Открытый урок по русскому языку 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Бирюкова Инна Михайловна

Развитие умения определять склонение имён существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkiy.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по русскому языку

в 4 "Б" класс

по теме: " Развитие умения определять склонение имён существительных"

Учитель начальных классов

1 категории

Бирюкова Инна Михайловна

Саратов 2014

Урок русского языка

 4 класс

Учитель: Бирюкова Инна Михайловна

Тема: Развитие умения определять склонение имён существительных.

Тип урока:  Урок развития умений.

Цели:

Образовательные:

- повторить имеющиеся знания о склонении имен существительных;

- закреплять умения склонять имена существительные;

- развивать умение определять окончания имен существительных единственного числа по склонению и падежу;

- расширять словарный запас учащихся;

- развивать орфографическую зоркость.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, внимание, воображение;

- развитие сенсорных модальностей.

Воспитательные:

- воспитание интереса к предмету;

- воспитывать интерес к окружающему миру.

Здоровьесберегающие:

- развитие и поддержание зрительных функций глаза;

- создание положительного психологического климата на уроке;

- поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья.

Оборудование:

-презентация к уроку

- карточки с целями;

- индивидуальные карточки с заданиями;

- цифры из бархатной бумаги.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Актуализация знаний

 Организационный момент.

Психологический настрой на урок.

-Закройте глаза и нарисуйте ту отметку, которую вы хотите получить сегодня на уроке. (Дети рисуют в воздухе с закрытыми глазами отметку).

-Каким вы хотите увидеть сегодняшний урок?(Ответы детей)

-Пусть он будет интересным, увлекательным, мудрым , добрым.

Перед новым годом волшебство проявляется во всём. Мы должны проверить можем ли мы быть волшебниками.

-Давайте обратимся к  следующим высказываниям на доске:

Мы уже всё знаем!

Мы ещё не всё знаем!

Мы ничего не знаем!

Мы уже кое-что знаем!

(Дети выбирают утверждение, которое они на данный момент считают верным).

-Давайте проверим ваши знания и поработаем с тестовым заданием "Имя существительное" (Индивидуальное задание, дети работают самостоятельно 3 минуты)

1. Имя существительное- это...

-часть речи

-часть предложения

-слово

2. Имя существительное обозначает...

-признак предмета

-действие предмета

-предмет

3. Имя существительное отвечает на вопросы:

-какая? какое? какие?

-кто? что?

-что делает? что делал?

4. Имя существительное изменяется ...

-по родам

-по числам

-по падежам

5. Склонение имен существительных в русском языке называется...

- изменение о числам

- изменение по падежам

- изменение по вопросам

6. В каком ряду падежи стоят в правильном порядке:

- И.п.; Р.п.; Д.п.; Т.п.; П.п.

- И.п.; В.п.; Т.п.; П.п.; Д.п.; Р.п.

- И.п.; Р.п.; Д.п.; В.п.; Т.п.; П.п.

7. Определите склонения  данных существительных:

Суббота, поле, дрозд, сирень, весна, ученик,  ученица, ель, яблоко, солнце.

8. В окончании существительных пишется буква - И:

- в дальней дорог_

- в начальной школ_

- в чистой тетрад_

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде таблицы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Находить ответы на вопросы теста.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других. 

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Формулирование проблемы.

Формулирование темы и целей урока.

- Проверим, как вы справились с этим тестовым заданием. (Использую для проверки слайды презентации )Поставьте себе сами оценку за свою работу.

- Встретились ли вы с трудностями при выполнении этих заданий.

- Если мы не знаем, а для грамотного письма это необходимо, то какую цель мы поставим на данном уроке. (Отработать умение определять падежи, склонения, ставить слова в нужный падеж)

- Тема нашего урока: "Развитие умения определять склонение имён существительных".

- Чтобы быстро справиться со следующими заданиями, нам необходимо провести волшебную разминку, которая поможет работе головного мозга.

Выполним упражнение "Ребро- ладонь- кулак".

Учитель: Молодцы! Мы подготовили наш мозг для активной работы, теперь подготовим руку для письма.

Повторение пройденного

Чистописание.

Работа в паре.

В первой строчке пропишите:

еее иыи еье еое оаоа ьиь

На второй строчке напишите предложение, вставьте пропущенные буквы, укажите род, склонение и падеж существительных. Разберите предложение по членам предложения.

В л.су( )  на  п.лян( )  растёт ель( ).

Как по каким признакам можно отличить один падеж от другого.

 Физкультминутка

Только самые внимательные могут быть волшебниками. Я называю существительные разных склонений, если вы услыхали существительное 1 склонения -приседаете, 2 склонения.- тянете руки вверх, 3 склонения -хлопаете в ладоши.

Ремонт, облако, тетрадь, газета, глушь, листва, капля, кровать, колено, копейка, серебро.

Развитие умений.

- Распредели слова  в три группы по склонениям и дополни   каждую  группу  своим словом.

   Дорога,   зерно, тень,  здоровье,  сторож, вещь,  деревня,  день, поездка, мышь, юноша,  полночь.

- Проверь. 1 скл.           2 скл.      3 скл.

                      дорога         зерно     тень

                    деревня       здоровье   вещь

                  поездка        сторож    мышь

                  юноша             день       полночь

-  Сделай звуко-буквенный разбор слова - зерно.

- Зарядка для глаз.

Работа в группах.

    - 1 группа

Подчеркните имена существительные 1-ого склонения.

Молодёжь, змея, дождь, варенье, пыль, дед, дедушка, журавль, джем, лисица, древность, салфетка, обувь, фонарь, морковь, морковка, радость, Пётр, Петя, скрипач, сабля, степь, солнце, герань, селёдка, сельдь, вьюга, лето, осень, зима.

2 группа

Подчеркните имена существительные 2-ого склонения.

Молодёжь, змея, дождь, варенье, пыль, дед, дедушка, журавль, джем, лисица, древность, салфетка, обувь, фонарь, морковь, морковка, радость, Пётр, Петя, скрипач, сабля, степь, солнце, герань, селёдка, сельдь, вьюга, лето, осень, зима.

3 группа

Подчеркните имена существительные 3-его склонения.

Молодёжь, змея, дождь, варенье, пыль, дед, дедушка, журавль, джем, лисица, древность, салфетка, обувь, фонарь, морковь, морковка, радость, Пётр, Петя, скрипач, сабля, степь, солнце, герань, селёдка, сельдь, вьюга, лето, осень, зима.

- Заполнить таблицу

- Запомни!

- Спешите. Определите склонение и падеж имен существительных.

Упадет луч солнца на траву, вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.

Итог урока

- Вопросы

  1. Что такое склонение?
  2. Какие существительные относятся к 1- му склонению.

3. Какие существительные относятся ко 2-му склонению?

4. Какие существительные относятся к 3- му склонению?

5. Как определить склонение существительного?

- Рефлексия 

1.На уроке я работал(а) …

2.Своей работой на уроке я …

3.Урок для меня показался …

4.За урок я …

5.Материал урока мне был …

6.Домашнее задание мне кажется …

  1. активно / пассивно
  2. доволен / не доволен
  3. коротким / длинным
  4. не устал / устал
  5. понятен / не понятен

      интересен / скучен

6.  легким / трудным

Домашнее задание.

Упр.171,стр.93 в справочнике0.В. Узоровой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....