Конспект урока по теме "Обобщение знаний по теме состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Дмитриева Анна Валерьевна

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Обощение знаний по теме состав слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_slova.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 «Б» классе по теме: «Обобщение знаний по теме состав слова»

Тема: Обобщение знаний по теме состав слова.

Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков.

Цель: Развивать умения выделять значимые части слова, разбирать слова по составу.

Задачи:

  • Личностные:

- формирование мотивации учебной деятельности;

- развивать патриотические чувства к малой родине; пробуждать интерес к истории родного края.

  • Метапредметные:

-воспитывать интерес к русскому языку;  (познават.)

- развивать индивидуальность учащихся посредством выразительного чтения и чтения по ролям;  (коммуник.)

- формировать умения формулировать собственное мнение, задавать вопросы.  (коммуник.)

- формировать умения использовать речь для регуляции действий. (регулят.)

  • Предметные:

-выяснить, зачем нужно знать состав слова;

- отрабатывать умение разбора слов по составу;

-  развивать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты

 - закрепить названия частей слова, уметь разбирать слова по составу.      

 - умение осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Оборудование:

для учителя: компьютер, телевизор, презентация урока.

для учащихся: учебники «Русский язык», тетради, ручки, карандаши.

         

  Ход урока.

I. Организационный момент.

- Руки?

- На месте!

- Ноги?

- На месте!

- Локти?

- У края!

- Спина?

- Прямая!

- Я вижу, ребята, что вы готовы к уроку.

2. Словарно – орфографическая работа

- Ребята, посмотрите на доску и прочтите слова, которые вы видите. (Россия, родина, Красная площадь, Москва)

- Что вы о них можете сказать? (Это слова с непроверяемой безударной гласной)

- Запишите их, вставив попущенные орфограммы. (проверка)

- Как вы думаете, какое здесь слово лишнее? (родина – имя нарицат.)

- На экране вы видите 2 предложения. Прочтите их.

Москва – столица нашей Родины.

Моя родина – Красное Село.

– Объясните, почему в одном предложении слово Родина написано с большой буквы, а в другом с маленькой?

- Если слово имеет значение «вся наша страна», пишем с большой буквы, это имя собственное. Если употребляется в значении «моя малая родина», т.е. то место, где мы родились и выросли, пишем с маленькой буквы.

3. Чистописание.

- Итак, слово «родина» имеет два значения и может писаться как с большой буквы, так и  с маленькой. Как вы думаете, какие буквы мы с вами пропишем на минутке чистописания? (Р р)

4. Постановка цели и задач.

- Подберите однокоренные слова к слову «родина».

Родной, родители, родственники.

Давайте постараемся проникнуть в тайну названий.

 Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне. Каково оно? ( Это что-то близкое, родное, свое по рождению, по духу)

- Молодцы! Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины. 

- А с помощью чего мы образовываем новые слова? (При помощи суффиксов, приставок)

- Сформулируйте тему урока. (Состав слова)

- Какая цель урока?

(Закрепить знания о частях слова)

- Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?

1. Повторим все, что знаем о частях слова.

2. Повторим, в какой последовательности будем выполнять разбор слова по составу.

5. Актуализация прежних знаний

- А что мы должны знать по теме урока?

1. Мы должны знать, что такое окончание, основа, корень, приставка, суффикс.

2. В какой последовательности выполнять разбор по составу.

3. Как правильно выделять из слова окончание, основу, корень, приставку, суффикс.

(Детям выдаются карточки, где они будут работать)

   Теоретические знания

Баллы

1

2

3

4

5

      Всего баллов:

- Итак, ребята, я сейчас буду говорить утверждения и если вы со мной согласны будете в соответствующей графе ставить «+», если не согласны «-«.

1.  Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. (+)

2. Часть слова без приставки называется основой слова. В основе слова заключено его лексическое значение. (-)

3. Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. (+)

4. Приставка – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. (-)

5. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. (-)

ПРОВЕРКА!!!

Поднимите зелёную карточку у кого 5 баллов. Поднимите жёлтую карточку у кого 3 – 4 балла. Поднимите красную карточку у кого 1 – 2 балла. Покажите гостям как вы справились с заданием.

6. Формирование умений и навыков.

Но знать теорию, ребята, мало, нужно уметь применять свои знания на практике. Прежде чем приступить к практике, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка. 

Тихо все, ребята, встали,

Руки дружно все подняли,

Развели их в стороны,

Посмотрели, ровно ли,

Опустили разом вниз,

Тихо, тихо все садись.

- Ребята, вспомните, с какого слова мы начали сегодня урок?  (Родина)

- Назовите нашу малую родину. (Красное Село)  

 

Умнов С. – стихотворение «Отечество нам Красное Село»

Я здесь живу, как птица в дружной стае,

Где летней ночью, словно днём светло.

И, вспоминая Пушкина, считаю:

Отечество нам Красное село.

Оно, быть может, для иного ока

Не представляет то, что для меня -

И улочки, ютящиеся сбоку,

Подобные примкнувшим деревням.

Я, как и в улицы его, влюбленный

В аллеи парков, в зеркала озер...

оно прекрасно и в листве зеленой,

И в блеске инея, слепящем взор.

Люблю его уют, бодрящий воздух.

И снегирей, украсивших кусты...

И город над Невой, как небо в звёздах,

Рад видеть с красносельской высоты.

Рад здесь и впредь я жить – не без надежды,

Что будущее и его светло,

И помня, Пушкина, считать как прежде

Отечество нам Красное село!

А что вы знаете о Красном Селе?

  • В Красном Селе русская армия в летнее время проводила  учения. Их называют Красносельские  военные манёвры.
  • В Красном Селе проводились скачки. О них даже писатель Лев Толстой упомянул в своём романе «Анна Каренина».
  • В Красном Селе Александр Можайский построил и испытал первый самолёт. И т.д.

(Просмотр фильма)

- Сегодня на уроке мы снова поработаем с книгой «Город Красное Село». Откройте страницу 20.

-Как называется текст, с которым мы будем работать. Прочтите этот текст про себя и подготовьтесь к чтению вслух.

- Кто главные герои?

(Чтение текста по ролям)

- Итак, почему Красное Село называется Красным?

Грасс Р. «Красное - значит красивое»

В детстве у папы спросила я:
"Край наш так назван за что?"
"Красное - значит красивое,
С давних времен имя то".

Снизу любуюсь вершиной я,
Папины вспомнив слова.
Высь живописная, дивная.
Верно, твердила молва.

Любы просторы со склонами.
Местность прекрасных озер.
Виден над пышными кронами
Наш православный собор.

Шпиль золоченый вонзается
В ясную синь-синеву.
Пусть красотой своей славится
Край мой, в котором живу.

Лемпи Карзова-Головина

- А кто знает другую версию названия Красного Села?

(Для строительства бумажной мельницы, Пётр I переселил крестьян из – под  Москвы. Там было большое Красное Село. В память о родине крестьяне новое место тоже назвали Красным Селом.)

- Ребята, как Пётр I назвал наше Село? (Красное) Запишите это слово.

- Как называется площадь в Москве, где проходят парады? (Красная) Запишите.

- А как называлось самое важное и почётное место в каждом доме? (Красный угол) Запишите «красный».

КРАСНОЕ, КРАСНАЯ, КРАСНЫЙ.

- Можно ли эти слова назвать однокоренными? (нет) Почему? (Поменялась только форма слова)

- Какую часть слова мы можем выделить, изменив форму слова? (окончание)

- Выделите окончания.

- Ребята, посмотрите на страницу 21 в книге и прочтите задание, которое приготовила вам Мудрая Ворона. (Напиши пословицу или поговорку, крылатое выражение со словом «красный»)

- Посмотрите на экран и прочтите поговорку, которую приготовила вам я. Красное словцо – не  ложь.

- Что означает эта пословица?

(Красивое слово, правдивое)

- А давайте вспомним басню И.А.Крылова «Ворона и Лисица»

Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так право сказки!

Какие пёрышки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

- Посмотрите, какие красивые слова говорит лиса, а они ведь лживы. В данном случае эти слова – лесть!

А в нашей пословице «красное словцо» подразумевает остроумное, меткое, удачное слово или выражение.

- А вот следующую пословицу вы можете объяснить?

Кому красное словцо, кому присказку.

- Вспомните, пожалуйста, что такое присказка.

Присказка — шутливое вступление или концовка сказки, рассказа.

- Значит, какой вывод мы можем сделать?

( Одному человеку можно сказать добрые слова, например за какие – то поступки, а другому в шуточной форме сделать замечание, указать на его недостатки.)

- Давайте вернёмся к слову ПРИСКАЗКА и  разберём его по составу.

Только сначала вспомним последовательность выполнения разбора слова по составу. (Начинать разбор по составу нужно с окончания, затем, зная окончание слова, будем выделять основу, потом корень и только после этого приставку и суффикс.)

 (ученик у доски разбирает слово ПРИСКАЗКА)

- Мы сегодня весь урок с вами повторяли все части слова, в какой последовательности и как правильно их выделять. А теперь я хочу проверить все ли этому научились. Откройте учебник на стр. 96 упр.181. Прочитайте задание. Выполните самостоятельно. (2 ученика за доской)

Проверка:

1.Какое слово подойдёт к схеме:

2. В каком слове суффикс –иц- ?

3. Какой корень в слове «пёрышко»?

- Проверьте свою работу. Оцените при помощи «светофора».

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Поэтому, я думаю, вы хорошо выполните и самостоятельную работу. В учебнике на стр. 97 упр. 183. Прочтите задание. Кто подберёт слова к первой схеме? (почки, облако)

Далее ко 2 схеме выписывает слова 1 вариант, а к 3 схеме – 2 вариант. Я соберу ваши тетради, проверю работу и выставлю оценки.

Итог урока.

- Итак, ребята, в начале урока мы ставили перед собой задачи. Давайте вспомним какие. Какие задания нам помогли в этом.

Рефлексия.

- Продолжите предложение:

- Я сегодня узнал…

- Я научился…

- Мне было…

Дом. задание упр. 184


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Состав слова" 3 класс

На данном уроке дети закрепляют знания о частях слова. Игровая форма организации урока поможет легко включиться в познавательную деятельность и позволит получить полное представление о составе слова. ...

Конспект урока русского языка. 2 класс . Тема "Состав слова. Корень"

Урок разработан по ФГОС. Цель урока: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов...

Презентация к уроку "Обобщение знаний по теме состав слова"

Презентация к уроку русского языка по теме "Обобщение знаний по теме состав слова"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Состав слова и словообразование"

Целью данного урока является повторение алгоритма разбора слова по составу.Формируемые УУД:предметные: закрепить и отработать алгоритм разбора слова по составуметапредметные: формирование ум...

Конспект урока русского языка 3 кл, Тема «Состав слова. Обобщение».

Создание условий для воспроизведения и систематизации знаний о значимых частях слова....