

-Какие правила каллиграфии будете соблюдать при написании букв?

-На какие ещё группы их можно разделить? (согласные звонкие и глухие)

Слайд 1. Отгадайте загадки.

-Назовите опасные места в словах-отгадках.

-Почему их называют опасными?

-Можно ли проверить написание этих гласных?

-Как же тогда научиться их правильно писать в словах?  (запомнить правила)

Слайд 2. Прочитаем стихотворение-рифмовку о написании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

-Как вы думаете, какова тема и цель урока?

III. Практика использования полученных знаний.

1) Работа с текстом.

а) Пропедевтика понятий.

-Прочитайте стихотворение С.Маршака (с.24 «Пропись часть 4»)

-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему?

-Как вы понимаете последние  2 строки стихотворения?

-О ком это стихотворение? (о воробье)

-Что это слово обозначает? На какой вопрос отвечает? Сделайте вывод об этом имени существительном.

-Что знаете о правописании  этого слова?

-Какие эти воробьи? (весёлые, шустрые, шумные, игривые). Это признаки слова воробьи.

-Как называют слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? (имена прилагательные)

б) Списывание первых двух строчек стихотворения (самостоятельная работа  с предварительной подготовкой). Подчёркивание опасных мест.

-Найдите ещё слово с сочетанием чу.

-Назовите слова, обозначающие действия предметов и отвечающие на вопрос

что делают?

-Как называют такие слова в русском языке?

-Найдите в тексте слово на правило парная согласная в корне слова; удвоенная согласная. Что можете сказать о количестве букв и звуков в нём?

-Найдите ещё слово, в котором букв больше, чем звуков. Объясните, почему.

в) Работа над выразительностью чтения.

-Прочитайте стихотворение шёпотом, так  как-будто,  хотите поделиться с кем-то секретом.

-А теперь так, как-будто задаёте вопрос.

-А теперь с удивлением.

2) Редактирование текста. Дописать пропущенные слова. Работа в парах.

-Прочитайте слова (пушинки, лужок, снежок, снежинки).

-О чём можно написать текст, используя эти слова?

-Сколько строк в стихотворении? Договоритесь. Какое слово допишите на каждую строчку.

-Взаимопроверка.

-Назовите слова с уменьшительно-ласкательным значением.

-С чем автор сравнивает снежинки?

-На что ещё похожи снежинки?

-Какую музыку вы бы написали к стихотворению?

3) Слайд 6.  Гимнастика для глаз «Снежинки»

-Что можно делать под эту музыку?

4)Самостоятельная работа на карточках.

Слайд 7.  Самопроверка.

-Вставьте пропущенные буквы.

 5) Слайд 8. Работа в группах. Разгадать кроссворд.

Слайд 9. Проверка.

IV. Итог. Рефлексия: Оцените свою работу. На полях нарисуйте шкалу самооценки и оцените, как вы поработали на уроке.

-Кто из вас доволен своей работой?

-Что закрепили на уроке? Узнали ли что-то новое? Что удалось? Что показалось трудным, над чем ещё надо поработать?

 

         

                           



Подписи к слайдам:

Отгадайте загадки
«Он высокий и пятнистый,С длинной-длинной шеей,И питается он листьями-Листьями деревьев»(Жираф)
«В подполье, в каморкеЖивут они в норке,Серые малыши.Кто же это?(Мыши)
«Светла, прохладна,хороша берёзовая…(роща)
«Мы ходим ночью, ходим днём,Но никуда мы не уйдём.Мы бьём исправно каждый час,А вы друзья не бейте нас»(часы)
«Чу-чу-чу! Молоточком я ….!» (стучу)
«Хвостиком виляет,Зубаста, а не лает»(Щука)
Правописание сочетанийжи-ши, ча-ща, чу-щу.
Знаем твёрдо, что жи – шиПишем только с гласной и,А в словах, где ча и щаМы напишем только а.Где же встретим мы чу – щу,То напишем букву у.
Вставь пропущенные буквы
карандаш… малыш… дач… крич… лыж… нож… ч..до чищ… ёж..к морж…
Вставь пропущенные буквы
карандаши малыши дача кричу лыжи ножи чудо чищу ёжик моржи
Найди лишние слова.
Вершина, лужи, тишина,Душистый, ландыши, Шиповник, чижик, зашипит, Пушистый, , сторожит.
весна
котик
…- была Маша.Она пошла в лес. В лесу жил … . Маша собрала много … .На поляне летали … . В реке плавали …
Жила
ёжик
шишек
бабочки
щуки
довище
лы
ту
на
ка
чу
ча
шка
ча-йник пи-ща верш-ина шиш-ка щу-ка жир-аф ма-ши-на оши-бка
Подбери слова близкие по значению с сочитанием жи-ши, ча-ща, чу-щу!
Изумительный -Грязный – Храбрец – Волшебник – Нередко –
Чудесный
Чумазый
Смельчак
Чародей
Часто

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 4 класс по системе Занкова+ презентация

урок руссокого языка (4 класс по системе Занкова, учебник А.В.Поляковой)...

Технологическая карта урока русского языка ,2 класс,УМК "Система Занкова Л.В,"

Урок представлен в форме технологической карты. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. ...

Урок русского языка 2 класс (Развивающая система Л.В. Занкова)

Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению предполагают установление взаимосвязи между процессами обучения и использования языка. Язык – универсальное средство общения, речь – функц...

рабочая программа по русскому языку 4 класс по системе Занкова

рабочая программа по русскому языку с ОУД...

Коспект урока русского языка 4 класс по системе Л.В. Занкова по теме "Имя прилагательное"+ Презентация"

«В Царстве Будущего, среди еще не родившихся детей. Люди не подозревают о существовании этой страны, нам же благодаря алмазу все будет явственно видно, и, по всей вероятности,  мы здесь – т...

Урок русского языка 4 класс по системе Л.В.Занкова. "Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой"

Урок изучения нового материала - окончания прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой, переход одной части речи в другую - несет в себе воспитательную направленность (бережное отношение ...

Конспект урока по русскому языку 2 класс по системе Занкова

Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме" "Безударные гласные в корне слова"...