Восстановление деформированного текста.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Павлова Ирина Юрьевна

Конспект урока по развитию речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vosstanovlenie_deformirovannogo_teksta.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА :  ВОССТАНОВЛЕНИЕ  ДЕФОРМИРОВАННОГО  ТЕКСТА

ЦЕЛЬ: Продолжить обучение созданию хорошего (грамотно построенного) текста.

ЗАДАЧИ: Учить использовать понятия тема и главная мысль текста при обдумывании содержания текста и его озаглавливании;

- учить продумывать содержание и порядок предложений в тексте;

- напомнить о границах предложений, связи слов в них.

-Совершенствовать работу в парах; развивать умение оценивать ответы друг друга и собственную работу на уроке.

ХОД  УРОКА:

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Доска

1. Организационный момент.

1 мин

- Поздоровайтесь с гостями.

- Закройте глазки и представьте себе, с каким настроением вы хотите закончить сегодняшний урок…

Приветствуют гостей.

2. Постановка учебной задачи.

3 мин

-  Вспомните, что мы с вами изучали на прошлых уроках? Продолжаем работу над текстом. Как сделать текст хорошим?

-

- Что такое текст?

- Как его построить.

  1. Понятна тема.
  2. Ясна главная мысль.
  3. Каждое предложение вносит что-то новое.
  4. Предложения располагаются по порядку.
  5. Слова в предложении связаны по смыслу.

План работы над текстом:

-Определить тему.

-Выяснить главную мысль.

-Каждое предложение вносит что-то новое

-Предложения располагаются по порядку.

-Слова в предложении связаны по смыслу.

3. Установка на выполнение учебной задачи.

3 мин.

- Вспомните пирамидку. Всё как в ней. Помните, на что насаживаются в игрушке колечки?

-  Вот и в тексте есть такой стержень: тема и главная мысль. Не решишь, о чём и что хочешь сказать – не создашь хороший тест, как без стержня не соберёшь пирамидку.

- Ошибка в построении текста:

- повторение слов;

- Я надеюсь, что таких ошибок у вас не будет ни на этом уроке, ни потом.

-  На стержень.

 

Слайд.

4. Восстановление деформированного текста.

а) вступительная беседа

2 мин.

- Сегодня вас ждёт увлекательная работа: вы будете ремонтировать текст. Оказывается, текст тоже может сломаться. А как по-другому назвать сломанную вещь?

- Как вы предлагаете назвать текст,который сломался? Догадались, что значит «деформированный»?

-  А как вы думаете, каким образом появляются в лесу новые деревья?

-Кто это? (на доске: со.ка) Вот вы уже и начали восстанавливать слова.

-Верите ли вы, что сойка может посадить дерево? Но как же? Ведь у неё нет лопаты, да и рук нет! Дело в том, что сойка, заготавливая корм на зиму, прячет некоторые жёлуди в опавшую листву, в землю, а потом про них забывает. Жёлуди и прорастают.

-Кто догадался, о чём будет наш текст?

- Давайте попробуем восстановить ход событий. Как же это происходит?

- Ответы детей.

Тема: Восстановление деформированного текста.

Слайд (сойка)

б) работа над текстом

3 мин.

- Выберите и положите полоски сначала оранжевого цвета, потом белого, зелёного, жёлтого, синего цветов.

- Прочитайте «предложение» из слов оранжевой полоски.

Аналогичная ситуация с полосками других цветов.

- Между словами нет связи, поэтому предложения ещё нет. Нужно изменить

порядок слов.

- На доске полоски раз- ного цвета с написан- ными предложениями. Слова даны вразнобой:

- сойка, от, д.л.ко, дуба, жёлуди, уносит;

-под, .на, мох, пл.ды, прячет;

- сне., з.мой, копает, и, ищет, жёлуди, птич?ка;

-в, остаётся, много, но, з.мле, ж.лудей;

- из, в.сной, них, вырастут, ду.ки, м.л.дые

в) работа в парах

5 мин.

(Детям розданы конверты со словами, записанными на полосках определённого цвета.)

- Поработайте в паре, составьте грамотное предложение.

- Получился тест?

- Почему?

- Вспомните пирамидку и представьте, что колечки на её стержень мы надеваем не по порядку (большие-поменьше-ещё меньше), а как придётся. Красивая, стройная получится игрушка или «каракатица»?

Вот так и в тексте… Каждое предложение должно быть на своём месте.

-Первое предложение особое. Оно как бы открывает дверь в текст, помогает войти и познакомиться с темой, а часто и с главной мыслью. Подумайте, какое же будет первым?

- Последнее показывает: развитие мысли закончилось.

- ПОСМОТРИТЕ! Удалось нам избежать ошибки, о которой я вас предупреждала?

Работа в парах. Проверка. Оценивание. Выбор лучшего результата.

- Нет!

- Нет связи между предложениями.

Дети составляют связный текст.

-Да! Сойка – она – птичка !

- 5 предложений, в которых слова связаны по смыслу.

г) выбор заглавия

1 мин.

- Какое  точнее называет тему текста?

- Почему другие менее подходят?

- Объяснения и доказательства детей.

  1. Сойка.
  2. Сойкины дубки.
  3. Молодые дубки.

(слайд)

д) главная мысль

1 мин.

-  Как вы думаете, какова главная мысль текста? Зачем нам автор рассказал эту историю? (Наблюдать, запоминать, не нарушать природные невидимые нити, не вмешиваться в жизнь природы)

-Кто из вас старается жить по таким правилам?

- Ответы детей.

5) Решение орфографических задач.

6 мин.

- Как оформляется предложение на письме?

- Какие орфографические задачи можете решить? (Верни пропажу: вставь пропу- щенные буквы, объясни их написание).

- Большая буква в начале, точка в конце.

- Ответы детей.

а,е,о,о,и,г, к,е, и,е,е,о, о, а, б, п

6) Физминутка

5 мин.

-Кто-то утром не спеша

Надувает жёлтый шар.

А как выпустит из рук,

Станет вдруг светлей вокруг…

Потому что СОЛНЫШКО!!!

- Подарите солнышко (шарик) друг другу лёгким дуновением…

7) Запись текста

10 мин.

- Подул ветерок, и предложения разлетелись.

-Почему заглавие не улетело?

Вспомните о нашей работе, восстановите текст и запишите его.

- Можете пользоваться записью на доске, можете – помощью слайда. (Для неуверенных- дополнительная помощь).

-Ответы.

-На слайде: порядок предложений.

8) Итог урока.

3 мин.

- Что интересного узнали? О чём надо помнить, составляя текст? Кто прочитает свой текст?

- Памятка с пропущенными ключевыми словами.

-Оценка.

- Продолжите моё высказывание: «Сегодня на уроке я узнал…»

-Чтение 1-2х текстов

9)Рефлексия.

2 мин.

-Кто хочет показать своё настроение?

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восстановление деформированного текста

Очень часто на уроках русского языка требуются задания творческого характера. Много времени затрачивается на их поиск. Некоторые из них предлагаю Вам. Надеюсь, что этот материал поможет Вам в работе....

Конспект по русскому языку 2 класс. Восстановление деформированного текста

Научить детей восстанавливать и записывать деформированный текст; сообщить познавательный материал о цветах; развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, обогащать словарный за...

Признаки текста. Восстановление деформированного текста.

Урок развития речи во 2 классе, целью которого является раскрытие одной из особенностей текста - его тематическое единство. Задачи: 1. Формирование умения отличать текст от группы предложен...

Восстановление деформированного текста "Медвежата"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе , УМК "Школа России", Зеленина....

Конспект урока развития речи. Восстановление деформированного текста. 2 класс( 1-4).

Урок составлен в соответствии с технологией критического мышления с применением разноуровневых заданий. Он позволяет расширить словарный запас учащихся,  закрепить знания о тексте и сформировать ...

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Развитие речи. Восстановление деформированного текста по картинкам и его продолжение"

Развитие речи. Восстановление деформированного текста по картинкам и его продолжение...

Типы текстов. Восстановление деформированного текста.

Цели: систематизировать знания о признаках текста; учить определять тип текста....