Статья на тему: "Использование ИКТ в начальной школе"
методическая разработка по русскому языку на тему

Захарова Милена Ивановна

Цели использования ИКТ в начальной школе.Помощь учителю на уроке и во время подготовки к урокам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе по теме

«СЛОВА С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ»

(учебник Т.Г.Рамзаевой)

(урок введения нового знания)

     

    Составила:

    Корнеева М.И. учитель начальных классов

 МОУ «Бебелевская средняя общеобразовательная школа»

Ферзиковского района

Калужской области

                             Бебелево, 2013 год

Тема урока: «Слова с непроизносимыми согласными»

Цель урока:

  •  «Сформировать и организовать деятельность учащихся по выведению  общего понятия «непроизносимые согласные звуки».

Задачи урока:

Познавательные: 

  • ознакомить с новой орфограммой «непроизносимые согласные», повторить понятие «родственные» (однокоренные) слова , орфограммы и виды орфограмм (изученные и способы проверки), продолжить работу над формированием функциональной грамотности.

Развивающие: 

  • развивать логическое мышление на основе выполнения логических операций (анализ - синтез, классификация - выделение групп родственных слов), наблюдательность,самостоятельность, речь учащихся.

Воспитательные: 

  • воспитывать познавательный интерес, умение общаться, сотрудничать, продолжать работу по сбережению здоровья детей.

Оборудование:

Карточки со словами, слогами , плакаты с девизом.

                                              Ход  урока

Деятельность  учителя

  Деятельность  ученика

I.Организационный  момент

Сегодня на уроке будем работать под девизом

Учащиеся читают девиз хором на плакате:

 Запрещается лениться!

Не болтать и не крутиться.

Лишь учиться и трудиться!

В жизни это пригодится!

II. Актуализация знаний

Игра «Собери слово» (на доске висят карточки со слогами:

«ор» «ма» «фо» «грам»

У меня «рассыпались карточки» с зашифрованным словом. Вам надо его расшифровать.

Какое слово зашифровано?

(Ставлю карточки в нужном порядке: орфограмма.)

- Что такое орфограмма?

- Сегодня это слово будет звучать на всём  протяжении урока. Мы не раз вернёмся  к этому понятию.

-Давайте сравним ваши высказывания с определением учебника:

Орфограмма - написание, определяемое на основе правила правила орфографии .

III. Постановка проблемы.

1)На доске записаны слова в транскрипции.

[р'эск'ий'], [ас'ина],

[зв'ир’к'и], [г'ирой'],

[кавровый], [кашач' ий],

[лошат'], [скал'з’ит'],

[хруснут']

[ч'эсный '].

2) Сделайте буквенную запись слов.

3) Контроль.

4) Рефлексивные действия (если допущены ошибки при записи слов (звук-буква),неправильно выделена и проверена орфограмма

- Как можно назвать слова «ковровый - коврик»?

- Кто написал так же? Кто написал по- другому? Почему? (Осознание противоречия в написании слов)

- Кто прав?

- Почему у нас не возникли затруднения при записи других слов? (Границы знания)

- Почему написание двух последних слов вызвало разногласия (Осознание границ незнания)

- Можно ли ее назвать орфограммой?

Целеполагание

- Какая перед нами стоит задача?

- Сформулируйте ее.

IV.Физкультминутка

 V. Открытие нового знания.

1) На доске вывешены карточки со словами: звезда грустить уста устный звёздный грустный водить вода.

Выпишите пары однокоренных (родственных) слов самостоятельно.

Контроль

- Какиe слова вы записали?

(Во время ответа детей перевешиваю соответственно карточки

звезда – звёздный,

грустить - грустный ,

уста – устный)

(Карточки с лишними словами убираю)

2).Сравнить пары слов по произношению и написанию

- Как можно назвать такие звуки?

- Итак, сформулируйте определение «непроизносимые» согласные звуки.

(Модель в процессе работы наполняется).

3) Можно ли назвать эти буквы орфограммами? Почему?

4)Что надо делать для того, чтобы не ошибиться при написании слов с не-произносимыми согласными? - Можно ли их проверить?

- Итак, как проверить «непроизносимые» согласные ?

Выполнить упр.295

5)Возвращаемся к словам: честный,

хрустнуть.

-Как напишем? Почему?

IV.Первичное закрепление

На доске запись:

Мороз и солнце.

День чудесный.

Ещё ты дремлешь,

Друг прелестный.

- Чьи это слова? Продолжите их.

- Найдите слова с непроизносимыми согласными звуками,  докажите.        -Ловушка! Я считаю, что в слове чудесный  допущена ошибка, пропущена буква т                                

- Спишите.                                              

- Какие ещё орфограммы есть в предложениях?

VII. Итог урока.

Возвращаемся к началу урока.        

- Какое слово составили в начале урока?        

- Почему мы его составили?        

- Какие еще понятия повторили на уроке?

.

- Чему учились на уроке, что отрабатывали?

VIII. Рефлексия.

- Оцените вашу работу на уроке.

Отметь «+» ступеньку, на которой ты стоишь после пройденного урока.

- Кто понял тему?

-Кто понял чуть- чуть?

-Кто совсем не понял?

IX. Домашнее задание.

Упражнение 200, с. 75:

«слабые» - по заданию,

«средние» - подобрать проверки,

«сильные» - узнать, как пишется слово,

«праздник», объяснить его написание.

Орфограмма

Я думаю… Дети высказывают свои определения, которые уточняются, анализируются, дополняются, исправляются: Орфограмма - место в слове, где надо применить правило.

Орфограмма - опасное место в слове, где можно ошибиться.

Орфограмма - это место в слове, где возможен выбор букв и т.п.

Орфограмма - буква, представляющая трудность при письме.

Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому(коммуникативные и личностные УУД)

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, а один ученик - на обратной стороне доски.

Ученик читает записанные слова, называет орфограмму и проверяет ее.

Дети сравнивают со своими записями: резкий - резок, зверьки - зверь.

Это родственные - однокоренные слова:

ковровый - коврик,

лошадь - лошадиный,

кошачий - кошка,

скользить - скользкий;

осина (сл.с), герой(сл.с);

чесный ??? честный хруснуть ??? хрустнуть

Видел, как пишутся такие слова в словаре. Встречались такие слова в книге.

Могу доказать, проверив их (говорит способ проверки учителю на ухо).

Пока не можем сказать, т.к. не можем доказать точность написания слова.

Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение

(коммуникативные и познавательные УУД)

В этих словах встретили орфограммы, которые мы умеем проверять: безударная гласная в корне слова; парная согласная в конце и в середине слова.

Написание букв в этих словах не подходит ни к одной известной нам орфограмме: не «безударная гласная»,  не «парные согласные».

Да, можно, так как есть выбор написания.

1.Определить тип этой орфограммы.

2.Способ проверки ее написания - это наша задача.                                               Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение(коммуникативные и познавательные УУД)

Дети работают самостоятельно

Называют слова и объясняют, почему они их называют родственными.

звезда – звёздный,

грустить - грустный ,

уста – устный,

слово «вода», «водить» лишние, так как не являются родственными

В словах звёздный, грустный , устный звуки [д] и [т] не произносятся, но буквы д и т пишутся

Неслышимые, исчезающие - непроизносимые                         Ребята строят рассуждения об объектах, высказываются в устной форме (познавательные  УУД)

В некоторых словах буквы т и д пишутся, но звуки не произносятся. Согласные, которые не произносятся, называются непроизносимыми согласными.

Читают правило в учебнике, с. 125, сравнивают его со своим определением.

В таких словах это опасные места, можно ошибиться при написании, поэтому буквы т и д - это орфограммы.

Запоминать, проверить.

(Возвращаются к парам родственных слов.)

Да, можно, с помощью однокоренных слов, т.к. в них и буквы пишутся т и д, и произносятся звуки [т], [д]; корни однокоренных слов пишутся одинаково.

Ребята анализируют объекты проводят классификацию по различным критериям, (познавательные  УУД)

Читают правило на с.125.упр.295

Работа в парах.

(Взаимопроверка)

честь - честный, хруст – хрустнуть

В проверочных словах есть буква т.

Учащиеся  обобщают полученные знания, сами формулируют правило

(познавательные и регулятивные  УУД)

А.С. Пушкина.

Солнечный – солнце,

прелести – прелестный

Ошибки нет. т.к. чудеса, чудесный, чудо в однокоренных словах нет буквы т.

Пишут, выделяют орфограммы.

Дети учитывают выделенные учителем ориентиры действий, подводят под понятие, устанавливают аналогии. выполняют учебные действия

(познавательные ,регулятивные  и коммуникативные УУД)

Орфограмма.

Мы познакомились с новой орфограммой - непроизносимые согласные звуки, сформулировали правило проверки непроизносимого согласного звука

Орфограмма, однокоренные слова,

звук, буква.

Обозначать звуки буквами.

Выбирать пары родственных слов.

Учащиеся обобщают полученные знания

(познавательные УУД)

( Дифференцированные задания)

Учащиеся ориентированы на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу, формулируют собственное мнение и позицию, используют устную и письменную речь для регуляции своего действия (коммуникативные, познавательные и личностные УУД).

              Список используемой литературы :

1).Асмолов А.Г. Пособие для учителей «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». -М. 2008.

2).Дмитриева О.И., Фефилова Е.П.Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс: к учебнику Рамзаевой Т.Г.«Русский язык» 3 класс Москва: ВАКО 2008.

3). Рамзаева Т.Г.«Русский язык» Учебник для 3 класса Москва: ДРОФА 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал на тему "Использование ИКТ на уроках начальной школы"(презентация)

Краткий обзор понятия ИКТ. Место ИКТ  на уроках  в начальных классах. Использование презентаций на различных этапах урока. Рекомендации по разработке презентаций к урокам....

Доклад по теме "Использование ИКТ - технологий в начальной школе"

Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного ...

Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения".

Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения"....

Статья на тему «Использование информационных технологий в начальной школе психолого-педагогической поддержки»

Использование информационных технологий в школе психолого-педогагической поддержки.Данный материал предназначен для учителей начальных классов....

Статья на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"

Учитель может внести существенный вклад в укрепление здоровья своих учеников в период, когда они находятся в школе....

Статья на тему: Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Статья о использовании здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе может быть полезна не только учителям начальной школы, но и учителям-логопедам, учителям, реализующим ФГОС ООН ОВЗ, та...